- Как создать свое медиа в рунете: личный опыт
- В эпоху соцсетей идея открыть онлайн-медиа с собственным сайтом многим покажется странной. Разбираемся, почему даже в наши дни на блогах свет клином не сошелся.
- Лариса Молоканова
- Сююмбике Давлет-Кильдеева
- София Кофманн
- Как создать тематическое медиа с нуля и без бюджета
- Что делать?
- Практическая реализация
- Перспективы
Как создать свое медиа в рунете: личный опыт
В эпоху соцсетей идея открыть онлайн-медиа с собственным сайтом многим покажется странной. Разбираемся, почему даже в наши дни на блогах свет клином не сошелся.
Развитие социальных сетей в России — да и во всем мире — сыграло с медиарынком злую шутку. Во-первых, блогеры переманили солидную часть рекламодателей. Во-вторых, оказалось, что для того, чтобы производить контент, который будут читать и которым будут делиться, порой достаточно одного человека.
Тем не менее, в России регулярно открываются молодые, нишевые медиа-проекты, которые активно развиваются и успешно завоевывают доверие аудитории. Ключевое слово здесь — «нишевые»: учитывая, насколько динамичной стала жизнь, у людей остается все меньше времени и желания заходить на сайты изданий с множеством рубрик и материалов обо всем на свете.
Мы попросили тех, кто стоял у истоков медиа, появившихся в рунете за последний год, поделиться своим опытом и рассказать, почему они отдали предпочтение именно такому формату, что было самым сложным на пути от появления замысла до его реализации и каким должно быть онлайн-издание, чтобы ему доверял современный российский пользователь. А заодно — поделиться своими размышлениями о трендах в медиаиндустрии.
Лариса Молоканова
Главный редактор rrrrrrr — медиа о домашних животных
https://rrrrrrr.ru/
С момента, когда мы придумали rrrrrrr, до запуска прошло примерно три месяца. Все это время мы в основном обсуждали и спорили, каким именно будет наше медиа. Лично для меня было важно узнать мнение не только моих друзей и партнеров по проекту, но и людей из индустрии, поэтому я советовалась со своими знакомыми из мира СМИ, рассказывала об идее, отправляла им тексты. Очень правильным решением было сначала написать несколько статей, посмотреть на них и вместе подумать, как лучше организовать визуальную подачу материала. Помню, я еще очень переживала из-за названия: у нас было чуть ли не пятьсот вариантов. В итоге, как это часто бывает, лучший придумался за секунду.
Прежде чем принять решение создать собственный сайт, мы, конечно, рассматривали варианты воспользоваться платформами для блогов, Яндекс.Дзеном, социальными сетями. Но, если вы открываете лайфстайл-медиа, большое значение имеет и содержание статей, и то, как они выглядят. Оба эти фактора влияют на вовлеченность читателя. В открытых платформах нам не хватало инструментов выразительности.
Тем не менее, поскольку в статьях rrrrrrr важное место занимают фотографии, наш основной канал продвижения — Инстаграм. Но мы используем и остальные соцсети. Изначально, правда, мы не очень понимали, как быть с «Одноклассниками», в которых никто из нас даже не был зарегистрирован. Но оказалось, что представители этой соцсети уже о нас знали и согласились помочь нам с продвижением. Так что мой вам совет: никогда не бойтесь просить помощи у тех, кто знает, как решить проблему, к которой вам сложно даже подступиться.
Также мы делаем коллаборации с проектами, которые нам нравятся. Тема домашних животных интегрирована в нашу жизнь очень глубоко, и для нас недостаточно просто писать о том, какие они хорошенькие. Например, вместе с порталом «Такие дела» мы выпускали материал о собаках-поводырях, а с «ОВД-инфо» — о животных, которые ждали дома людей, задержанных на митингах.
На мой взгляд, создавая медиа, в первую очередь стоит понять, что полезного вы можете сделать для читателя. В процессе придумывания концепции rrrrrrr мы с удивлением обнаружили, что в рунете нет ни одного издания о животных, которое бы нам нравилось и которому мы могли бы доверять. Более того, в других медиа они обычно представлены просто как милые декоративные существа. В наших же статьях животные — полноценные герои, со своими историями, характерами, особенностями.
К тому же в нашей стране многие устали от информационной повестки. Аудитории хочется легкого, интересного контента, поэтому мы часто получаем от читателей сообщения в духе: «Советую всем друзьям не зомбироваться и переходить на пушистые СМИ (то есть на вас)».
Сююмбике Давлет-Кильдеева
Шеф-редактор «Цеха» — медиа, посвященного образованию для взрослых
https://zeh.media
Для начала нужно понимать, что «Цех» — это проект создателей «Мела». Идея образовательного медиа для взрослых появилась достаточно давно, а год назад Екатерина Огородник, генеральный директор «Мела», собрала под него команду из трех человек: продюсера Маргариты Журавлевой, главного редактора Романа Федосеева и меня. Готовились к запуску мы основательно. Я по образованию социолог, поэтому взяла на себя проведение глубинных интервью. Мы изучали аудиторию по двум направлениям: во-первых, выясняли, кто, как и чему учится и сколько тратит на это денег, а во-вторых, разбирались, как люди потребляют контент, чего им не хватает, где они получают информацию и как ею делятся.
Отдельно мы разрабатывали контентную стратегию — матрицу форматов и рубрик, прогнозировали бизнес-модель. За год до запуска наняли команду программистов, а где-то за полгода — агентство Charmer для разработки дизайна сайта. Бизнес-модель мы защищали перед инвестором «Мела» Александром Рудиком.
Конечно, сегодня можно просто завести блог. Но мы изначально были нацелены на полноценное медиа. Прежде всего, нам не хотелось целиком зависеть от внешних обстоятельств и от политики той или иной платформы. Завтра, допустим, останется только суверенный интернет, а у нас блог на Medium. Значит, мы потеряем и его, и свою аудиторию. С точки зрения бизнеса и продажи рекламных мест тоже намного более выгодно иметь свой сайт — как и в том случае, если вы хотите сделать классный дизайн.
Сегодня мы продвигаем «Цех» в том числе с помощью соцсетей, но на самом деле их доля в трафике на самая существенная. Еще до запуска у нас было несколько совместных мероприятий — с Британской высшей школой дизайна и «Городом образования». Мы постоянно знакомились с людьми, рассказывали о себе, договаривались о возможном сотрудничестве. Классический пиар в виде пресс-релизов, интервью и большой вечеринки в честь запуска тоже никто не отменял.
Мне кажется, сегодня молодое медиа может заслужить внимание аудитории прежде всего интересным и качественным контентом. Хотя, конечно, все зависит от аудитории: у YouTube-канала о модной одежде и у блога о квантовой физике методы привлечения и удержания внимания явно будут отличаться. Но контент в любом случае должен быть актуальным, полезным и вызывающим эмоции.
София Кофманн
Основательница HiPO — медиаплатформы о качестве жизни и саморазвитии
https://behipo.com/
В апреле прошлого года я приняла решение покинуть компанию Tom Tailor после десяти лет работы. Мне удалось выстроить в России сеть из 140 магазинов, организовать розницу, запустить монобрендовый онлайн-бизнес. Но в какой-то момент рамки бренда стали меня ограничивать, и возникла потребность двигаться дальше. Мне хотелось придумать проект, который будет этичным и экологичным во всех смыслах. Будучи по образованию экономическим психологом, я много лет наблюдала за тем, как большие компании влияют на людей. Видела борьбу за потребителя и переизбыток информации — в том числе фейковой.
Так родилась идея создания независимой платформы, объединяющей концептуальный магазин, сообщество людей со схожими ценностями и медиа, в котором выбранные нами эксперты будут освещать релевантные темы. Воплощать свой замысел в жизнь я начала с первичной аналитики, регистрации компании и разработки брендинга. Параллельно с нуля сформировала команду.
Что было самым сложным? Думаю, само по себе решение действовать. Я хорошо осознавала, что именно хочу сделать и насколько это масштабная цель. Трудно, но очень важно было тажке найти людей с нужными компетенциями, готовых работать в мультизадачном режиме стартапа. Но в итоге прекрасные специалисты присоединяются к команде HiPO в нужный момент, и я не перестаю этому радоваться.
HiPO основан на стремлении заботиться о потребителе, поэтому во всех бизнес-процессах мы ориентируемся на эту миссию. Особенность нашей платформы заключается в том, что она объединяет в себе доступ к информации с возможностью потребления и коммуникации. Сегодня такие форматы активно развиваются по всему миру и, на мой взгляд, в скором времени рынок в целом будет переходить в плоскость гибридных мультиформатных экосистем.
Кроме того, учитывая переизбыток данных, в наши дни людям нужны медиа, которым можно доверить поиск важной информации и продуктов, необходимых для того, чтобы вести желанный образ жизни. Например, в Инстаграме очень много блогеров. Но как понять, кому из них можно верить? Как узнать, имеет ли специалист, продвигающий радикальные схемы детокса, профильное образование? Как разобраться, чья рекомендация не проплачена?
В итоге особую важность приобретает guidance — руководство, навигация. Человек хочет получать самое лучшее, не тратя свою жизнь на изучение всех источников, ресурсов, брендов. HiPO выбирает экспертов и инфлюенсеров, которых мы проверяем. Мы — не классическое цифровое медиа, а нечто среднее между онлайн-журналом, блогом и профилем в Инстаграм. Мы намеренно отказываемся от трафикогенерирующей категории горячих новостей и хотим избежать информационного масс-маркета. Нам важно говорить правду, не делая окончательных выводов и предоставляя потребителю возможность принимать решение самостоятельно.
Источник
Как создать тематическое медиа с нуля и без бюджета
Примерно год назад небольшая компания единомышленников решила разнообразить свою профессиональную деятельность и начать практически на ровном месте эксперимент по созданию с нуля и без бюджета небольшого тематического медиа.
Ряды единомышленников состояли из главного редактора регионального интернет-журнала, его техдира, главы региональной же студии веб-разработки и столичного пиарщика. Все мы были плотно заняты в своих основных проектах и компаниях, но очень хотели: а) попробовать поработать вместе; б) сделать новый проект.
Оба этих желания разрешили нам закрыть глаза на изначальные минусы — отсутствие времени, бюджета и полную авантюрность всей затеи.
Что делать?
Всем нам интересно было сделать именно контент-проект: так или иначе, двое из команды всегда имели дело именно с контентом, а еще двое в полной мере понимали, чем он хорош.
Вопрос был в выборе направления — что за контент. Ведь проекты, делающиеся не на заказ, должны, как минимум, приносить удовольствие от процесса производства.
Кроме отраслевых тематик типа интернета, рекламы и т.д., это конечно же были еда и путешествия (спрашивается, а кому про это неинтересно?).
После отсева выжила тема путешествий, как потенциально трендовая в долгосрочном периоде.
- Представить в октябре 2013-го, что весь следующий год российских туристический рынок и тема выездного туризма будут валиться, на тот момент мы конечно же, не могли…
Остановившись на путешествиях, стали выбирать узкую тематику — делать сборник «о туризме вообще» в нашем случае было бы бессмысленно.
Можно было пойти по пути географической привязки, можно — тематической, например, все про ту же еду. Даже накидали кучу вариантов названия проекта, типа «Лось и лосось», «Олень и пельмень», «Иван Лазанья», «Барсик и беляш», ну и т.д. Но будучи честными людьми, решили отложить еду на будущее — писать о еде в путешествиях вприглядку нельзя, соответственно, сразу понадобилось бы провести большую работу с привлеченными авторами.
Оставалась география. Наши сердца давно были отданы Европе, как вместилищу множества прекрасных вещей — от архитектурных и культурных до гастрономических и пивных. Вопрос был в том, какая именно из стран должна стать объектом нашего внимания.
Так как половина нашей команды последние 10 лет занималась именно региональным СМИ, именно в этом направлении мы и смотрели. Ибо «сайт для туристов» — хороший жанр, но имеет свою специфику. Вкратце — контент для него надо либо собирать на месте, либо бесконечно рерайтить уже имеющийся в доступе. Рерайтить нам было скучно. Поэтому мы начали искать новостную нишу.
И если сайтов для туристов много, то новостных сайтов о странах на русском языке существует гораздо меньше, если не сказать совсем нет. Оно и понятно — монетизация проблемна, поток читателей будет меньше. Это с одной стороны. С другой стороны, масс-медиа в классическом смысле — потенциально гораздо более долгоиграющая, разнообразная и интересная история, чем просто тематический сайт.
Перебрав все страны, остановились на Словакии. Почему она? Объективное тут наложилось на субъективное.
а) Субъективное — пару лет назад двое из нас побывали в Словакии и остались в полном восторге от страны. Здесь очень доброжелательны по отношению к русскоязычной публике, в ней заинтересованы и для сотрудничества с ней очень открыты. Соответственно, сюда имеет смысл еще и инвестировать. А любому потенциальному инвестору нужно получить достаточное количество информации о стране. Это возможность для нас получить качественную и лояльную аудиторию, которая придет за новостями.
- Кстати, в Словакии сейчас одно из самых лояльных в Европе законодательств по отношению к бизнесу — там легко открывать предприятия, что и демонстрирует последний рейтинг Doing Business. И если вы будете создавать в стране рабочие места, вас будут очень любить все — от кухарки до государства. Есть, конечно, свои минусы вроде не самого эффективного госсектора, о чем на днях заявили ОЭСР, тем не менее, они же говорят о том, что Словакия ушла дальше других стран ЕС от финансового кризиса 2008 г. А местный автопром в 2016 г. начнет производить Порш Кайены и кроссоверы Бентли.
б) Объективное. На русском языке про Словакию практически нет новостей (и не только новостей). Сейчас вся выдача забита Украиной и реверсом газа, до этого — хоккеем. Более-менее можно найти информацию по их многочисленным бальнеологическим и горнолыжным курортам — но не в новостях. В общем и целом, всего этого крайне немного. Поэтому довольно долгое время проект может работать на новостных переводах — пресс-релизы компаний, информация от всяческих органов, местные и неместные СМИ. Все это — “кормовой” контент, с которого можно будет начать, вникнуть в информационный поток, понять, что и как, постепенно начав дополнять новости статьями, интервью, обзорами и пр. материалами.
в) Словакия раскручена гораздо меньше Чехии (а тема регионального продвижения нам тоже исторически была очень интересна, так как все мы много чего делали в этом направлении по своему региону). Ее путают со Словенией (чему виной еще и словацкий вариант названия страны — Slovensko) Но это тот случай, когда делать что-то с нуля очень любопытно. В то же время, в русскоязычном поле существуют не только жители России, но и Белоруссия и Украина, которые в силу местоположения, о Словакии знают больше, и тоже попадают в число потенциальных потребителей информации.
г) Язык близок настолько, что даже не зная его, можно читать и переводить первоисточники. Плюс пользоваться английскими вариантами той или иной информации.
д) Круг тем. С одной стороны, в Словакии есть полный набор всяких европейских красот типа замков, с другой — она не завязана на туризм так, как например, какая-нибудь Черногория, где все крутится вокруг моря, и соответственно, новостной поток тоже весь будет про недвижимость, курорты и пр. В Словакии есть мощный автопром, сталелитейная промышленность, ИТ, представленный таким гигантом, как ЕSЕТ, культурная жизнь и так далее.
Были видимо, и еще разнообразные факторы, но перечислять их все будет довольно бессмысленно — путь, которым мы шли, в общих чертах понятен.
Практическая реализация
Для того, чтобы от слов все перешло к делу, был разработан план, включавший в себя несколько важных пунктов.
Пункт первый: понять, можем ли мы заручиться некой поддержкой от словацкой стороны. Для этого наш московский член команды перед Новым годом сходила на встречу в посольство Словакии в России. Там мы обозначили существование своей проектной команды, рассказали о том, что планируем делать и показали кое-какую аналитику касаемо интереса к Словакии в русскоязычных интернетах. Потом была еще пара весенних встреч, во время которых мы получили некое количество информации к размышлению и обещание устроить для нас пресс-тур по Словакии в сентябре 2014 г.
Название
После такого вдохновляющего начала, весной мы приступили к собственно разработке.
Определяясь с названием, решили сразу отстроиться от турсайтов, подчеркнуть информационную направленность и подсознательную узнаваемость. Отсюда — The Slovakia Times.
Собственно, само название влияло на другие вещи, например, айдентику — для опять-таки, поддержания традиционного духа, выбрали фрактуру:
- Параллельно кстати, узнали, что «готический шрифт» (как любят называть фрактуру), традиционно связываемый с 3 Рейхом, в нацистской Германии был запрещен в 1941 г.
Вариант, существующий сейчас, не окончательный — со временем будем перерисовывать вручную.
Сайт
Сайт в первом приближении сделали месяца за три, постаравшись учесть в нем все те вещи, с которыми сталкивались на собственном опыте.
Нам, безусловно, очень повезло с высокопрофессиональной командой единомышленников, которая работала с нами на проекте. Кроме нас четверых, в разработке непосредственно были заняты два очень талантливых дизайнера с разными компетенциями и отличный верстальщик.
Изначально ориентировались на адаптивный дизайн, хотелось, чтобы получилось достаточно легко и юзабельно. Но в то же время, обладало привкусом консервативности.
Долго выбирали между двумя стратегиями — либо подгружаемая лента с крупными иллюстрированными анонсами в духе Look At Me, или более газетная мелкая сетка как у The New York Times. В конце концов, победил первый вариант. Региональную специфику как-то тоже хотелось подчеркнуть, поэтому в качестве фона выбрали тонированную монохромную панораму Братиславы, столицы Словакии. Показываясь в первом экране, далее фон плавно сходит на нет.
Вторая вещь, которую мы начали обсуждать в ходе работы над сайтом, и которая чуть не стала еще одним параллельным нашим проектом — это создание своего веб-редактора. Много работая с контентом, мы уже давно задумывались о некоем конструкторе, который позволил бы облегчить редакторам сложную верстку статей, когда в них есть цитаты, врезки, комментарии, слайдеры и прочая начинка. Нечто подобное делает для себя Look At Me в своем редакторе Article, но, к сожалению, пока они его не продают.
После разнообразных прикидок — есть ли смысл параллельно одной истории влипать в другую, гораздо более затратную и неочевидную — проект вебредактора мы пока отложили.
Для автоматизации работы удалось обойтись малой кровью. Наш технический директор нашел решение: оказалось, что в редакторе (CKEditor) есть штатная возможность написания плагинов для вставки готовых блоков в страницу. Ей мы и воспользовались, подготовив типовые “врезки” на разные случаи жизни.
Подобную же вещь мы потом реализовали и на другом проекте — оказалось очень удобно.
Конечно, у нас есть список того, что еще будет дорабатываться — очень важные для нас возможности по формату спецпроектов, лонгридов и т.д. Да и к теме специализированного веб редактора все-таки хочется вернуться. Потому как нам кажется, что для контентщиков подобные инструменты будут становиться все более востребованными, вопрос только в грамотных продажах и первоначальных — хоть и невеликих, но… — инвестициях в разработку.
Тем временем, в июле сайт в первом приближении запустился.
Контент
Определяясь с тем, какая информация должна быть на ресурсе, мы исходили из нескольких вещей.
Первая: мы отказались от политической тематики и происшествий. Издание ориентировано на деловую и туристическую тематику. Строго говоря, это та информация, которую вы хотели бы знать о стране, если планируете ехать туда отдыхать, лечиться, учиться, работать, делать бизнес, хотите вложить некое количество денег в предприятие или хотите понять, с кем и как там можно посотрудничать. Отсюда — поток из новостей, посвященных бизнесу, инвестициям, ИТ, недвижимости, достопримечательностям, еде, городам и т.д.
То, что не планировалось первоначально, и то, что все-таки решили сделать после некоторых раздумий — английская версия. Так как на английском информационных проектов о Словакии тоже раз-два и обчелся — The Slovak Spectator, thedaily.sk, вот собственно, и все. Остальное либо умерло, либо является неким тематическим подразделом на проекте “обо всем”. Поэтому решили, что английский вариант иметь в перспективе тоже неплохо.
Надо сказать, словацкие СМИ обладают некой отличительной особенностью. Часть их материалов, у того же The Slovak Spectator скрыта за пейволлом. Потому что именно Словакия оказалась родиной слонов, а именно компании Piano, которая сейчас активно раскручивает тему платной подписки во всемирном интернете.
- Забегая вперед, скажу, что в гостях у Piano, равно как и в гостях у ESET, мы побывали в сентябре, и об этом мы обязательно напишем очень скоро и здесь, и на The Slovakia Times.
Соответственно, эта тема дополнительно ограничивает количество доступных материалов о Словакии в англоязычном вебе. С одной стороны, подписчики, приученные платить — это здорово, и если мы когда-нибудь будем делать словацкую версию проекта, мы обязательно опробуем пейволл. Но в том, что касается англоязычных материалов, отсутствие закрытой части у нас — это пока скорее плюс, с точки зрения получения доп. трафика.
Что же касается контента в принципе, то здесь мы сейчас решаем несколько проблем роста.
Первая проблема — поиск даже новостного контента занимает очень много времени. Это два неродных языка — словацкий и английский, которыми оперировать дольше, особенно журналисту, накрепко привязанному к русскому языку и не дружащему с английским. Тем не менее, спасибо онлайн-переводчикам, процесс идет, плюс на днях мы планируем начать учить словацкий с преподавателем.
Есть и технические моменты вроде того, что мониторинг Google News не всегда эффективен в ситуации, когда Google News Slovakia в природе отсутствует, а остальная региональная выдача носит весьма специфический характер (все те же перекосы то в газ, то в хоккей, то бессмысленные упоминания в списочных перечислениях европейских стран). Для того, чтобы набрать пул подписок на новостные источники вроде организаций, учреждений, компаний и прочих ньюсмейкеров, требуется время.
Ну и когда хочется создавать уникальный контент, создавать его удаленно и с носителями другого языка конечно же, сложнее, чем выходя на улицу своего города. Спасает то, что в ситуации, когда по стране просто нет сформированного информпотока, можно начать и на пресс-релизах-новостях-переводах.
Перспективы
Обещанный нам весной пресс-тур перенесся на весну 2015 г., тем не менее, мы решили съездить в Словакию сами — чтобы понюхать воздух, набрать некоторое количество контента для постепенной переработки и выкладки и завести какие-то знакомства. Это мы и сделали в сентябре 2014-го:
В том, что мы двигаемся в правильном направлении и то, что мы делаем, востребовано, мы убедились, но в то же время, финансовые перспективы проекта пока продолжают оставаться туманными. У нас есть некие планы на этот счет, которые мы хотели бы озвучить по факту — когда уже получится/не получится.
Задачи на ближайшее время — наращивать количество материалов, посещаемость, узнаваемость — в общем, много рутинной долгоиграющей работы, которая позволит заложить прочную основу под всю эту конструкцию. Следующий момент — после некоторых колебаний, мы решили зарегистрировать СМИ, что решает вопрос статуса представителей издания. Ну и по нашему опыту — любой хороший проект такого плана — живой организм, в который нужно вливать силы, смотреть за отдачей и корректировать курс/форму/содержание в зависимости от ситуации.
Про деньги и перспективы отдаленные
Так как эти вопросы все равно так или иначе будут заданы.
На что делается проект? На личные средства участников, включая их личное время. В силу того, что свободных финансов выделить много нельзя, выделяются силы. Их не так много, и проект двигается достаточно медленно.
С другой стороны, перед нами не стоит задачи вывести “за три месяца что-то куда-то”, мы знаем, что органический рост — штука медленная, и тут надо “стричь и поливать”. Быстрее можно в случае, если появится инвестор.
Появится ли инвестор? Думаем, что нет, по крайней мере, пока. Проект достаточно локальный, его аудитория будет исчисляться, в лучшем случае, десятками тысяч. Тем не менее, как рекламная площадка узкой направленности он, скорее всего, состоится — в части тех же b2b услуг.
В этом качестве он в перспективе, может быть продан кому-то, кто уже владеет медиа-проектами и захочет расширить свой пакет. Еще один вариант развития событий — это сетевое развитие проекта. То есть, создание локальных площадок по другим странам Европы. Но оба эти варианта будут сильно зависеть от геополитической и экономической ситуаций.
Для чего мы делаем этот проект?
Начавшись с желания “поработать вместе”, проект показал нам, чем именно мы хотим в дальнейшем заниматься, и куда развиваться. Это направление — создание заказных контент-проектов либо создание проектов на продажу, либо комплексные проекты на стыке веба, контента, PR и маркетинга. Сейчас мы пробуем варианты взаимодействия, разные инструменты, разные площадки, нарабатываем опыт совместной работы и прикидываем варианты превращения всего этого в проектное бюро.
***
Сейчас, спустя год после начала движений и подводя своеобразные итоги, мы решились рассказать о проекте здесь. Потому что несмотря на всю медийную привязку, мы, наверное, в большей степени, айтишная команда. И мнение коллег по цеху для нас важно, интересно и очень востребовано.
Есть много всяких вещей, которые нельзя упихнуть в один текст, и конечно же, очень многое из всяких околопроектных размышлений и прикидок здесь остается за кадром. Поэтому если этот пост покажется вам интересным — пишите в комментариях, о чем еще вам хотелось бы узнать.
Источник