Бюджетные инвестиции в строительные работы
«Руководитель автономного учреждения», 2011, N 5
Как известно, автономные учреждения не подпадают под действие Закона о госзакупках . Однако здесь возможно исключение — осуществление данными учреждениями бюджетных инвестиций, которые направляются на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов государственной собственности . Какие работы относятся к реконструкции? С какими проблемами может столкнуться учреждение при размещении подобных заказов?
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно проекту комплексных рекомендаций по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, подготовленному Минфином.
На балансе государственных или муниципальных учреждений находится определенное количество различных объектов недвижимости. Они, как правило, периодически нуждаются в капремонте, реконструкции, или же учреждению требуются новые площади. Эти задачи могут быть решены с помощью бюджетных инвестиций.
В частности, в отношении федеральных АУ действует Постановление Правительства РФ N 1204 . Нормативный акт предусматривает в 2011 г. бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением в определенном порядке федеральных БУ и АУ в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.
Постановление от 31.12.2010 N 1204 «О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений».
Реконструкция или капремонт?
Прежде всего разберемся с определениями видов ремонта и реконструкции. Они приводятся в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденном Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее — Положение). В частности, согласно Приложению N 1 к Положению под капитальным подразумевается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. А реконструкция — это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения качества обслуживания, увеличения объема услуг. То есть эксплуатационные показатели здания могут меняться в обоих случаях, однако при реконструкции улучшение данных показателей является главной целью производимых работ.
Примерный перечень работ по капитальному ремонту в зданиях жилого и иного коммунального назначения приведен в Приложении N 9 к Положению. В частности, в Перечень входят следующие виды работ:
Согласно п. 5.1 Положения капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные аналоги, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В то же время п. 5.3 Положения определяет, что при реконструкции зданий помимо работ, выполняемых при капремонте, могут осуществляться:
Кроме того, при реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.
Таким образом, перечни строительных работ, которые могут проводиться в рамках капремонта и реконструкции, пересекаются. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо оценивать, произойдет ли улучшение основных эксплуатационных показателей здания или отдельных помещений и, соответственно, можно ли отнести производимые строительные работы к реконструкции.
«Подводные камни» заказа
Что касается непосредственно процедуры госзаказа, одной из основных проблем здесь является отсутствие у сотрудников государственных и муниципальных учреждений, ответственных за это направление работы, необходимого профессионального опыта, что не лучшим образом отражается на качестве исполнения размещенного заказа. Об этом в ходе VII Всероссийского форума-выставки «Госзаказ — 2011», прошедшего в Москве в международном выставочном центре «Крокус-ЭКСПО», рассказала директор Центра профессионального образования Байкальского государственного университета экономики и права Т.Г. Дорошенко.
Как пояснила Т.Г. Дорошенко, высшие учебные заведения, в частности Байкальский государственный университет экономики и права, на балансе которого сегодня находится 73 объекта недвижимости, время от времени выступают в качестве государственных заказчиков на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) зданий и строений. Однако нередко представители госзаказчика готовят техническое задание на участие в электронном аукционе, фактически не понимая смысла этого техзадания. Более того, некоторые заказчики настроены на то, чтобы сметы за них составляли подрядчики, что категорически недопустимо.
Следующая проблема, возникающая при размещении госзаказа на строительство, связана со знанием действующего законодательства. Как показывает практика, не многие госзаказчики информированы о том, что на проведение строительных работ можно приглашать только подрядную организацию, имеющую допуск на генподряд. Так, согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» заказчики теперь должны требовать выданные саморегулируемой организацией (СРО) допуски к работам по организации подготовки проектной документации или по организации строительства (то есть генподряду), но не специальные допуски к видам работ.
Подобный подход связан с тем, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в редакции указанного выше Закона выполнение строительных работ всегда предполагает деятельность по организации строительства. Таким образом, затребование свидетельства о допуске к работам по организации строительства обязательно во всех случаях размещения заказа на работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции. И это, безусловно, сужает круг потенциальных исполнителей заказа. «Например, одна из крупнейших СРО Байкальского региона насчитывает около 500 членов — строительных компаний и лишь 120 из них имеют допуск на генподряд (организацию строительства), — отметила Т.Г. Дорошенко. — Остальные получили только допуски на моноработы (монтаж оборудования, электротехнические работы и т.п.), и потому принимать самостоятельное участие в выполнении госзаказа в соответствии с действующими нормами законодательства они не могут».
На этапе размещения госзаказа возникает еще одна сложность. По словам Т.Г. Дорошенко, когда бюджетные учреждения закупают различные виды товаров, в первой части заявки на электронный аукцион поставщики должны выразить согласие на поставку соответствующей продукции или ее эквивалента. При закупках бюджетными и автономными учреждениями строительных работ ситуация иная. Помимо согласия на выполнение работ, участнику госзаказа необходимо представить информацию о тех материалах, с помощью которых они будут выполнены. Например, строители в первой части заявки в обязательном порядке должны указать, какая именно фракция гравия будет использована при проведении заявленного вида работ. В противном случае государственный заказчик обязан снять строительную компанию с процедуры аукциона.
Источник
Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности
СТ 79 БК РФ
1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
3. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:
федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
федеральных государственных учреждений стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, принимаются в форме правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).
3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.
Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Решения об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.
4. Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.
Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:
цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
положения, устанавливающие права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, государственных (муниципальных) контрактов;
ответственность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
положения, устанавливающие право органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;
положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.
Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
4.1. В случаях, определенных федеральными законами (за исключением федерального закона о федеральном бюджете), иными нормативными правовыми актами о создании публично-правовых компаний, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям может предоставляться право на заключение и исполнение от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), являющихся государственными заказчиками, передавших государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (за исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения указанных объектов), которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты капитального строительства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за государственными учреждениями либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий, а также увеличением уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.
Передача объектов капитального строительства в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При передаче государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям или иным юридическим лицам полномочий, предусмотренных настоящим пунктом, на них распространяются положения, установленные пунктом 4 настоящей статьи для бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
5. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
6. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа бюджетного или автономного учреждения или организационно-правовой формы государственного (муниципального) унитарного предприятия, являющихся получателями субсидий, предусмотренных статьей 78.2 настоящего Кодекса, на казенное учреждение после внесения соответствующих изменений в решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в указанные объекты с внесением соответствующих изменений в ранее заключенные бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием договоры в части замены стороны договора — бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на казенное учреждение и вида договора — гражданско-правового договора бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на государственный (муниципальный) контракт.
Комментарий к Ст. 79 Бюджетного кодекса РФ
1. Бюджетные инвестиции могут осуществляться в следующих формах:
— путем предоставления инвестиционных кредитов юридическим лицам;
— путем приобретения в государственную и муниципальную собственность ценных бумаг (финансовые инвестиции);
— путем вложения бюджетных средств в основные средства юридических лиц;
— путем приобретения объектов недвижимости, оборудования и иных средств производства в государственную или муниципальную собственность.
Комментируемая статья посвящена последним двум формам бюджетных инвестиций. К первым двум формам применяются положения ст. ст. 75, 77 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).
Бюджетные инвестиции в форме вложения в основные средства юридических лиц представляют собой размещение бюджетных средств в уставные фонды, уставные капиталы и складочные капиталы таких организаций, что влечет приобретение Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями вещных или обязательственных прав в отношении имущества данных юридических лиц (см. п. 2 ст. 48 ГК РФ).
Если бюджетные инвестиции осуществляются в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, то к отношениям, возникающим при этом, применяются также положения ст. 80 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).
Бюджетные инвестиции в государственные и муниципальные унитарные предприятия могут осуществляться путем создания новых унитарных предприятий или путем передачи бюджетных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление уже существующих унитарных предприятий. При создании новых унитарных предприятий им предоставляются бюджетные средства или иное государственное (муниципальное) имущество в размере не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, за счет чего формируется уставный фонд таких предприятий (см. подп. «г» п. 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482). Если бюджетные инвестиции осуществляются в уже существующие унитарные предприятия, то должно быть принято решение об увеличении их уставного фонда, что влечет внесение необходимых изменений в устав унитарного предприятия, которому предоставляются бюджетные инвестиции (о внесении изменений в устав унитарного предприятия см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», который вступает в силу с 1 июля 2002 г.).
Бюджетные инвестиции в форме приобретения объектов недвижимости, оборудования и иных средств производства в государственную или муниципальную собственность осуществляются посредством заключения государственных или муниципальных контрактов, которые по своему содержанию могут носить характер договоров купли — продажи или подряда (см. статью 72 Бюджетного кодекса РФ и комментарий к ней). Приобретенные таким образом средства производства подлежат передаче в хозяйственное ведение профильных унитарных предприятий с одновременным увеличением их уставного фонда на стоимость передаваемого имущества. Также приобретенные в государственную или муниципальную собственность объекты могут передаваться в аренду иным юридическим лицам либо вноситься в их уставные (складочные) капиталы.
2. Бюджетные инвестиции могут осуществляться только на основании того, что расходы на их финансирование будут предусмотрены соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В случае если бюджетные инвестиции будут предусмотрены федеральными или региональными целевыми инвестиционными программами, то расходы на их финансирование будут осуществляться главным образом в форме субсидий и субвенций (см. ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и комментарий к ней).
3. Объектом федеральных бюджетных инвестиций может быть имущество, приобретаемое в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность. Для выделения средств федерального бюджета в целях их инвестирования в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности соответствующие затраты должны быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу или в федеральную целевую программу. Включение таких затрат в федеральные программы происходит на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).
4. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ (см. комментарий к ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Источник