Как создавать свой проект учебной деятельности

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы — это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Источник

Как создавать свой проект учебной деятельности

«В обучении важно все, с виду простой вебинар состоит из множества компонентов. Поэтому, делаете ли вы прикладной продукт, ориентированный на узкую аудиторию или обучающий курс для широкой аудитории, начните с малого. Не делайте сразу большой проект, потренируйтесь на «пилоте».

20–21 марта в Москве состоится первая практическая конференция по онлайн-образованию EdmarketConf 2018. Экспертными знаниями в области создания обучающих продуктов поделятся самые известные российские образовательные бренды.

Timepad попросил одного из ключевых спикеров конференции Алексея Полехина рассказать о том, как запустить собственный обучающий курс.

Планирование

Определите тему обучающего продукта. Проанализируйте аудиторию, в которую вы целитесь, составьте список навыков, которым вы будете ее обучать и определите, специалиста с какими навыками вы хотите получить «на выходе». Все должно быть очень конкретно.

Составьте подробный план программы. Опишите в нем основные показатели вашего курса: название, аудитория, продолжительность курса в часах. Сюда же войдет список экспертов, которых вы привлечете для участия в курсе, если вы собираетесь воспользоваться помощью приглашенных специалистов в нужной области.

Читайте также:  Попытка начать свой бизнес

Процесс обучения традиционно состоит из теоретической и практической частей. Вы даете слушателям какой-либо объем информации и затем проверяете как они его усвоили. В плане советую кратко отразить смысловые блоки теоретической части, чтобы стала понятна логика развития вашей учебной программы. Действуйте по схеме от большого к детальному: название блока, список занятий или микро-уроков.

Оптимальный объем пилотной программы — от трех до пяти тематических блоков, состоящих из двух-четырех занятий в каждом. Всегда двигайтесь от простого к сложному, увеличивая смысловую нагрузку постепенно.

Сформулируйте планируемый результат, достигаемый во время практических занятий или частей занятий. Это может быть разработанный слушателем проект, стратегический план, графический макет или какая-то другая практическая работа, отражающая полученные навыки.

Разработка образовательного продукта

Теперь можно приступать к сборке самого образовательного продукта. Начинаем с посадочной страницы, в основе которой -— ваш план (всего учебного процесса); именно на него будут ориентироваться потенциальные слушатели при выборе курса. Отсчитайте два месяца с момента запуска страницы — это и будет дата старта вашего курса. Этого времени достаточно, чтобы начать общаться с потенциальными слушателями, анализировать их потребности и ожидания и, одновременно, заниматься производством контента.

Говоря о двух месяцах и учитывая, что это ваш «пилотный» образовательный проект, я также подразумеваю, что он будет проходить в форме вебинаров. Это самая удобная форма проведения занятий, для тех, кто делает первые шаги в онлайн-обучении. В то же время, «живое» общение с преподавателями способствует вовлечению слушателей в процесс.

Выберите форму подачи вашего материала: простой рассказ с опорой на презентацию или демонстрация рабочих процессов в сервисах/приложениях. Технические аспекты принципов работы с приложениями и демонстрацию настроек чего-либо можно записать отдельно (в виде скринкаста) и приложить к материалам курса.

Помните, что мы начинаем с простого: не старайтесь вложить все свои знания в одно занятие. Слушатели попросту могут не справиться с тем объемом, который вы предлагаете. Рассчитывайте время вашего урока из правила: «на один слайд в среднем уходит две минуты». Отсюда, часовая лекция — это двадцать-двадцать пять слайдов плюс время на вопросы и ответы.

Время практики

Практические задания потребуют от вас детальной проработки и постоянной работы. Слушатель должен получить задание в виде: формулировка цели, описываемый навык, суть задания и алгоритм выполнения. На выполнение одного задания он должен потратить от одного до трех часов, в первый или второй день после его получения. Если срок не соблюден, напомните человеку о том, что ждете от него результата.

Дипломный проект — первая «осознанная» возможность слушателя на практике применить полученные знания и навыки. Формат проекта может быть разным — от компиляции проделанной работы до разработки собственного проекта под руководством наставника. Сделайте защиту диплома событием, оно придаст дополнительную значимость пройденному курсу.

Дело техники

В зависимости от того, как глубоко вы хотите «прокачать» ваш образовательный продукт, вы можете использовать в качестве технической базы Google Docs и таск-мессенджеры. Если ваше занятие состоит из вебинара, дополнительных текстовых или презентационных материалов, теста и опросника, то вам будет достаточно инструментария GoogleDocs, Trello или Basecamp.

Если у вас есть достаточно времени и желание сделать все красиво, попробуйте поставить курс на обучающую платформу (анг. LMS — learning management system). В качестве вебинарной платформы можно использовать проверенные Webinar.ru или Clickmeeting.com, добавьте к ним сервис по работе с рассылками и вы готовы к работе.

Старт

В образовании, как и везде, встречают по первому впечатлению. Нужно максимально серьезно отнестись к подготовке первого занятия. После того, как вы набрали группу, вышлите слушателям установочное письмо о том, что ваш семинар начнется буквально через пару дней. Включите в него короткое описание курса, напишите о том, как будут строиться занятия, познакомьте студентов с сотрудниками, которые будут сопровождать программу. Я рекомендую отправлять ссылку на вебинар за два часа до его начала и еще раз за пятнадцать минут до старта.

И снова, о технике. Вам потребуется хорошая HD-камера и хорошая гарнитура или микрофон, а также LED-панель для освещения места съемки. Если качество картинки и звука будут препятствовать восприятию информации, вы потеряете слушателя. Фон «задника» — однотонный, подойдет и стена, но только не домашние или офисные интерьеры. Камера должна находиться на уровне глаз, ваш ориентир — дикторы в программах новостей. Осуществите проверку связи и работоспособность вашей техники за полчаса до начала занятия. Скорость соединения должна быть на уровне 2-3 Мб/c, еще лучше, если вы подключитесь к интернету по кабелю.

И так, мы начинаем… Помните, что одиноко стоящая перед вами камера смотрит на вас глазами ваших слушателей. Улыбайтесь, шутите, задавайте вопросы. А главное, как можно больше смотрите в объектив. Старайтесь говорить без пауз и называйте слушателей по именам.

Сопровождение

Кроме непосредственного общения на вебинарах, поддерживайте интерес к учебе за пределами уроков. Создайте закрытую группу слушателей в Facebook, пригласите в нее слушателей, спланируйте регулярные публикации по вашей тематике. Напоминайте о занятиях, провоцируйте дискуссии, проводите конкурсы. Сервис Kuku.io вам в помощь! Начать общение можно с рассказа о себе.

Читайте также:  Фирма заря приобрела здание для расширения своей предпринимательской

Среди ваших слушателей обязательно найдутся те, кто больше других вовлечен в учебный процесс. Именно они в будущем будут рекомендовать ваши курсы и станут вашими «амбассадорами» и даже наставниками для новых слушателей, если вы планируете развивать свой образовательный продукт.»

Что осталось за кадром?

В этой статье мы не коснулись вопросов построения бизнес-плана, расчета расходной части, маркетингового бюджета и стратегии продвижения. На их обсуждение нам потребуется много часов. И такая возможность появится совсем скоро.

Все тонкости создания онлайн-курсов, их продвижения, технологии корпоративного образования будут детально рассмотрены в рамках практической конференции по онлайн-образованию EdmarketConf 2018, на которую Timepad приглашает вас 20 и 21 апреля. Используйте промокод edm_timepad2000, чтобы получить скидку. Онлайн- и офлайн-форматы участия, быстрая регистрация и доступ к материалам конференции для всех участников.

Источник

GRAMOPOD.RU

Статьи об ИТ в образовании

Как сделать школьный проект

Что такое проект и проектная деятельность

Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.

Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).

Проект это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.

Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:

Цели проектной деятельности

  1. Формирование у школьников основ исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов проекта.
  2. Овладение приёмами сотрудничества и взаимодействия со школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности.
  3. Формирование умения планировать исследование или проектную работу с учётом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи исследования, выбирать методы, делать выводы по результатам проведённой работы.

Особенности проектной деятельности

Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.

В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы

От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:

Этапы выполнения проекта

Шаг «Реализация задач и создание продукта» будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.

Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!

Как выбрать тему школьного проекта

Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.

Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:

Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.

Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:

Тема проекта Продукт/результат проекта
Компьютерные игры: польза или вред Видео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером.
Что означают наши имена? Буклет с именами одноклассников и их значениями.
История футбола Буклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные.
Таблица умножения на пальцах Брошюра или буклет с правилами умножения на пальцах.
Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах.
Поэты писатели о моём родном городе Блог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com).
Звонкие и глухие согласные Программа на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных.
Вегетарианство Брошюра с рецептами вегетарианских блюд.
Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com.

Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр«, «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных«.

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Определение этапов проекта и выполнение проекта

О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.

Шаг «Реализация задач и создание продукта» надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.

Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Приведём пример этапов для проекта «Звонкие и глухие согласные», который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:

  1. Определить функциональные требования к приложению «Тренажёр для обучения школьников звонким и глухим согласным».
  2. Выбрать программу для создания приложения.
  3. Создать приложение.
  4. Протестировать приложение.
  5. Создать Руководство пользователя.

Оформление проекта

Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.

В какой программе оформить проект?

Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.

Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.

Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:

Требования к оформлению

Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.

Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.

Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:

  1. Страницы должны быть пронумерованы, начиная со второй. Таким образом, титульный лист нумеровать не надо. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.
  2. Используйте свободно распространяемые бесплатные шрифты. Например, Times New Roman. Допустимые размеры шрифта: 12, 13, 14 (оптимально). В таблицах можно использовать шрифты меньших размеров.
  3. Абзацный отступ текста документа — 1,25 см.
  4. Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом 1,25 см или по центру.
  5. Текст документа печатается через 1,5межстрочных интервала.
  6. Интервал между буквами в словах — обычный.
  7. Интервал между словами — один пробел.
  8. Текст документа выравнивается по ширине листа.

Создание презентации и защита проекта

Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.

В какой программе сделать презентацию?

Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.

Какие должны быть слайды в презентации

Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс

Как написать речь защиты проекта

О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.

Источник

Читайте также:  Ремонт как открыть фирму по ремонту квартир
Оцените статью