Как увеличить государственных инвестиций

Как увеличить государственных инвестиций

Минэкономразвития России разработало отраслевой раздел Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП (далее — План роста инвестиций), в рамках которого представлены меры повышения инвестиций в нефтегазовой отрасли, в сфере геологии и недропользования, в электроэнергетике, промышленности, транспортной отрасли, сельском хозяйстве, в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также в обновление и модернизацию коммунальной энергетической инфраструктуры.

Целевым показателями реализации Плана роста инвестиций (включая отраслевой раздел) является достижение 25% доли инвестиций в основной капитал от ВВП. Для достижения данной цели планируется рост инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий с 12,3 трлн. рублей в 2017 г. до 23,6 трлн. рублей в 2024 году. Достижение 25 % доли инвестиций в основной капитал от ВВП (из государственных и частных источников) позволит предприятиям обновить материально-техническую базу и инфраструктуру, создать новые производства и наладить выпуск инновационной конкурентоспособной продукции. Данный План роста инвестиций был утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. от 13 февраля 2019 г. № 1315п-П13.

Источник

Государственные инвестиции

Государственные инвестиции это вложения в наращивание и воспроизводство основных фондов предприятий и организаций страны. Источниками государственных инвестиций выступают средства бюджетов различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также государственные внебюджетные фонды.

Государственными инвестициями являются вложения, которые формируются за счет бюджетных средств.

Обычно средства расходуются на создание/модернизацию/реконструкцию объектов, принадлежащих государству, либо на господдержку проектов, в которых принимают участие частные инвесторы.

Смысл государственного инвестирования в обеспечении стабильного финансирования объектов, имеющих общенациональное значение, а также в поддержании развития проектов, улучшающих экономическое положение страны в целом. При этом проекты, финансируемые государством, не должны вытеснять частные виды деятельности, а лишь дополнять и стимулировать их развитие.

Также государственными (бюджетными) инвестициями признаётся инвестиционная деятельность государственных компаний.

Одним из главных направлений бюджетных вложений это поддержание в хорошем состоянии инфраструктуры страны (восстановление, ремонт и расширение). Ведь, как известно, без развитой инфраструктуры инвестиционная привлекательность страны очень страдает и находится на незначительном уровне.

Сферы государственных вложений

Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.

Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.

Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.

Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:

  1. защита окружающей среды
  2. развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
  3. создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
  4. поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
  5. обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.

Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:

  • капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
  • кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
  • инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
  • трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.

Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.

Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.

Особенности

Государственные инвестиции формируются за счет собственных бюджетных средств. Возможно привлечение других источников (внебюджетных целевых фондов; рынков ценных бумаг — за счет эмиссии; кредитов и займов, в том числе в иностранных банках).

Читайте также:  Проект рампа для автомобиля

Государственные прямые инвестиции (в том числе иностранные) вкладываются в предприятия с целью участия в их деятельности и дальнейшем распределении прибыли. Прямые инвестиции позволяют оказывать влияние на бизнес. К прямым инвестициям относят покупку недвижимости, вклады в акционерный капитал, участие в ГЧП (государственно-частном партнерстве).

  • источниками формирования являются бюджетные средства
  • осуществляются на возвратной основе
  • регулируются государством в части оснований для их предоставления, а также порядка их осуществления
  • размер государственных (бюджетных) инвестиций зависит от утвержденного бюджета
  • строгий контроль над целевым использованием предоставленных средств
  • вкладываемый капитал обеспечен государственной казной.

Виды и формы гос инвестиций

Формами государственных инвестиций выступают:

  • льготные инвестиционные кредиты
  • налоговые послабления и льготы
  • прямые капиталовложения из бюджета
  • инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)

Государственные вложения в России

Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.

Такая структура экономики требует оздоровления.

Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.

Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.

На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.

Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.

Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.

Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.

Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.

Источник

Как власти планируют ускорить рост инвестиций

План ускорения инвестиций, который поручил подготовить президент Владимир Путин, будет предусматривать несколько направлений — от улучшения инвестклимата до развития инфраструктуры и финансовой поддержки компаний. Такие меры включены в проект документа, который подготовило Минэкономразвития (есть у РБК).

Задачу увеличить долю инвестиций до 25% ВВП (сейчас она составляет около 21%) Путин поставил в Послании Федеральному собранию — правительство и ЦБ должны подготовить соответствующий план действий до середины июля. Нарастить инвестиции нужно «во что бы то ни стало» ради обеспечения устойчивого экономического роста, подчеркивал российский президент.

Минэкономразвития предлагает разогнать инвестиционную активность за счет мер, распределенных на пять ключевых блоков, следует из документа. Это улучшение инвестклимата и снижение издержек для бизнеса, развитие инфраструктуры, повышение эффективности госкомпаний и развитие конкуренции, увеличение финансового обеспечения инвестактивности, а также рост инвестиций в секторе энергетики, промышленности и транспорта.​

«Важно понимать, что рост инвестиционной активности с 21 до 25% — это качественные изменения всей структуры расходов экономики. Он не может произойти только за счет роста инвестиций. В ближайшие три—шесть лет должно произойти изменение структуры расходов», — сказал журналистам в среду министр экономического развития Максим Орешкин. Единственный способ достичь целевых уровней сейчас — это рост нормы сбережений и увеличение инвестиционного спроса со стороны предприятий, подчеркнул он. Это означает, что для ускорения инвестиций необходима положительная динамика реальных доходов и зарплат граждан.

Читайте также:  Gigabyte aorus radeon rx 5700 xt 8gb майнинг

«Уровень инвестиций к ВВП входил и в предыдущие майские указы (в 2012 году их планировалось нарастить до 25% к 2015 году и до 27% к 2018-му. — РБК), и показатель не был достигнут», — напомнила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Важно, чтобы инвестиции совершались частными компаниями, сейчас же драйверами инвестиций являются государственные проекты. «У нас на данный момент инвестиции растут на трех очень крупных опорах — это инвестиции на юге России, инфраструктура Крыма и Краснодарского края, это инвестиции в жилищное строительство в Москве и газопроводная инфраструктура в Китай на Дальнем Востоке. Все эти три оазиса инвестиционного роста — это государственные инвестиции», — сказала РБК Орлова.

Деловой климат

Первый блок предложений касается улучшения инвестклимата. Минэкономразвития предлагает пользоваться инструментом «Трансформация делового климата». Этот механизм, как писал РБК, означает не готовый набор конкретных предложений, спущенных сверху, а формат их обработки — перечень мер будет обновляться каждые полгода. Рассматривать поступающие предложения будут в Агентстве стратегических инициатив — экспертной площадке, работу которой курирует, в частности, помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов.

Минэкономразвития к 1 октября также представит законопроект по снижению уголовно-правовых рисков ведения бизнеса, говорится в проекте плана министерства. Он будет предусматривать переквалификацию некоторых экономических преступлений (вместо уголовных они станут административными), а также исключение меры наказания в виде лишения свободы за совершение отдельных экономических преступлений, в том числе за счет кратного увеличения пороговых размеров ущерба.

К сентябрю также будет готов закон о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс, а в следующем июне — постановление правительства о закрытом перечне таких платежей с едиными правилами их уплаты (эта мера уже давно обсуждается в правительстве и Госдуме), говорится в проекте плана. Кроме того, в июне 2019 года ведомства подготовят законопроект по реструктуризации долгов испытывающих трудности компаний-должников.

Инфраструктура

Инфраструктурные инвестиции должны расти на 1,5 трлн руб. в год, сказал Орешкин. Для этого правительство с 2019 года создаст специальный фонд инфраструктурных инвестиций, который планируется наполнять за счет внутренних заимствований, напомнил он. Объем фонда, по плану властей, должен достичь 3% ВВП за шесть лет.

Механизм ГЧП (государственно-частного партнерства) и концессий для инфраструктурных проектов будет упрощен, следует из плана Минэкономразвития. Министерство вместе с другими ведомствами планирует усовершенствовать конкурсные процедуры, а также порядок налогообложения операций, связанных с реализацией таких проектов.

Для модернизации генерирующих объектов электростанций будет создан специальный инструмент привлечения инвестиций — проекты будут отбираться по критерию конечной стоимости электроэнергии для потребителей. Минэнерго совместно с Минэкономразвития представят его уже в сентябре, следует из документа. «Если в генерирующие мощности не будет волны инвестиций в перспективе шести—десяти лет, можно столкнуться с дефицитом электроэнергии и существенным ростом тарифов», — сказал Орешкин.

Для регионов будут сформированы единые правила создания, финансирования и оценки эффективности особых инвестиционных режимов. Кроме того, Минфин и Минэкономразвития представят в сентябре 2019 года новые подходы к предоставлению льгот по уплате налогов и страховых взносов для компаний, реализующих инвестпроекты. Регионам с сентября будет предоставляться господдержка для возмещения затрат на создание объектов инфраструктуры особых экономических зон​.

Читайте также:  Риски финансовых инвестиций это

Конкуренция

Третий блок плана будет включать меры по развитию конкуренции и повышению эффективности госкомпаний — эта часть документа перекликается с планом по развитию конкуренции, который в конце прошлого года утвердил президент. Минэкономразвития предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, которые работают на конкурентных рынках. Доля госсектора в ВВП, по оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), составляет 46% по итогам 2016 года. Но этот показатель растет: глава совета ЦСР Алексей Кудрин, сейчас возглавляющий Счетную палату, говорил, что, например, санация «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка увеличила долю госсектора на 0,2–0,3%.

Минэкономразвития в своих предложениях по конкуренции предлагает Центробанку разработать детальный план выхода из капитала санируемых банков. Такая мера, как следует из предложений МЭР, приведет к снижению присутствия государства в банковском секторе. По мнению Орешкина, найти покупателя на санируемые банки вполне возможно. «Это вопрос цены. При приведении балансов банков в порядок, обеспечении достаточной капитализации и построении эффективной модели, конечно, [покупатели] найдутся», — сказал он.

МЭР предлагает также разработать меры по определению дивидендной политики компаний с государственным участием. Подход к дивидендам у правительства и госкомпаний традиционно разный — например, как следует из заключения Счетной палаты, в 2018 году федеральный бюджет недополучит дивидендов госкомпаний на 43,2 млрд руб. Дело в том, что, согласно оценкам Росимущества, в 2018 году такие поступления составят 207,3 млрд руб., что на 43,2 млрд руб. меньше цифры, которую в поправках в бюджет закладывает Минфин.

В России уже сейчас действует гибкий набор инструментов по развитию конкуренции, говорит зампред комитета РСПП по развитию конкуренции Александр Ситников, это видно по регулированию рынка производства бензина, ограничению «произвола торговых сетей» и снижению цен на лекарства, перечисляет он. «Наиболее серьезным фактором, ограничивающим экономический рост и интенсивность конкуренции, выступает неопределенность, связанная с внешнеполитическими условиями», — говорит Ситников.

Финансы и отрасли

Одна из ключевых мер блока финансового обеспечения наращивания инвестиций затрагивает кредитование малого и среднего бизнеса (МЭР ранее уже предлагало «перезагрузку» механизма поддержки малого бизнеса, в частности снижение норм резервирования по кредитам небольшим компаниям).

Кроме того, министерство напоминает о концепции индивидуального пенсионного капитала, разработанной Минфином и ЦБ (ее ключевым элементом была автоподписка граждан на отчисления на пенсию, нарастающие с 1 до 6% с зарплаты в течение пяти лет).

Еще одна мера — развитие «фабрики проектного финансирования», оператором которой станет ВЭБ. Пятое — отраслевое — направление плана Минэкономразвития касается мер поддержки промышленности (для этого, в частности, планируется создать 50 региональных фондов поддержки), транспортной отрасли (ей помогут субсидированием кредитов) и энергетического сектора.

Основной упор в плане Минэкономразвития делается на государственные инвестиции и существенное привлечение частных инвесторов, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «И то и другое может и не сработать», — говорит он. Предыдущий опыт показывает, что выделение денег государством происходит медленно и процедура очень забюрократизирована, указал экономист. «Даже если средства [на развитие инфраструктуры] будут выделены через новые заимствования, не факт, что эти средства будут быстро поступать в экономику», — отметил экономист.

Инвестиции в инфраструктуру связаны с «относительно низкой нормой рентабельности и большими рисками, потому что это длинный период окупаемости», напомнил Тихомиров. С учетом геополитического фактора и ситуации на мировых рынках есть сомнения в том, что удастся привлечь частные инвестиции в необходимых масштабах, а без них инфраструктурные проекты могут осуществляться очень медленно и планы по увеличению доли инвестиций в ВВП до 25% могут не реализоваться, подчеркнул собеседник РБК.

Источник

Оцените статью