- Медицинские интернет-конференции
- Личностные и профессиональные качества врача. Каким должен быть хороший врач?
- Идейность
- Профессионализм
- Твердость
- Перфекционизм
- Коммуникабельность
- Внимательность
- Оптимистичность
- Смелость
- Нравственность
- Спокойствие
- Врач как личность и вопросы профессиональной пригодности к медицинской деятельности
Медицинские интернет-конференции
Личностные качества современного врача
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
При подготовке медицинских кадров всегда большое внимание уделялось формированию не только профессиональных знаний и умений, но и его морально-нравственному развитию. В настоящее время личность врача рассматривается как центральный компонент системы врачебной деятельности, обеспечивающий ее направленность и успешность функционирования в решении гуманистической цели врачебного труда.
Ключевым требованием к медицинскому работнику считается развитие у него гуманного отношения к больному и высокий уровень ответственности за свои действия. Выделяют комплекс личностных качеств, необходимых для полноценной работы врача: морально-этических: честность, порядочность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово; коммуникативных: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим; волевых: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность; организационных: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.
Эти положения подтверждают результаты социологического опроса студентов 1 курса СГМУ (N=50), целью которого являлось выявление отношения будущих врачей к необходимому набору личностных качеств специалистов-медиков. 16% респондентов считают, что наиболее важным для врача является комплекс волевых качеств, 20% — коммуникативный комплекс, а 64% — комплекс морально-этических качеств.
Таким образом, очевидно, что врач, как субъект медицинской деятельности, должен быть всесторонне развит, гуманен и мотивирован на помощь всем нуждающимся. Несомненно, врач должен не только обладать знаниями, навыками, аналитическим мышлением, но и высокой духовностью, благожелательностью по отношению к коллегам и пациентам, нести положительный эмоциональный заряд.
- Ермолаева Е.В.. Павлова Л.А Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. М., 2013. С. 369-375.
- Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005.
Источник
Личностные и профессиональные качества врача. Каким должен быть хороший врач?
Раньше считалось, что нет ничего более почетного, чем стать врачом. Тех, кто поступал в медицинские колледжи и университеты, уважали. К ним имели особое отношение, ведь они учились на профессию, которая может спасти жизнь миллионам. Но времена меняются. Все чаще о врачах можно услышать нелестные отзывы. В Интернете много людей предлагают лечение нетрадиционными методами, принимая что угодно, лишь бы не попасть на прием к медикам. К сожалению, зачастую дело в самих врачах. Вот и возникает вопрос, какими качествами должен обладать врач.
Идейность
Есть ли что-то дороже человеческой жизни? Сколько нужно заплатить, чтобы купить жизнь? Осознание того, что жизнь каждого человека – это прекрасное сокровище, позволяет увидеть, как именно к этому чуду относиться. Наверное, именно поэтому на многих форумах о том, какими качествами должен обладать врач, так часто говорят про идейность.
Стать врачом — не должно быть решением родителей. Это ни в коем случае не семейный бизнес, не привычка и, тем более, не возможность заработать большие деньги. Стать хорошим врачом – это призвание. Меркантильный и мелочный человек никогда не сможет проявить ту самоотверженность, которая необходима для достижения поставленных целей.
Профессионализм
Как бы человек ни горел желанием излечить других, без необходимых навыков это невозможно. Конечно, некоторые скажут, что здорово, когда врач добрый, заботливый, аккуратный. Но какой в этом толк, если он ничего не умеет? Чем он отличается от родителей, которые, чтобы успокоить ребенка, сбившего коленку, просто гладят его по голове?
Профессиональные качества врача не могут полностью определяться опытом. Всему миру известно множество примеров молодых врачей, которые спасли уже не одну жизнь. В то же время есть те доктора, которые не один десяток лет провели в различных больницах и имеют колоссальный опыт работы, но рекомендуют от головной боли активированный уголь.
Наверное, именно поэтому профессионализм определяется не количеством документов и отличительных сертификатов. Профессионализм – это умение применять знания на практике в самый подходящий для того момент. Если доктор не перестает совершенствоваться в своей сфере деятельности, посещает курсы повышения квалификации, исследует новинки в сфере медицины – это и есть профессионал своего дела.
Твердость
Задумывались ли вы, насколько есть много вещей, которых мы боимся в отношении своего лечения? Даже когда приводится тысяча и один аргумент, человек испытывает холодящий душу страх. Многим страшно использовать новый тип лечения. Другие боятся хирургического вмешательства. Третьи просто наотрез отказываются от госпитализации. Так, многие боятся стоматологов настолько, что этому страху даже придумали название – дентофобия.
Твердость – это качество врача, которое позволит не только не идти на поводу у своих пациентов. Проявляя твердость, доктор сможет привести наиболее актуальные и сильные аргументы. Это качество позволит убедить человека принять тот или иной метод лечения. Часто твердость врача спасает жизнь пациента.
Перфекционизм
Лучшие врачи – это перфекционисты своего дела. Они никогда не будут искать оправдания своим поступкам или их отсутствию. Такой врач всегда будет стараться совершенствоваться и улучшаться. И не важно, что он делает: будь то простой осмотр или сложная операция на жизненно важном органе. Перфекционист никогда и ни в чем не позволит себе вольностей в своем деле.
Посудите сами: когда вы спрашиваете у знакомых, какого специалиста они могут вам порекомендовать, какого вы ожидаете ответа? Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что вы надеетесь, на рекомендацию такого доктора, который не просто сможет поставить диагноз и назначить лечение. Вы ожидаете, что это будет профессионал высокого уровня, который доведет начатое дело до конца. Он проявит все необходимые качества врача, чтобы лечение прошло максимально успешно и быстро.
Коммуникабельность
Согласитесь, что социофоб доктором не может быть. И на это есть ряд причин. Лучшие врачи всегда знают, что и кому сказать. Более того, они стараются подбирать нужные слова.
Да, им нужно быть твердыми, но твердость и грубость – это не одно и то же. Настоящий доктор любую информацию преподнесет так, что вам захочется к ней прислушаться. Он приведет такую аргументацию, что противостоять его доводам будет действительно сложно. И это все при том, что он выслушает все ваши жалобы. Он прислушается к каждому вашему симптому. Если доктор не умеет слушать и общаться, его нельзя назвать хорошим специалистом.
Внимательность
Врач должен не только внимательно слушать, но и так же действовать. Нет ничего худшего, чем невнимательный врач. Речь идет не только о том, насколько доктор обращает внимание на жалобы пациента и его симптомы. Если врач имеет глупую привычку невнимательно исследовать результаты анализов, а также изменения в организме своего пациента, велика вероятность, что доктором он будет недолго. А если и будет, то не лучшим специалистом.
Оптимистичность
Если рассматривать личностные качества врача, то ему нельзя быть пессимистом. В любой, даже самой отчаянной ситуации, настоящий доктор сможет поддержать пациента.
Уже давно установлен факт, что положительный настрой больного ускоряет его выздоровление. Согласитесь, сложно быть жизнерадостным, когда тебя лечит унылый и депрессивный врач.
Смелость
Некоторые сочтут присутствие этого качества излишним. Но если поразмышлять, именно смелость позволяет врачу заходить в палату к больным с серьезными инфекционными заболеваниями. Кто, как не врач, будет лечить тех, кого настигла эпидемия. Лучшие врачи, которые оставили свой след в мировой истории и медицине, часто умирали, заражаясь от пациентов.
Более того, нужно иметь смелость, чтобы не только быстро принимать решения, но и впоследствии брать на себя ответственность. Часто, например, во время операции, у доктора нет времени на дополнительные исследования и разбор возможных вариантов решения проблемы. Действовать нужно здесь и сейчас. Так поступит только смельчак.
Нравственность
Клятва Гиппократа содержит как минимум 9 этических принципов, которых должен придерживаться врач. Одним из тех принципов, что можно отнести к нравственным качествам врача, можно назвать обязательство отказа от интимных связей с пациентами. Пусть некоторые сочтут это извращенным, но, согласно статистике, на Земле живет немало людей, которые в тот или иной период своей жизни подумывали о сексе со своим доктором.
Когда человек обращается к врачу, он имеет право рассчитывать, что будет иметь дело со специалистом. Это будет заключаться в том, что доктор будет относиться к нему как к личности. Хороший врач никогда не будет пренебрегать своим долгом и выказывать пренебрежение.
Спокойствие
Все описанные качества врача станут ничем в руках у неуравновешенного человека. Работа в медицинской сфере всегда очень напряженная. Именно поэтому врачу важно при любых обстоятельствах сохранять не только внешнее спокойствие. Ему нужно следить за тем, чтобы спокойствие было изнутри.
Настрой врача очень часто передается больному. Если пациент будет видеть, что доктор взвинчен и не может сдерживать своих эмоций, велика вероятность того, что лечение будет длиться гораздо дольше и менее результативно.
Плюс спокойствие нужно для того, чтобы оставаться хорошим врачом даже для невоспитанных людей. К сожалению, в силу разных обстоятельств, даже когда все качества врача идеальны, есть люди, которые не умеют себя вести. Именно с ними доктор должен быть мягким и тактичным, а без внутреннего спокойствия это невозможно.
Источник
Врач как личность и вопросы профессиональной пригодности к медицинской деятельности
Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считалось полезным качеством личности и должно было быть воспитано с детства. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией. Не случайно известный писатель и врач В.В. Вересаев писал, что научиться врачебному искусству невозможно, точно так же, как и искусству сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медиком-теоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.
Гуманизм врача. Больной прежде всего вправе ожидать от врача искреннего желания помочь ему и убежден, что иным врач и быть не может. Он наделяет врача наилучшими качествами, присущими людям вообще. Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача— ее главного представителя.
Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание в отношениях с больными, совестливость всегда считались главными характеристиками врача. Впервые эти морально-этические и нравственные нормы врачебной профессии были сформулированы врачом и мыслителем древности Гиппократом в его знаменитой «Клятве». Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные интересы сменявшихся эпох многократно трансформировали «Клятву Гиппократа». Однако и сегодня она читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы и гуманизма документ.
Врачебная тайна (конфиденциальность). Во взаимоотношениях врача и больного не последняя роль принадлежит умению врача хранить врачебную тайну. Обычно она включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и семейной жизни больного. Врач — не случайный обладатель этих сведений, сокровенных переживаний и мыслей больных. Они доверяются ему как человеку, от которого рассчитывают получить помощь. Поэтому распоряжаться имеющимися у врача сведениями о больном по собственному усмотрению можно лишь в редких случаях. Требование о неразглашении врачебной тайны снимается лишь в случаях, когда этого требуют интересы общества (например, при угрозе распространения опасных инфекций), а также при запросе судебно-следственных органов.
Общая и профессиональная культура. Можно отметить еще ряд общих и более частных черт личности, которые нужно воспитывать у врача. Сюда относятся высокая общая культура и культура врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к порядку, аккуратность и чистоплотность, т.е. черты, на которые указывал еще Гиппократ. Требования к личности врача, его внешнему облику и поведению постепенно оформились в специальном учении — медицинской деонтологии. Последняя рассматривается как наука о должном моральном, эстетическом и интеллектуальном облике медицинского работника, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинской среде.
Деонтология (от греч. deon — должное) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного нравственного профессионального поведения. Термин введен в обиход в начале прошлого столетия английским философом И. Бентамом (1748-1832). Разрабатывая учение о личном должном в поведении индивида, Бентам противопоставляет деонтологиюэтике (от греч. ethos — обычай), науке о морали и общественном должном в поведении и отношениях всех людей. Этические нормы поведения достаточно динамичны. В первую очередь они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали. В отечественной медицине деонтология всегда понималась как учение о долге врача не только перед больными, но и перед народом. Труд врача, его поведение всегда рассматривались как большое дело общества.
Профессиональная деформация. В профессиях, связанных с взаимодействием «человек — человек», огромное значение имеет ориентация на другого как равноправного участника взаимодействия. Пожалуй, немного существует профессий, где ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности медицинского работника.
Врачебная деятельность очень разнообразна и не ограничивается рамками только лечения, как это принято считать в немедицинской среде. Разнообразие видов врачебной деятельности создает различные способы ее осуществления, широкое поле деятельности для профессионала, но ставит проблему специфики влияния разных видов врачебной деятельности на профессиональную позицию врача, его ценностные ориентации.
Для описания влияния профессии на психическую жизнь профессионала введено специальное понятие — «профессиональная деформация». Впервые она стала описываться в 60-х годах в США (Мичиганский и Калифорнийский университеты) как проблема функциональных возможностей человека. В нашей стране проблема профессиональной деформации впервые стала изучаться в области педагогики (Маркова А.К., Моргун В.Ф.). Исследования показали, что в профессиях типа «человек-человек» профессиональная деформация существует, как и имеет место разный уровень подготовки и квалификации профессионала, и что должен осуществляться профессиональный отбор, так как существует идея профессиональной пригодности.
Большое внимание проблеме профессиональной деформации у медицинских работников уделяли профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (1983). Они считают, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают трудно контролируемой властью над людьми. Естественно, что врач обладает такой властью, так как от него зависит физическое и душевное здоровье и сама жизнь больного.
Сама по себе профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации. Определенная степень адаптации естественна для медицинского работника. Сильное эмоциональное восприятие страданий другого человека в начале профессиональной деятельности, как правило, в дальнейшем несколько притупляется. Конечно, для врача просто необходима определенная степень эмоциональной сопротивляемости, но он должен сохранять те качества, которые делают его не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком, способным к эмпатии, уважению к другому человеку, способному к соблюдению норм врачебной этики. Ярким примером профессиональной деформации является подход к пациенту как к объекту, носителю симптома и синдрома, когда пациент воспринимается врачом как «интересный случай».
Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц (1998) рассматривают профессиональную деформацию в виде обобщенной модели, которая включает как социально обусловленные причины ее, так и причины, вызванные феноменами индивидуального сознания. К социальным причинам они относят влияния, связанные с необходимостью соблюдения врачом как государственным служащим многочисленных инструкций, которые регламентируют его деятельность. Понятием «инструкция» здесь обобщаются все формы готового знания (учебники, классификации болезней, нормативы и пр.), которые задаются нам извне, они не «пропущены» через собственный опыт и понимание. Как только профессионал принимает инструкцию за абсолютную истину, все профессиональные взаимоотношения деформируются определенным образом: врач может воспринимать пациента не как целостную личность, а как определенную совокупность симптомов или объект манипуляций.
С другой стороны, врач может уверовать в свое могущество и власть над человеком, приняв на веру многочисленные мифы, циркулирующие в немедицинской среде, по поводу возможностей врача и современной медицины. Внешняя сторона лечения, кажущаяся неискушенному человеку магической, доступной только врачу, рождает «кастовый» характер медицинского знания. Так формируется еще один фантом профессиональной деятельности врача — ощущение власти над человеком, для которого медицинская помощь является последним шансом защититься от болезни.
Таким образом, врач имеет дело с двумя реальностями: неодушевленной (фантомы и инструкции) и живой реальностью — жизнью своей и других людей. Возникает соблазн их отождествления и создания иллюзии простоты. Профессионал начинает переживать исключительно простые чувства, выражающиеся в притягательной формуле «я могу», «я профессионал и лучше знаю как. что. «. В результате принятия фантомов за истину сознание профессионала также фантомизируется — становится статичным, неподвижным, оно всегда знает, «как надо», «что должно быть» и «что с этим делать». Эти фантомы иногда могут осознаваться врачом на уровне переживаний — в виде чувства неудовлетворенности собой, профессией. Однако пока есть переживание, можно говорить и о возможности осознания факта профессиональной деформации и перспектив работы с ним. Профессиональная деформация не осознается в том случае, когда врач отказывается от переживаний, потому что они требуют усилий, предполагают проявления отношения к кому-либо или к чему-либо.
Синдром хронической усталости у медицинских работников. В профессиях, связанных с взаимодействием «человек-человек», профессиональная усталость — это прежде всего усталость от другого человека. Это совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Особенно это относится к профессии врача, так как она предъявляет большую требовательность к личности профессионала и предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье другого человека. В значительной степени появлению усталости могут способствовать особенности работы в здравоохранении (дежурства, работа по сменам), чрезмерно большой прием. Абрамова Г.С. и Юдчиц Ю.А. (1998) считают, что одной из основных причин профессиональной усталости у врачей является требование профессии в эмоциональном отношении к жизни в целом, что предполагает определенное отношение к врачебной деятельности, мотивацию этого отношения, взаимоотношения с коллегами, стиль жизни медработника и его проблемы, не связанные с работой.
«Астения переутомления» обычно всегда развивается постепенно (в течение 6 и более месяцев от начала напряженной работы), ей предшествует более или менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения и продолжения работы в условиях утомления. Утомление снижает работоспособность человека и эффективность его труда, что создает постоянную психотравмирующую ситуацию в виде ощущения им собственной несостоятельности и может привести даже к невротическому срыву. Наиболее частым симптомом астении является раздражительность. Она проявляется в повышенной возбудимости, нетерпеливости, обидчивости и несдержанности. Проявления раздражительности чаще носят характер кратковременных вспышек, которые нередко сменяются раскаяниями, извинениями перед окружающими, ощущениями вялости и усталости. Кроме этих основных симптомов, страдающие астенией жалуются на рассеянность, плохой сон, тревожность, неустойчивость настроения, головные боли.
В обыденном сознании общества бытует мнение, что состояние здоровья у врачей лучше, чем у других людей. Однако это далеко не так, особенно это касается их психоэмоционального, психического состояния. Отношение к своему состоянию в этом плане у врачей встречается преимущественно двух видов: 1) отрицающее — не обращает внимания на собственное психологическое состояние, считает его следствием простого переутомления, не обращается за помощью к специалистам; 2) пренебрежительное — недооценивает свою усталость; не изменяет свой стиль жизни, который, как правило, бывает несовместим с психологическим здоровьем. Очень часто врач с синдромом хронической усталости склоняется не только к несовершенной «самодиагностике», но и несовершенной «самотерапии» — излишествам в употреблении транквилизаторов или употреблении спиртных напитков для снятия «напряжения».
Утомление врача отрицательно сказывается на его профессиональной деятельности и тем самым на его пациентах. Последствия утомления могут быть самыми разнообразными. Они могут проявляться в нетерпеливости и раздражительности — врач сокращает время приема каждого пациента, стремится как можно быстрее закончить вызывающую утомление работу, а у пациента при этом создается впечатление, что врач хочет от него отделаться, не воспринимает серьезность его жалоб и в целом относится к нему неуважительно. Производительность труда у врача снижается и замедляется из-за трудностей концентрации внимания, трудностей при постановке диагноза и выборе метода лечения, преобладанием так называемых диагностических коротких связей типа: «повышенная кислотность + кровь в желудке = язвенная болезнь» (Конечный Р., Боухал М., 1985). На пациента такой врач производит впечатление рассеянного, занятого своими проблемами, а зачастую и просто некомпетентного. Невнимательность и поспешность могут приводить к неосторожным высказываниям с психической травматизацией больного (ятрогениям) и даже к прямым врачебным ошибкам — необоснованному диагнозу или неудачно выбранному лечению.
Переживание собственной профессиональной несостоятельности при нарастании врачебных ошибок, трудности концентрации, затруднения в восприятии нового материала являются причиной травматизации самого врача, приводят к чувству недовольства результатами своей деятельности. Его состояние может усугубляться и возникновением конфликтов как с администрацией (из-за претензий к неудовлетворительной работе), так и с коллегами (вследствие вызванного утомлением раздражения) и с пациентами (из-за врачебных ошибок, отсутствия психологического подхода, неквалифицированных высказываний).
Исходя из представления об обусловленности синдрома хронической усталости стилем жизни профессионала, Э.Б. Боллзом (1995) была разработана анкета диагностики и самодиагностики. Ее короткие ответы подобраны таким образом, чтобы составить представление об образе жизни профессионала, определенных жизненных приоритетах, стремлении удовлетворения честолюбивых замыслов. Необходимо понимание, что приведенные вопросы могут значить очень много (если использовать их вдумчиво, учитывая индивидуальные особенности, в комплексе с наблюдением и беседой) и не значить ничего (если принять их за диагностическую «волшебную палочку»).
В анкете дана серия ответов, из которых необходимо выбрать тот, который наиболее полно и точно характеризует состояние:
1. Из-за хронической усталости я был(а) вынужден(а) прекратить свою трудовую деятельность и теперь в довольно затруднительном положении, так как:
а) не имею уже того авторитета, который заслужил(а),
б) у моей семьи нет достаточно средств,
в) я был(а) на пути к успеху, а теперь мое будущее неопределенно,
г) я хотел(а) получить максимальный эффект от каждого дня своей работы, а теперь не испытываю такого желания,
д) нельзя описать моё состояние.
2. Постоянная усталость разрушает мою семейную жизнь, и теперь я в довольно затруднительном положении, так как:
а) не пользуюсь у детей (мужа, жены) тем уважением, которого заслуживаю,
б) я уже не чувствую с членами семьи такой близкой связи, какая была раньше,
в) я уже не играю той ведущей роли в семье, которой гордился(-лась) раньше,
г) мое состояние сказывается на бюджете семьи,
д) нельзя описать мое состояние.
3. Хроническая усталость изменила мой образ жизни, и теперь я в затруднительном положении, так как:
а) я занимался(лась) спортом, а теперь не в состоянии,
б) мне пришлось отказаться от своих любимых занятий (нет ни сил, ни желания),
в) мне трудно сохранять такое влияние на людей, с которыми общался(лась) раньше,
г) не могу часто бывать у своих друзей,
д) нельзя описать мое состояние.
(Ответы «б» и «г» показывают первостепенное значение морального удовлетворения, «а» и «в» подчеркивают приоритет социального, общественного признания; «д» говорит об отсутствии содержания психической реальности, когда не существуют значимые факторы жизни, обеспечивающие иерархию ценностей.)
Перечень симптомов синдрома хронической усталости (по Боллзу): слабость мышц, мышечная боль; боли в суставах; общее недомогание, бессонница, забывчивость, рассеянность, неспособность либо затруднение сосредоточения; угнетенное настроение (депрессия).
Специфические симптомы синдрома хронической усталости у медработников (Цит. по Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998/: раздражительность (направлена не только на пациентов, но и на коллег); сокращение времени приема пациентов уже к середине рабочего дня; использование в устной и письменной речи штампов; при общении с коллегами употребление большого числа слов, синонимичных понятию усталость; при выполнении работы, связанной с оформлением документов, карточек и т.п., использование внутренней речи (внутреннее проговаривание фраз), что типично для решения мыслительных задач в затрудненных условиях.
Синдром «эмоционального выгорания» у медработников. Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психологом X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Врачебная профессия требует от профессионала не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной самоотдачи. Не случайно еще в XVII веке голландским врачом Ван Туль-Пси была предложена символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча с девизом: «Светя другим, сгораю сам». Надо полагать, что «сгорание» здесь не значит опустошение и исчезновение сил — они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и постоянном собственном личностном развитии.
Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других людей, и во многих других случаях для врача существует проблема «невключения» своих чувств в ситуацию, что ему далеко не всегда удается. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями. Вероятно, существует индивидуальный предел, потолок возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию», самосохраняясь. Синдром «эмоционального выгорания» характерен именно для профессионалов, изначально обладающих большим творческим потенциалом, ориентированных на другого человека, фанатично преданных своему делу.
При синдроме «эмоционального выгорания» у профессионала наступает своеобразное исчезновение или деформация эмоциональных переживаний, которые являются неотъемлемой частью всей нашей жизни (Форманюк Т.В., 1982). Его симптомы во многом сходны с таковыми при хронической усталости и составляют основной каркас для возможностей последующей профессиональной деформации.
В первую очередь человек начинает заметно ощущать утомление и истощение после активной профессиональной деятельности, появляются психосоматические проблемы типа колебаний артериального давления, головных болей, симптомов со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, бессонницы.
Другим характерным признаком является возникновение негативного отношения к пациентам и отрицательная настроенность к выполняемой деятельности. У врача исчезает тяга к совершенствованию в своей профессии, появляются тенденции к «принятию готовых форм знания», действию по шаблону с сужением репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций. Недовольство собой с чувством вины и тревожными состояниями, пессимистическая настроенность и депрессия часто проявляются вовне в виде агрессивных тенденций типа гнева и раздражительности по отношению к коллегам и пациентам.
Содержательные характеристики СЭВ Абрамова Г.С. и Юдчиц Ю.А. (1998) описывают через изменение (деформацию) профессиональных и личностных качеств (авторитетность, оптимизм и др.), присутствие которых просто необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста врача.
Авторитет врача — профессионал с СЭВ неизбежно утрачивает свой авторитет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан прежде всего с профессионализмом и личным обаянием. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность, он утрачивает доверие к себе к как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.
Оптимизм врача — пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование («что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти»). И наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например, несвоевременной явки в больницу (часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность).
Честность и правдивость — при тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает способность к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечебной информации.
Слово врача — слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с СЭВ, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.
Гуманизм врача — обусловлен ценностным и целостным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.
Источник