Какое заболевание у кусама аеи

Яёи Кусама: как превратить диагноз в мировую славу

Когда будущей художнице исполнилось 10 лет, у Яёи проявились первые симптомы психического заболевания: девочка стала видеть галлюцинации. Ее мир стал распадаться на разноцветные шарики. Она видела их повсюду, весь мир рассыпался, даже она сама превращалась в тысячи маленьких частиц. Горошины наполнили собой вселенную юной Яёи. Ей был поставлен диагноз — прогрессирующий синдром навязчивых состояний.

В шестнадцать лет Яёи оказалась в Америке с несколькими работами и твердым желанием больше никогда не возвращаться в Японию. Она рисовала навязчивые монохроматические картины, сняла фильм, создавала коллажи, мягкие скульптуры и инсталляции, ставила экспериментальные спектакли. Апогеем стало основание церкви и назначение себя верховной жрицей горошка. Во всем, что она делала, фигурировали галлюцинации гороха и эксцентричность, флер безумия и провокации.

Яёи организовывала перфомансы, часто с участием обнаженной натуры. Некоторые из акций имели явный политический подтекст. Так, художница выступала против войны во Вьетнаме: «Человеческое тело слишком красиво, чтобы быть убитым таким образом». За подобные акции Яёи постоянно попадала в полицию. Но интерес ко всему экстраординарному в США тех лет был так огромен, что однажды один из полицейских привёз художнице в участок торт, а девушка из соседней камеры попросила разрешения участвовать в перформансах Кусамы.

Кажутся забавными и одновременно угнетающими инсталляции из покрытых фаллическими символами предметов мебели, одежды, посуды. В историю вошла прогулка Яёи в декорированном фаллическими символами платье и шляпе, с зонтом, украшенным искусственными цветами. Свойственны ей были и другие фобии: страх еды, болезни и бесконечности Вселенной.

Страх перед бесконечностью мироздания прослеживается и в более поздних ошеломляющих инсталляциях, например, в «Бесконечной зеркальной комнате». Ни один фотоснимок не способен передать ощущения, возникающие в помещении, подсвеченном множеством мерцающих диодов, тысячекратно отраженных в зеркалах, расширяющих пространство до бесконечности. Яёи Кусаме удалось абсолютно невероятное — дать возможность зрителям видеть мир таким, каким он существует только в ее голове, почувствовать себя частицей Вселенной, абсолютно лишенной собственной физической оболочки и личностной идентичности, смешать понятия жизни и смерти, побывать за гранью сознания.

Интерес к творчеству художницы проявили и мировые модные бренды. Так, недавно был запущен совместный проект дома Louis Vuitton и Яёи Кусамы.

Впрочем, для художницы это не первое обращение к моде. Еще в 1960-х годах она создает Kusama Fashion Company в Нью-Йорке. Стоит отметить, что мода для нее — вовсе не одно из многочисленных хобби, а очередной способ маскировки и самоуничтожения.

Болезнь художницы формирует стиль ее самовыражения, нельзя не отдать должное и ее таланту привлекать к себе внимание, используя свой недуг и экзотическое восточное происхождение. Известность Яёи к началу 1970-х годов прошлого века можно сравнить только со славой Энди Уорхола. После первой же выставки критики сравнивают ее с «маэстро клякс» Джексоном Поллоком — всем известна своеобразная манера художницы рисовать, кружась вокруг расстеленного на полу холста. Однако больших денег Кусама так и не заработала, а в 1973 году и вовсе вернулась в Японию из США из-за проблем со здоровьем. Впоследствии художница вынуждена была лечь в психиатрическую клинику, и мир искусства надолго забыл про нее.

Читайте также:  Какие счета открывает втб инвестиции

Однако в последние десятилетия интерес к творчеству художницы снова возрос. Самые известные галереи мира, такие как Tate Modern и Centre Pompidou, устраивали ее выставки. Яёи Кусама была признана одним из лидеров американского авангардного движения и прародителем минимализма. Она оказала огромное влияние на искусство после 1960-х, в том числе на Энди Уорхолла, Дэмиана Херста, Класа Ольденбурга.

Источник

Записки на полях шизофрении: почему важно знать историю японской художницы Яёй Кусамы?

22 марта одна из самых дорогих художниц современности празднует 90-летие. Рассказываем, почему еще вам стоит знать Яёй Кусаму

В 2015 году Центр современного искусства «Гараж» познакомил москвичей с миром японской художницы Яёй Кусамы, показав две ее инсталляции «Бесконечная зеркальная комната» и «Указатель в бесконечное пространство». Полукосмическое крапчатое пространство, созданное художницей, много лет страдающей от галлюцинаций, стало идеальным фоном для селфи и разошлось милионами копий в Instagram. Так вышло, что Кусама, чей творческий расцвет пришелся на 1960-е, обрела своего самого преданного зрителя именно в начале 21 века. И виной тому — не фотогеничные работы, так и напрашивающиеся в объектив, а удивительная судьба Яей. Ее перипетиям и посвящен фильм-портрет «Кусама. Бесконечные миры», созданный искусствоведом Хизер Ленц.

Психическое заболевание и его последствия, обращенные с помощью арт-терапии в шедевры современного искусства, за которые люди готовы платить миллионы — вот, что в первую очередь привлекало журналистов в истории Кусамы. Но мало кто пытался рассказать ее от начала и до конца — от детства Яёй в патриархальной Японии и психологической травмы, связанной с изменами отца, до побега в США, где она по-началу голодала, пытаясь пристроить свои работы на какую-либо мало-мальски достойную выставку, а потом стала одним из самых ярких художников 1960х. От позорного возвращения на родину, за которым последовало почти 20 лет забвения, до участия в 45-й Венецианской биеннале 1993 года, где Кусама представляла Японию, и масштабной ретроспективы в лондонской галерее Тейт в 2012м.

Источник

17 малоизвестных фактов из жизни Яёй Кусама

17 малоизвестных фактов из жизни художницы Яёй Кусама.⠀

  1. На первую выставку Яёй никто не пришел. Все жители проигнорировали ее странные картины. 😬
  2. Мать забрала у Яей холсты и краски. Она хотела, чтобы дочь стала домохозяйкой. Семья была против ее увлечения живописью.
  3. Кусама сожгла 2000 своих картин на берегу реки. А потом уехала в Америку, рискуя жизнью.
  4. В Нью-Йорке Яей очень хотела выставляться в галереях, но ее не пускали даже на порог. Тогда женщины не могли проводить персональные выставки. Только участвовать в коллективных.🤷‍♀️
  5. В США Кусама нашла себе покровителя. Он арендовал ей квартиру и покупал материалы.
  6. Первую картину она продала за 75 долларов. Желтая картина. В ней покупатель увидел Нью-Йорк. Сочетание желтых такси и серого асфальта. 🚖
  7. Джозеф Корнелл, великий художник, души не чаял в Яей. Написал ей множество любовных писем. Как то он прислал ей 14 писем за день.
  8. Яей всегда одевалась по последней моде.
  9. 10 метров — самая большая картина художницы.
  10. Провела первую свадьбу гомосексуалистов в США! И это было 40 лет назад! Так, на минуточку. 🙈
  11. Она тяжело переживала из-за смерти отца и у нее даже начались галлюцинации. Какое-то время она не могла писать картины.
  12. В 70-80е о Кусаме все забыли. Ее работы не выставляли почти 20 лет.
  13. А в 1989 году состоялась сенсационная выставка Яей в Нью-Йорке.
  14. В 1993 году ее признали во всем мире. Она была первой японкой, представляющей Японию на венецианской биенале.
  15. Сейчас Яей Кусаме — 91 год. Она каждый день работает в своей мастерской. А ночевать возвращается в психиатрическую лечебницу, в которой живет уже более 40 лет.
  16. В 2014 году ее картина «Белый №28» была продана за $7,3 млн долларов. 💵
  17. Ее выставку посетили 5 млн. человек. Яёй Кусама официально признана самым успешным художником из ныне живущих. 👸
Читайте также:  Что означает понятие инвестиция

Что думаете о ее творчестве?

Она летела в самолете и смотрела в иллюминатор. Тихий океан. Отсюда родились ее бесконечные сети и точки. Ее бесконечные миры.

Работы Яей отличались от абстрактного искусства того времени. Они были наполнены воздухом. И обладали тактильными качествами. Краска была густо положена по всему холсту.

Ее картины похожи на гипноз.

На выставке Яей была никем. Мир искусства принадлежал мужчинам. А ее никто не поддерживал.

«Я одержима сетями. Они покрывают и душат меня» — говорила она.

Кусама страдала от невроза навязчивых состояний. Если что-то приходило ей в голову, она уже не могла избавиться от этих мыслей.

Яей обожала привлекать к себе внимание. Выражала себя любыми способами. В картинах, скульптурах и перфомансах. Это диван Кусама. Никто его не купил, но все о нем говорили. Работникам галереи постоянно приходилось отгонять от него посетителей, желающих посидеть.

Однажды другой художник украл у нее идею мягких скульптур. И стал звездой. А Яей впала в депрессию.

«Неопределенность и страх — постоянная борьба. Смогу ли я это преодолеть». В Нью-Йорке художница жила очень бедно.

«Я хотела, чтобы мои произведения давали миру надежду».

В Японии художницу осуждали. Говорили, что она позорит свой родной город Мацумото. Для консервативной Японии творчество Кусама было непонятным.

Родители Яей как-то скупили весь тираж газет с новостями о ней и ее антивоенных перфомансах. Настолько они стыдились своей дочери.

«Я наконец-то смогла принести корону домой», — напишет позднее Кусама. родной город Мацумото самым последним во всем мире признал талант художницы.

«Теперь, когда я завершаю свой путь, я трачу энергию только на создание произведений искусства».

Читайте также:  Специальный драйвер для майнинга

«Мне нужен яркий солнечный свет жизни. Я хочу жить вечно».

Первую работу Кусама продала за 75 долларов.

А в 1993 году картина Белый №28 была продана за 7,3 млн. долларов.

Выставку ее картин посетило более 5 млн человек.

На сегодняшний день Кусама Яей самая успешная и богатая художница в мире.

Источник

Когда весь мир в горошек: 10 фактов из жизни Яёи Кусама

91-летняя японская художница Yayoi Kusama (Яёи Кусама) — самая дорогая и успешная в своей стране. Она проживает в Токио, где более 45 лет обитает в больнице для душевнобольных.

1. Мать не позволяла дочери рисовать. Та даже хотела покончить с собой и повредилась умом. Чтобы избавиться от галлюцинаций и видений, девочка начала рисовать повторяющиеся узоры.

Горошек, которым она покрывала все, что встречала на своем пути, стал наваждением, спасением от приступов болезни и фирменным знаком. Символизируя энергию мира и путь в бесконечность, горошины остались с ней навсегда.

2. Яёи Кусама училась в художественной школе, где пробовала разные стили. В 1950 году из галлюцинаций пришли белые круги на красном фоне.

3. Яёи Кусама прибыла в Сиэтл в 1957 году с двумя кимоно и 200 картинами. Это первый город, который Кусама посетила, когда переехала в США. Без денег и знакомств она начинает посещать лигу студентов-художников.

4. В 1960-х годах Яёи Кусама уже в рядах хиппи. В Америке она «хулиганила» как могла: разрисовывала горохом тела мужчин, написала письмо президенту Никсону с предложением интимной связи взамен на окончание вьетнамской войны. Когда слухи дошли до японских берегов, Кусама стала «национальным бедствием». Ее мать от позора даже пожалела, что Яёи не умерла в детстве.

5. В 1960 годах появляются ее «зеркальные комнаты», создающие иллюзию бесконечности и погружающие зрителя в диковинную сюрреалистичную среду.

В 1965 году Яёи Кусама создает Бесконечную зеркальную комнату, наполняет ее объектами в горошек. Таким образом художница проявляет феминизм.

6. 33-й Венецианская биеннале в 1966 году отвергла Яёи Кусама из-за скандальной репутации художницы. Японка не осталась в долгу: разместила свою инсталляцию Narcissus Garden (Сад Нарцисса) напротив входа на выставку.

Инсталляция состояла из 1500 зеркальных шаров с надписью Your Narcisium [sic] for Sale. Нарядившись в кимоно в знак протеста против «белой» элиты, она продавала шарики по $2, пока ее не забрали в полицию.

7. В 1970-х годах Яёи Кусама возвращается на родину и ее домом навсегда становится психиатрическая лечебница. Но храбрая японка не сдается и продолжает творить. Находясь в инвалидном кресле, Кусама ежедневно работает по 9 часов.

Источник

Оцените статью