Какую организацию может создать ребенок

Как создать детское общественное объединение

Как же создать детскую организацию, какие при этом возникают вопросы и про­блемы? Важно помнить, что создать объедине­ние могут сами дети, это записано в Кон­венции о правах ребенка. В ней ребенком признается человеческое существо от рождения и до 18 лет. Однако без участия взрослых такое объединение не будет за­регистрировано. Право создать объедине­ние имеют и взрослые, что нашло отра­жение в Законе РФ «Об общественных объединениях». Организация, как, впрочем, и любой другой вид объединения, — отряд, дружина, общество и т.д., — дело сугубо добровольное и не обязательное для всех. Этим положением и следует ру­ководствоваться директору школы или другому инициатору.

Все остальное фиксирует документ, ре­гулирующий или регламентирующий де­ятельность конкретного вида объедине­ния; организации, союза, ассоциации, отряда, дружины и т.п., на конкретном пространстве. Федеральный закон, соответствующие нормативно-правовые акты субъектов России поддерживают все виды детского движения: и организации, и общества, и объединения, и отряды. Право выбора за самими создателями (или создателем). Это формирование может быть не только организацией. Очень важен вопрос о цели взрослого, желающего объединить подростков. Ор­ганизаторы и будущие участники (члены) детского объединения должны осознать, для чего они хотят объединиться. Может быть, для того чтобы совместно заботить­ся о каком-то больном или слабом, о сво­ем поселке, о природе, о животных.

Организация хороша уже тем, что в ней существуют правила (взрослые устанавли­вают их вместе с ребятами), а подростки всегда любят игры по правилам. С их по­мощью будут строиться отношения, пла­нироваться конкретные дела. Здесь важ­но участие самих подростков. Учителя и воспитатели должны развивать инициати­ву ребят. Позаботиться надо только об одном — чтобы инициатива была полез­ной и значимой для школы, для поселка, для города, для них самих.

Организация — это определенный стиль, тон отношений, который задается установленными в ней законами, прави­лами и традициями. При этом педагоги­ческому коллективу и школе в целом важ­но занять свободное время своих учени­ков полезным делом, оградив их тем са­мым от дурной компании. Если между детьми, членами организации и руководством школы возникает конфликт (и такое бывает), то оптимальны выход из него — переговоры, путь к регулированию и оформлению отношений, т.е к совместной разработке правил (они могут быть и неписаными), касающихся наиболее типичных случаев жизни в школе. Конфликтов, скорее всего, удастся избежать, если будет составлен договор.

Правомерен вопрос, с чего начинать. Если речь идет об организации, то лучше сначала определиться с ее образом, ста­тусом, характером, базой, программой (или основными направлениями) дейст­вий, а уж потом искать тех, кому эти идеи более всего по душе.

Еще лучше создать для начала неболь­шую команду сторонников из подростков и с ними обсудить главную идею. Что ка­сается других видов формирований — движения, клуба, союза и т.п., то возмо­жен и иной порядок: при наличии идеи и человека, ее «носителя» детали уже дора­батываются и уточняются в процессе тех дел, проектов и программ, за которые объ­единение взялось с первых шагов.

Как показывает практика, серьезные затруднения у организаторов новых дет­ских объединений вызывает создание до­кумента (Устава, Положения и др.), осо­бенно формулирование цели и результа­та. Многое из того, что ясно для взрослых, для детей сложно. Можно предложить со­здать сразу два документа, один — для де­тей и, возможно, с их участием (кратко из­ложенные и понятные законы или прави­ла, привлекательные символы, стимулы), другой — для взрослых в котором развер­нуто, подробно раскрываются цель, направ­ления, содержание деятельности, структу­ра и прочее.

Есть организации (к примеру, скаут­ская), которые придают созданию доку­ментов очень большое значение. С таким опытом стоит ознакомиться, чтобы поду­мать над собственными вопросами и про­блемами. В своих авторских проектах и программах следует предусмотреть раздел «Ожидаемые результаты».

В начале 90-х прошлого века в школах запрещены политические объединения, но общественные неполитические могут действовать. Они еще только начинают складываться в детской среде. В их составе могут быть девочки и мальчики разного возраста, которые приходят в объединение добровольно. Руководство ими берут на себя тоже взрослые-добровольцы. Местом базирования таких объединений сегодня являются не только школы, но и клубы по месту жительства, спортивные клубы, дома офицеров и дома культуры. Закон РФ «Об общественных объединениях» потребовал нового подхода к деятельности и отношениям педагогических коллективов и детских общественных объединений. Многие школы, отказавшись от прежнего опыта, не захотели осваивать новый. Подростки получили право выбрать, в какое именно объединение им вступать. И если в той или иной школе нет какой-то организации или объединения, то это вовсе не означает, что ее ученики никуда не входят. Скорее это свидетельствует об отсутствии ясных представлении у руководства и педагогов многих школ об отношении подростков к общественной деятельности.

Для того чтобы знать, какие школьники и в каких именно сообществах участ­вуют, необходимо организовать специ­альное исследование, обратившись к подросткам и к их родителям с просьбой заполнить анкету. Затем полученные дан­ные обработать: посчитать, проанализи­ровать, выявить тенденции, составить аналитическую записку (справку), кото­рая поможет педагогическому коллекти­ву в воспитательной работе. Результаты полезно сначала обсудить на семинарах классных руководителей, воспитателей, на педагогическом совете школы, роди­тельском комитете, родительских собра­ниях в классах и общешкольном роди­тельском собрании, а также на встрече руководителей школы и родительского комитета, затем ознакомить с ними ор­ганы школьного самоуправления, выбрав оптимальный вариант подачи получен­ной информации.

Руководители школы, родительский комитет, орган ученического самоуправ­ления вместе сумеют договориться о том, какие шаги предпринять. Все поступив­шие в процессе обсуждения предложения составят основу для плана школы по вза­имодействию с детским объединением или представителями разных формирова­ний. Вполне возможно, что идей, в том числе оригинальных, у самих ребят будет много. Начните с анкетирования, учиты­вая условия, в которых вы работаете, и особенности подростков (их интерес к общественной жизни). Не забудьте толь­ко организовать рабочую группу, которая под руководством опытного исследовате­ля (его необходимо назначить приказом) проведет обработку полученных данных и подготовит аналитическую справку с не­обходимыми предложениями.

(Семенов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. – 2004. № 5. С.30-38)

Источник

Нормативно-правовые основы деятельности детских мо

В современном обществе любая более или менее организованная деятельность регулируется определенным нормативным актом, инструкцией, положением, уставом, законом и т.п. Это в полной мере касается и деятельности граждан, изъявивших желание объединить свои усилия для достижения той или иной цели с помощью общественной организации.
Рассмотрение нормативно-правовых основ деятельности детских и молодежных общественных организаций начнем с международного нормативного документа «Всеобщей декларации прав человека», принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. В статье 20 данной «Всеобщей декларации …» говорится, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию».
Этот основополагающий международный документ, которым должны руководствоваться практически все страны, входящие в Организацию Объединенных Наций (ООН), официально провозгласил право любого человека в любой стране создать ассоциацию для выражения своих интересов и защиты своих прав. Естественно, что это право в полной мере распространяется и на детей и молодых людей школьного возраста.
Второй международный правовой акт, который имеет непосредственное отношение к регулированию вопрос создания и деятельности общественных организаций или объединений — это «Конвенция о правах ребенка», которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, в статье 15 зафиксировала положение о том, что «государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний».
Специально подчеркнем, что речь идет о детях, поскольку очень часто при рассмотрении вопросов создания и регистрации общественных организаций у взрослых возникает недоумение: «А причем здесь дети?» Комментировать данную статью «Конвенции о правах ребенка», где прямо говорится о том, что признается право именно «ребенка на свободы ассоциаций», особой необходимости нет, но вместе с тем, важно подчеркнуть, что ребенок имеет право на объединение в любые интересные для него ассоциации, клубы, команды, группы и т.п. В международных правовых документах используется термин «ассоциация», что означает «союз, объединение, участники которого связаны одной целью, осуществляют однородную деятельность». Именно с этой точки зрения следует рассматривать право ребенка на свободу создавать по своей инициативе и по своему желанию любые союзы, группы, команды и прочее. Главное для таких ассоциаций – осознание общей цели и совместная деятельность по ее достижению.
Основной закон нашего государства — Конституция Российской Федерации — в статье 30 провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Как видим из текста данной статьи, Конституция Российской Федерации уточняет нормативные требования выше указанных международных документов и закрепляет право граждан нашей страны «… на объединение … для защиты своих интересов». Подчеркиваем, что это право имеет каждый гражданин Российской Федерации независимо от пола, возраста, уровня образования и т.д. Следовательно, правом объединяться в любые, не противоречащие законодательству Российской Федерации, организации, объединения обладают и дети школьного возраста. Далее этот аспект будет рассмотрен более подробно.
Ведущим законом, регулирующим все основные вопросы создания, регистрации, организации деятельности объединений граждан, является Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», принятый 19 мая 1995 г. Подробно рассмотрим основные статьи данного закона, которые непосредственно связаны с детскими (молодежными) общественными организациями (объединениями). Прежде всего, в статье 3 «Содержание права граждан на объединение» раскрыто содержание данного права: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».
Обращаем внимание на несколько основных аспектов процитированной статьи. Во-первых, закон фиксирует добровольность объединения, то есть любой гражданин, в том числе и ребенок, самостоятельно и сознательно делают выбор в пользу того или иного общественного объединения, а также воздерживаться от вступления и право выхода из общественного объединения, если ребенка что-то не устраивает его. Во-вторых, основной смысл объединения граждан – защита общих интересов и достижения целей, в том числе по отношению к детям — не чьих-то чужих, включая родителей и иных взрослых, а своих «детских (молодежных)».
Это положение важно принять с самого начала – детская (молодежная) общественная организация – это объединение детей и/или молодежи на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. В противном случае мы получаем внешнюю по отношению именно к интересам ребенка ассоциацию, объединение, организацию. Но в следующем абзаце данной статьи Закона «Об общественных объединениях», четко указано, что «создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан». Еще раз фиксируем – общественные объединения способствуют реализации прав и законных интересов граждан. Именно самих граждан, а не других должностных лиц, учреждений или органов власти.
Кроме того, государство делает следующий шаг, гарантируя гражданам право на создание общественных объединений: «Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов».
Обращаем ваше внимание на положение данной статьи Закона «Об общественных объединениях» о том, что создание общественных объединений возможно «без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления». Это означает, что группа граждан (читаем – «детей и молодежи») может объединяться для защиты своих интересов, не спрашивая «разрешения» органов власти. Достаточно осознать свои интересы и найти тех, кто эти интересы разделяет и готов их защищать, объединив свои усилия, создав соответствующую организацию, например, общество защиты прав старшеклассников.
Продолжая эту линию предоставления широких прав граждан на объединение граждан без официального разрешения органов власти, статья 3 Закона «Об общественных объединениях» фиксирует положение о том, что «создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».
Следовательно, детские (молодежные) общественные организации могут не регистрировать факт своего создания и начала деятельности, связанной с защитой прав своих членов. Это во многом облегчает процедуру создания именно детских (молодежных) общественных организаций, которые могут возникать по инициативе школьников или с помощью педагогов, как видим, при этом проходить процедуру государственной регистрации необязательно.
Далее Закон «Об общественных объединениях» в статье 5 «Понятие общественного объединения» раскрывает содержание данного понятия: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Данное определение еще раз подчеркивает принцип «добровольности» объединения граждан. А следующий принцип «самоуправления» является тем самым основанием типичной и масштабной ошибки смешения двух форм детской социальной активности, о которой мы уже писали во введении – участие в деятельности детской (молодежной) общественной организации и работы в органах ученического самоуправления. Дело в том, что и в том и другом случае – основа принцип самоуправления. И там и там это ведущий принцип сознания – в первом случае – детской (молодежной) общественной организации, а во втором — органов ученического самоуправления. Но это не означает, что наличие одного и того же принципа автоматически объединяет оба вида социальной активности школьной молодежи.
Следующее понятие раскрывается в статье 6, которая объясняет содержание термина «член общественного объединения». Итак, «членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения».
Таким образом, мы видим, что ребенок, выразивший желание принимать участие в деятельности детской (молодежной) общественной организации должен добровольно написать личное соответствующее заявление. Именно это индивидуальное заявление и является юридическим основанием для вступления в детскую (молодежную) общественную организацию. Отсутствие такого личного заявления является нормативной основой для проверяющих органов усомниться в добровольности участия ребенка в деятельности такой организации.
В этой же статье дается определение понятия «участники общественного объединения», которыми признаются «… физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом». Следовательно, для участия в различных акциях и мероприятиях того или иного общественного объединения ребенок может и не оформлять с ним официальных отношения путем личного индивидуального заявления, достаточно просто принимать участие в любых акциях, разумеется, на основе добровольности.
Еще раз внимательно изучите положения, зафиксированные в статье 6 Закона «Об общественных объединениях», которые четко определяют различия между членом и участником общественного объединения:
— член общественного объединения — оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами;
— участник общественного объединения — без обязательного оформления условий своего участия.
Далее в законе (статья 8) дается расшифровка понятия «Общественная организация», под которой подразумевается » . основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». Следовательно, главное отличие общественной организации – наличие членства, то есть детей и молодежи, которые написали личное заявление о том, что они знают основные положения устава данной общественной организации и готовы лично участвовать в ее деятельности. Если таких заявлений нет, то объединение, которое создано взрослыми, нельзя назвать «детской (молодежной) общественной организацией.
Статья 9 данного закона «Общественное движение» раскрывает это понятие: «Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения». Опираясь на это определение данного закона, можно смело говорить о том, что в вашей школе действует именно общественное объединение, если дети и старшие школьники просто участвуют в определенных, предлагаемых или самими взрослыми, или другими активистами, акциях или мероприятиях. Ничего предосудительного в этом нет, но важно называть имеющееся общественное объединение именно «детским (молодежным) общественным объединением», а не детской (молодежной) общественной организацией, если в ней нет членства и учета членов организации.
На первый взгляд, читателю может показаться, что это лишь формальный вопрос. Существует достаточно распространенное мнение о том, что ребенку все равно, как называется то объединение, куда его приглашают и где ему предлагают интересные для него программы. Сторонники этой точки зрения свое основное внимание сосредотачивают на предложении именно программ деятельности. Можно было бы согласиться с этой точки зрения, если бы не наличие норм Закона «Об общественных объединениях», который принят и действует на территории нашей страны. И по мере того, как ребенок растет, растет и его правосознание, у него неизбежно возникают вопросы, связанные с правовым статусом того объединения, в работе которого он принимает непосредственное участие. И чем раньше мы сможем привести в соответствие нормативные документы, которыми определяются взаимоотношения объединения или организации с общеобразовательным учреждением, тем легче мы будем взаимодействовать друг с другом.
Следующая статья 18 «Создание общественных объединений» Закона «Об общественных объединениях» закрепляет положение о том, что «общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений». Обратим внимание на то, что для создания общественного объединения достаточно инициативы трех человек, именно так расшифровывается понятие «физическое лицо», то есть обычный человек. Разумеется, надеяться, что завтра во всех школах инициативные старшеклассники будут самостоятельно создавать и регистрировать общественные организации или объединения, не стоит. Но вместе с тем, наша педагогическая задача – разъяснять права школьников, в том числе, и данное право создавать общественные объединения минимальным числом инициативных граждан.
Не менее сложный вопрос о роли взрослого в процессе создания детской общественной организации. Если еще раз внимательно прочитать текст статьи 18, то мы не найдем никаких ограничений по возрасту, а статья 19 «Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений» четко и конкретно фиксирует, что «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет». Следовательно, если рассуждать гипотетически, то группа ребят в возрасте после 8 лет, имеет полное право, объединив свои усилия (числом не менее трех), создать детскую общественную организацию, причем в соответствии со статьей 3 Закона «Об общественных объединениях» без всякой государственной регистрации и оповещения взрослых о том, что они создали такую общественную организацию. И в этой ситуации мы — взрослые не праве ни помешать, ни вмешиваться в деятельность того сугубо детского объединения, которое дети могут создавать. Пример, у нас у всех перед глазами – «Тимур и его команда», так блестяще описанная Гайдаром. Правда, там были дети постарше, чем 8-9 лет, но сам принцип объединения нескольких детей или подростков в самостоятельную и самоуправляемую организацию – вполне работает и не только в воображении писателей.
Кроме того, эта статья также может стать основой для определенного «педагогического сбоя» — ребенок с 8 лет имеет право стать членом общественной организации, и с 1 класса (то есть примерно с этого же возраста) – имеет право на участие в управлении образовательным учреждением, то есть в ученическом самоуправлении. Поэтому часто и происходит смешение участия ребенка в деятельности детской общественной организации и его право участвовать в ученическом самоуправлении непосредственно или через выборные органы этого самоуправления.
Продолжая анализ Закона «Об общественных объединениях», процитируем статью 27 «Права общественного объединения». В соответствии с данной статьей – «для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:
• свободно распространять информацию о своей деятельности;
• участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
• проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
• учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
• представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
• осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
• выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти».
Для наиболее полной реализации перечисленных выше прав в деятельности именно детской (молодежной) организации необходимо адаптировать их и указать непосредственно в ее Уставе, которым и определяется набор конкретных прав каждого из ее членов.
Для завершения изложения данного материала следует акцентировать внимание на очень важном вопросе — добровольности участия детей и молодежи в деятельности общественных организаций и объединений. Данный вопрос давно и точно зафиксирован в действующем российском законодательстве.

Читайте также:  Как открыть информационную фирму

Пункт 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации гласит: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Так и хочется написать: «Комментарии излишни», поскольку в тексте Основного закона государства совершенно определенно зафиксировано требование не использовать какие-либо формы принуждения к вступлению или пребыванию в любом общественном объединении. Разумеется, не является исключением и рассматриваемые нами детские (молодежные) общественные объединения. Педагогам часто проще формально зачислить в уже существующую детскую общественную организацию всех детей своего класса (или даже всей школы), не обращая внимание на желание самого ребенка. Объяснять, что при этом нарушается норма Конституции Российской Федерации, нам кажется излишним.
Закон «Об образовании» в статье 1. «Государственная политика в области образования» отдельным пунктом 5 специально выделяет и фиксирует нормативное положение о том, что «в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются».
Опять сами собой напрашиваются слова: «Комментарий не требуется!» Но мы все же специально остановимся на этом пункте закона, именно для педагогических комментариев ситуации, которая складывается во многих общеобразовательных учреждениях при формировании того или иного общественного объединения школьников. Ребенок вправе отказаться от любого вида деятельности, предлагаемого любой партии, движения или общественной структуры.
В следующей статье 32 Закона «Об образовании» – «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» закреплено положение о том, что школа в праве осуществлять лишь «координацию в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом;
Дадим более развернутый комментарий данного положения закона.
Во-первых, общеобразовательное учреждение именно координирует, а не внедряет программы одного общественного объединения. Координация предполагает, что общественное объединение, созданное вне данного образовательного учреждения, предлагает свои услуги и с разрешения администрации школы может привлекаться к реализации воспитательных программ. Именно в этом случае общеобразовательное учреждение координирует вопросы, связанные с содержанием предлагаемых программ, графиком их реализации с привлечением школьников и т.д.
Во-вторых, общеобразовательное учреждение открывает возможности для деятельности нескольких общественных детских и молодежных объединений или организаций, а не только той, которая «создана» в данной школе. Это очень сложный вопрос, как разрешить «чужим» организациям привлекать для своих программ и мероприятий «своих» школьников? Но внимательное прочтение статьи 32 позволяет сделать вывод, что речь идет именно о нескольких, а не об одной, единственной общественной организации, хотя с точки зрения педагогов данной школы, конечно, своя организация «удобнее и привычнее».
Но давайте все же смотреть с точки зрения интересов самого ребенка, у которого есть право быть членом нескольких организаций, и с точки зрения Закона «Об образовании», который недвусмысленно требует от школы – координировать деятельность детских (молодежных) общественных организаций и объединений, а не только «патронировать» только свою детскую организацию.
Наконец, в-третьих, общеобразовательное учреждение в праве приостановить реализацию программы той или иной детской (молодежной) общественной организации или объединения, если это противоречит программе развития и воспитательной системе данного образовательного учреждения.
Еще раз подчеркнем, что это принципиально важные положения, которые не следует игнорировать при организации практической работы с детскими (молодежными) общественными организациями или объединениями.

Читайте также:  Клининговая компания своими руками

1. Вопросы
1. Какое положение является важным юридическим различием между членом и участником общественного объединения? В какой статье Закона «Об общественных объединениях» это положение зафиксировано?
2. Какими статьями каких законов регулируется право ребенка состоять в детской общественной организации или по собственной воле выйти из этой организации?
3. С какого возраста ребенок может стать членом детской общественной организации? И что, с вашей точки, зрения может и должен сделать взрослый, чтобы привлечь ребенка к деятельности такой организации?
2. Задания
Задание № 1. Еще раз внимательно изучите Устав своей детской (молодежной) общественной организации. Уточните, кто вы – детская (молодежная) общественная организация или орган ученического самоуправления?

Задание № 2. Изучите приведенный ниже Устав, обозначенный как Устав детской общественной организации. Определите, это общественная организация или орган ученического самоуправления? Обоснуйте свое мнение. Найдите пункты, которые не соответствуют Уставу детской общественной организации, опираясь на те статьи Закона «Об общественных объединениях», которые изложены в тексте данного параграфа.
Устав детской общественной организации учащихся лицея
«Лицейское братство»
1. Общие положения
1.1. Детское общественное объединение «Лицейское братство» является добровольным объединением учащихся лицея, созданным в целях координации внеклассной деятельности учащихся и защиты их прав.
1.2. Правовой основой деятельности являются Конституция Российской Федерации Закон РФ «Об образовании». Закон области «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений области».
1.3. Деятельность организации основывается на принципах добровольности и равноправия, самоуправления и законности.
1.4. «Лицейское братство» имеет собственную символику.
1.5. Местонахождение «Лицейского братства» — лицей.
2. Цели и задачи организации
2.1. Целями «Лицейского братства» являются:
• формирование модели выпускника: свободная, жизнелюбивая, талантливая личность, обогащенная научными знаниями о природе и человеке, готовая к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению;
• максимальное раскрытие наличных и потенциальных возможностей ученика;
• обеспечение социальной и правовой защиты учащихся;
• поддержание и преумножение ценностных традиций лицея.
2.2. Для достижения своих целей «Лицейское братство» решает следующие задачи:
• выявляет и поддерживает творческие инициативы, направленные на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса;
• осуществляет программы и проекты в области выработки ценностных отношений, избрав направления: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек»;
• организует и проводит научно-практические конференции, выставки декоративно-прикладного искусства, смотры, встречи, праздники поэзии, музыки, театра, а также традиционные: «День знаний», «День лицея», «День учителя»;
• осуществляет издательско-информационную деятельность (устные и печатные журналы, стенгазеты, бюллетени, молнии и т.п.);
• участвует в формировании общественного мнения по вопросам жизнедеятельности лицея;
• оказывает моральную и материальную помощь нуждающимся лицеистам из средств, заработанных при проведении ярмарок, концертов, благотворительных акций и т.п.
2.3. «Лицейское братство» осуществляет обмен опытом и совместные программы с близкими по цели детскими общественными организациями.
3. Хозяйственная деятельность организации
3.1. Источниками средств «Лицейского братства» являются добровольные пожертвования физических и юридических лиц на осуществление конкретных программ «Лицейского братства»
3.2. Средства «Лицейского братства» используются на:
• проведение запланированных «Лицейским братством» мероприятий;
• издание журналов и приобретение литературы, звукозаписей, ТСО;
• другие уставные цели;
• оказание помощи остро нуждающимся лицеистам, оказавшимся в кризисной ситуации.
3.3. Доходы «Лицейского братства» не могут распределяться между его членами.
3.4. Финансовые операции (сбор и сохранность) осуществляет казначей, избранный из числа родителей.
3.5. Избранная из числа членов «Лицейского братства» и руководителей педагогов ревизионная комиссия контролирует расходование средств «Лицейского братства» и отчитывается на общих собраниях «Лицейского братства»
4. Органы управления и контроля
4.1. Высшим органом «Лицейского братства» является Конференция членов «Лицейского братства».
4.2. Конференция вправе принимать решения по всем вопросам деятельности «Лицейского братства». К исключительной компетенции Конференции относится:
• изменения и дополнения к Уставу;
• избрание Совета «Лицейского братства», ревизионной комиссии.
• решение вопросов о приеме и исключении из «Лицейского братства».
4.3. Конференция собирается не реже 1 раза в год и принимает решения большинством в 2/3 голосов. Процедура голосования определяется Конференцией.
4.4. Общее руководство «Лицейским братством» между конференциями осуществляется Советом «Лицейского братства».
4.5. К компетенции руководящего органа «Лицейского братства» относится:
• определение основных направлений деятельности «Лицейского братства»
• разработка планов деятельности;
• определение приоритетных направлений;
• утверждение целевых программ, годовых отчетов;
• принятие внутренних нормативных актов;
• установление размеров и направлений использования средств «Лицейского братства»;
• выполнение решений Конференции.
4.6. Совет «Лицейского братства» избирается сроком на 1 год. Численность Совета устанавливается Конференцией. В заседаниях Совета могут принимать участие руководители и педагогические работники с правом совещательного голоса.
4.7. Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в четверть. Заседание Совета считается правомочным, сели на заседании присутствуют не менее 2/3 его состава.
4.8. Глава и Помощник Главы Совета избираются Конференцией тайным голосованием.
4.9. Глава действует от имени «Лицейского братства», представляет его интересы и может делиться с помощником своими полномочиями.
4.10. Глава, Помощник Главы, Совет, ревизионная комиссия, не оправдавшие доверия Конференции участников «Лицейского братства», могут быть в любое время переизбраны Конференцией.
5. Прекращение деятельности.
5.1. Деятельность «Лицейского братства» может быть прекращена по решению Конференции членов «Лицейского братства».

Читайте также:  Компания хочет увеличить рыночную долю своего продукта стратегия стимулирования направлена

Практикумы
Практикум № 1. Перед вами Устав детской общественной организации, который может стать основой для создания такой организации в вашем общеобразовательном учреждении. Доработайте его с учетом особенной вашей школы, лицея, гимназии. При этом учтите возраст, на который рассчитан данный документ.
Устав детской общественной организации «Сибирята»
1. Общие положения
1.1. Детская общественная организация «Сибирята» школы № 1 создана на добровольных началах и ставит своей целью объединение усилий детей и взрослых для добрых и полезных дел, для развития способностей.
1.2. Детская общественная организация «Сибирята» школы № 1 – общественная, самодеятельная, самоуправляемая организация, имеющая свой Устав, свои законы, традиции, символику.
2. Цели и деятельность организации
2. 1. Помочь каждому члену организации жить интересной жизнью, стать сильным, честным человеком. Научиться действовать сообща. Объединить усилия для добрых и полезных дел.
2.2. Основные направления деятельности:
• «Наш край» — знакомство с историей, культурой, традициями родного края.
• «Экология» — познание тайн природы, знакомство с ней.
• «Милосердие» — помощь старшим и младшим, помощь друзьям, попавшим в беду, забота об одиноких и больных, игры с младшими.
• «Труд» — полезные дела для дома, школы, своего района, города, учебы.
• «Красота» — умение видеть прекрасное в природе, взаимоотношениях людей, знакомство с произведениями искусства, участие в фестивалях, концертах.
• «Здоровье» — усвоение принципов здорового образа жизни, закаливания, занятия спортом.
3. Членство в организации. Структура организации.
3.1. Детская общественная организация «Сибирята» школы № 1 объединяет младших школьников от 6, 5 лет до 10 лет.
3.2. Главным органом управления является Совет Сибирят, состоящий из представителей данной организации.
4. Законы, традиции, символика.
4.1. Традиции: Посвящение в Сибирята; Проведение единых праздников; Планирование, подведение итогов.
4.2. Символика: Единая эмблема: веточка кедра с шишечкой на голубом фоне; 4-х цветный флаг (галстук): красный – цвет Отечества, цвет любви к своей Родине, голубой — цвет чистого, мирного неба, желтый — цвет ясного солнца, несущего тепло, свет и жизнь земле, зеленый — цвет надежды на лучшее.
4. 3. Гимн организации: песня «Ты да я, да мы с тобой».
4. 4. Законы – заповеди:
• Сибирята прилежно учатся.
• Сибирята любят Родину, бережно хранят традиции родного края.
• Сибирята – верные и надежные товарищи.
• Сибирята уважают старших и заботятся о младших.
• Сибирята всегда поступают по совести.
• Сибирята ловкие, смелые, отважные.
• Сибирята любят и берегут природу.
• Сибирята – трудолюбивые ребята.
5. Права и обязанности членов организации.
Каждый член организации может принимать самое активное участие во всех делах, выступать с предложениями по разным вопросам жизни и деятельности организации, участвовать в проведении единых праздников, планировать работу Совета Сибирят и всей организации.

Практикум № 2. Приводим выдержки из сочинения «Кто же такой лидер?», автор которого Калюжный Денис, председатель актива ученического самоуправления МОУ «Средней общеобразовательной школы № 45 г. Белгорода. Читая данный текст, соотнесите свое представление о лидере детской (молодежной) общественной организации и активисте ученического самоуправления. Постарайтесь найти общие черты лидеров.
«Кто же такой лидер?»
Начать следует с определения лидера. Лидер – это такой человек, который знает, чего он хочет от себя и от других и способен вести за собой людей для достижения какой-либо цели. Человек, который не имеет сложившегося мнения на порядок вещей, теоретически не может быть лидером. Настоящий лидер не только обязан иметь на всё своё мнение, но и уметь внушить это мнение окружающим. Лишь обладание определёнными качествами делает человека лидером. Бывают такие случаи, когда официально звание главного стоит за одним человеком, но, по сути, этим главным оказывается совсем другой.
Приведу простой пример. В каждом классе есть свой староста. Иногда этот пост занимает действительно активная, энергичная, деятельная личность. А иногда ничем не выдающийся, кроме своих оценок, отличник, которого обожают учителя за то, что хоть один ребёнок из всего класса постоянно готов к уроку. Но разве может этот отличник выступать в роли массовика-затейника, за которым потянется весь класс? Конечно же, нет! Чаще всего настоящими лидерами оказываются те ребята, которые не по всем предметам идеально успевают, которые могут принести в жертву нелюбимый урок какому-либо общественно-важному делу. Именно эти ребята и смогут «потащить» за собой остальных и именно их и недолюбливают некоторые учителя.
Итак, мы выяснили, что лидер – это человек, к которому тянуться люди, который в любой компании сразу же оказывается в центре всеобщего внимания. Как я сказал ранее, лидер должен обладать некоторыми качествами. Давайте же теперь определимся, какими именно. Настоящий лидер должен чем-то заинтересовать людей, его окружающих. А значит, он просто обязан быть интересным собеседником, быть достаточно эрудированным. Но с другой стороны кому-то будет интересно поговорить о футболе, а кому-то и о квантовой физике. Поэтому лидеру, помимо всего, необходимо, хотя бы немного, разбираться в людях.
Итак, продолжим перечень качеств, необходимых лидеру. Раз уж лидер смог привлечь к себе людей, то он и дальше должен не терять лица. Если вы «взболомутили» народ на какое-то великое дело, то уж будьте добры и дальше организовывать работу. А значит, у лидера должны присутствовать организаторские способности. Руководствуясь «холодным» расчётом настоящий руководитель должен чётко знать, что ему и остальным делать в следующий момент.
Ещё одно немаловажное качество – это самоотверженность, естественно в определённой мере. Человек, руководящий делом, которое для него абсолютно безразлично, никак не может быть хорошим руководителем. Толк будет лишь в том случае, когда вкладываешь в это дело максимум своих сил и используешь все доступные ресурсы.
В заключение своего сочинения я хотел бы добавить ещё одно немаловажное качество, которым должен обладать, я подчёркиваю, НАСТОЯЩИЙ ЛИДЕР. Это терпение и самообладание. Потому что без этих критериев очень трудно оставаться на плаву и в нормальном психическом состоянии.
Вывод же из всего вышесказанного можно сделать только один. Ученическое самоуправление и детские общественные организации станут надёжной и действенной структурой лишь тогда, когда её таковой будут воспринимать как учащиеся, так и администрация школы.

Источник

Оцените статью