- Роль иностранных инвестиций в экономике страны
- Библиографическое описание:
- Значение иностранных инвестиций для развития экономики России
- Сущность, виды и функции иностранных инвестиций. Проведение анализа динамики, структуры и объемов иностранных капиталовложений в экономику России за 2009 и 2010 гг. Исследование проблем и поиск путей повышения инвестиционной привлекательности государства.
Роль иностранных инвестиций в экономике страны
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 01.11.2016 2016-11-01
Статья просмотрена: 5410 раз
Библиографическое описание:
Царев, В. Е. Роль иностранных инвестиций в экономике страны / В. Е. Царев, Д. А. Вершина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34760/ (дата обращения: 12.06.2021).
В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, затрагивающий значение иностранного капиталовложение в экономику страны. В этой статье будет определена роль иностранных инвестиций в мировой экономике, а также опишется их понятие и классификация.
Ключевые слова: инвестиции, экономика, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, текущие потоки, накопленные инвестиции
Введение
Иностранные инвестиции играют значительную роль в экономическом развитии страны, в том числе и в развитии России. Привлечение зарубежного капитала является объективной потребностью.
Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве.
Привлечение зарубежного капитала может обеспечить поддержание, а в дальнейшем и увеличение объемов производства, устранить нехватку денежных средств на покупку новых технологий и оборудования, понизить безработицу в стране, поспособствовать повышению качества продукции, ее конкурентоспособности, а также решить другие острые экономические проблемы России.
Данные проблемы чрезвычайно актуальны и влекут за собой поиск методов стимулирования привлечения иностранного капитала в реальную экономику.
Роль иностранных инвестиций, их понятие иклассификация
Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от обычного товарообмена при ограниченной номенклатуре до разностороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограничено открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.
Международное движение долгосрочных капиталов совершенствуется в различных формах с участием экономических субъектов многих зарубежных стран. Интенсивность потоков капитала между странами и регионами мира влечет рост объёмов зарубежных инвестиций в экономику практически всех стран.
Иностранные инвестиции — это все виды имущественных и неимущественных ценностей, которые вкладываются зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли [1, 30 с.].
Отдельные определения объединяют инвестиции только с задачами увеличения капитала или достижения текущего дохода (прибыли). Хотя эта цель является определяющей в условиях рыночной экономики, но вложения могут преследовать и иные, как финансовые, так и неэкономические цели.
Можно ли отожествлять понятия «инвестиции» и «капитальные вложения»? Инвестиции в данном случае понимаются как вложения капитала в возобновление основных фондов — как производительного, так и непроизводительного типа. Одновременно инвестиции могут складываться в рост оборотных активов, в различные экономические инструменты, и в особенные виды нематериальных активов. Из этого следует, что капитальные вложения являются более узким понятием и могут восприниматься лишь как одна из форм инвестиций, но не как нечто похожее.
В разных понятиях инвестиций отмечено, что они являются вложением денежных средств. С таким объяснением этой категории также нельзя согласиться. Вложение капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах — движимого и недвижимого имущества (капитальных товаров), различных экономических инструментов (прежде всего, ценных бумаг), нематериальных активов и т. п. [2, 180 с.]
Зарубежными вкладчиками могут выступать физические, юридические лица, а также партнерства. Более того, вкладывать средства могут страны и международные организации на основании заключенных межгосударственных соглашений.
Основные формы зарубежных вкладов:
‒ Организация нового бизнеса и инвестирование в его уставной капитал;
‒ Приобретение ценных бумаг;
‒ Покупка других имущественных и неимущественных прав, включая права на объекты интеллектуальной собственности [3, 84 с.].
Предлагаемые в нормативно-правовых актах разных стран определения и списки зарубежных вложений зачастую являются не полными, а приблизительными, поскольку понятие инвестиций включает в себя все формы имущественных ценностей, которые зарубежный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.
В список объектов иностранных инвестиций входят:
‒ Движимое и недвижимое имущество (дома, оборудование и др. материальные ценности) и с соответствующие им права и денежные средства;
‒ Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, сертификаты и др.);
‒ Права на интеллектуальную собственность;
‒ Права на осуществление предпринимательской деятельности, основанные на законе.
Поводы, мотивирующие вкладчиков инвестировать свободные денежные средства довольно многообразны. Еще более разнообразны экономические условия и предпосылки, в которых они начинают свою деятельность. Все это многообразие определяет различные виды и формы существования инвестиций [4, 132 с.].
По отношению к определенным государствам стоит разграничивать иностранные вложения, которые представляют собой инвестиции национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т. е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.
Рассматривают текущие капиталовложения, осуществляемые в течение года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно складываются с накопленными объемами инвестиций.
Разграничивают также государственные и индивидуальные зарубежные инвестиции. Государственные инвестиции — это займы и кредиты, которые одна страна или союз стран (к примеру, ОЭСР) предоставляют другим государствам. К ним относятся также государственное членство в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий.
Под индивидуальными понимаются вклады, которые создают индивидуальные экономические деятели (индивидуальные предприятия, банки, отдельные граждане и т. д.) одного государства в экономику другого. Нынешние инвестиционные отношения настолько непросты и многообразны, что зачастую потоки государственных и индивидуальных инвестиций плотно взаимодействуют друг с другом [3, 147 с.].
В зависимости от степени контроля над иностранными предприятиями вложения делятся на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции — это вклады, которые дают инвестору результативный контроль над иностранной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».
Главными способами осуществления прямых инвестиций являются:
‒ Образование собственного филиала, представительства или предприятия за рубежом, находящего в полной собственности вкладчика;
‒ Покупка или поглощение иностранных предприятий;
‒ Субсидирование бизнеса иностранных филиалов, включительно с сумм внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых дочерней компании;
‒ Покупка исключительного права пользования природными ресурсами, землей и др. имущественных прав;
‒ Вложение в разработку инноваций и высокотехнологичных производств;
‒ Покупка акций иностранных компаний с правом контроля за деятельностью предприятия (мажоритарное участие);
‒ Реинвестирование прибыли [4, 53 с.].
В различных странах процентная доля акций, дающее право контроля за деятельностью компании определяется по-разному.
В документах МВФ к прямым вкладам относятся участия в капитале, составляющие не менее 25 % уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии— не менее 50 %, в странах Европейского союза — 20–25 %, в США — 10 %.
По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (от 09.07.1999 N 160-ФЗ) к прямым инвестициям относятся:
‒ Покупка зарубежным вкладчиком не менее 10 %доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
‒ Инвестиция денежных средств в основные фонды иностранной компании;
‒ Осуществление лизинга стоимостью не менее 1 млн. руб. иностранным вкладчиком на территории России;
‒ Реинвестирование прибылей, полученных в России.
Реинвестиции — капиталовложения в объекты коммерческой деятельности, оплачиваемые за счет доходов или прибыли иностранного вкладчика, которые получены на территории принимающей страны.
Главная роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только финансы (в материальной и нематериальной форме), но и инновации, передовые методы организации производства, труда и управления.
Портфельные инвестиции представляют собой вложения зарубежных вкладчиков в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на предпринимательскую деятельность организации; а также в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т. д.
Участия в уставном капитале, не дающие права контроля, иногда называют миноритарными. Их доля должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, в России такой предел составляет 10 % [1, 22 с.].
Под прочими иностранными инвестициями понимаются банковские вклады (собственные счета иностранных юридических лиц в российских банках и российских лиц в иностранных банках), товарные кредиты (оплата за вывоз или ввоз и предоставление кредитов для вывоза и ввоза) и прочие кредиты (кредиты международных экономических компаний и займы правительств зарубежных стран и прочие займы, кроме торговых, получаемых не от прямых инвесторов). Их удаление из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации.
Иностранные инвестиции в общем случае являются разновидностью инвестиций, и поэтому они выполняют те же функции, что и инвестиции. Функции, которые выполняют инвестиции, рассмотрены ранее [2, 256 с.].
Заключение
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции— это все виды имущественных и неимущественных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты коммерческой и других видов деятельности в целях получения прибыли. В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные. Различаются также государственные и индивидуальные зарубежные (иностранные) инвестиции. Выделяют текущие потоки инвестиций, т. е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени.
- Хачатурян, А. А. Иностранные инвестиции: учебно-методическое пособие / А. А. Хачатурян. — М.: ГУ ВШЭ, 2013. — 56с.
- Сергеев, И. В. Инвестиции: учебник и практикум / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Шеховцов. — М.: ЮРАЙТ, 2013.- 320с.
- Николаева, И. Н. Инвестиции: учебник / И. Н. Николаева. — М.: ИНФРА-М, 2013.-251 с.
- Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: учебник / Л. А. Зубченко. — М.: Книгодел, 2006.-160 с.
Источник
Значение иностранных инвестиций для развития экономики России
Сущность, виды и функции иностранных инвестиций. Проведение анализа динамики, структуры и объемов иностранных капиталовложений в экономику России за 2009 и 2010 гг. Исследование проблем и поиск путей повышения инвестиционной привлекательности государства.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.06.2011 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА » Экономическая теория и мировая экономика»
по дисциплине «Экономика внешнеэкономических связей»
«Значение иностранных инвестиций для развития экономики России»
1. Иностранные инвестиции и их роль национальной экономике
1.1 Иностранные инвестиции и их виды
1.2 Целесообразность привлечения иностранных инвестиций
2. Иностранные инвестиции в экономике России
2.1 Состояние инвестиционного климата в современной России
2.2 Объем, динамика и структура иностранных инвестиций в экономике России 2000-2010гг.
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций
3.2 Пути повышения инвестиционной привлекательности России
Список использованной литературы
Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. Приток иностранного капитала способствует значительному спросу на активы.
Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.
По отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.
Цель данной работы: выявить значение иностранных инвестиций в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть виды иностранных инвестиций, функции, исследовать инвестиционный климат современной России, ознакомится с динамикой, объемом и структурой иностранных инвестиций за последнее десятилетие, а также проанализировать проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
1. Иностранные инвестиции и их роль в национальной экономике
1.1 Иностранные инвестиции и их виды
К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставной фонд совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.
Под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории Российской Федерации с целью получения последующего дохода. Общий объем иностранных инвестиций в Российскую Федерацию распадается на два крупных блока: реальные и финансовые.
Реальные инвестиции — это вложение капитала в производство какой-либо продукции. Реальные инвестиции могут быть прямыми и косвенными.
Прямые инвестиции — это инвестиции, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятием.
Среди прямых инвестиций выделяются:
— взносы в уставный фонд — часть уставного фонда, фактически внесенная зарубежным совладельцем предприятия (для инвестирующих за рубеж — часть уставного фонда, фактически внесенная российским совладельцем зарубежного предприятия); взносы в уставный фонд включают материальные активы (взносы, сделанные в виде недвижимости, оборудования, товаров и т.п.) и денежные средства (взносы, сделанные в денежной форме);
— кредиты, полученные от зарубежного совладельца предприятия;
— прочие; сюда относятся, например, дополнительные акции, приобретенные прямым инвестором; реинвестированный доход; оборудование, переданное прямым инвестором предприятию (помимо взносов в уставный фонд), и т.п.
Прямые реальные инвестиции на прямую участвуют в производственном процессе. Компании, вложившие за рубежом свой капитал, могут осуществить там и весь производственный цикл — от создания предприятия до реализации продукции. Поэтому, естественно, что они заинтересованы в оснащении его наиболее современным оборудованием и технологией, в передаче ноу-хау, обучении рабочей силы. Ускоряется развитие страны, принимающей иностранный капитал. Прямые инвестиции связаны с наибольшим для инвестора риском, а также с наибольшими издержками. Но они позволяют зарубежным инвесторам напрямую договариваться об обмене технологиями, участвовать в совместных научных исследованиях и разработках, проводить маркетинговые операции на территории другой страны, получать выход на зарубежный рынок для сбыта своей продукции.
Что касается такой формы прямых иностранных инвестиций, как кредиты, то крупные фирмы-инвесторы вступают в прямое сотрудничество с российскими контрагентами по выделению прямого кредита в тех случаях, когда они считают, что сотрудничество это состоятельно, т.е. у российских партнеров есть опыт работы, какие-то гарантии со стороны инвестируемой стороны, идея не слишком рискованна, высока рентабельность проекта, имеется возможность приумножения вложенных в объект инвестирования средств.
Иностранные инвестиции, поступающие в страну через посредничество государственных структур, называются косвенными прямыми инвестициями. Посредничество государства в процессе привлечения иностранного капитала в национальную экономику обеспечивает его равномерное распределение между основными нуждающимися отраслями экономики. Государство, выступая заемщиком, определяет, в какие отрасли промышленности и под какие конкретные проекты израсходовать полученные инвестиции.
Здесь необходимо отметить специфику России по привлечению иностранных инвестиций. Дело в том, что большая часть ее внешнего долга представляет собой как раз те самые косвенные прямые инвестиции, объем которых достался нашей стране от бывшего СССР. Ведь в условиях административно-командной экономики все иностранные инвестиции привлекались и распределялись посредством государственных структур. Нельзя сказать, что использование привлеченных иностранных инвестиций в тот период характеризовалось высокой эффективностью.
Финансовые инвестиции представляют собой вложения в финансовые инструменты, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги (портфельные) и банковские депозиты (прочие).
Портфельные инвестиции — это покупка акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале предприятия, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала.
Прочие инвестиции — это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций. Из прочих инвестиций выделяются:
— торговые кредиты (сюда относится предварительная оплата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для импорта или экспорта);
— прочие кредиты (включают различные кредиты, кроме торговых, полученные .не от прямых инвесторов); в их числе выделяются кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.;
— банковские вклады (к ним относятся собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж);
— прочее (в эту остаточную категорию входят все неотраженные выше финансовые активы и пассивы, например, дебиторские и кредиторские задолженности, относящиеся к просроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам). [1,31].
1.2 Целесообразность привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Инвестиционной деятельностью — эта деятельность, при которой происходит вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта. Так же инвестиционная деятельность является взаимовыгодным процессом, как для получателя инвестиций, так и для инвестора.
Роль иностранных инвестиций можно выразить через функции, выполняемые ими [рис 1]
Размещено на http://www.stud.wiki/
Рисунок 1 — Функции иностранных инвестиций [1,57].
Рассмотрим эти функции чуть более подробно:
— Регулирующая — распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества.
— Распределительная — непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. Эта функция инвестирования, в сущности, осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности.
— Стимулирующая — обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики. Здесь инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники.
— Индикативная — позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
Объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала. Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.
Мировая экономическая наука еще в 60-е годы убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому увеличению национального дохода, сталкивается с неразрешимыми трудностями, если она пытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств[2].
Иностранные инвестиции способствуют:
— ускорению экономического и технического прогресса;
— внедрению новых форм управления;
— обновлению и модернизации производственного аппарата;
— развитию малого и среднего бизнеса;
— подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
— расширению экспортного потенциала страны;
— замене импортозамещающего производства;
— созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
— повышению конкурентоспособности отечественного производства;
— решению проблем реформирования экономики. [3].
Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения — инвестиции — накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения — это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению. Соотношение валового накопления в ВВП является нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны. [4].
2. Иностранные инвестиции в экономике России
2.1 Состояние инвестиционного климата в современной России
Инвестиционный климат (англ. investment climate) — совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и других условий для инвестиций на определённой территории. В условиях глобальной конкуренции за финансовые ресурсы создание благоприятного инвестиционного климата является главным условием привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику. Уровень инвестиций в страну является определяющим фактором её дальнейшего экономического роста и конкурентноспособности в быстроменяющемся мире. Будущее принадлежит странам, которые создадут наиболее благоприятные условия и стимулы для осуществления эффективных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры, создание новых и модернизацию существующих предприятий, расширение масштабов их деятельности, освоение новых рынков и активное участие в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат может быть присущ не только обладающим суверенитетом странам, но и их составным частям, имеющим возможность регулировать условия для инвестиций на своей территории. Инвестиционный климат также зависит от деловой репутации страны и её экономических субъектов, социальной ситуации, предпринимательских традиций и ценностей общества[5].
Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств. К наиболее авторитетным международным рейтинговым агентствам относятся: Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, Euromoney, HIS Global Insight, Business Environment Risk Intelligence, A.T. Keareney, The Economist Intelligence Unit, и Political Risk Services Group.
По данным публикации UNCTAD The World Investment Report 2009, 2007-й год был отмечен историческим рекордом по осуществлению прямых зарубежных инвестиций — всего в мире было осуществлено капиталовложений на 1,98 триллиона долларов США. А далее последовал кризис, который, конечно же, сопровождался заметным сокращением прямых зарубежных инвестиций до 1,67 триллионов долларов США в 2008 году и до 1,2 триллионов долларов США в 2009 году. По мнению аналитиков, докризисный объем инвестиций мир сможет увидеть не раньше 2013 года.
Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index. Он составляется на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что рейтинг FDI Confidence Index отражает реально движение капитала. Итак, в 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. Что касается исторического анализа, то как и в случае с кредитным рейтингом, своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим результатом является 6-ое место РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34. Стоит также отметить, что в данном рейтинге с 2003 года лидерство удерживает Китай, сохраняя за собой первую позицию на протяжении 7 лет подряд.
Так, по данным все того же World Investment Report 2009, Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 миллиардов долларов. США, для сравнения, имеет привлеченных капиталовложений на 316 миллиардов долларов. [4]
Безусловно, наша страна заинтересована в капиталовложениях извне, в привлечении опытных предпринимателей, и они, в общем-то, не обходят её стороной. Премьер-министр Владимир Путин констатировал, что «всё больше иностранных инвесторов выбирают российскую экономику, её биржевые площадки для приложения своих капиталов». Но, бесспорный факт, что поступление зарубежных инвестиций всё ещё значительно ниже докризисного уровня. И для такого государства как Россия с её огромными неосвоенными природными ресурсами даже все уже сделанные на сегодня капиталовложения не соответствуют реальным возможностям и запросам страны.
Этих капиталовложений могло бы быть намного больше, и об этом говорят сами потенциальные инвесторы и те, кто уже вступил на стезю деловых отношений с Россией и столкнулся с её действительностью. Так, директор банка HSBC А. Арландес, объясняя клиентам, интересующимся сотрудничеством с Россией её преимущества, подчеркивает, что страна обладает значительными природными богатствами, и это большой плюс. [6]
2.2 Объем, динамика и структура иностранных инвестиций в экономике России 2000-2010гг.
Активный процесс иностранного инвестирования в экономику России начался с конца 80-х гг., после выхода в январе 1987 г. Постановления Совета Министров СССР, определившего статус совместных предприятий с участием иностранного капитала. На начало 1995 г. в России было создано 4300 совместных предприятий с фирмами из 65 стран (реально функционировали из них около 80%). В последующие годы этот процесс продолжал развиваться, однако пока иностранные инвестиции не играют существенной роли в финансировании капиталовложений. Россия — привлекательная для инвестиций страна, у которой значительное положительное сальдо торгового баланса, а также рекордные золотовалютные резервы. В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. Президент России В.В. Путин отметил, что «…за последние восемь лет накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос не на какие-то проценты — в 7 раз. А в 2007 г. отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию — 82,3 млрд долл.». [7]
Данные об объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 2000—2007 гг., приведены в приложении 1. [7]
Рост иностранных прямых инвестиций объясняется стремлением ряда крупных иностранных инвесторов закрепиться на российском рынке за счет развития импортозамещающего производства. По некоторым данным, из первой сотни ТНК 75 имеют сегодня инвестиции в России. Однако такие инвестиции направляются в основном в топливную и пищевую промышленность, сферу торговли и общественного питания.
Более подробно рассмотрим динамику, объем и структуру иностранных инвестиций в 2009 и 2010 году. В начале 2009 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям. В географической структуре наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику.
Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г.
В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, было изъято из российской экономики 12,07 млрд долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%.
Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%).[8]
Рисунок 2 — Иностранные инвестиции, поступившие в РФ в период с 1995 по 2010гг.
По сравнению с прошлым годом произошло снижение иностранных инвестиций по всем направлениям их использования. Как и в предыдущем году, в относительном выражении наибольшее снижение в I квартале текущего года отмечено в сегменте прямых инвестиций, которые уменьшились по сравнению с I кварталом 2008 г. на 43,0% до 3,2 млрд долл. Наибольшее снижение в абсолютном выражении отмечено в сегменте прочих инвестиций: они уменьшились на 2,8 млрд долл. до 8,7 млрд долл. В относительном выражении прочие инвестиции сократились на 24,4%. Портфельные инвестиции по итогам I квартала 2009 г. оцениваются в 115 млн долл., что на 6,5% ниже уровня I квартала 2008 г. С учетом более высоких темпов снижения прямых инвестиций в I квартале текущего года, их доля в структуре совокупных вложений в российскую экономику сократилась. Говоря о прямых инвестициях, следует отметить, что неблагоприятным фактором является снижение в 2,6 раза (до 1,7 млрд долл.) взносов в уставный капитал предприятий, находящихся на территории РФ. Их доля в структуре прямых иностранных инвестиций сократилась до 52,1% (I квартал 2008 г. — 75,9%). Кредитная составляющая прямых вложений выросла на 5,3% до 1,2 млрд долл., что привело к увеличению доли кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в структуре прямых вложений до 37,6% (I квартал 2008 г. — 20,3%). В отраслевой структуре наибольший объем иностранных вложений направлялся в промышленность, доля отрасли увеличилась до 52,3%, хотя в абсолютном выражении иностранные инвестиции в промышленность снизились на 2,1 млрд долл. [8]
По данным Росстат по состоянию на конец 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд.долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 55,5% (на конец 2008г. — 51,6%), доля прямых инвестиций составила 40,7% (46,3%), портфельных — 3,8% (2,1%).
В 2009г. в экономику России поступило 81,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. — 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале — 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале — 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше), в IV квартале — 27,2 млрд.долларов США (на 2,8% меньше).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 76,7 млрд.долларов США, или на 12,8% больше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. — 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале — 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале — 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше), в IV квартале — 26,1 млрд.долларов США (на 30,9% больше). [9]
Подробные данные о поступлении иностранных инвестиций в Россию в 2009 году можно найти в Приложении 2, Приложении 3 и Приложении 4. [9]
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2009г. составил 65,1 млрд.долларов США. В 2009г. из России за рубеж направлено 82,6 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 27,5% меньше, чем в 2008 году.Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 76,1 млрд.долларов США, или на 26,2% меньше, чем в 2008 году.
Что же касается 2010 года, то по состоянию на конец сентября накопленный иностранный капитал в экономике России составил 266,0 млрд.долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 54,6% (на конец сентября 2009г. — 55,7%), доля прямых инвестиций составила 41,4% (39,7%), портфельных — 4,0% (4,6%). В январе-сентябре 2010г. в экономику России поступило 47,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 13,2% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2010г. 53,3 млрд.долларов, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2009 года. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2010г. составил 71,3 млрд.долларов США. В январе-сентябре 2010г. из России за рубеж направлено 55,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 20,1% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 50,7 млрд.долларов США, или на 17,9% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года[9]
Среди стран группы БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, наша страна отличается наименьшими темпами роста экономики. Такие данные опубликовал Росстат. Еще одно отличие России от развивающихся экономик, на которое обратили внимание статистики, — это отток капитала и сокращение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в нашу страну за январь-сентябрь упали на 13%.
Объем портфельных инвестиций составил 866 млн. долл. — на 15% меньше, чем за тот же период годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 38,426 млрд. долл. — на 12,2% меньше по сравнению с притоком в январе-сентябре 2009 года.
По словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, общая ситуация с инвестициями в мире неважная. Российская экономика, несомненно, сохраняет привлекательность для западного бизнеса. Однако у иностранцев существуют опасения по поводу инвестиционного климата, взаимоотношений государства и бизнеса. Ясин напомнил и о продолжающемся оттоке российского капитала. «Такое поведение отечественного бизнеса — сигнал для властей, что нужно четко выдерживать политическую линию, создавать комфортную для бизнеса среду», — подчеркнул эксперт. Пока же в экономике России складывается обстановка, весьма подходящая под определение «стагнация», что проявляется в том числе в снижении инвестиционной активности. Рост ВВП на уровне 2-3% в год характерен для развитых стран, но никак не для страны «с молодой рыночной экономикой», подчеркнул Ясин.
До кризиса Россия привлекала иностранных инвесторов не только возможностью получать прибыль от вложений в конкретные экономические проекты, но и за счет растущего курса рубля. Сейчас же очевидно, что рубль скорее всего будет ослабевать, следовательно, этот фактор ближайшие годы не будет работать. Старая модель сломалась, а новой пока не создано, отметил Миронов. Кроме сырья, у нас нет источников экономического роста. Поэтому в борьбе за инвестиции Россия не может конкурировать с Китаем, Индией и Бразилией, которые обладают, например, огромными резервами дешевой рабочей силы. [10]
Более подробная информация об объемах поступления иностранных инвестиций в 2010году представлена в Приложении 5, Приложении 6 и Приложении 7. [9]
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Существует ряд проблем, препятствующих поступлению иностранных инвестиций в Россию. К ним можно отнести низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.
При вхождении в экономику той или иной страны иностранные инвесторы смотрят на уровень налогообложения, качество законодательства, правоприменительную практику, прибыльность инвестиционного проекта, мобильность трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция) В нашей стране много негативных моментов в этих сферах, многие очевидные меры не реализованы. В качестве примера можно привести отсутствие применения в России сложившегося в мировой практике принципа, предусматривающего защиту иностранного инвестора от негативного изменения законодательства принимающей стороны. В результате предприятия, которые уже работают в России, вынуждены закладывать как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате повышается общий уровень цен в нашей стране и, соответственно, ставки по кредитам. [11]
Что касается проблемы с коррупцией, то рейтинг Transparency International по уровню распространения коррупции, в котором РФ заняла 146-е место из 180-ти, по его мнению, является показательным. По данным исследования, за последний год 48% опрошенных в России компаний столкнулись с фактами взяточничества или коррупции, что вдвое превосходит средний мировой показатель. [6] Однако коррупция не является национальной спецификой России. Согласно тому же исследованию, в Европе в той или иной степени коррумпированы все страны без исключения. Причём и в мировом масштабе пока ещё не выявлено ни одной страны, где бы фактов коррупции не было.
Поэтому не случайно, что на саммите G20 в Сеуле была достигнута договоренность об установлении глобального антикоррупционного режима, чтобы бороться с международным взяточничеством и не давать коррупционерам свободно перемещаться по миру. Если такие меры будут приняты, то они помогут также и России изжить это явление, тормозящее её развитие.
Еще одной не менее важной проблемой общенационального масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.
Наконец, риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.
Ко всему можно добавить, что сами российские предприниматели, находясь в родной стихии, безусловно, умеют вести дела в своей стране, умеют ладить с местными и центральными властями, знают как найти к ним подходы и общий язык. Иностранные же инвесторы, впервые оказавшись в незнакомой для них среде, далеко не всегда в ней хорошо ориентируются и вынуждены преодолевать массу неожиданных и непривычных препятствий. Генеральный директор банка Raiffeines И. Йонш высказывает такое суждение: «Проблем в деле сотрудничества с Россией много, но самая главная, с которой приходится постоянно сталкиваться, это непредсказуемость часто меняющихся решений, инструкций, директив, постановлений, которые далеко не всегда соответствуют букве существующих законов». В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в результате того, что происходило в последнее время, ещё на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка.
3.1 Пути повышения инвестиционной привлекательности России
иностранный инвестиция привлекательность капиталовложение
Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо систематизировать не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.
Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:
— усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности для зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
— создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
— осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
— либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Таким образом, России обладает богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
В данной работе мною были рассмотрены иностранные инвестиции и их виды, необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику России, проблемы связанные с этим, а также пути их решения. Также было уделено значительное внимание инвестиционному климату, а также объему, динамике и структуре иностранных инвестиций за последние десять лет. Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие выводы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.
Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.
Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.
Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций — это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.
Существует ряд проблем, препятствующих поступлению иностранных инвестиций в Россию. К ним можно отнести низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.
Решение проблемы инвестиционной привлекательности России и недостатка иностранных инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни.
Список использованных источников
1. Игонина Л.Л. Инвестиции. Учебное пособие. — М.: Экономистъ, 2004.- 478с.
2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. // http://enbv.narod.ru/text/Econom/avdokushin-meo/index.html.
3. Романчикова О.В. К определению социально-экономической эффективности прямых иностранных инвестиций // Вопросы статистики, 2006, № 2.
4. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие №2(13), 2010 Алексей Пудовкин // http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=160
5. Инвестиционный климат в понимании совета // http://www.investmentclimate.ru/examination/386/
6. Инвестиционный климат в России — привлекательность и проблемы // ФК Новости //http://www.investmentclimate.ru/invest-climate-in-media/841/
7. Хачатурян А.А.,Иностранные инвестиции, учебно-методичесткий комплекс//http://www.e-college.ru/xbooks/xbook178/book/index/index.html?go=part-003*page.htm
10. Россия выходит из моды у иностранных инвесторов//http://www.ng.ru/economics/2010-11-22/1_invest.html
11. Что стоит на пути привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России?// http://www.finam.ru/analysis/forecasts00F92/default.asp
12. Стенографический отчёт о совещании по проблемам инвестиционного климата в России// http://www.kremlin.ru/transcripts/6769
13. Зубченко Л.А. — Иностранные инвестиции: Учебное пособие//http://freebooks.net.ua/464-inostrannye-investicii-uchebnoe-posobie.html
14. Почему мировые потоки инвестиций обходят Россию стороной «Российская Бизнес-газета» №735 (2) от 19 января 2010 г. // http://www.rg.ru/2010/01/19/investicii.html
Приложение 1 — Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам
Инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов
Источник