Как создать студенческую организацию
Зачем нужны студенческие организации и как они работают?
Студенческие организации — это любые добровольные объединения студентов внутри университета. Их участники могут организовывать внеучебные мероприятия как в стенах университета, так и вне него, предлагать свои решения студенческих проблем и даже помогать студентам защищать свои права.
Тематику студенческой организации можно придумать, опираясь на профиль университета или на собственные идеи. На факультете журналистики можно создать свою программу и приглашать туда известных гостей (такой была программа «В точку! Персона» в ВШЭ), на факультете философии — ридинг-группу. Творческие объединения, спортивные организации, клуб документального кино, студенческие медиа — все это можно создать во время учебы в университете.
Студенческие организации помогают студентам развивать навыки, нужные как для учебы в университете, так и для будущей профессии. Например, можно создать парламентский клуб, чтобы в дебатах развивать умение дискутировать и аргументированно обосновывать позицию, а также уважительно относиться к друг другу. Такой политклуб есть в МГИМО: на встречах его участникам предлагают даже примерить на себя роль руководителя партии или кандидата на выборах. Иногда студенческие организации могут продвигать общественно-важные идеи среди студентов. Например, «Зеленая Вышка» в ВШЭ популяризирует раздельный сбор отходов и экологичный образ жизни.
Помимо этого, студенческие организации помогают студентам защищать свои права — можно создать собственное медиа, чтобы рассказывать о проблемах вашего вуза. Студенческая инициатива не обязательно должна быть ограничена работой в университете, но начинать работу, если вы студент, всегда проще и интереснее именно там.
Зачем нужно регистрировать организацию?
Зачастую статус студенческой организации дает преимущества внутри университета, в том числе, право полноценно работать и напрямую взаимодействовать со студентами, вовлекать их в работу организации. В некоторых вузах зарегистрированные организации могут рассчитывать еще и на ежегодное финансирование, бесплатный доступ к типографии вуза, информационную поддержку от университетских ресурсов и отдельное помещение для работы организации.
Статус студенческой организации, конечно, избавит вас от необходимости обращаться в деканат по поводу каждого мероприятия (без разрешения администрации нельзя получить помещение, необходимое оборудование и медийную поддержку). Однако этот статус имеет свои ограничения. Например, он может дать администрации возможность ограничить тематику проектов и мероприятий. Именно так в 2019 году журнал DOXA лишили статуса якобы за «вред деловой репутации университета» из-за журналистской публикации, посвященной деятельности ректорки РГСУ Натальи Починок.
И как же мне ее зарегистрировать?
Студенческую организацию может создать любой учащийся, нужно лишь подготовить несколько документов и направить их в правильные инстанции. Механизм регистрации зависит от внутренних приказов вуза, но часто зарегистрировать организацию можно двумя способами.
- Через внутренние сайты. Иногда на сайте университета есть специальный раздел для регистрации студенческих инициатив. Например, в Высшей школе экономики для регистрации нужно оставить заявку на внутренней платформе ВышкаFamily, в Московском городском педагогическом университете заполнить специальную форму на сайте. Вашу заявку рассмотрят и предложат подробнее рассказать о том, зачем вам нужна официальная регистрация.
Заранее подготовьте для регистрации:
- Список участников организации с указанием фамилии, имени, отчества, факультета и курса обучения, обязанностей в организации;
- Сформулированные цели, задачи организации;
- Список нужд организации. В него может входить помещение, техника и многое другое;
- План мероприятий, которые вы хотели бы провести.
Предоставление такой информации университету, скорее, формальность. И все же ее нужно соблюсти, чтобы показать руководству серьезность ваших намерений и важность статуса студенческой организации для вас.
Что делать, если мою студенческую организацию не зарегистрировали или лишили статуса?
Для начала обязательно нужно обратиться к университетским профсоюзам, студенческому совету и уполномоченному по правам студентов в вашем университете. Если студсовет или профсоюз не решит проблему, пожалуйтесь на отказ зарегистрировать вашу организацию в деканат и ректорат. В жалобе нужно сослаться на письмо Минобрнауки о рекомендуемых формах студенческого самоуправления, а также потребовать, чтобы вам письменно объяснили причины отказа.
Если студенческую организацию лишили статуса, стоит тоже обратиться в ректорат и потребовать письменного объяснения. Отказ в регистрации не должен отразиться на работе вашего объединения. Разве что, вы не сможете получать официальную поддержку вуза, но остальные возможности у вас останутся. Например, у вас сохранится право отдельно согласовывать запланированные мероприятия и договариваться с администрацией о предоставлении помещения.
Если вы остались без статуса студенческой организации, попробуйте получить поддержку среди студентов своего и других вузов, готовых помочь в развитии вашей инициативы. Для начала начните развивать ресурсы организации — например, собственный сайт и страницы в соцсетях. Это поможет привлечь больше людей, которые готовы помогать. Материальную поддержку от вуза можно заменить самостоятельным сбором средств. Его можно открыть на вашем сайте или на страницах организации в соцсетях. Главное — рассказать, зачем вам нужна поддержка и на что вы собираетесь тратить деньги.
А что делать, если меня принуждают к участию в студенческой организации?
Иногда руководство университета требует от студентов участвовать в студенческих организациях для получения повышенной стипендии или перевода на бюджетное место. Некоторые вузы даже могут предоставлять места в общежитии только при активном участии в студенческой жизни. Например, в РГСУ существует система «аттестации» для получения места, где один из критериев — участие в «университетской активности».
По закону университет действительно может сам решать, за что поощрять студентов, но это должно быть зафиксировано в правилах внутреннего распорядка вуза. Если от вас требуют участвовать в студенческих организациях ради каких-то льгот, внимательно прочитайте университетские приказы и правила внутреннего распорядка. Если в правилах этого нет, но на деле университет учитывает такую активность, стоит обратиться в ректорат с требованием объяснить, почему эта система не прописана в правилах.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядокпроведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 18.03.2020 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
Источник