Творческий характер педагогической деятельности
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Школа является важным элементом в этом процессе. Одна из главных задач современной школы – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: ученика, учителя-предметника, классного руководителя, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.
Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. В связи с этим творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её особенностью. Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию, анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:
— анализирует педагогическую ситуацию;
— проектирует результат в соответствии с исходными данными;
— анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата;
— оценивает полученные данные;
— формирует новые задачи.
Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.
Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основание педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя субъективно-эмоциональный, детально описывает коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приёмы, и т.п.) и др.
Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец борется за кардинальные преобразования и сам является наглядным примером.
В процессе профессиональной педагогической деятельности учитель выполняет социальный заказ общества, поскольку цель обучения и воспитания определена в директивных документах государства. Однако то, как сформировать яркую личность и индивидуальность, зависит от творчества педагога.
Накопленный социальный опыт, знание педагогики, психологии, преподаваемого предмета, новые идеи, формы и методы позволяют педагогу находить оригинальные решения и тем самым совершенствовать педагогическую деятельность; привносить элементы творчества во все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В.М. Загвязинский, Н.Д. Никандров):
— отсроченность результатов творчества педагога. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умения, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма относительно. Это затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Аналитические, прогностические и другие способности учителя позволяют прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;
— регламентированность во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение замысла, разработка, реализация и др.) связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, учёного они допустимы, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены (педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение темы, раздела и др.). В ходе учебного занятия возникают непредвиденные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения;
— сотворчество учителя с учащимися и коллегами в педагогическом процессе. В педагогической профессии трудно вычленить вклад каждого отдельно взятого учителя, поскольку педагогический коллектив учебного заведения объединён общей целью. В.А Сухомлинский справедливо подчёркивал, что если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. Атмосфера творческого поиска выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определённой области знаний демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;
— зависимость проявления творческого потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса;
— умение учителя управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимся как творческий процесс, не подавляя их инициативы, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Педагогическое творчество, как правило, публичная деятельность – реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, но может и подавлять творческий поиск.Педагогическое творчество не возникает само по себе. В.А. Сластенин выделяет следующие условия развития творчества учителя:
— влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит педагог;
— положительный эмоциональный климат в коллективе;
— наличие адекватных средств обучения и воспитания;
— материально-техническая оснащённость педагогического процесса;
— высокий уровень подготовки учителя;
— владение современными концепциями обучения и воспитания;
— развитое педагогическое мышление;
— стремление к творчеству;
— умение принимать решения в нестандартных ситуациях;
— владение педагогическими технологиями.
Таким образом, личностное творчество учителя проявляется в различных аспектах педагогической деятельности.
Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. А.К. Байметов объединил мотивы педагогической деятельности в три группы:
1) мотивы долженствования;
2) мотивы увлечённости и заинтересованности преподаваемым предметом;
3) мотивы увлечённости общением с детьми – любовь к детям.
Мотивация влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого количества требований (не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера). Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала. Учитель с выраженной потребностью в общении с детьми на фоне малого количества требований предъявляет больше требований к личности учащихся.
Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руководства. Так, доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, мотива общения – учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива – учителям, склонным к демократическому стилю руководства.
Специалисты считают, что чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем больше активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определённых позитивных результатов.
Источник
Творческие проекты и работы учащихся
Процесс организации творческой деятельности учащихся в школе очень важен и актуален для современного педагога и образовательной организации. Творческая деятельность в школе способствует развитию личностных свойств у школьников в единстве с профессиональными навыками творческой и изобретательской деятельности.
Также, смотри:
Творческие способности – комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие:
- стремление к познанию;
- умение познавать новое;
- живость ума;
- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
- стремление к открытиям;
- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
- свободное воображение;
- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Большинство исследований в области организации творческой деятельности учащихся указывают на высокую образовательную и воспитательную эффективность технического творчества обучающихся школы и, в связи с этим, обеспечение широких связей научных знаний с практической деятельностью.
Методы организации творческой деятельности учащихся
Основной целью организации творческой деятельности учащихся является формирование у школьников умений творческой деятельности.
Эффективность развития творческих способностей обусловлена соблюдением следующих условий:
- Наличие у детей необходимых знаний, умений, навыков;
- Соответствие личностных качеств ученика творческой деятельности;
- Использование новых технологий в процессе построения ученической творческой деятельности.
В творческой проектной деятельности с учащимися школы следует использовать разнообразные методы, способы и формы творческой работы, при этом эти формы работы могут быть эффективными как при использовании на уроках, так и во внеклассной и проектной деятельности с детьми.
Организация творческой работы среди детей младшего школьного возраста направлена на развитие креативности.
Таким образом, работа, направленная на развитие креативности у учащихся начальных классов, способствует развитию творческих способностей ребенка и формированию у него навыков проектной и творческой деятельности в будущем.
Творческие проекты в 1 – 4 классах школы могут быть предложены в виде альманахов, театрализации, спортивных игр, произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.
Продуктом такой проектной деятельности будут являться выставки, стенгазеты, костюмы, праздники, иллюстрации, сказки и т.д. В этом возрасте дети начинают уметь учитывать условия и законы окружающего мира и жанра той деятельности, в русле которой происходит творчество.
Творческая деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результат.
В 5 – 8 классах средней школы происходит формирование мотива удовлетворения творческих потребностей, поиск способов создания желаемого продукта. В связи с тем, что среднем звене школы, главным становится получение знаний по «основным предметам», такие эстетические дисциплины, как музыка, ИЗО и чтение становятся второстепенными в восприятии ребенка и теряется личностный мотив ребенка к развитию творческих способностей.
Таким образом, вопрос об организации творческой деятельности в средних классах школы актуален и направлен на сохранение и развитие у учащихся уже накопленного запаса знаний в области искусства и культуры и желания самовыражения посредством выполнения творческих заданий.
В этот период дети начинают осознавать вероятностный характер большинства закономерностей, поэтому в своей проектной деятельности уделяют внимание не только получению желаемого продукта, но и изучению альтернатив. Учащиеся учатся давать предварительную оценку ситуации и выбирать среди разных вариантов и множества факторов те, которые с наибольшей вероятностью будут подходить для получения в ходе творческой деятельности желаемого результата.
Для организации творческой деятельности в старших классах школы важен личный интерес и заинтересованность учащегося в конечном продукте своего творчества. Мотивированность ученика и умение грамотно применить накопленные им ранее знания и навыки являются ключевыми моментами в осуществлении творческой деятельности среди старшеклассников.
Мотивация — одно из ключевых психологических понятий, объясняющих истоки активности личности. Стремление подростков к самореализации стимулирует творчество, в котором ученик может примерить на себя разные роли и определить круг своих стремлений.
- Соответствие творческого задания интересам учащихся;
- Направленность творческой деятельности на развитие творческих способностей учащихся школы;
- Формирование у школьников таких необходимых навыков как: уравновешенность, ответственность, уверенность в себе.
Для организации творческой деятельности учащихся педагог должен:
- Использовать разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, развивать у учащихся гибкость мышления, стимулировать процессы переключения внимания и поисковой активности.
- Учить рассуждать, подходить к проблемам с нестандартной точки зрения, размышлять над решением поставленных задач.
- Учить детей самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать интересные результаты, необычные решения.
- В процессе формирования творческих способностей у учащихся необходимо использовать активные методы и формы работы.
Среди видов творчества различают: научное, техническое, литературное, музыкальное, игровое, учебное, бытовое, профессиональное и т.д.
Предмет «Технология» предоставляет для развития творческих способностей школьников большие возможностей, чем другие учебные дисциплины.
Например, изучение традиционного народного искусства помогает школьникам понять особенности художественной культуры своего народа, постигнуть азы создания произведений искусства. Занятия художественной росписью по дереву и другими видами прикладного искусства воспитывают эстетический и художественный вкус детей и формируют представление о будущей профессиональной деятельности.
Одним из наиболее эффективных выявлений и развития творческих способностей личности является правильная организация школьных и внешкольных форм художественно-эстетического воспитания.
Занятия в кружках способствуют развитию фантазии детей, формированию у них художественного вкуса, раннему обнаружению творческих способностей. Трудовой процесс позволяет познать закономерности построения формы, красоту деталей, возможность материала и цвета.
Источник