Как создать условия для развития игровой деятельности дошкольников

Создание условий для успешной организации игровой деятельности в ДОУ

Татьяна Александровна Васина
Создание условий для успешной организации игровой деятельности в ДОУ

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра,в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность ловкость и т. д. В игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых. Все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольных учреждениях не эффективно вне игры.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, среди которых — умение ребенка владеть разными формами и видами игр. Важно отметить, что игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Чрезвычайно важно по ФГОС ДО, чтобы предметно-пространственная среда была безопасной, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использовании.

В группах раннего возраста игра, как деятельность, находиться в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, для игр используются крупные, яркие игрушки, пирамидки кубики матрешки, кубы. Воспитатели в совместной игре учат их действовать с предметами, игрушками, объединять их несложными сюжетами.

В младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Воспитатели способствуют возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений, учат ролевым взаимодействиям сюжетах с 2-3 действующими лицами. В группах созданы игровые центры «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Транспортные игрушки», «Строительные наборы»

В средней группе одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница», обогащается содержание игровых зон. Например, если в младшей группе был продуктовый магазин, то в средней появляется магазин одежды.

В старшем дошкольном возрасте, дети чаще играют самостоятельно, больше проявляют инициативу. Дети сами выбирают нужные атрибуты в соответствии с замыслом игры. Именно поэтому, для групп приобретены различного вида конструкторы, настольно-печатные игры, наборы для сюжетно-ролевых игр.

При создании предметно-развивающей среды для игр важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время экскурсий в магазин, школу, библиотеку, во время наблюдения за работой продавца, повар, дворника, при чтении художественной литературы. Наши педагоги постоянно предлагают детям для рассматривания различные альбомы, картинки из серии «Кем быть», «Мы играем», «Транспорт», «Семья» и другой демонстрационный материал

Все дети очень любят слушать сказки, а потом их показывать. Поэтому в детском саду обязательно должен быть уголок драматизации,куда входят разные игрушки: настольный театр, кукольный театр, теневой театр, би-ба-бо и др.

В этом учебном году в нашем детском саду прошло обновление предметно-пространственной развивающей среды, обновлены игры и игрушки во всех возрастных группах.

Все это способствует созданию условий для успешной организации игровой деятельности детей.

Создание условий для реализации задач игровой деятельности как средства речевого развития детей младшего возраста Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования,.

Консультация для педагогов «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах» Консультация для педагогов Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый.

Опыт работы «Создание условий для организации мини-лаборатории в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». В настоящее время в стране активно.

Отчёт о проделанной работе по первой годовой задаче «Создание условий для успешной социализации детей» за 2018–2019 уч. г Задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной.

Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией К. В. Попова, учитель-логопед, первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Семинар-практикум «Создание условий для развития познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС ДО» Семинар — практикум Тема «Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС ДО» Цель:.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми Неотъемлемой частью работы по формированию правильной речи детей является совместная работа учителя-логопеда и родителей. Это можно объяснить.

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка с помощью изобразительной деятельности Рекомендации для родителей на тему: «Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка с помощью изобразительной.

Справка о взаимопосещении «Создание условий для обучения дошкольников поисково-исследовательской деятельности» Цель взаимопосещения: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в подготовительной.

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Тема: «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» «Истоки творческих способностей и.

Источник

Условия для развития игровой деятельности

Людмила Горячева
Условия для развития игровой деятельности

Читайте также:  Своя столовая бизнес идея

Условия для развития игровой деятельности детей.

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.

Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, практическое решение проблемных ситуаций.Тематика мероприятий разнообразна: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей», «Игра и игрушка в жизни малышей», «Организация предметно-развивающей среды для развития игровых сюжетов» и т. д.

Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры.

В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, распространение памяток и рекомендаций.

В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.

Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин. (6 слайд).

— как уже было сказано, игра стала средством обучения.

— большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.

Еще одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.

Важно:Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

— в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного проявления творческих способностей.

Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

В детском саду опытные педагоги используют в работе с воспитанниками игры, помогающие скорректировать поведение детей, а не применять наказания, запреты, нравоучения.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

Игры-соревнования – сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью,открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.

Игры-драматизации помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.

Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.

Режиссерские игры выполняют психотерапевтическую функцию, где ребенок может выплеснуть свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонажа.

Педагогические условия осуществления гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Педагогические условия осуществления гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста. В настоящее время центральным.

Познаем мир вместе. Условия развития игровой деятельности «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Читайте также:  Начало своего дела по производству

Источник

Создание условий для развития игровой деятельности дошкольников

Создание условий для развития игровой деятельности дошкольников

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

¾ развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

¾ коммуникативную: освоение диалектики общения;

¾ самореализации: в игре как полигоне человеческой практики;

¾игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

¾ диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

¾ функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

¾ межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Признавая сюжетно-ролевую игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, Федеральный государствен­ный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет следующие целевые ориентиры обра­зовательного процесса:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками, стремится проявлять настой­чивость в достижении результата своих действий;

· стремится проявлять самостоятельность в игровом пове­дении, появляются игры, в которых ребенок воспроиз­водит действия взрослого;

· ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игре; различает условную и реальную ситуации;

· способен выбирать участников по совместной деятель­ности; активно участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

· ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, ребенок обладает установкой положительного отноше­ния к миру, другим людям и самому себе, старается раз­решать конфликты.

Условия развития игровой деятельности

— Психолого — педагогические условия организации образовательного процесса

— Организация развивающей предметно – игровой среды

— Педагогическое сопровождение игровой деятельности

В связи с этим во ФГОС дошкольного образования обобщены психолого-педагогические условия организации образовательного процесса и связанные с ними требования к профессио­нальной деятельности воспитателя детского сада:

· поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, неди­рективная помощь детям, поддержка детской инициа­тивы и самостоятельности в игровой деятельности;

· обеспечение игрового времени и пространства (в т.ч. обес­печение его игровым оборудованием и полифункциональным игровым материалом в соответствии со спецификой образовательной программы);

· подбор разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; обеспечение периодической сменяемости игрового материала появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

· осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры.

Эти условия моделируются специально, т.к. одной из проблем современных детей является то, что они не умеют играть (В.В. Абраменкова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.).

Поэтому Стандарт профессиональной деятельности педа­гога требует от педагога наличия соответствующих компетенций, связанных с умением и способностью организовать игровое педагогическое взаимодействие с детьми, включить игру в образовательный процесс и сформировать на ее основе игровое образовательное пространство:

¾ знать особенности становления и развития игровой дея­тельности в раннем и дошкольном возрасте;

¾ владеть игровой развивающей деятельностью дошколь­ника;

¾ активно использовать недирективную помощь и под­держку детской инициативы и самостоятельности в игро­вой деятельности;

¾ использовать различные виды игровой деятельности (ролевая, режиссерская, с правилом), создавать возмож­ности для развития свободной игры детей, в т.ч. обес­печивать игровое время и пространство;

¾ организовывать конструктивное взаимодействие детей в игровой деятельности, создавать условия для свобод­ного выбора детьми деятельности, участников совмест­ной деятельности, материалов.

Организация развивающей предметно – игровой среды

— Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

— В групповой комнате нужно создать обстановку для проведения различных игр. Для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе создаются специально-организованные зоны.

Особое место надо выделить для игр с крупным строительным материалом, чтобы дети имели воз­можность сохранить на какой-то срок сделанную постройку. Иг­рушки надо расположить так, чтобы каждому было удобно их брать и убирать на место. С первых дней пребывания в детском саду дети самостоятельно пользуются игрушками; воспитатель приучает их бережно обращаться с ними, убирать на место. Время от времени педагог просматривает вместе с детьми игруш­ки, отбирает, что надо починить; мелкий ремонт он производит сам с помощью детей.

Играют ребята в разных местах комнаты. Чтобы одна груп­па не мешала другой, желательно иметь легкие переносные шир­мочки, 2—3 маленьких коврика. Тогда дети могут играть ма­ленькими группками. Если организуется игра большим коллекти­вом, нужно сдвинуть мебель, чтобы выделить достаточную пло­щадь для игры.

В младших группах надо отвести место для подвижных игр с игрушками, в чем большая потребность у маленького ребенка: дети перевозят игрушки, катают их, бегают друг за другом.

— Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития.

Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

Читайте также:  Как создать благотворительную организацию для животных

Время от времени игрушки следует пополнять новыми, ме­нять. В каждой группе в распоряжении детей должны быть все виды игрушек и в достаточном количестве игровой материал. Обычно в одной и той же игре употребляются и строитель­ный материал, и готовые игрушки, и игрушка-материал.

— Каждая игрушка должна иметь определенное место.

Если дети хотят продолжать начатую игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игруш­ками при условии, что они расставлены аккуратно. Это спо­собствует воспитанию целенаправленности, поддерживает интерес к начатой игре. В групповой комнате нужны рабочий стол и шкафчик с набором материала и инструментов, чтобы ребята могли по ходу игры смастерить нужные вещи, починить сло­манную игрушку.

— Воспитатель, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности.

В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка — в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна.

В средней и старших группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а выдаваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки-самоделки.

— Педагог поэтапно вводит игрушки (предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться, в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития игры).

— При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков)

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.

Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.

«Программа воспитания в детском саду» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерыве меж­ду занятиями, на прогулке, во второй половине дня (взять из Детства).

Игры в утренние часы помогают создать у ребят бодрое, радостное настроение на весь день. Каждый может взять лю­бимую игрушку, по желанию объединиться с товарищами. Не­редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают игру, начатую накануне. Завтрак пре­рывает игру, но ребята снова возвращаются к ней после завт­рака, в перерыве между занятиями. В этот короткий промежуток целесообразно начинать новую игру, но надо дать возмож­ность играющим продолжать незаконченную постройку, обсуж­дать дальнейший ход игры. При этом следует учитывать ха­рактер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует одно­образного положения, желательны подвижные игры. Для игр в помещении отводится время во второй половине дня, а на участке — до обеда и вечером. В эти часы дети иг­рают в сюжетные игры, сооружают постройки, организуют игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

Источник

Оцените статью