Государственные меры по развитию и стимулированию венчурного инвестирования
Развитие венчурного инвестирования, как показывает зарубежный опыт, сопровождается созданием общественных выгод, таких как создание новых рабочих мест и новейших технологий, имеющих значение для национальной безопасности страны, а также, в условиях научно-технического прогресса определяющих её место в мировом экономическом сообществе.
— прямое предоставление капитала в венчурные фонды или малые инновационные предприятия;
— финансовые льготы, предоставляемые при инвестировании в венчурные фонды или малые инновационные предприятия;
— правила, определяющие инвесторов, которые могут осуществлять венчурные инвестиции.
Целью перечисленных государственных мер является развитие и поддержка прибыльного и самоподдерживающегося сектора венчурных инвестиций, ориентированного на сектор малых инновационных предприятий.
Краткая характеристика государственных мер по поддержанию венчурного инвестирования с примерами стран, где они применялись, представлена в табл.1.
Таблица 1. Государственные меры стимулирования венчурного инвестирования.
Прямые государственные инвестиции в акционерный капитал являются важным способом со-инвестирования и стимулирования притока венчурного капитала в экономику страны. Государство может инвестировать в венчурные фонды, которые, в свою очередь, инвестируют в компании или же может создать «гибридные» венчурные фонды, частично финансируемые частным сектором. Государственные прямые инвестиции нацелены на финансирование малых инновационных предприятий, имеющих потенциал для дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики, иногда недооцениваемых частными инвесторами.
Государственные программы нередко являются единственным источником для инновационных компаний, на начальном этапе не имеющим собственных средств для развития, а также залогового обеспечения, необходимого для банковского кредита.
Льготы, предоставляемые государством таким малым предприятиям, могут быть следующие:
— привилегированная, то есть ниже рыночной, процентная ставка по государственным займам;
— возможность продления срока возврата займа – таким образом, учитываются финансовые сложности компании на ранней стадии;
— возможность решения о списании долга в случае, когда предприятие не смогло развиться и обанкротилось.
Кроме того, для стимулирования притока средств в стартовые, растущие новые малые предприятия, не зарегистрированные на бирже, государствами развитых стран разработаны финансовые льготы: налоговые льготы, гарантирование займов, гарантии акционерному капиталу.
Налоговые льготы могут предоставляться инвесторам, венчурным фондам, управляющим компаниям или малым инновационным предприятиям. Они способствуют поступлению инвестиций посредством снижения их стоимости для заемщика. Данные льготы могут предоставляться для инвестиций, непосредственно вносимых в малую компанию, или для инвестиций, осуществляемых через объединенные инвестиционные структуры.
Финансовые льготы могут осуществляться в форме гарантийных схем, которые покрывают долговое или прямое финансирование. По такой схеме государство гарантирует часть займа, предоставляемого финансовым институтом. Цель таких программ – стимулирование инвестирования перспективных стартовых инновационных предприятий, не имеющих возможностей для получения стандартного банковского или иного финансового займа.
Предоставляемая государством гарантия служит заменой залога инновационных предприятий перед финансовыми институтами, в частности банками. В случае банкротства предприятия, потери заимодателя ограничиваются той частью займа, на которую гарантия не распространялась.
Для компенсации ожидаемых потерь от программы гарантий займов государству выплачивается премия, различная для разных стран, обычно в пределах от 0 до 2% к процентной ставке. Таким образом, на часть займа, гарантируемого государством общая процентная ставка выше, чем обычно. Чем большую часть займа гарантирует государство, тем выше должна быть премия.
В табл. 2 представлены примеры условий предоставления гарантий государством.
Таблица 2. Примеры условий предоставления гарантий государства.
Правительства развитых стран рассматривают возможность увеличения круга инвесторов, осуществляющих венчурные инвестиции, несмотря на ранее вводимые запреты. Во многом это связанно с положительным опытом США, в 1970-х гг. здесь были внесены изменения в закон о пенсионных гарантиях (EURISA),согласно которому пенсионным фондам в США было разрешено инвестировать в венчурные фонды. В Финляндии правительство стало поощрять банки и пенсионные фонды инвестировать в венчурный капитал. В результате на эти две категории в 1995г. пришлось 75% венчурного капитала, тогда как на 1994г. на их долю приходилось только 20%.
В рамках программ партнерства с частными инвесторами может быть представлена привилегия в получении дохода, при которой государство начинает получать прибыль после того, как частный инвестор получит начальную сумму плюс некоторый процент с вложений. Таким образом, государство берет на себя роль гаранта и роль «первого пострадавшего». Кроме того, государство может предоставлять право выкупа своей доли частному инвестору по льготной цене.
Как показывает зарубежный опыт, благоприятными для развития венчурного инвестирования являются также следующие меры:
— фонды облагаются налогом только на уровне портфельных компаний (прямая инвестиция через фонд должна рассматриваться как «сквозная» инвестиция в компанию – получатель);
— не требуется регистрация представительств иностранных инвесторов для избежания двойного налогообложения (режим «постоянного представительства» предполагает обязательную уплату налогов в стране-получателе инвестиций);
— выплаты компенсаций и комиссионных менеджерам управляющей компании рассматриваются как доходы от прироста акционерного капитала и освобождаются от уплаты НДС;
— доход от прироста капитала не облагается налогом в Люксембурге и Португалии; или применяются минимальные ставки: Германия – 5%, Великобритания – 10%, Италия – 12%.
Практически все перечисленные выше государственные мере по стимулированию и поддержке венчурного инвестирования в той или иной степени могут быть применены в России для создания национальной венчурной индустрии. От того, как быстро Россия, используя международный опыт инвестирования в инновации, перейдет на инновационной путь развития, зависит будущее страны и её место в мировом сообществе.
1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ/О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации №5(350)/ Сборник, 2008.
2. Бородкин А. Развитие отрасли венчурных инвестиций в России: венчурные фонды// Рынок ценных бумаг, 2006.-№19(322),с.40-43.
3. Развитие венчурного инвестирования в России: роль государства/Под ред. А.Н.Никконен, И.В.Карзановой, А.Шатитко; Бюро экон.анализа.-М.:ТЕИС,2004.
Источник
Минэкономразвития предложило меры для роста инвестиций в РФ на 70%
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU — Минэкономразвития РФ сформировало пакет предложений, которые должны обеспечить рост инвестиций в основной капитал не менее чем на 70% к 2030 году по сравнению с показателем 2020 года (это задача является одной из национальных целей).
Соответствующий перечень мер содержится в письме первого замминистра Минэкономразвития Андрея Иванова первому вице-премьеру Андрею Белоусову. С текстом документа ознакомился «Интерфакс», в Минэкономразвития подтвердили подлинность письма. В письме отмечается, что предложения обсуждались на совещаниях с бизнес-ассоциациями.
«По итогам 2019 года объем инвестиций в основной капитал составил 19,3 трлн рублей, в 2020 году указанный объем прогнозируемо составит 19,1 трлн рублей в текущих ценах (что соответствует 18,03 трлн рублей в ценах 2019 года). Для обеспечения роста показателя к 2030 году в соответствии целевым уровнем потребуется увеличить объем инвестиций в основной капитал не менее чем на 12,6 трлн рублей (в ценах 2019 года)», — численно описывают в Минэкономразвития национальную цель.
Большой блок предложений касается модной в этом году темы – соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Минэкономразвития для привлечения финансирования в проекты СЗПК в частности предлагает включать облигации, выпущенные под реализацию СЗПК-проектов, в ломбардный список Банка России.
Кроме того, предлагается предусмотреть возможность стабилизации ставок НДПИ на уровне 2020 года в отношении отдельных твердых полезных ископаемых в части:
— СЗПК-проектов, реализуемых на новых месторождениях, — на весь срок СЗПК;
— СЗПК-проектов, реализуемых на действующих месторождениях, где степень выработанности превышает 1%;
— компаний, реализующих СЗПК-проект, который одновременно является предметом специального инвестиционного контракта, заключенного до 31 декабря2020 года;
— стабилизации условий налогообложения по обратным акцизам на этан, СУГ и нафту.
Минэкономразвития предлагает распространить «стабилизационную оговорку» СЗПК на проекты в рамках концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, специальных инвестиционных контрактов, соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и других соглашений путем расширения перечня соглашений, которые могут быть признаны связанными с СЗПК.
Кроме того, предлагается внедрить разновидности СЗПК для стимулирования реализации проектов в приоритетных направлениях экспорта, инфраструктуры, цифровой экономики и технологического развития и предусмотреть для них расширение перечня возмещаемых за счет налогов затрат.
Дополнительно в целях сохранения инвестиционных программ компаний, инвестирующих в СЗПК-проекты в сфере нефтегазохимии, министерство предлагает предусмотреть налоговый вычет по НДПИ на углеводороды, в объеме не более 50% капиталовложений фактически осуществленных материнской компанией.
Одним из предложений по привлечению финансирования является «разработка и внедрение механизма целевой проектной эмиссии (денежная эмиссия, осуществляемая Банком России в целях возмещения капитальных затрат инвестора экономически значимого инвестиционного проекта, в том числе с использованием цифрового рубля) для инвестиционных проектов общенационального значения с использованием счетов эскроу». В 2019 году такой законопроект уже обсуждался, и тогда ЦБ выступил против, увидев в этом риски для инфляции и макроэкономической стабильности и угрозу своей независимости.
В целях развития инструментов акционерного финансирования в частности предлагается отменить законодательные ограничения для размещения привилегированных акций более 25% процентов от уставного капитала непубличного акционерного общества и отменить данные ограничений для создаваемых публичных обществ.
Минэкономразвития РФ также предлагает ввести регрессивную шкалу налогообложения дивидендов для физических лиц, инвестирующих свои средства в акции или доли компаний на длительный срок. Например, министерство предлагает при инвестировании в акции сроком более 3 лет облагать дивиденды НДФЛ по ставке 8%, более 5 лет – по ставке 3%, более 7 лет – по нулевой ставке.
Всего в пакете мер Минэкономразвития оценивается 149 предложений, поступивших от бизнес-объединений и агентства инвестиционного развития, по росту инвестиций в основной капитал, при этом министерство оценивает по трехбалльной шкале их эффективность и сложность реализации.
В письме министерства также говорится, что «в качестве ответственных за организацию работы по разработке и реализации предлагаемого комплекса мер по стимулированию роста инвестиций в основной капитал предлагается определить Минэкономразвития России и Агентство инвестиционного развития».
Источник
Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 18.02.2018 2018-02-18
Статья просмотрена: 2335 раз
Библиографическое описание:
Жемчугова, Т. А. Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации / Т. А. Жемчугова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48364/ (дата обращения: 12.06.2021).
Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. В статье предложены некоторые механизмы поддержки инвестиционной деятельности, используемые государством.
Ключевые слова: инвестиционная политика государства, инвестиционная активность, механизмы стимулирования инвестиционной деятельности.
По данным исследования Doing Business, проводимого Всемирным Банком, Российская Федерация занимает 35 место по условиям ведения бизнеса, поднявшись за 3 года на 15 позиций. [4] Бесспорно, инвестиционная политика государства в большей мере оказала влияние на улучшение ситуации.
Выступая инициатором стимулирования инвестиционной деятельности, государство решает поставленную задачу посредством нескольких основных механизмов поддержки: создания особых экономических зон; технопарков и промышленных парков; концессий; финансирования инвестиционных проектов национального значения Внешэкономбанком.
Рассмотрим эти механизмы.
Особые экономические зоны в настоящее время — один из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций в национальную экономику, диверсификации и выхода на инновационный путь развития. Создание и функционирование особых экономических зон регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Особый режим функционирования предпринимательской деятельности подразумевает налоговые, таможенные, административные преференции, льготный режим землепользования, гарантии от неблагоприятных изменений в государственном законодательстве о налогах и сборах. Каждая отдельная особая экономическая зона создается на конкурсной основе, однако в законодательстве предусмотрено создание в исключительных случаях без проведения конкурса. Режим ОЭЗ применяется для диверсификации структуры экономик моногородов, обеспечения занятости населения и организации новых рабочих мест, создания условий для роста экономик дотационных регионов.
Резидентам ОЭЗ предоставляются следующие льготы: налог на прибыль — 15,5 % (13,5 % в бюджет субъекта, 2 % в федеральный бюджет); налог на имущество — 0 % на срок 10 лет; налог на землю — 0 % на срок 5–10 лет; налог на транспорт — 0 руб./л.с. в течение 10 лет; страховые взносы в 2018 году — 21 %.
В ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, который подразумевает ввоз товаров в особые экономические зоны без пошлин, а также без уплаты налога на добавленную стоимость. Особый административный режим, функционирующий на территориях ОЭЗ, ограничивает количество проводимых проверок, льготную аренду и льготные ставки на энергоресурсы.
В настоящий момент в России действует 21 особая экономическая зона четырех типов: 6 ОЭЗ технологического типа, 9 ОЭЗ промышленного типа, 5 ОЭЗ туристического типа, 1 ОЭЗ логистического типа.
Целью промышленных зон является производство конкурентоспособных и высокотехнологичных видов продукции; технологических — разработка новых видов продукции; туристические нацелены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы; а логистические зоны — на модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры.
Во всех типах ОЭЗ зарегистрировано более 650 резидентов. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил 807 млрд рублей, объем осуществленных — 244 млрд руб. Объемы произведенных товаров и услуг на территориях ОЭЗ составили более 30 млрд рублей, в ОЭЗ создано более 25 000 рабочих мест. На создание инфраструктуры ОЭЗ было профинансировано 73 млрд рублей.
В особых экономических зонах присутствуют более 100 иностранных инвесторов из 33 стран мира. Среди стран лидерами по объему инвестиций являются Китай (1463 млн. долл.), США (811 млн. долл.), Япония (500 млн. долл.), Турция (434 млн. долл.). [3]
Главными целями и задачами создания особых экономических зон, которые они с успехом выполняют, являются развитие научно-технологического потенциала РФ; улучшение отраслевой структуры промышленности в РФ, повышение ее статуса в мировой экономике; формирование и реализация крупных технологических инициатив; повышение качества иностранных инвестиций.
Значительно повышают инвестиционную привлекательность региона технопарки и промышленные парки с готовой инфраструктурой. Предпринимателям предоставляют возможность сконцентрировать все усилия непосредственно на производстве, освобождая от необходимости управления вопросами организации производственного процесса (логистики, энергетики, транспорта). Экономическая деятельность стимулируется освобождением от административных барьеров и поощрением за счет налоговых льгот.
10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу, предусматривающую государственное финансирование строительства технопарков. Государственные инвестиции в создание новых и развитие уже существующих технопарков в 2013–2014 годах составили 5,1 млрд рублей, при этом частные инвестиции уже превысили объем государственных. Компании-арендаторы вложили в размещение высокотехнологичных производств и лабораторий в 2013–2014 годах более 7,2 млрд руб. Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» действовала в 2007–2014 годах. За это время была создана сеть технопарков общей площадью более 400 000 кв. м, на которых было организовано более 18 000 рабочих мест. Совокупная выручка 750 компаний-резидентов составила около 32 млрд рублей в год. В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны были обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием сети технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году загрузка технопарков должна превышать 90 %, а их бюджетная эффективность — 55 %. Также, доля экспорта в выручке компаний-резидентов должна быть не менее 12 %.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует 107 технопарков в 29 регионах страны, обладающих развитой транспортной, инженерной, социальной, жилой и производственной инфраструктурой. Каждый технопарк имеет свою специализацию: 12 работают в сфере ИКТ, 45 — в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и при вузах, и 22 индустриальных парка. Наряду с этим все возводимые объекты объединены общей совокупностью услуг, оказываемой резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической платформой.
Концессия — форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление госсобственностью. Концессионное соглашение подразумевает, что государство передает концессионеру право на использование объектов инфраструктуры, оборудования, предприятий, природных ресурсов. Взамен концедент получает вознаграждение в виде периодических (роялти) или платежей разовых (паушальных) платежей. В соответствии с законодательством Российской Федерации концессии могут быть заключены по итогам конкурса, проводимого концедентом. Концессионное соглашение заключается в отношении инфраструктурных объектов, таких как объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта; автомобильные дороги; энергетические объекты; аэродромы; морские и речные порты, суда; системы коммунальной инфраструктуры, объекты здравоохранения, транспорт общего пользования и другие.
В соответствии с действующим порядком концессионер должен передать концеденту объект концессии до его ввода в эксплуатацию.
Большую роль в развитии механизма государственно-частного партнерства играет Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности). Среди целей Внешэкономбанка стоит выделить: повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности. Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется законом «О банке развития».
Внешэкономбанк предоставляет кредиты, выдает гарантии, участвует в уставном капитале хозяйственных обществ, обеспечивает страхование экспортных кредитов с соблюдением принципов безубыточности, публичности, отсутствия конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. В настоящий момент через Внешэкономбанк реализуется совокупность мер, направленных на поддержание финансовой системы и обеспечивающих дополнительные кредитные средства российским предприятиям в целях предотвращения резких спадов инвестиционной и производственной активности в российской экономике в связи с ухудшением условий доступа экономических субъектов к необходимым кредитным ресурсам. [1]
Таким образом, можно сказать, что государство активно стимулирует инвестиционную активность в РФ, выступая одновременно и инвестором, и регулятором, выявляя точки инвестиционного потенциала. Однако в настоящее время инвестиционный климат РФ имеет множество существенных негативных факторов. Поступающие инвестиции в основном привлекаются на возвратной основе, что препятствует их использованию для долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Правительство Российской Федерации проводит глобальную работу по стимулированию инвестиционной активности в стране, что при определенном мониторинге и своевременной коррекции методов поддержания инвестиционной деятельности принесет значимые результаты для экономики России.
Источник