Капитальное строительство бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства

«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 10

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетными инвестициями признаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В этой статье рассмотрим порядок предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям, а также порядок их отражения в бухгалтерском учете.

Из п. 1 ст. 79 БК РФ следует, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также с нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций устанавливается:

  • Правительством РФ — в отношении федеральных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении учреждений субъектов РФ;
  • местной администрацией — в отношении муниципальных учреждений.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций субъектами РФ (муниципальными образованиями)

Как было указано выше, в отношении учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок предоставления бюджетных инвестиций утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В качестве примера приведем нормативные документы некоторых субъектов РФ (муниципальных образований), утвердивших порядок предоставления бюджетных инвестиций:

  • Постановление Правительства Нижегородской области от 29.11.2010 N 840 «О предоставлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Нижегородской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Нижегородской области»;
  • Постановление Правительства Ленинградской области от 26.08.2011 N 272 «О предоставлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ленинградской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений Ленинградской области»;
  • Постановление администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района МО от 15.06.2012 N 461-п «Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, автономными бюджетным учреждениям городского поселения Сергиев Посад».

Порядок предоставления бюджетных инвестиций в этих документах сводится к следующему:

  1. бюджетные инвестиции бюджетным и автономным учреждениям предоставляются органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя;
  2. бюджетные инвестиции предоставляются в соответствии с договором (соглашением), заключенным между органом, осуществляющим полномочия учредителя, и бюджетным или автономным учреждением. В нем предусматриваются следующие условия:
  • право органа, осуществляющего полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий, установленных заключенным договором (соглашением);
  • порядок возврата в областной бюджет сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных органом, осуществляющим полномочия учредителя, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий, определенных заключенным договором (соглашением), а также сумм, не использованных в текущем финансовом году, при отсутствии наличия потребности направления их на те же цели в соответствии с решениями органов, осуществляющих полномочия учредителя — главного распорядителя средств областного бюджета. В случае наличия потребности в использовании таких остатков на те же цели устанавливаются условия о принятии учредителем решения о возвращении их учреждениям в очередном финансовом году;
  • порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной органом, осуществляющим полномочия учредителя;
  • перечисление бюджетных инвестиций осуществляется в соответствии с заявками и сроками платежей, которые установлены договором (соглашением), на лицевые счета, открытые в министерстве (комитете) финансов, либо на расчетные счета государственных автономных учреждений, открытые в кредитных организациях.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 21 Инструкции N 157н операции, производимые за счет средств бюджетных инвестиций, подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета с кодом вида деятельности 6 в следующем порядке:

  1. Поступление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на отдельный лицевой счет:
Читайте также:  Инвестирую под 15 процентов годовых

а) в учете бюджетного учреждения (п. 94 Инструкции N 174н ):

Дебет счета 6 201 11 510 «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 6 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»;

б) в учете автономного учреждения (п. 97 Инструкции N 183н ):

Дебет счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

Кредит счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам».

  1. Капитальные вложения в основные средства учреждения, произведенные за счет бюджетных инвестиций:

а) в учете бюджетного учреждения (п. 51 Инструкции N 174н):

Дебет счета 6 106 xx 310 «Вложения в нефинансовые активы»

Кредит счета 6 302 xx 730 «Увеличение расчетов по принятым обязательствам»;

б) в учете автономного учреждения (п. 51 Инструкции N 183н):

Дебет счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы»

Кредит счета 6 302 xx 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

  1. Начисление доходов по бюджетным инвестициям в сумме подтвержденных отчетом капитальных вложений (затрат, расходов):

а) в учете бюджетного учреждения (п. 93 Инструкции N 174н):

Дебет счета 6 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»;

б) в учете автономного учреждения (п. 96 Инструкции N 183н):

Дебет счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Кредит счета 6 401 10 180 «Прочие доходы».

  1. Возврат в бюджет неиспользованного остатка бюджетных инвестиций:

а) в учете бюджетного учреждения (п. 93 Инструкции N 174н):

Дебет счета 6 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 6 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»;

б) в учете автономного учреждения (п. 96 Инструкции N 183н):

Дебет счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Кредит счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

  1. Списание капитальных вложений, произведенных за счет бюджетных инвестиций:

а) в учете бюджетного учреждения:

Дебет счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»

Кредит счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы»;

б) в учете автономного учреждения:

Дебет счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»

Кредит счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы».

  1. Принятие к учету объекта капитального строительства, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления:

а) в учете бюджетного учреждения (п. 118 Инструкции N 174н):

Дебет счета 4 101 xx 310 «Основные средства»

Кредит счета 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителями»;

б) в учете автономного учреждения (п. 119 Инструкции N 183н):

Дебет счета 4 101 xx 000 «Основные средства»

Кредит счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример. На строительство спортивного зала бюджетному образовательному учреждению за счет средств бюджета субъекта РФ выделены бюджетные инвестиции в сумме 5 000 000 руб. Средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК. Учреждением был заключен договор со строительной организацией. В установленные сроки строительство объекта было завершено, объект передан в оперативное управление учреждению и введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Предоставление бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям

Порядок предоставления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204.

Этим документом предусмотрено, что предоставление в 2012 г. бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ (далее — объекты), находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений (включая бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ) и федеральных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными федеральными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. При этом федеральные бюджетные и автономные учреждения должны быть занесены в установленном порядке в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета — федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Читайте также:  Be quiet system power 9 майнинг

Разъяснения о порядке предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2012 г. приведены в Письме Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 .

Письмо Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 от 03.02.2012 «О продлении на 2012 год порядка предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204».

В Письме указано, что федеральным бюджетным и автономным учреждениям, выполняющим функции государственного заказчика, в заключенных после 1 января 2011 г. государственных контрактах на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов государственной собственности РФ необходимо обеспечить условие, предусматривающее замену с 1 января 2013 г.:

  • стороны контракта — Российской Федерации на федеральное бюджетное или автономное учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции;
  • государственного контракта на договор;
  • реквизитов счетов, с которых будет осуществляться оплата вытекающих из указанного договора денежных обязательств федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Если при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ были заключены трехсторонние государственные контракты, в которых федеральные органы государственной власти выступают в качестве государственных заказчиков, а учреждения — в качестве застройщиков, то оплату денежных обязательств по таким контрактам необходимо осуществлять с учетом следующих особенностей:

  1. Государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (ст. 72 БК РФ). Заключение государственными заказчиками (федеральными органами государственной власти) государственных контрактов, предусматривающих условие, что оплата денежных обязательств осуществляется застройщиками (учреждениями), противоречит указанным нормам БК РФ, поскольку они не могут принимать бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. В силу чего федеральным органам государственной власти необходимо обеспечить внесение изменений в указанные государственные контракты, предусмотрев, что застройщикам (учреждениям) можно только поручить, например, организацию и управление работами на стройках и объектах, осуществление в установленном порядке строительного контроля, проверку обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты, и т.д.

При этом застройщикам (учреждениям) не может быть поручена оплата денежных обязательств по заключаемым в 2012 г. государственным контрактам, согласование справок о стоимости выполненных работ (услуг), подписание актов приемки выполненных работ (услуг) и иной первичной документации по учету работ в капитальном строительстве по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.

  1. Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства учреждений на основании заключенных ими государственных контрактов (договоров) осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых им в установленном порядке в органах Федерального казначейства, с учетом следующих особенностей:
  • при наличии у учреждения таких счетов оплата денежных обязательств при осуществлении ими бюджетных инвестиций осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на указанные лицевые счета, на основании представленных учреждениями в ОФК платежных документов;
  • если в 2012 г. в установленном порядке была представлена заявка на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, то до момента исключения реквизитов учреждения из сводного реестра эта заявка может быть аннулирована соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с положениями п. 4.9 Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н.
Читайте также:  Разгон видеокарты amd radeon rx 580 4gb для майнинга

Отзыв такой заявки осуществляется путем представления в Федеральное казначейство уведомления об аннулировании заявки на включение (изменение), исключение реквизитов участников бюджетного процесса в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета с указанием в графе «Основание для аннулирования заявки» причины аннулирования — «Бюджетные инвестиции»;

  • если у учреждения отсутствует лицевой счет получателя бюджетных средств в ОФК, он открывается в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н.
  1. Расходы, осуществляемые учреждениями в рамках бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», с указанием:

а) целевых статей Классификации расходов бюджетов, предназначенных для отражения расходов на реализацию соответствующих инвестиционных проектов;

б) видов расходов группы 400 подгруппы 410 в разрезе элементов (соответственно по элементам 413 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа», 414 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа», 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям»);

в) статей и подстатей Классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:

  • расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • расходы, осуществляемые в целях строительства (реконструкции) объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи), исходя из их экономического содержания.

В Письме Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 отмечено, что учреждения в 2012 г. обязаны обеспечить ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в части операций по бюджетным инвестициям в порядке, установленном Инструкциями N N 157н, 162н , 191н .

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Пунктом 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ , п. п. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям в виде бюджетных инвестиций, подлежат перечислению в бюджет. При наличии потребности в использовании таких остатков на те же цели учредителем может быть принято решение о возвращении их учреждениям в очередном финансовом году.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Источник

Оцените статью