- Как разработать мобильное приложение для своего бизнеса и не разориться
- Создание мобильного приложения: бизнес-план
- Разработка мобильных приложений: особенности бизнеса
- Перечень приложений, пользующихся популярностью
- Сколько стоит создать приложение на Android
- Сколько стоит создать приложение на IOS
- Производственный план
- Регистрация
- Помещение
- Оборудование
- Персонал
- План маркетинга и реклама приложения
- Финансовый план: расчёт прибыли, рентабельность проекта
Как разработать мобильное приложение для своего бизнеса и не разориться
Когда бизнес заказывает мобильное приложение, есть риск переплатить или слишком сэкономить. Если переплатить, приложение может не окупиться и ударит по бюджету компании. Если слишком сэкономить, есть риск на выходе получить бесполезный и нефункциональный кусок кода.
Мы в компании Neti занимаемся разработкой мобильных приложений и хотим рассказать, как соблюсти баланс между экономией и функциональностью: потратить минимум денег и получить все, что нужно.
На стоимость разработки мобильных приложений влияют 5 критериев:
Дизайн. Чем больше у приложения экранов, пунктов меню и разделов, тем дороже дизайн.
Функционал. Здесь все также: чем больше функций, тем дороже. Калькулятор, платежи, работа с файлами, чат, подключение карт — каждая функция увеличивает стоимость приложения.
Работа на разных платформах. Если приложение нужно только для одной платформы, его стоимость будет ниже. Если нужно, чтобы оно работало и на iOS, и на Android, есть два пути:
- Разработать кроссплатформенное приложение — написать один код сразу на две платформы. Это дешевле, но приложения получаются более простыми, без сложных функций вроде работы с pdf-файлами внутри приложения. Например, подключение карты, отслеживание по GPS, будильник, онлайн-уроки и тесты — это простые функции. В нашей практике 90% приложений пишутся именно кроссплатформенными — большинству заказчиков хватает такого функционала.
- Разработать два приложения: под iOS и под Android. В этом случае приложение пишется на двух разных языках программирования. Это позволяет реализовать больше необычных и сложных функций, а также сделать приложение стабильнее и безопаснее. Таким путем идут компании, выпускающие приложения для сотен тысяч пользователей, например, Едадил, Сбермаркет или Яндекс.Такси. Или те, кто делает сложные приложения для инженеров или системных аналитиков. Такие приложения должны стабильно работать под высокими нагрузками и поддерживать сложные решения, недоступные кроссплатформенным приложениям.
Разработка серверной части. Если она есть или нужно подключиться к готовой системе, например, 1С, это проще и дешевле. Если нужно разрабатывать серверные механизмы, это сделает разработку дороже.
Например, нужно приложение для сотрудников розничной сети, которое показывает информацию о товарах по ценнику. Это приложение должно подключаться к серверам, где хранятся данные о товарах и с помощью машинного обучения распознаются фото ценников. Если серверная часть готова, разработать приложение будет проще и дешевле. Если ее нет, придется писать такой функционал и разработка выйдет дороже.
Тестирование. Его стоимость зависит от количества экранов и от функционала приложения.
Чтобы лучше объяснить разницу между недорогим и дорогим приложением, возьмем два примера из нашей практики.
Нам нужно было за короткий срок работать легкое и удобное мобильное приложение. Все нужные для него функции были простыми и недорогими: каталог, интеграция с картами и интернет-магазином Ленты. Для всего этого есть стандартные решения, так что разработать такое просто. Кроме того, мы сделали приложение кроссплатформенным, что помогло сэкономить еще больше.
Заказчику нужно было мобильное приложение для контроля строительства и подрядчиков. Приложение получилось дорогим из-за того, что нужны были сложные нестандартные функции: загрузка поэтажных планов из ПДФ, редактирование этих планов, обработка замечаний, синхронизация, формирование отчетов, графики и поддержка офлайн-режима. Все это нельзя было реализовать в кроссплатформенном приложении, так что мы писали два разных кода для iOS и Android. Это и сделало приложение дорогим.
Подробнее об этом мы рассказывали в кейсе у нас на сайте.
Ниже мы говорим об экономии не в ущерб качеству. Даже если вы сэкономите, вы все равно получите качественное, рабочее и функциональное приложение, удобное для пользователей. Просто приложение не будет идеальным — но зачастую идеал и не нужен.
Не добавлять лишние функции. В приложения часто добавляют функции, которые кажутся крутыми, но на самом деле не нужны. Чтобы минимизировать бюджет, на старте должен быть только критичный функционал, который решает основную задачу приложения. Универсальных советов здесь нет — все зависит от ситуации.
Например, в приложении по доставке еды из супермаркетов обязательно нужна карта, корзина, платежные инструменты, интеграция с интернет-магазином супермаркетов. А вот без отзывов или отображения иконки курьера на карте на старте точно можно обойтись.
Другой пример с приложением застройщика. На старте мы планировали добавить разные слои объектов: с пешеходными дорожками, экстерьером, деревьями или коммуникациями. Эти слои можно было бы включать и отключать. Но по факту оказалось, что этот функционал не нужен: всегда необходимо видеть полную картину, и отключать слои нет смысла. Если бы мы не анализировали поведение пользователей, понять это бы не получилось.
Еще заказчики часто просят добавить в приложение офлайн-режим: чтобы все работало без связи с сервером. На практике такое нужно очень редко, например, если это приложение для инженеров, которые работают в подвале. В остальных случаях ничего страшного не произойдет, если приложение не будет работать офлайн: мобильный интернет есть везде.
Заменять сложные решения простыми. Некоторые функции в приложении не обязательно разрабатывать — можно использовать простые и готовые решения.
Например, многие клиенты хотят, чтобы в приложении был чат. Кажется, что это просто, но на самом деле разрабатывать реально удобный чат достаточно долго, сложно и дорого. Гораздо лучше оставить ссылку на Whatsapp или Telegram и переводить человека туда. Над популярными мессенджерами уже не первый год работают сотни программистов, они поддерживают чат-ботов и легко интегрируются с CRM — и все это почти бесплатно.
Другой пример: оплата прямо в приложении. Ее можно серьезно упростить: сделать оплату через веб-сайт, чтобы окно подтверждения открывалось внутри приложения. Это быстро, удобно для пользователя и гораздо дешевле интеграции с платежными системами.
Выбрать не столичное, а региональное агентство. Работа крупных московских агентств стоит дорого: дизайнерам и разработчикам там платят больше. Чтобы сэкономить, лучше обратиться в хорошее региональное агентство — так вы получите приложение за меньшие деньги, но не потеряете в качестве и функционале.
Даже если вы московская компания, приложение можно заказать в регионе: удаленно подписать договор, общаться и передавать все результаты без личных встреч.
Neti — как раз такая компания. Мы нанимаем программистов и дизайнеров из регионов, платим им больше, чем в среднем получают IT-шники в их городах — и все равно получается дешевле, чем в Москве. В итоге стоимость приложения тоже получается ниже.
Собрать больше материалов для дизайнера. У вашей компании наверняка есть брендбуки, логотипы и другие графические материалы. Многое из них можно использовать в разработке дизайна приложения, чтобы не пришлось все продумывать и рисовать с нуля. Если вы соберете такие материалы заранее и предоставите студии, разработка приложения будет стоить дешевле.
В разработке есть критичные вещи, на которых экономить нельзя категорически. Из очевидного: базовые функции, без которых приложение не будет работать. Нельзя сделать приложение по доставке еды и не добавить туда корзину.
Но есть четыре вещи, на которых вроде бы сэкономить можно, но мы этого делать не рекомендуем:
Предварительное исследование рынка и потребностей пользователей. Важно обязательно понять, кто целевая аудитория приложения, какой функционал критически важен, как работают приложения конкурентов и какие процессы нужно автоматизировать с помощью приложения. Это стоит денег: может потребоваться провести анкетирование или опрос или заплатить маркетинговому консультанту. Но без этого есть риск создать приложение, в котором будет десяток лишних функций и ни одной нужной.
Важно, чтобы со студией общался не только начальник или менеджер, но и маркетолог, который погружен в задачи проекта и хорошо понимает его целевую аудиторию.
Дизайн. Даже идеальный функционал не сработает, если приложение будет некрасивым и неудобным. Дизайн — лицо приложения, его основа. В дизайне нельзя игнорировать принципы разработки интерфейсов — приложение будет выглядеть дешево и не понравится пользователям.
Тестирование. Чтобы сэкономить, есть соблазн пропустить этот этап: вроде бы все работает, все хорошо, приложение можно выпускать. Но так делать категорически нельзя: в процессе работы могут вскрыться какие-то критические ошибки и дыры в безопасности, которые принесут компании крупные убытки. Да и пользоваться приложением, которое постоянно ломается, никто не будет. Поэтому мы никогда не убираем тестирование из сметы и не рекомендуем на нем экономить.
- Определить, какие функции однозначно нужны, кто ваша аудитория и для чего люди будут использовать приложение.
- Решить, нужна ли разработка приложения отдельно под разные платформы. Чаще всего не нужна — кроссплатформенные приложения отлично решают большинство бизнес-задач.
- Подготовить дизайнерские материалы: брендбуки, логотипы и все, что вы уже используете в маркетинге.
- Обратиться в хорошую, но не обязательно столичную студию — студия из региона поможет неплохо сэкономить.
- Не экономить на дизайне, тестировании и критичных функциях — это должно быть безупречным.
Напишите в комментариях, знаете ли вы еще какие-то моменты, на которых можно сэкономить, а на которых не стоит. Может, мы что-то упустили? Было бы здорово посмотреть на опыт других разработчиков или услышать отклик от потенциальных заказчиков.
Источник
Создание мобильного приложения: бизнес-план
В этом материале:
В 1990-е миром правил телевизор, в 2000-е – компьютеры и интернет. Сегодня миром правят смартфоны. По данным отчета Global Digital 2019, более 4 млрд жителей планеты имеет доступ в интернет. Главный фактор роста интернет-аудитории – доступные смартфоны. Люди предпочитают заходить в интернет с мобильных устройств. Смартфоны генерируют 52% всего веб-трафика мира. Это больше, чем все другие устройства, вместе взятые.
Поэтому рынок мобильных приложений растет, а предприниматели на этом зарабатывают. Бизнес-план по разработке мобильных приложений поможет изучить этот рынок и выбрать актуальную нишу для развития бизнеса.
Разработка мобильных приложений: особенности бизнеса
Рынок мобильных приложений растет. Американская аналитическая компания App Annie опубликовала результаты своего исследования за 2018 год:
- 194 млрд установок мобильных приложений, это на 35% больше, чем в 2017 году;
- 101 млрд долларов пользователи потратили на покупки, сделанные в интернете через смартфоны;
- люди, рожденные в начале 2000-х годов, на 30% больше внимания уделяют неигровым приложениям.
Эти цифры однозначно говорят: мобильный сегмент интернета побеждает. Пользователю не нужно включать компьютер, чтобы отправить сообщение или сделать покупку в интернете – все уже есть у него в смартфоне.
Успешные разработчики мобильных приложений зарабатывают сотни тысяч долларов. Существует три типа монетизации мобильных приложений:
- Реклама. Самое популярное направление. У каждого приложения есть своя целевая аудитория – люди, которые его используют. Например, софт для бизнеса применяют предприниматели, для учебы – студенты и школьники. Рекламодатели знают, какими приложениями пользуются представители их ЦА. Они заключают контракт с владельцем софта и размещают в его приложении свою рекламу.
- Платная подписка. Не все мобильные приложения бесплатны. Есть игры, мессенджеры и музыкальные программы, за пользование которыми готовы платить. Их преимущество – хороший контент и отсутствие рекламы. Подписка бывает ежемесячной или вечной – купил приложение и пользуешься им сколько угодно времени.
- Продажа товаров и услуг внутри приложения. Чаще всего используется в онлайн-играх. Например, игрок хочет прокачать своего персонажа – улучшить его выносливость, силу, атаку или броню. Эта услуга платная. Геймеры не жалеют тратить деньги на игры, особенно на те, которые пользуются массовым спросом.
Преимущество бизнеса по разработке мобильных приложений:
- растущий спрос на услугу;
- развитие мобильного сегмента рынка;
- возможность создать дорогое приложение;
- разработчики хорошо зарабатывают;
- есть свободные ниши, в которых конкуренция минимальна;
- быстрая окупаемость при грамотном продвижении.
- сложно найти команду специалистов;
- зависимость от рекламы;
- чтобы создать качественный продукт, нужен большой бюджет;
- приложение может не выйти на окупаемость.
Перечень приложений, пользующихся популярностью
Чтобы бизнес был прибыльным, нужно выбрать приложения, которые пользуются особой популярностью.
ТОП 7 востребованных направлений для разработчика мобильного софта:
- Игры. В онлайн-игры играют люди разного возраста. Одни популярны среди школьников. В другие играют люди постарше. Имеются и такие, в которые играют представители всех возрастов. Создать игру сложнее всего – нужна хорошая команда и приличный бюджет. Зато они хорошо монетизируются и быстро окупаются.
- Приложения для социальных сетей. Есть много приложений для Инстаграма, Телеграма и ВКонтакте – это фоторедакторы, софт для постинга, монтажа видео, создания историй, чат-боты.
- Образование. Этот сегмент растет. Целевая аудитория – школьники, студенты и все, кто занят своим образованием.
- Музыка и видео. Приложения для прослушивания музыки и просмотра фильмов скачивают представители разных целевых групп, поэтому они отлично подходят для массовой рекламы.
- Путешествия. Это направление – одно из самых прибыльных. Путешественники – это аудитория с высокой покупательной способностью. Рекламодатели щедро платят за рекламу в таких приложениях. Популярные направления: навигаторы, карты с метками, приложения для обмена туристическими маршрутами, бронирования отелей, хостелов и гостевых домов.
- Финансы. Популярность наличных снижается. Через интернет платят за товары и услуги, в магазинах расплачиваются картами или при помощи мобильных расширений. Отдельное направление – приложения с конвертацией валют, а также онлайн-кошельки, работающие с криптовалютой.
- Кулинария. Особенность – преимущественно женская ЦА. Женщины чаще мужчин покупают в интернете, поэтому эта аудитория особо ценится рекламодателями.
Сколько стоит создать приложение на Android
Android – самая популярная операционная система в мобильном сегменте рынка. 85,9% мобильных устройств работают на ОС Android от компании Google. Поэтому большинство разработчиков предпочитает создавать программы, заточенные под эту операционную систему.
Точную стоимость создания приложения на Android определить невозможно. Цена зависит от:
- сложности разработки;
- команды и ее КПД;
- руководства;
- изменчивости трендов на рынке;
- скорости разработки;
- длительности тестовых запусков.
По срокам выпуска приложения делят на:
- простые (делают по шаблонам), время разработки – 80–140 часов;
- для предприятий (для внутреннего пользования, содержат базы данных), время разработки – до 210 часов;
- сложные, среднее время создания – 800 часов (полгода).
Компания Superjob подсчитала, сколько стоит создать приложение на Android в России:
- простое – 120 тыс. рублей;
- для предприятий (среднее) – 290 тыс. рублей;
- сложное – от 515 тыс. рублей.
Сколько стоит создать приложение на IOS
На операционной системе iOs работает 14% смартфонов. Это все гаджеты от Apple.
Несмотря на такой невысокий процент, приложения на iOs активно разрабатываются и хорошо монетизируются. Причина этого – высокая покупательная способность владельцев iPhone – они чаще делают заказы в интернете, покупают платные подписки, тратят больше денег на приложения развлекательного сегмента.
Стоимость разработки приложений для iOs в среднем на 30% ниже, чем на Android. Почему так? Потому что разработчик проделывает меньше работы – ему не нужно оптимизировать программу под сотни устройств от разных производителей, он тратит меньше времени на тестирование багов. В итоге разработчик тратит меньше времени, а приложение получается лучше, потому что его проще оптимизировать под небольшое количество смартфонов, работающих на iOs.
Производственный план
Регистрация
Если бизнес не зарегистрирован – это незаконная предпринимательская деятельность. Поэтому легализация бизнеса – это первое, с чего начинается жизнь компании. Для этого нужно обратиться в Федеральную налоговую службу.
- Оформление ИП (индивидуального предпринимателя). Подходит малому и среднему бизнесу.
- Оформление юридического лица. Для крупных компаний.
Остановимся на первом варианте, потому что он лучше всего подходит для регистрации компании по разработке мобильных приложений.
Что нужно сделать, чтобы оформить ИП:
- Определиться со способом регистрации. Есть два варианта: по месту жительства и через интернет. Второе решение избавит предпринимателя от длинных очередей и бумажной волокиты. Регистрация через интернет – самый быстрый и оптимальный вариант.
- Выбрать ОКВЭД-коды – индикаторы, которые сообщают налоговой службе важную информацию о регистрируемом бизнесе. В кодах зашифрованы направления предпринимательской деятельности. Закон разрешает выбрать сразу несколько ОКВЭД-кодов – чтобы избавить предпринимателя от необходимости переоформлять документы в будущем, если он расширит спектр оказываемых услуг.
- Выбрать систему налогообложения. ИП рекомендуется работать по упрощенной системе (УСН). Это проще, удобнее и выгоднее.
- Написать заявление по форме Р21001. Подробная инструкция, пример и шаблон есть на сайте Федеральной налоговой службы. Требования к оформлению заявления находятся в разделе «Регистрация индивидуальных предпринимателей».
- Оплатить государственную пошлину.
- Отправить документы в ФНС.
ВНИМАНИЕ! Важно, чтобы в заявлении не было ошибок и опечаток. Это может привести к отказу в регистрации.
Документы, которые нужны для регистрации ИП:
- заявление (форма Р21001);
- паспорт;
- ИНН-код;
- квитанция об оплате госпошлины.
Помещение
При выборе офиса нужно ориентироваться не только на клиентов, но и на сотрудников. Важно, чтобы всем было комфортно.
Общие рекомендации к выбору помещения:
- легко добраться (не только на автомобиле, но и на общественном транспорте);
- есть парковка;
- есть мебель;
- удобно организовать рабочие места для сотрудников.
Минимальная необходимая площадь – 100 кв. м.
Оборудование
Офис IT-компании оборудован:
- современными компьютерами;
- факсом;
- принтером;
- интерактивной доской;
- телефонами.
Главное – это компьютеры. Они должны быть мощными, надежными и удобными в работе.
Персонал
IT-бизнес невозможно построить без хорошей команды разработчиков. Поэтому особое внимание следует уделить поиску квалифицированных кадров.
- в интернете;
- в IT-компаниях;
- переманить у конкурентов;
- в вузах, на факультетах IT-специальностей.
ВАЖНО! Прежде чем брать человека в команду, необходимо проверить его компетенцию. Портфолио недостаточно, оно может содержать недостоверные сведения. Лучший вариант – попросить соискателя выполнить тестовое задание – например, написать простую программу, исправить баги в существующей, улучшить один из продуктов.
Еще важный момент: команда должна быть дружной и работать слаженно. В офисе не должно быть конфликтов. От сплоченности коллектива зависит продуктивность его работы.
План маркетинга и реклама приложения
Конкуренция на рынке мобильных приложений растет. Этот бизнес зависим от маркетинга. Даже хороший продукт нуждается в рекламе, бывает, что продвижение стоит дороже разработки – и это нормальная практика для IT-бизнеса.
Цель рекламной кампании – не просто показать продукт, а доказать, что он лучше, чем у конкурентов. Чтобы продемонстрировать преимущества, простой рекламы типа «Скачайте» будет недостаточно. Такие способы продвижения мертвы, они не приносят результата, маркетологи ими не пользуются.
Маркетинговый план состоит из таких пунктов:
- Изучение рынка – спроса, предложения, трендов.
- Выбор ниши.
- Изучение целевой аудитории (ЦА). Разработчик должен знать все о своих целевых группах: какие у них интересы, проблемы, нужды, боли. Задача разработчика – удовлетворить потребности ЦА. Иначе разработка приложения не имеет смысла: если оно не интересно или не приносит пользы, им не будут пользоваться.
- Разработка продукта. В процессе учитываются данные анализа рынка и потребности ЦА.
- Запуск рекламной кампании на готовый продукт.
ВНИМАНИЕ! Прежде чем выбрать площадки для размещения рекламы, нужно узнать, какие источники трафика лучше подойдут для целевых групп приложения.
Источники трафика для размещения рекламы:
- Контекстная реклама. Суть контекста – работа с поисковыми выдачами. Человек пишет запрос, Яндекс его обрабатывает и показывает страницы, из которых первые три – это контекстная реклама. Эффективней всего работает, когда продукт уже известен и пользователь ищет именно его. Но можно настроить рекламную кампанию так, чтобы пользователю показывалась реклама приложения. Главное – правильно настроить ключевые слова поисковой выдачи.
- Ютуб. Можно настроить таргетинг по интересам. Реклама будет транслироваться только на тех каналах, которые смотрят целевые группы приложения – его потенциальные пользователи.
- Реклама в App Store и Google Play. Цель такой рекламы – вывести приложение в ТОП. Потом продвигать его будет проще – оно уже чаще станет появляться в поисковой выдаче магазина, а также в рекомендациях. Команда разработчиков Myata посчитала, что приложение попадает в ТОП, только если в первые сутки после его появления в магазине его скачивает более 6,5 тыс. человек.
- Социальные сети. При помощи инструментов таргетинга можно находить разные целевые группы и рекламировать приложение только им – чтобы не тратить бюджет на показы всем подряд – вряд ли они приведут много пользователей.
- Тематические сайты. У каждой целевой группы есть сайты, которые они посещают. С владельцем можно договориться, чтобы он разместил на сайте рекламный баннер или тизер.
Финансовый план: расчёт прибыли, рентабельность проекта
Без готового продукта рассчитать доходность проекта невозможно.
Факторы, которые влияют на прибыль и рентабельность:
- Качество. Если продукт сделан небрежно, у него плохой дизайн или есть баги, никакая реклама не поможет – его будут удалять после скачивания.
- Востребованность. Даже если приложение сделано классно и выглядит презентабельно, его не будут скачивать только из-за этого. Оно должно быть полезным или интересным.
- Маркетинг. Если неправильно распоряжаться рекламным бюджетом и делать плохие промоматериалы, даже хороший продукт может остаться незамеченным. Поэтому особое внимание следует уделять рекламе, много тестировать и постоянно добавлять новые материалы.
- Способы монетизации. Доходность зависит от того, как приложение зарабатывает. Важно выбрать наиболее эффективные способы монетизации, но чтобы они не мешали пользоваться приложением. Например, если будет много навязчивой рекламы, будет много деинсталляций – людям не нравится, когда реклама мешает использовать программу.
Мобильный рынок быстро растет. Приложения для смартфонов делают разработчиков богатыми. Доступность интернета и распространение мобильных гаджетов позволяют сделать вывод, что этот рынок продолжит расти. Чтобы получить детальный бизнес-план мобильного приложения, рекомендуется обратиться к специалистам.
Источник