Как сделать багги для гонки
Как сделать багги, чтобы не было мучительно больно во время гонки.
Официально «багги» стали появляться в США в средине XX века, когда местные любители погонять приложили свои руки к старым «Фольксвагенам Жукам», превращая их в транспорт для езды по бездорожью. Собственно так и появилось само название «внедорожника» — от уменьшительной формы слова «жук», получился — «жучок», «багги».
Условно «баггостроение» в России делится на два вида — делать машину с «нуля» или брать за основу уже готовый внедорожник и превращать в гоночный болид, благодаря качественному тюннигу.
Кто будет донором
Как правило, для участия в международных соревнованиях по ралли-рейдам, спортсмены выбирают второй вариант. Во-первых, создать качественную внедорожную технику под силу только промышленному предприятию, где работает не один десяток инженеров. Во-вторых, зачем тратить силы на изготовление «донора», когда его можно приобрести уже готовым, и потратить свои силы только на подготовку техники для прохождения спортивной трассы.
Самым распространенным «донором» сегодня считаются полноприводные мотовездеходы с посадкой «side-by-side» («плечо к плечу», где посадочные места располагаются так же, как в автомобиле).
Мотовездеходы «side-by-side» исторически «выросли» из квадроциклов. Собственно, многие производители импортных мотовездеходов за основу брали топовый квадроцикл, меняли компоновку посадочных мест, дополняли каркасом и ремнями безопасности, добавляли немного полезной мелочевки («бардочки», встроенные кофры) и т.п. В итоге получался отличный прогулочный мотовездеход, который, к сожалению, даже после доработок оставался «тюнингованным квадроциклом», а не полноценным спортивным мотовездеходом.
Революцию в этой области совершили инженеры компания BRP, создав с «нуля» мотовездеход Maverick X3 , который поступил в продажу уже с 2017 году. Новая разработка BRP сразу получила высокую оценку со стороны любителей неспешных покатушек и от профессиональных спортсменов, которые стали использовать мотовездеход Maverick X3 в качестве донора для изготовления своих боевых болидов.
Чтобы не быть голословными, можно изучить Книгу результатов III этапа квадрогонки Can-Am 2019 . Из 53 заявленных экипажей, 41 команда выступала на боевых машинах (мотовездеходы и квадроциклы), созданных на базе техники BRP.
За пассивную безопасность экипажа отвечает каркас безопасности. В частности, соблюдение технических требований к каркасу в частности и к машине в целом, указанных в регламенте гонки Can-Am X Race , полностью обезопасит экипаж мотовездехода в случае аварийной ситуации — вылета с трассы, переворота или столкновения.
Стандартный каркас безопасности дополнительно оснащается элементами усиления.
Интересно, что на Maverick завод-изготовитель изначально предусмотрел специальные монтажные площадки, на которые можно устанавливать тюнингованные усилительными элементами части каркаса. Но можно и разобрать машину, вварить все усиления, потратить неделю и все сделать своими силами.
Дополнительно инженеры BRP разработали специальный ремонтный комплект крыши, который можно установить, если мотовездеход перевернется и повредит верхнюю часть каркаса.
Дополнительно устанавливаются ремни безопасности с пятью точками крепления. Между пассажирским и моторным отсеком устанавливается несгораемая перегородка.
Стоит обратить внимание и на вес мотовездехода. Вес, особенно неподрессоренных масс, при высоких скоростях и множестве маневров значительно сказывается на поведении мотовездехода. Во время прыжка на трамплине лишний вес на разных точках рамы может придать автомобилю непонятные вращения. И в итоге можно потерять управление, и «приземлиться» кубарем мимо трассы.
Не забываем установить и защитные сетки на «оконные проемы». Сетки сберегут наши руки в случае переворота. Если тело спортсмена удерживается внутри кокпита за счет пятиточечных ремней безопасности, то центробежная сила во время переворота «заставит» ваши руки распахнуться. Уже на втором-третьем кувырке руки точно будут болтаться в разных сторонах, что приведет к тяжелой травме. Именно защитные сетки удержат руки пилота и штурмана в кокпите машины.
Слететь с гоночной трассы на стандартной подвеске можно на «раз!». Убраться с трассы с мощным мотором и на стандартной подвеске можно уже на «раз-два!». Поэтому борьбу за скорость надо начинать c работы по изменению стандартной подвески.
Настройка подвески начинается с подбора пружин. Стандартные пружины не удовлетворяют требованиям тяжелой боевой машины. Несмотря на борьбу с общим весом, спортивный мотовездеход все равно будет тяжелее, чем стоковая модель.
Мотовездеходы Maverick моделей в стоке укомплектованы амортизаторами FOX. Для гонки лучше использовать амортизаторы с байпасной системой, которая подразумевает, что в разных зонах своей длины амортизатор работает по-разному. Самый верх — очень мягко, в средине — жестче, внизу — максимально жестко.
Грубо говоря, если стоковая пружина просядет, то поршень амортизатора, который должен быть в средине (и подвеска должна работать мягко), смешается из средины к низу, и подвеска сразу переходит в жесткую зону. Как следствие, из-за мягкой пружины, амортизаторы начинают работать не в том диапазоне, в котором должны быть, и машина начинает ехать очень жестко. И экипаж будет чувствовать сильный дискомфорт во время гонки.
Поэтому для спортивных гонок с тяжелой нагрузкой стоковые пружины не подходят, их надо заменять на тюнинговые. Отлично зарекомендовали себя пружины Eibach, которые не первый год служат верой и правдой многим спортсменам.
После замены пружин и изменив работу подвески, необходимо заняться доработкой и самих амортизаторов FOX, конструкция которых позволяет менять зоны жесткости и характеристики поршней.
Большой плюс в использовании мотовездехода Maverick в качестве донора спортивного багги — отличный инжекторный двигатель и современная коробка передач. Поэтому в двигатель и в коробку нет смысла лезть вообще. Ведь сидя у себя в гараже, что-то придумать лучше инженеров BRP — занятие бессмысленное.
Улучшить работу двигателя мотовездехода Maverick можно, заменив форсунки и прибегнув к чип-тюнингу.
Прошивки для двигателя мотовездехода Maverick производит американская компания Evolution Powersports.
Данные с центрального процессора двигателя будущего багги отправляются файлом в Evolution Powersports. Здесь специалисты изменяют файл в соответствии с топливными картами, и оптимизируют все рабочие процессы двигателя под требуемые характеристики спортивного мотовездехода. И уже готовый файл с новыми параметрами «заливается» в головной процессор двигателя. Таким образом, происходит замена технических характеристик и увеличивается мощность двигателя.
Безопасность, управляемость и мощность — основные критерии, которым должен отвечать современная боевая машина, подготовленная для участия в гонках по пересеченной местности.
Чтобы построить багги в Екатеринбурге, можно обратиться в компанию GoTune , сотрудники которой, кстати, занимались подготовкой мотовездехода команды «BRP БайкХаус» для квадрогонки Can-Am X Race в 2019 году.
Мотовездеход BRP Can-Am Maverick в базовой комплектации ожидает своих новых владельцев в BRP Центрах БайкХаус. Успевайте!
Источник