- Унитарное предприятие — что это и как оно работает
- 1. Что такое унитарное предприятие простыми словами
- 2. С какой целью создаются унитарные предприятия
- 3. Формы и виды УП
- 4. Что является источником формирования собственности УП
- 5. По каким признакам распознать унитарное предприятие
- 6. Примеры государственных и муниципальных УП
- 7. Как распределяется полученная прибыль
- 8. Плюсы и минусы УП
- Cоздание унитарных предприятий
Унитарное предприятие — что это и как оно работает
В условиях современной экономики возникают новые виды организации работы компаний. Путь формирования организации зависит от направления деятельности. Унитарное предприятие (УП), относится к одной из таких разновидностей хозяйственной деятельности. С основными положениями об УП можно ознакомиться в ст. 113 и 114 ГК России.
1. Что такое унитарное предприятие простыми словами
Прежде чем приступить к детальному изучению особенностей работы унитарных организаций, стоит понять, к какой форме хозяйствования они относятся.
УП не обладает правами на имущество. Оно принадлежит одному владельцу, он и является единственным лицом, имеющим право продать его или воспользоваться в других целях.
Принадлежащие государству и унитарные компании относят к особой хозяйственной форме, которая требует соблюдения определенного перечня требований из законодательных актов. В момент создания такой разновидности компании, следует обязательно учесть, что в названии придётся указать собственника имущества. Также эти данные нужно прописать в уставе.
Имущество, переданное УП может принадлежать:
- Одному из органов на местах;
- Субъекту РФ;
- Органам на местах;
Говоря простым языком, казённая собственность или принадлежащая другому юридическому лицу, передаётся организации для возможности работать в направлении, которое поможет покрыть потребности общества. Данное имущество необходимо для внедрения в производственный процесс и соответственно, для помощи в получении прибыли.
2. С какой целью создаются унитарные предприятия
Практически все разновидности унитарных предприятий объединены тремя главными факторами, служащими причиной для их создания, а именно:
- Работа в определённом направлении, которое в текущий период времени необходимо для общественности. Например, речь может идти даже об убыточных предприятиях, но при этом, они производят продукцию, необходимую населению;
- В хозяйственной деятельности необходимо применить имущество, которое по закону нельзя приватизировать. При этом, данный капитал можно использовать для получения дохода или направить на создание востребованных товаров или услуг;
- Решение проблем в социальной сфере. Речь может идти о реализации услуг и товаров для населения по доступным ценам. Сюда же относятся реализация закупочных или товарных интервенций в сфере, где создаются товары первой необходимости.
Чтобы унитарное предприятие имело возможность получить необходимое для работы имущество, перед тем, как его создать, нужно определить его конкретную цель. На основании этого, определяется сущность хозяйственной деятельности компании. Работу УП следует направить на преодоление таких проблем, которые не в силах решить другие организации, созданные с целью получения прибыли.
Если какое-либо юридическое лицо имеет желание внести долю в уставной капитал УП, она также будет относиться к части того имущества, которым уже владеет другой собственник.
Ни у одного из работников штата нет возможности претендовать на долю распределяемого дохода. В уставе компании должна прописываться информация о единственном владельце, которому принадлежит право собственности. За каждом из процессов на предприятии следит начальник. Он должен контролировать работу организации и вовремя вносить изменения, если это необходимо.
3. Формы и виды УП
Основные виды унитарных организаций:
- ФГУП . Организация, за которой закрепляется федеральное имущество. 25% прибили организации должны направлять ежегодно в государственный бюджет;
- ГУП . Имущество принадлежит другим юридическим лицам, чья главная цель, это получение дохода;
- МУП . Создаются на федеральном или региональном уровне.
Объединения, созданное по инициативе государства или местными органами, можно разделить в зависимости от размера уставного капитала. Если это городская или региональная единая организация, уставной капитал не должен превышать 1000 минимумов ежемесячной зарплаты согласно МРОТ. Компании, созданные по инициативе государства могут владеть капиталом в более чем 5000 минимумов.
УП зачастую работают по одной из таких схем:
- На праве хозяйственного ведения. В основном, такая организация производит необходимые для населения услуги или товары;
- На базе оперативного управления.
Если главная цель организации, это получение прибыли, она вправе подписывать контракты, и на основании данного соглашения, передать часть имущества другому юридическому лицу, но только в том случае, если оно не использовалась. Если это государственное предприятие, оно может осуществлять подобные процедуры только после того, как получит соответствующее разрешение. Кроме вышеперечисленных разновидностей, УП могут быть производственными, коммунальными, сельскохозяйственными и частными.
4. Что является источником формирования собственности УП
Имущество УП формируют из следующих источников:
- Гос. дотации;
- Имущество, передающееся организации, опираясь на решение владельца с целью покрытия уставного фонда;
- Добровольные взносы граждан, юридических лиц или пожертвования;
- Любое имущество, передающееся унитарному предприятию на основании решения владельца;
- Дивиденды, которые подлежат уплате товариществами или хозяйственными обществами, в чьих уставных капиталах есть доля организации;
- Прибыль, полученная в результате ведения хозяйственной деятельности;
- Заёмные средства и кредиты;
- Сумма, образовавшиеся из амортизационных отчислений;
- Другие источники, которые могут формировать имущество унитарного предприятия и при этом не нарушать законы РФ. Также сюда можно отнести полученную прибыль.
Когда права на собственность УП переходят другому владельцу (это касается всех форм УП, не включая государственные), организация вправе сохранить это имущество на своём балансе.
5. По каким признакам распознать унитарное предприятие
На примере современных УП можно выделить ряд характерных признаков такой разновидности предприятий:
- У организации есть оригинальный логотип, но его нужно зарегистрировать по процедуре, определённой действующим законодательством. Также УП имеет собственное угловые штампы и фирменные бланки;
- Перед законом унитарное предприятие отвечает всем находящимся в его распоряжении имуществом. Но, если владелец данного имущества имеет долг перед государством или другим юридическим лицом, УП не имеет к этому никакого отношения;
- Опираясь на форму собственности учредителя компании, активы предприятия могут находиться в муниципальной или государственной собственности;
- У компании есть собственная оригинальная печать. По закону, на ней обязательно должно находится её название. В случае необходимости, данное название может быть написано на языке другой стороны;
- Согласно действующему законодательству, унитарная организация может вести такую деятельность, которая кажется актуальной учредителю;
- УП самостоятельно ведет документооборот и должно переносить информацию из первичной документации в определенные законом учётные реестры. Кроме этого, необходимо вести бухгалтерию и вовремя подавать отчеты в налоговую.
6. Примеры государственных и муниципальных УП
Прежде чем будет создано УП уполномоченные органы должны выдать соответствующее разрешение. Данная процедура сопровождается составлением актов, которые определяют степень компетенции конкретных властных структур. ГУП функционируют в сфере транспортных коммуникаций. Такие компании могут формироваться и в других отраслях. Это одна из распространённых разновидностей деятельности на территории РФ.
Перечислить все примеры муниципальных УП сложно из-за большого количества разновидностей. Один из самых ярких примеров УП этой разновидности, это ЖКХ. Такие организации работают практически в каждой из областей государства. Многие из муниципальных единых предприятий работают с целью решения проблем конкретного населённого пункта.
В уставе УП должна отображаться следующая информация:
- Полное или сокращенное название организации;
- Информация о том, куда были потрачены деньги;
- Адрес, который был указан в момент регистрации;
- Данные о направлении и сфере работы компании;
- Процедура, по которой происходило назначение начальника;
- Данные о владельце собственности УП;
- Список полномочий руководителя организации.
Назначенные на должность руководителей лица не имеют права самостоятельно распоряжаться полученным имуществом. Если это необходимо, придётся обращаться к собственнику.
7. Как распределяется полученная прибыль
Унитарные предприятия отличаются друг от друга особенностями финансовой деятельности. Согласно закону, УП могут заниматься распределением прибыли только после того, как будут оплачены налоги и внесены остальные обязательные платежи. Таким образом средства накопляются в стимулирующих и социальных фондах. Эти же средства могут пойти на пополнение уставного капитала предприятия.
После уплаты налогов, средства можно направить на развитие предприятия:
- Модернизация имеющегося оборудования и строительство новых объектов;
- Применение новейших разработок;
- Пополнение штата высококлассными специалистами для развития хозяйственной и экономической деятельности;
- Финансирование программ, направленных на защиту окружающей среды.
8. Плюсы и минусы УП
Несмотря на это, что УП зависит от собственника её имущества, но всё равно можно выделить положительные стороны.
- Постоянно ведется работа, которая покрывает потребности муниципалитета, района или государства;
- У унитарного предприятия есть возможность осуществлять деятельность в том направлении, которая закрыта для других коммерческих организаций;
- В своё распоряжение компания может получить имущество, которое не сможет получить другое юридическое лицо.
- Каждый из финансово-экономических показателей находится под контролем владельца имущества. Кроме этого, это же лицо выбирает направление деятельности предприятия;
- Определенную часть дохода необходимо ежегодно переводить на баланс муниципального образования, региона или государства;
- Каждое решение, которое хочет принять начальник предприятия, должно обсуждаться с владельцем имущества. То же самое касается проведения всех разновидностей сделок.
Заключение
Большинство из УП преследуют цель удовлетворить конкретные потребности населения. Поэтому, государство иногда направляет дотации, предоставляет субсидии и разрабатывает программы лояльности для развития таких организаций. Но, это возможно только в том случае, если работа компании направлена на борьбу с существенными для народа проблемами.
Источник
Cоздание унитарных предприятий
Как создать унитарное предприятиеУчредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:
— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.
Унитарное предприятие и его виды
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему:
— на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);
— на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Кроме того, имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником Отражение ситуации в учетеСоздание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».
Проводки выглядят так:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 304 05 530«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале» |
Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 201 01 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов» |
Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 201 07 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте» |
Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 101 ХХ 410«Уменьшение стоимости основных средств» |
Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 102 01 420«Уменьшение стоимости нематериальных активов» |
Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 103 ХХ 430«Уменьшение стоимости непроизведенные активов» |
Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 105 ХХ 440«Уменьшение стоимости материальных запасов» |
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы) | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 401 01 171«Доходы от переоценки активов» |
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью(в части отрицательной разницы) | 401 01 172«Доходы от реализации активов» | 204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале» |
Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале) | 401 01 172«Доходы от реализации активов» | 204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале» |
Юридические аспекты деятельности предприятийСоздавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.
Ограничения на распоряжение имуществомУнитарное предприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):
— продавать;
— сдавать в аренду;
— отдавать в залог;
— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
— распоряжаться иным способом.
Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.
Обратите внимание: уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.
Имущественная ответственность по обязательствамВ отношении муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В таких случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Имейте в виду, на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Формирование уставного фондаДля муниципальных предприятий размер уставного фонда должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, уставный фонд такого предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.
Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.
А вот в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Распределение прибылиСобственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Оно должно ежегодно перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Причем в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органом мест-ного самоуправления.
А вот порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органом местного самоуправления.
Отчетность предприятияБухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль деятельности унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.
Ликвидация унитарного предприятияУнитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в бюджет (после завершения расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество передается собственнику — органу местного самоуправления).Статья напечатана в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» №2, февраль 2010 г.
Источник