Как создать совместное предприятие за рубежом

Создание и деятельность совместного предприятия за границей.

Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью совместного предприятия (СП) является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом.

Одно из общепризнанных в мировой практике определений гласит: «Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса»[1].

Учреждение совместной фирмы всегда основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами. Совместные предприятия могут быть созданы как только национальными компаниями, так и иностранными. Учитывая, что в данной статье речь идет о формах осуществления международного бизнеса, под совместным предприятием будем понимать предприятие с долевым участием иностранного капитала, т.е. международное СП.

Понятие международного совместного предприятия используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности двух или более владельцев (юридических и физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран.

Страны, желающие увеличить приток иностранных инвестиций, создают режимы привлечения зарубежных предпринимателей.

При создании предприятия за рубежом российскому инвестору целесообразно выбрать страну регистрации из числа промышленно развитых стран, страну с умеренной налоговой системой, имеющую свободные экономические зоны, зоны экономического благоприятствования, «налоговые гавани», где деятельность хозяйствующих субъектов защищена государством.

В странах с умеренной налоговой системой наряду с достаточно высоким уровнем развития налоговой системы распространены специальные налоговые льготы и действуют либеральные валютные и таможенные режимы. Особенно привлекательными для иностранных инвесторов становятся «налоговые гавани», поскольку в них:

• отсутствует или имеет незначительный размер (не более 1—2%) налог на прибыль или вместо него уплачивается ежегодный сбор в год вне зависимости от дохода;

• отсутствует налог на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов, платежей роялти и пр.);

• нет ограничений на вывоз валюты, имеется возможность свободного открытия депозитов в любой валюте в любых зарубежных банках; •

упрощена процедура регистрации предприятий,

• отсутствуют ограничения на минимальный размер уставного капитала.

При создании совместного предприятия за рубежом российский инвестор руководствуется как российским законодательством, устанавливающим порядок создания предприятий за рубежом, так и законодательством страны регистрации, регламентирующим порядок создания и деятельности предприятия. Инвестиционная деятельность российских граждан и юридических лиц за рубежом регламентируется Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности» согласно которым инвестирование производится по лицензии в порядке, определяемом правительством.

предприятия создаются за рубежом с участием российских юридических лиц с согласия Министерства внешних экономических связей РФ (раньше) и регистрируются в специальном реестреВ настоящее время функции бывшего МВЭС переданы Министерству торговли.

Для таможенных органов заключение МВЭС РФ является основанием в отношении пропуска имущества, отправляемого за рубеж в качестве вклада в уставный капитал предприятия, а также необходимым документом при рассмотрении Банком России вопроса о выдаче разрешения на перевод валюты в качестве вклада в уставный капитал совместного предприятия за рубежом. Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 5 июля 1999 г.) гласит, что валютные операции, связанные с движением капитала (в том числе для вклада в уставный капитал создаваемого за рубежом предприятия), осуществляются в порядке, установленном Банком России.

Наряду с разрешением МВЭС РФ на осуществление инвестиций за рубежом и лицензией Банка России на перевод средств в уставный капитал совместного предприятия необходимо внести зарегистрированное за рубежом предприятие с российским капиталом в реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием, который ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ.

Организационно-правовая форма нового предприятия зависит от установленных правовых форм, в которых могут создаваться фирмы на территории зарубежного государства в соответствии с его законодательством. Наиболее распространенная форма совместных предприятий за рубежом — акционерные общества.

Читайте также:  Что нужно знать открывая свою фирму

Для успешной регистрации предприятия за рубежом требуется знать и соблюдать национальное законодательство данной страны, использовать государственные гарантии прав иностранных инвесторов, которые закрепляются в конституциях различных стран, где гарантируется неприкосновенность собственности, а также в конвенциях и соглашениях о взаимной защите и поощрении инвестиций на многостороннем и двустороннем уровнях. выделить 5 основных признаков для характеристики СП, а также их классификации[2]:

1. Местонахождение СП и его учредителей. Совместные предприятия могут быть созданы как компаниями одного государства (национальным капиталом), так и представителями разных государств. По признаку принадлежности учредителей СП к различным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны – промышленно развитые страны, промышленно развитые страны – развивающиеся страны, развивающиеся страны – развивающиеся страны.

2. Форма собственности создаваемого СП. Могут быть выделены следующие типы СП: с участием лишь частного капитала, с участием частных фирм и государственных предприятий или организаций и с участием национальных и международных организаций.

3. Доля участия партнеров в капитале СП. В зависимости от этого признака предприятия можно классифицировать следующим образом: предприятия, созданные на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия с преобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долей участия иностранного партнера. До недавнего времени налоговые льготы СП предоставлялись в зависимости от доли иностранного капитала в уставном фонде совместной компании.

4. Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров можно выделить следующие типы СП: СП научно-исследовательского характера, СП производственного характера, закупочные СП, сбытовые СП, комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности.

5. Характер участия партнеров в управлении деятельностью СП. Можно выделить предприятия, все участники которого активно участвуют в управлении, сообща формируют рыночную стратегию и решают технические вопросы. К другому типу относятся СП, в которых роль всех сторон за исключением одной (чаще всего – принимающей) сводится к пассивному участию в финансировании капитальных вложений, приобретению крупного пакета акций, но без какого-либо участия в процессе оперативного управления.

Источник

Деловой информационный портал Webcentr.ru

Заказать услугу

Последние работы

28.02.2016 Создан сайт компании КопиЛайт

24.02.2016 Создан сайт по медицинской тематике www.amedgrup.ru

02.01.2016 Сайт про автомобили: ремонт, эксплуатация, запчасти, аксессуары, Фирмы, интернет ресурсы.

Создание совместного предприятия за рубежом

Подготовительный этап создания совместного предприятия за рубежом включает определение целей и задач зарубежного инвестирования, оценку возможностей и конкурентоспособности будущего предприятия, исследование инвестиционного климата в стране регистрации предприятия, выбор иностранного партнера. Важное значение имеет анализ экономических преимуществ создания совместного предприятия , к которым, в частности, могут относиться снижение расходов на организацию производства за счет использования услуг лизинговых компаний, экономия на административных расходах благодаря услугам специализированных фирм, управляющих предприятием, другие преимущества местного рынка.

В зависимости от целей, преследуемых при создании фирмы за рубежом, российский инвестор может выбрать страну регистрации из числа промышленно развитых стран, стран с умеренной налоговой системой или «налоговых гаваней».

В промышленно развитых странах деятельность хозяйствующих субъектов подлежит строгой регламентации со стороны государства. В частности, установлены ограничения минимального размера уставного капитала акционерных обществ (в Германии — 100 тыс. марок, во Франции — 500 тыс. франков); действуют достаточно высокие ставки налога на прибыль (до 40-50 % чистой прибыли).

В странах с умеренной налоговой системой наряду с достаточно высоким уровнем налогов распространена система специальных налоговых льгот, касающихся механизма перевода доходов и репатриирования прибылей, а также деятельности компаний определенных типов (холдинговых, финансовых, торговых). Кроме того, в них действуют либеральные валютные и таможенные режимы.

«Налоговые гавани» отличаются рядом особенностей, делающих их особенно привлекательными для иностранных инвесторов:

  • отсутствие или незначительные размеры налога на прибыль (ставка налога на прибыль не превышает 1-2% или он заменен ежегодным сбором от 150 до 1000 ам. долл. в год вне зависимости от размеров дохода);
  • отсутствие налогов на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов, платежей роялти и пр.);
  • отсутствие ограничений на вывоз валюты, возможность свободного открытия депозитов в любой валюте в любых зарубежных банках;
  • упрощенность процедуры регистрации предприятий, отсутствие ограничений на минимальный размер уставного капитала;
  • упрощенность порядка управления предприятием, использование принципа доверительного управления, при котором управление осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца.

Кроме того, во многих странах этой группы нарушение налогового и таможенного законодательства не считается уголовным преступлением, а также не требуется представления предприятиями отчетов по ведению бухгалтерского учета или налоговых деклараций. Однако налоговые и таможенные службы ряда стран Европейского сообщества, Скандинавских стран и США проверяют торговые сделки с участием предприятий, зарегистрированных в «налоговых гаванях». Иногда такие предприятия испытывают трудности в получении банковских кредитов, а также в поиске деловых партнеров.

Российский инвестор, участвующий в создании совместного предприятия за рубежом , руководствуется как российским законодательством, устанавливающим разрешительный порядок создания предприятий за рубежом, так и законодательством страны регистрации, регламентирующим порядок создания и деятельности предприятий.

Порядок осуществления российскими гражданами и юридическими лицами инвестиционной деятельности за рубежом регламентируется Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 и Указом Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991 г. № 213, согласно которым инвестирование производится по лицензии в порядке, определяемом правительством. Однако до сегодняшнего дня такой порядок не определен, и продолжают действовать нормы правового законодательства бывшего СССР. Основным документом в этой области остается постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1989 г № 412, согласно которому предприятия создаются за рубежом с участием российских юридических лиц с согласия Министерства внешних экономических связей РФ и регистрируются в специальном реестре. В соответствии с этим постановлением МВЭС РФ был утвержден Временный порядок выдачи заключения МВЭС России о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием российского капитала, за рубежом от 3 февраля 1994 г.

Заключение МВЭС РФ является основанием для таможенных органов в отношении пропуска имущества, отправляемого за рубеж в качестве вклада в уставный капитал предприятия, а также необходимым документом при рассмотрении Центральным банком РФ вопроса о выдаче разрешения на перевод валюты в качестве вклада в уставный капитал совместного предприятия за рубежом. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 валютные операции, связанные с движением капитала (в том числе осуществление вклада в уставный капитал создаваемого за рубежом предприятия) осуществляется в порядке, установленном ЦБ РФ.

Кроме получения разрешения МВЭС РФ о целесообразности осуществления инвестиций за рубежом и лицензии Центробанка РФ на перевод средств в уставный капитал совместного предприятия необходимо внести зарегистрированное за рубежом предприятие с российским капиталом в реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием. Реестр ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ.

Для получения разрешения МВЭС РФ на создание совместного предприятия за рубежом необходимо представить:

  1. Письменное заявление на имя руководства МВЭС РФ с просьбой о предоставлении заключения и с краткой информацией о предмете деятельности юридического лица.
  2. Заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
  3. Справку уполномоченного банка Российской Федерации о наличии рублевого и валютного счетов и платежеспособности юридического лица, а также справку о наличии у него счетов в иностранных банках.
  4. Согласованные с иностранными партнерами проекты необходимых по законодательству страны регистрации учредительных документов создаваемого предприятия (на русском и иностранном языках).
  5. Технико-экономическое обоснование целесообразности создания предприятия за рубежом.
  6. Решение полномочного органа управления российского юридического лица о создании предприятия за рубежом.
  7. Документы, подтверждающие права собственности на имущество, имущественные права и права на результаты интеллектуальной деятельности, которые предполагается инвестировать.
  8. Сведения об иностранном партнере:
    — выписку из торгового реестра (или заменяющий ее документ), подтверждающую факт регистрации иностранного партнера в качестве юридического лица по законодательству своего государства, с заверенным переводом;
    — документе платежеспособности, выдаваемый банком иностранного партнера с нотариально заверенным переводом.

Помимо названных документов, в отдельные случаях могут быть потребованы:

  • заверенная в установленном порядке копия документа (на русском и иностранном языках), разрешающего иностранному партнеру привлечение российских инвестиций;
  • другие необходимые документы, обосновывающие специфику создаваемого предприятия (выписка из иностранного законодательства, лицензии на ведение той или иной деятельности и т.д.).

Поступающие в МВЭС РФ заявления направляются в Главное управление координации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ (ГУКВД) и копии в Главное договорно-правовое управление (ГДПУ) и главные управления торгово-экономических связей (в зависимости от страны осуществления инвестиций). В случае необходимости ГУКВД привлекает к рассмотрению другие полразделения МВЭС.

Срок подготовки окончательного заключения о целесообразности осуществления инвестиций и создания предприятий с участием российского капитала за рубежом — 10 дней со дня получения ГУКВД заключения от подразделений МВЭС РФ, других министерств, ведомств и организаций, а также доработанных с учетом замечаний МВЭС РФ учредительных документов создаваемых предприятий.

ГУКВД вправе при необходимости запрашивать у организаций-заявителей дополнительную информацию об осуществляемых инвестициях и создаваемых за рубежом предприятиях. МВЭС РФ вправе отказать в выдаче заключения. Решение о нецелесообразности осуществления инвестиций за рубежом может быть принято в случаях:

  • указания неверных сведений в представляемых документах;
  • выявления предполагаемых нарушений действующего законодательства Российской Федерации (в том числе нормативных документов Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного таможенного комитета Российской Федерации по вопросам валютного, финансового и таможенного регулирования);
  • выявления предполагаемых нарушений законодательства зарубежных стран;
  • недобросовестной конкуренции.

Посте получения положительного заключения Министерства внешних экономических связей РФ предприятие обязано предоставлять единоразово или периодически следующие документы в МВЭС РФ:

  • заверенную в установленном порядке копию документа регистрации предприятия за рубежом (на русском и иностранном языках);
  • копию свидетельства о внесении предприятия в реестр предприятий с российскими инвестициями за рубежом (выдается Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ);
  • заверенный аудиторами годовой баланс;
  • нотариально заверенную копию решения высшего органа управления созданного предприятия о распределении прибыли (дивидендов) за истекший год;
  • копию выписок с валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, подтверждающих зачисление на них прибыли (дивидендов) за отчетный год.

Для получения лицензии Центрального банка Российской Федерации на перевод средств в уставный капитал совместных предприятий, созданных за рубежом, российским партнерам необходимо представить в ЦБ РФ следующие документы:

  1. Заверенные копии учредительных документов совместного предприятия, созданного за рубежом.
  2. Копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия в стране местопребывания (если такие имеются).
  3. Копии документов, подтверждающих согласование создания зарубежного совместного предприятия с МВЭС РФ.
  4. Копии свидетельства о занесении совместного предприятия в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.
  5. Технико-экономическое обоснование создания предприятия за рубежом.
  6. Каждый из российских участников также представляет:
    справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты,
    выданную местным налоговым органом, где предприятие состоит в качестве налогоплательщика;
    справку из уполномоченного банка Российской Федерации о наличии у заявителя средств в иностранной валюте, достаточных для осуществления перевода;
    справку об источнике иностранной валюты у заявителя;
    справку из уполномоченных банков Российской Федерации, ведущих валютные счета предприятий, об отсутствии задолженности по обязательной продаже части валютной выручки.
  7. Письмо-заявление на имя начальника Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации.
  8. Иные документы, относящиеся к указанному проекту. Созданное за рубежом предприятие с российским участием может учреждать за границей новое предприятие, инвестируя в него имеющиеся средства. Поскольку первое предприятие не является резидентом в Российской Федерации, заключения МВЭС РФ в этом случае не требуется.

Порядок создания совместных предприятий (учреждения или приобретения иностранными партнерами долей участия) регулируется в зарубежных странах их гражданскими и торговыми кодексами, специальными законодательными актами. В некоторых странах для создания фирмы с иностранным участием требуется предварительное разрешение соответствующих национальных органов.

Выбор организационно-правовой формы нового предприятия зависит от установленных правовых форм, в которых могут создаваться фирмы на территории принимающей страны в соответствии с ее законодательством. Наиболее распространенная форма совместных предприятий за рубежом — акционерные общества закрытого типа. В некоторых штатах США действует акт о компаниях с ограниченной ответственностью. В Германии предприятия с участием иностранных инвесторов могут создаваться в форме акционерного общества, полного товарищества, коммандитного товарищества, общества с ограниченной ответственностью.

Деятельность фирм с участием российских инвесторов за рубежом зависит от ряда факторов, к которым можно отнести государственные гарантии, ограничения и льготы для иностранных инвесторов, систему налогообложения и др.

Государственные гарантии прав иностранных инвесторов закрепляются в конституциях различных стран, где гарантируется неприкосновенность собственности, а также в конвенциях и соглашениях о взаимной защите и поощрении инвестиций на многостороннем и двустороннем уровнях. С 1966 г. действует «Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран», в соответствии с которой инвесторы, происходящие из стран-участниц конвенции, в случае возникновения разногласий между ними и иностранными государствами, на территории которых они действуют, могут обратиться в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Источник

Читайте также:  Что делать когда управляющая компания не выполняет свои обязанности
Оцените статью