- Умники и умницы
- Умные дети – счастливые родители
- Л. Пантелеев. Честное слово. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
- Ответы к стр. 127 – 136
- Умники и умницы
- Умные дети – счастливые родители
- Л. Пантелеев. Честное слово. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
- Ответы к стр. 127 – 136
- Л. Пантелеев «Честное слово. Поступки героев». план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
Л. Пантелеев. Честное слово. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 127 – 136
? С. 135 Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? Что он почувствовал, когда на улице стемнело? А ещё что? Почему же он не ушёл?
Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли: «Я думаю, они ушли», «Забыли». Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден. Но он не ушел, потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.
? Как ты думаешь, что заставило двух взрослых оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту. Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение? Что думает о его будущем рассказчик?
Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением. То, что герой-рассказчик относится к мальчику с уважением, видно из его размышлений: «Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, – хоть лопни. А игра это или не игра – всё равно».
То, что он принимает проблемы маленького часового всерьёз, понятно из строк: «Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, – так в чём же дело? Надо, значит, идти искать военного».
Серьёзное отношение майора к ситуации, в которой оказался мальчик, видно из того, с какой готовностью он приходит на помощь: «Идёмте, идёмте. Конечно. Что ж вы мне сразу не сказали?». Майор разговаривает с мальчиком очень серьёзно, по-взрослому, по-военному: «Товарищ караульный, – сказал ему командир, – какое вы носите звание?», «Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост!».
Маленький мальчик, который, несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека. Вот что думает о его будущем рассказчик: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек».
? Вспомни, как называется рассказ, где двое взрослых людей так же серьёзно отнеслись к маленькой девочке. Уточни, кто автор этого рассказа. Заслуживала ли та маленькая девочка такое отношение? Почему ты так думаешь?
Это рассказ Александра Куприна «Слон», с которым мы познакомились в первой части учебника «Литературное чтение», 3 класс. В рассказе Куприна два взрослых человека (отец Нади и хозяин зверинца) серьёзно отнеслись к желанию больной девочки. Маленькая девочка Надя из этого рассказа заслуживала такое отношение, потому что её желание увидеть настоящего слона – это воплощение мечты, а не каприз. Выздоровление девочки происходит и благодаря родительской любви, но главная причина – в самой девочке, в её способности испытывать глубокие и серьёзные привязанности, в её способности любить и заботиться о других (вспомним, как Надя рассматривала слона, как она с ним общалась).
? С. 136 — Теперь вы сможете ответить на главные вопросы этой главы, — сказала Анишит Йокоповна. — Что общего у ГЕРОЯ сказки и ГЕРОЯ рассказа? Чем эти герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни?
И в сказке, и в рассказе, чтобы стать главным героем, нужно совершить поступок, преодолеть какие-то трудности. Но в сказке поведение героя подчиняется определённым правилам: оно всегда одинаково. А в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира.
Внутренний мир у Тёмы (это мальчик, который очень любит свою собачку и готов ради неё на любые жертвы, готов даже рисковать жизнью, чтобы спасти любимое существо; это мальчик решительный и мужественный, сообразительный и расторопный); внутренний мир у мальчика из рассказа Л. Пантелеева (это мальчик стойкий и мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять).
Сказка не рассказывает о том, что чувствует герой, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя. Вспомним, что чувствовал Тёма, спасая Жучку (острое чувство любви и жалости к собачке, страх и отвращение во время нахождения в колодце и т. д.), что чувствовал маленький мальчик – герой рассказа «Честное слово» (чувство ответственности за данное честное слово; чувство обиды, поскольку мальчишки про него забыли; чувство одиночества, отчаяния и страха, поскольку в саду быстро стемнело и мальчик понимал, что никто не придет, чтобы снять его с поста).
В рассказах речь идёт о живых конкретных людях, которые действуют в самых разных обстоятельствах, предлагаемых им жизнью, а в сказках герои всегда действуют в очень похожих ситуациях, которые повторяются из сказки в сказку. В рассказах герои уникальные, неповторимые, с меняющимися настроениями, сложные, каждый – со своим набором психологических особенностей, со своим характером, а в сказках о переживаниях героев никогда ничего не говорится или говорится очень коротко. Например, в сказке «Снегурочка» о Снегурочке сказано: «Такая ласковая, приветливая да смышлёная», что она хорошо песни пела, а когда пришла весна, то «запечалилась». В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» об Алёнушке сказано, что когда братец превратился в козлёночка, то она «села под стожок и плачет», а когда купец предложил ей выйти за него замуж, она «подумала-подумала и пошла за купца замуж». Ни о каких чувствах и привязанностях, ни о каких любовных переживаниях в народной сказке речи не идёт.
Таков мир чувств даже самых проникновенных сказок: о переживаниях лишь сообщается («села… и плачет»), характер лишь описывается («такая ласковая, приветливая да смышлёная»), но никак не проявляется ни в каких жизненных обстоятельствах.
Источник
Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
Л. Пантелеев. Честное слово. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 127 – 136
? С. 135 Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? Что он почувствовал, когда на улице стемнело? А ещё что? Почему же он не ушёл?
Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли: «Я думаю, они ушли», «Забыли». Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден. Но он не ушел, потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.
? Как ты думаешь, что заставило двух взрослых оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту. Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение? Что думает о его будущем рассказчик?
Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением. То, что герой-рассказчик относится к мальчику с уважением, видно из его размышлений: «Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, – хоть лопни. А игра это или не игра – всё равно».
То, что он принимает проблемы маленького часового всерьёз, понятно из строк: «Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, – так в чём же дело? Надо, значит, идти искать военного».
Серьёзное отношение майора к ситуации, в которой оказался мальчик, видно из того, с какой готовностью он приходит на помощь: «Идёмте, идёмте. Конечно. Что ж вы мне сразу не сказали?». Майор разговаривает с мальчиком очень серьёзно, по-взрослому, по-военному: «Товарищ караульный, – сказал ему командир, – какое вы носите звание?», «Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост!».
Маленький мальчик, который, несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека. Вот что думает о его будущем рассказчик: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек».
? Вспомни, как называется рассказ, где двое взрослых людей так же серьёзно отнеслись к маленькой девочке. Уточни, кто автор этого рассказа. Заслуживала ли та маленькая девочка такое отношение? Почему ты так думаешь?
Это рассказ Александра Куприна «Слон», с которым мы познакомились в первой части учебника «Литературное чтение», 3 класс. В рассказе Куприна два взрослых человека (отец Нади и хозяин зверинца) серьёзно отнеслись к желанию больной девочки. Маленькая девочка Надя из этого рассказа заслуживала такое отношение, потому что её желание увидеть настоящего слона – это воплощение мечты, а не каприз. Выздоровление девочки происходит и благодаря родительской любви, но главная причина – в самой девочке, в её способности испытывать глубокие и серьёзные привязанности, в её способности любить и заботиться о других (вспомним, как Надя рассматривала слона, как она с ним общалась).
? С. 136 — Теперь вы сможете ответить на главные вопросы этой главы, — сказала Анишит Йокоповна. — Что общего у ГЕРОЯ сказки и ГЕРОЯ рассказа? Чем эти герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни?
И в сказке, и в рассказе, чтобы стать главным героем, нужно совершить поступок, преодолеть какие-то трудности. Но в сказке поведение героя подчиняется определённым правилам: оно всегда одинаково. А в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира.
Внутренний мир у Тёмы (это мальчик, который очень любит свою собачку и готов ради неё на любые жертвы, готов даже рисковать жизнью, чтобы спасти любимое существо; это мальчик решительный и мужественный, сообразительный и расторопный); внутренний мир у мальчика из рассказа Л. Пантелеева (это мальчик стойкий и мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять).
Сказка не рассказывает о том, что чувствует герой, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя. Вспомним, что чувствовал Тёма, спасая Жучку (острое чувство любви и жалости к собачке, страх и отвращение во время нахождения в колодце и т. д.), что чувствовал маленький мальчик – герой рассказа «Честное слово» (чувство ответственности за данное честное слово; чувство обиды, поскольку мальчишки про него забыли; чувство одиночества, отчаяния и страха, поскольку в саду быстро стемнело и мальчик понимал, что никто не придет, чтобы снять его с поста).
В рассказах речь идёт о живых конкретных людях, которые действуют в самых разных обстоятельствах, предлагаемых им жизнью, а в сказках герои всегда действуют в очень похожих ситуациях, которые повторяются из сказки в сказку. В рассказах герои уникальные, неповторимые, с меняющимися настроениями, сложные, каждый – со своим набором психологических особенностей, со своим характером, а в сказках о переживаниях героев никогда ничего не говорится или говорится очень коротко. Например, в сказке «Снегурочка» о Снегурочке сказано: «Такая ласковая, приветливая да смышлёная», что она хорошо песни пела, а когда пришла весна, то «запечалилась». В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» об Алёнушке сказано, что когда братец превратился в козлёночка, то она «села под стожок и плачет», а когда купец предложил ей выйти за него замуж, она «подумала-подумала и пошла за купца замуж». Ни о каких чувствах и привязанностях, ни о каких любовных переживаниях в народной сказке речи не идёт.
Таков мир чувств даже самых проникновенных сказок: о переживаниях лишь сообщается («села… и плачет»), характер лишь описывается («такая ласковая, приветливая да смышлёная»), но никак не проявляется ни в каких жизненных обстоятельствах.
Источник
Л. Пантелеев «Честное слово. Поступки героев».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Представлен конспект урока литератного чтения 3 класс по программе УМК ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit._chteniya._l._panteleev_chestnoe_slovo_.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение, 3 класс
Учитель: Батяева Ирина Васильевна
Тема урока: Л. Пантелеев «Честное слово». Поступки героев.
Цель: на основании высказываний и поступков героя делать выводы о чертах его характера.
Понимание ответственности и уважения к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда.
Регулятивные: ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем, выделять главное, планировать свою деятельность.
Познавательные: находить разные виды информации, осуществлять анализ произведения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, перечитывать текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста, нужных строчек, содержательной информации, литературных приёмов (сравнение).
Коммуникативные: высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения, коммуникация как кооперация: читать по ролям, работать в паре.
Продолжать знакомство с творчеством Л. Пантелеева, учиться понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного чтения и умения работать с текстом, на основании высказываний и поступков героя представлять себе черты их характера.
Оборудование: учебники «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, Н.А. Чуракова, «Академкнига/Учебник», 2016; интерактивное пособие по литературному чтению, 3 класс, 2 часть; листы самооценки.
«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас».
– Как понимаете это высказывание?
– Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)
2. Актуализация знаний
– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (Над произведением Л. Пантелеева «Честное слово»)
– Откройте страницу «Содержание», посмотрите название главы.
– Что делали вчера? Какую работу выполнили? (Познакомились с содержанием, поработали с иллюстрациями, словарями: узнали значение новых слов…)
– Откройте учебники на стр. 127.
– Ребята, сейчас вы будете работать в парах.
Цель этой работы: проверить, насколько хорошо вы усвоили содержание рассказа.
Работа в парах: вы будете работать с тестом. 1 ученик – отмечает правильный ответ в тесте, 2 ученик – отмечает предложение с подтверждением ответа в тексте номером вопроса.
1. Сколько лет было мальчику? (Стр. 128)
а) 5 – 6 лет б) 7 – 8 лет в) 9 – 10 лет
2. Какую роль в игре исполнял мальчик? (Стр. 129)
а) сторож б) охранник в) часовой
3. Какое звание было у мальчика во время игры? (Стр. 129)
а) маршал б) сержант в) рядовой
4. Что охранял мальчик? (Стр. 129)
а ) пороховой склад б) штаб в) казармы
5. Кого пошёл искать рассказчик, чтобы выручить мальчика? (Стр. 131)
а) сторожа б) милиционера в) военного
6. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика? (Стр. 133)
а) капитан б) майор в) лейтенант
(Проверка фронтальная парами: зачитывают ответ из теста и целое предложение)
– И ещё несколько вопросов (стр. 135). Обратите внимание на пиктограмму. (Выскажи своё мнение)
– Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? («Я думаю, они ушли», «Забыли») (Стр. 130)
– Что он почувствовал, когда на улице стемнело? (Мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным)
– А ещё что? (Он был голоден)
– Почему же он не ушёл? (Он считал, что нельзя нарушать данное слово)
– Посмотрите фрагмент мультфильма «Честное слово».
ЭФУ: посмотреть фрагмент мультфильм «Честное слово». (4 мин. 29 с)
– Сопоставь заключительные части мультфильма и текста. Какие слова, сказанные героем — рассказчиком о мальчике, отсутствуют в концовке текста? Сможешь найти их в тексте рассказа? Где они находятся? («Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт». Они находятся в начале рассказа)
– Молодцы. В содержании рассказа вы ориентируетесь хорошо.
3. Определение темы и цели урока
– Сегодня мы продолжаем работать над этим рассказом.
– Какова цель сегодняшнего урока? (Определение главной мысли произведения, характера и поступка героя).
– Как вы думаете, что мы будем для этого делать? (Перечитывать текст, отвечать на вопросы…)
– Да, мы продолжим работу над произведением с целью осознания глубины содержания произведения и его главной мысли.
4. Анализ произведения. Работа по интерактивному учебнику. Многократное перечитывание произведения с разными задачами.
– Ребята, давайте ответим на вопросы и узнаем, как относились взрослые к мальчику (стр. 135)
– Что означает данная пиктограмма? (Трудное задание)
(Вопросы читают дети)
– Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Стойкость и верность своему слову, которые проявляются не только в жизни, но и в игре)
– Как можно назвать их отношение к мальчику? (Серьёзное, с уважением)
– Подтвердите ответ, обращаясь к тексту. (Стр. 130, «Я уже хотел засмеяться. всё равно»; стр. 131, «Я подумал, что если. искать военного»; стр. 133, «Идёмте. не сказали». Майор разговаривает с мальчиком по — взрослому, по-военному (Стр. 133, «Товарищ караульный ….вам пост»)
– Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение? (Да, заслуживает. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека)
– Что думает о его будущем рассказчик? (Стр. 134, «Мальчик, у которого. настоящий человек»)
– Какой же мальчик? (Серьёзный, честный, смелый,…)
5. Физкультминутка для глаз. Встать, как часовой стоит на посту.
6. Анализ произведения. Работа по интерактивному учебнику. Многократное перечитывание произведения с разными задачами.
– Вспомните, как называется рассказ, где двое взрослых людей так же серьёзно отнеслись к маленькой девочке. (Интерактивный учебник: вставить слова «Слон», «Куприн», проверка)
– Заслуживала ли та маленькая девочка такое отношение? Почему вы так думаете? (Да, потому что увидеть настоящего слона — это воплощение мечты, а не каприз. Выздоровление девочки происходит не только благодаря родительской любви, но и самой девочки, в её способности испытывать глубокие и серьёзные привязанности, в её способности любить и заботиться о других.)
7. Закрепление знаний о сходстве и отличии между героем сказки и героем рассказа
– Теперь вы сможете ответить на главные вопросы этой главы? (стр. 136)
– Что общего у ГЕРОЯ сказки и ГЕРОЯ рассказа? (Чтобы стать главным героем, нужно совершить поступок, преодолеть какие-то трудности. Но в сказке поведение подчиняется определённым правилам: оно всегда одинаково, в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира)
– Вспомните, какой внутренний мир у Тёмы? (Он очень любит собачку и готов ради неё на любые жертвы, готов рисковать жизнью, чтобы спасти её; это мальчик решительный и мужественный, сообразительный и расторопный)
– Какой внутренний мир у мальчика из рассказа «Честное слово»? (Это стойкий и мужественный мальчик, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять)
– Чем эти герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни? (Как в рассказе, так и в жизни у героя есть переживания, когда они встречаются с опасностью).
– В каких строчках заключается основная мысль произведения? (А когда он вырастет…. Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.)
– Почему автор назвал рассказ «Честное слово»?
– Давайте вспомним, в какую главу входит рассказ. («Как рождается герой»)
– Почему рассказ включили в эту главу?
– Кому из вас приходилось когда-нибудь давать «честное слово»?
– А как его выполняли?
– Тяжело ли держать «честное слово»?
(Работа над пословицей: Не давши слова – крепись, а давши – держись.)
Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.
Источник