- Каков порядок вступления организации в СРО
- Условия вхождения в СРО
- Минимальный ряд требований
- Документы для получения доступа в СРО
- Этапы получения доступа в СРО
- Размер взносов
- Особенности вступления в строительные СРО
- Что будет, если фирма не вступит в СРО
- Какие фирмы могут не вступать в СРО
- Как зарегистрировать созданное СРО
- Создание СРО
- Требования при создании СРО:
- СРО создается в двух организационно-правовых формах некоммерческих организаций:
- СРО это что такое: Члены само регулируемой организации + кооперативы, строительство, допуск
- Введение
- Как работает СРО?
- Финансовый вопрос
- Законодательное регулирование СРО в России
- Регуляция СРО через регламентированную документацию
- Сущность саморегулируемой организации: обязанности, права и базовый функционал
- Контроль СРО за кооперативами
- Иллюзия контроля
- Что происходит дальше?
- Регламент вступления
- Последовательность действий для вступления
Каков порядок вступления организации в СРО
Вступление в саморегулируемые организации дает фирмам ряд преимуществ. Это увеличение конкурентоспособности, формирование положительного имиджа. Доступ в СРО получить довольно просто. Однако так или иначе нужно соблюдать установленные правила.
Условия вхождения в СРО
Вступить в СРО может не каждая компания. Отдельные саморегулируемые организации устанавливают жесткие требования по вхождению. Для получения доступа субъект должен соответствовать этим условиям:
- Наличие всех необходимых документов.
- Соблюдение порядка страхования.
- Наличие сумм для уплаты в компенсационный фонд.
- Наличие соответствующего кадастрового потенциала.
- Соответствующая материальная база.
- Наличие у руководителя должного опыта и стажа.
- Профессионализм сотрудников.
- Наличие сертификатов, полученных после курсов повышения квалификационного уровня.
- Наличие у фирмы имущества (в том числе недвижимого).
В СРО может вступить ЮЛ (ООО, ОАО) и ИП. Однако субъект должен обязательно отвечать установленным требованиям. Каждая СРО имеет право сформировать свой перечень требований.
Минимальный ряд требований
Требования к претендентам на вступление зависят в том числе от сферы деятельности компании. Рассмотрим примерный перечень условий, актуальных для той или иной фирмы:
- Строительные и проектировочные субъекты. В компании работает минимум 3 специалиста с высшим образованием по соответствующему направлению или 5 сотрудников со средне-специальным образованием. Все специалисты должны проходить курсы повышения квалификации минимум раз в 5 лет.
- Субъекты, занятые особо опасной строительной деятельностью. В компании должно работать минимум 3 управленца, 7 технических сотрудников, 15 трудящихся с профильным образованием. Как и в прошлом варианте, все сотрудники должны проходить курсы улучшения квалификации раз в 5 лет.
- Фирмы, занимающиеся проектировочной работой. Предъявляются особые требования к оснащению субъекта. Это наличие лицензированных программ, мощные ПК. Также у компании должны быть сертификаты, подтверждающие качество системы менеджмента.
- Аудиторские компании и субъекты, занимающиеся оценочной деятельностью. В фирме должно работать минимум 3 сертифицированных работника.
- ИП. У предпринимателя должно быть высшее образование по соответствующей специальности, стаж работы равный 5 годам (минимум).
Это лишь самый примерный перечень. Требования могут быть более жесткими или более мягкими. Однако они не должны быть мягче условий, прописанных в нормативных актах.
Документы для получения доступа в СРО
Как и в случае с условиями, СРО может самостоятельно определять перечень документов, необходимых для вступления. Однако их стандартный перечень остается неизменным:
- Заявка, в которой указаны все направления деятельности, которыми занимается фирма.
- Учредительная документация (к примеру, устав). Копии бумаг должны быть нотариально заверенными.
- Приказ о назначении руководителя. На документе обязательно должна стоять печать.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Квитанции, свидетельствующие об оплате взносов.
- Документы, доказывающие исполнение всех требований СРО (трудовые книжки, подтверждающие стаж, дипломы, сертификаты, документы о праве собственности).
- Копии ИНН и ОГРН.
К сведению! Ознакомиться с точным перечнем документов можно на сайте СРО, к которой обращается фирма.
Этапы получения доступа в СРО
Рассмотрим основные этапы вхождения в саморегулируемую организацию:
- Установление деятельности компании. Затем нужно выбрать направление деятельности из общего классификатора. К примеру, это могут быть строительные, изыскательные работы.
- Выбор СРО. Сначала нужно выбрать организации, которые соответствуют направлению деятельности фирмы. Затем требуется подобрать конкретную СРО. Выбор делается на основании отзывов, условий вступления. Нужно установить авторитетность организации. 1 июля 2017 года был принят закон, который указывает на необходимость выбора по региональному фактору. То есть СРО должна быть зарегистрирована в том же регионе, что и фирма.
- Сбор и подача всех необходимых документов. Нужный перечень бумаг следует уточнить у выбранной СРО. Это самый продолжительный этап. Для ускорения его можно обратиться к фирмам-посредникам. Проверка документов проводится на протяжении месяца. Если заявка будет принята, регистрация компании в СРО выполняется в течение еще 3 дней.
- Саморегулируемая организация выставляет счет. Фирма должна уплатить по нему различные взносы. Если размер взносов слишком велик, компания может запросить рассрочку.
- Получение свидетельства, подтверждающего получение доступа в СРО.
В итоге фирма получает доступ к деятельности. Именно на его основании будет в дальнейшем выполняться работа. В каких случаях на заявление фирмы поступает отказ? На то может быть много причин. К примеру, это предоставление неполного комплекта документов, несоответствие требованиям СРО.
Размер взносов
Для вступления в СРО требуется уплатить взносы. Рассмотрим все разновидности взносов:
- В компенсационный фонд. Данные выплаты делают все члены саморегулируемой организации. Фонд представляет собой накопления. Нужны они для компенсации ущерба в том случае, если его нанесет участник СРО. Размер таких взносов определяется нормативными актами РФ. Зависит от суммы контрактов. Приблизительно взносы составляют 150 000-300 000 рублей.
- Вступительные. Выплатить взнос нужно единожды, при получении доступа в СРО. Размер его устанавливается самой организацией. Как правило, это 5 000 рублей.
- Членские. Выплачивать их нужно каждый месяц. Очень редко выплаты являются ежегодными. Как правило, составляют 5 000-15 000 рублей.
- Страхование гражданской ответственности. Существует только в некоторых организациях. Размер выплат составляет 5 000-20 000 рублей.
Совокупные затраты на получение доступа могут варьироваться от 90 до 370 тысяч рублей.
Особенности вступления в строительные СРО
Как правило, в саморегулируемые организации вступают именно строительные фирмы. Существует три типа СРО для них:
- Инженерно-изыскательные.
- Проектировочные.
- Строительные и ремонтные.
Строительные компании, вступившие в СРО, получают конкурентные преимущества. В частности, это:
- Доступ к наиболее выгодным заказам.
- Увеличение возможностей для отстаивания прав фирмы.
- Прохождение курсов улучшения квалификации.
- Возможность постоянного контакта с другими строительными фирмами.
В компенсационный фонд фирма должна внести 300 000 рублей.
Что будет, если фирма не вступит в СРО
Если заказчик обнаружит, что исполнитель не состоит в саморегулируемой организации, он имеет право расторгнуть контракт. Если компания обязана вступить в СРО, но не сделала этого, на нее накладывается штраф. Если правонарушение будет обнаружено повторно, фирма будет ликвидирована.
Какие фирмы могут не вступать в СРО
В саморегулируемые организации не обязательно вступать на основании ФЗ №372 следующим фирмам:
- ЮЛ, осуществляющим деятельность по договорам подряда, сумма по которым составляет менее 3 000 000 рублей.
- Коммерческим образованиям, половиной которых владеет государство.
- ЮЛ, сформированным по инициативе правовых компаний.
- ЮЛ с уставным капиталом, более половины которого составляют средства публично-правовых структур.
Необязательно вступать в СРО ФЛ, которые задействованы на строительных и ремонтных работах.
Источник
Как зарегистрировать созданное СРО
Крупные строительные организации могут себе позволить не вступать в СРО, они могут быть полностью независимы от саморегулируемых организаций и при этом их работа будет осуществляться на законных основаниях. Что для этого надо?
Достаточно создать собственную саморегулируемую организацию. Что это дает организации кроме независимости, если какая-либо компания создает собственную организацию? Вам представится возможность получать дополнительные доходы, поскольку вы получите право выдавать допуски на проведение работ и компенсационный фонд будет под вашим контролем. Другие предприниматели смогут вступить в сро, созданную вами и таким образом получать возможность на ведение деятельности в строительной сфере. Конечно, процесс это достаточно трудоемкий (создание собственной саморегулируемой организации), но и преференции, которые представляется возможность получить вполне интересны для развития собственного бизнеса и увеличения спектра возможностей.
Порядок создания СРО.
- Для начала создается некоммерческое партнерство.
- Затем регистрируем НП в Управлении Минюста РФ.
- Принимаем в свое общество строительные компании в количестве не менее пятидесяти.
- Формируем компенсационный фонд партнерства.
- Разрабатываем нормативы, стандарты и правила по которым выполняются строительные работы участниками партнерства.
- И, наконец, регистрируем нашу организацию, путем занесения ее в реестр строительных СРО, которые учитываются в Ростехнадзоре.
Необходимые документы для создания СРО:
- копии документов, которые подтверждают государственную регистрацию НП;
- также учредительные документы участников НП, копии;
- перечень участников партнерства, при этом указываем тот вид деятельности, которой они занимаются;
- существующий документ о государственной регистрации вашего некоммерческого партнерства в Минюсте;
- платежные документы, которые удостоверяют вашу оплату регистрации партнерства в госреестре;
- другие документы, которые регламентируются федеральными законами при оформлении статуса СРО.
Собранные документы, сдаются в региональное управление Минюста, для дальнейшего рассмотрения их в соответствии действующего законодательства и регламента. Все сданные документы должны быть оформлены необходимым образом.
При выявлении противоречий существующему законодательству или несоответствующее оформление вполне может появиться отказ в государственной регистрации вашего НП, с последующей приостановки рассмотрения документов. Таким образом, следует относиться к каждому пункту тщательно. Существуют варианты нанять стороннюю организацию для оформления документации.
Источник
Создание СРО
Альтернативой вступлению в СРО для крупных строительных компаний и холдингов является создание некоммерческого партнерства и получение им статуса саморегулируемой организации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемые организации обладают следующими признаками:
- Саморегулируемой организацией может быть только некоммерческая организация.
- Цели, ради которых создается СРО, должны предусматриваться федеральным законодательством о СРО.
- Количество членов СРО должно быть не менее законодательно установленного минимума для отрасли.
- Членами СРО могут быть как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и физические лица.
- Все члены саморегулируемой организации должны осуществлять деятельность одного определенного вида.
Требования при создании СРО:
- Некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распространяет полученную прибыль среди своих участников, а создается в целях направленных на достижение общественных благ в форме предусмотренной федеральными законами.
- Объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности (физических лиц) одного вида.
- Наличие обязательных стандартов и правил ведения предпринимательской и профессиональной деятельности, принятых в законном порядке и в установленной законодательством форме.
- Наличие дополнительной материальной ответственности перед членами СРО (обеспечивается посредством компенсационного фонда и страхования ответственности членов СРО).
- Создание внутренних органов СРО, осуществляющих контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, а также рассматривающих дела о применении мер дисциплинарного воздействия на членов СРО.
СРО создается в двух организационно-правовых формах некоммерческих организаций:
- Некоммерческое партнерство.
- Объединение СРО в форме ассоциации СРО.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.
Источник
СРО это что такое: Члены само регулируемой организации + кооперативы, строительство, допуск
СРО это одна из форм существования некоммерческих организаций. СРО используется для объединения различных субъектов. Например, для субъектов по критерию профессиональной деятельности. Например, у кооперативов и букмекерских компаний есть своя СРО. Кроме того, СРО может объединять в себе субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся производством определенных товаров или оказанием услуг. Далеко не все субъекты профессиональной, производственной и предпринимательской деятельности обязаны состоять в СРО. И вместе с тем, некоторые компании со специфическим видом деятельности просто обязаны вступать в СРО. Сегодня мы поговорим о том, как работают СРО, какие проблемы с ними связаны, а также разберемся с законодательным регламентом, регулирующим вопросы саморегулируемых организаций в России.
Введение
Для того, чтобы понять сущность СРО, надо разобраться с термином НКО. Потому что именно из учредительной формы некоммерческих организаций, проистекает СРО. НКО это организация, которая преследует цели, отличные от привлечения прибыли. По крайней мере, если мы говорим об основных целях. Разумеется, НКО может получать какую-то побочную прибыль, но это не является основной целью существования организации. Цели у НКО могут быть совершенно разными:
- Управление.
- Обеспечение социальной сферы.
- Благотворительность и т.п.
Кроме того, НКО нередко занимаются защитой прав и интересов граждан. Кстати, именно для этого обычно и создаются СРО, вот только в реальности этот инструмент работает не так, как на бумаге. Но об этом мы поговорим чуть позже.
Некоммерческие организации имеют собственную внутреннюю классификацию, которая регламентирована 4 главой Гражданского Кодекса Российской Федерации. Они могут быть унитарными и корпоративными. Например корпоративные НКО это различные союзы, ассоциации, а также отдельный вид кооперативов. Кстати, палата нотариата и адвокатское образование это тоже НКО.
Если мы говорим об унитарных организациях, то это различные учреждения и фонды. А еще это религиозные организации. Кроме того, НКО в теории это еще и государственные образования (компания или корпорация). Для финансирования некоммерческих организаций используются разные источники. Это не только финансирование из дуги стран, но и гранты, а также другие источники. Все зависит от того, какая реальная цель у создателей НКО.
Как работает СРО?
А теперь о том, что такое саморегулируемая организация. По общему понятию саморегулируемой организацией называют некое партнерство некоммерческого характера. Это партнерство может состоять из группы объединившихся:
- Индивидуальных предпринимателей (ИП).
- Компаний (юридические лица).
Общий смысл существования СРО в том, что это объединение позволяет контролировать работу всех участников и осуществлять системный надзор. Базовым законодательным регламентом для саморегулируемых организаций является федеральный закон № 315. Кстати, чаще всего СРО применяются для нескольких сфер, это проектирование и строительство. Но не только. Сегодня мы рассмотрим вопрос СРО преимущественно с позиций сферы строительства. Однако, затронем и другие отраслевые направления.
Финансовый вопрос
Финансируются саморегулируемые организации посредством различных поступлений и взносов. Впрочем, некоторые саморегулируемые организации могут получать еще и собственный доход. Вообще, источники финансирования для таких организаций могут быть как фиксированными, так и произвольными. Традиционно, это:
Такие взносы могут быть как единовременными, так и периодическими. Тут уже все зависит от внутреннего регламента организации. Кроме того, иногда СРО еще и собирают пожертвования. Финансируются организации такого типа еще и посредством добровольных взносов имущественного характера. А вот с доходами для саморегулируемой организации всё немного сложнее. Традиционно, СРО зарабатывает на том, что предоставляет информацию ограниченного доступа. Иными словами, СРО может продавать информацию, доступ к которой будет выдаваться после оплаты.
Кроме того, некоторые СРО могут даже зарабатывать на образовательных услугах. Обычно это услуги, связанные с предпринимательской деятельностью. Впрочем, иногда такой доход может формироваться и за счет других образовательных услуг, связанных с каким-либо интересом их участников. Кроме того, у СРО могут быть доходы от продажи каких-либо материалов. Это материалы, непосредственно связанные с деятельностью или интересами участников организации.
А еще саморегулируемые организации могут размещать деньги на банковских депозитных счетах. По закону, можно получать доход и любыми другими способами. Но только при условии, что это не нарушает норм действующего законодательства.
Законодательное регулирование СРО в России
В России СРО регулируются не только вышеупомянутым 315 ФЗ, но и другими нормативно-правовыми актами. Например, регулируется деятельность СРО через 223 Федеральный Закон. Кроме того, действия и границы возможностей для СРО установлены другими нормативно-правовыми актами. Кстати, для того чтобы создать СРО, придется соблюдать ряд требований, предусмотренных:
В частности, у саморегулируемых организаций существует дополнительная ответственность по имуществу. И эта имущественная ответственность установлена для участников. Сама ответственность будет перед клиентами или потребителем участника СРО. Впрочем, по закону возможна ответственность и перед другими лицами. Ключевой момент в том, что ответственность имущественного характера устанавливается перед потребителем полученных услуг или товаров.
Следующим требованием к саморегулируемой организации являются стандарты и собственный регламент. Иными словами, СРО в этом контексте, выступает в качестве своеобразного органа регулирования для собственных участников. Поэтому для участников саморегулируемой организации должны быть разработаны отдельные правила и стандарты, которые будут соответствовать их деятельности. После того как СРО создали, эти правила и стандарты придётся соблюдать всем участникам без исключения. Если кто-то не исполняет обязательства, то такую компанию в теории должны исключить из СРО. Это в теории, а вот на практике исключения обычно не происходит. Потому что СРО это не прокуратура, да и конфликты интересов на базе СРО возникают достаточно часто. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев все игнорируют правила и стандарты. А до исключения дело почти никогда не доходит.
Кроме того для СРО свойственно объединение определенного количества субъектов. При этом, характеристика субъектов прямо коррелирует с их количеством. Итак, если мы говорим о субъектах предпринимательской деятельности, то в СРО должно состоять не менее 25 участников (отдельных). Если же мы говорим о профессиональной деятельности ой-то конкретной разновидности, то в СРО должно быть не менее 100 участников. Естественно, это номинальное требование, если в федеральном законодательстве предусмотрены отдельные условия, то соблюдать это правило не придётся.
И вместе с тем, по умолчанию для создания СРО нужно следовать именно этим 3 правилам. Они не носят рекомендательного характера, скорее предполагается обязательное исполнение. Потому что это требование действующего законодательства. Если мы говорим о преобразовании простого НКО в саморегулируемую организацию, то тут предполагается обязательное внесение информации в соответствующей реестр. Это отдельный реестр для таких организацией. Кстати, потерять статус СРО организация тоже может. Если ее данные будут удалены из соответствующего реестра.
Интересный момент: именно факт внесения организации в реестр СРО фактически и устанавливает этот специфический статус. Без реестра, организация статуса СРО не имеет.
Что до предмета саморегулирования, то под ним подразумевается деятельность субъектов, которые состоят в СРО. При этом, профиль деятельности заметно регулируется и ограничивается. Интересно и то, что СРО это своего рода российское изобретение. По крайней мере форма, в которой существуют саморегулируемые организации на территории России, встречается далеко не во всех странах. Но забегать так далеко пока не будем.
Главная идея, преследовавшая процесс создания саморегулируемых организаций звучит очень просто. Дело в том, что у государства нет ресурсов и возможностей контролировать вообще весь рынок. Потому что если государство начнет контролировать все сферы предпринимательской и профессиональной деятельности поголовно, то мы вернемся на 40 лет назад. Потому что по сути, очень быстро любой рынок предпринимательства закончится на том, когда государство начнет контролировать каждую из сфер.
Поэтому, часть задач государственного контроля и надзора может выполняться участниками рынка. Это обеспечивает некую свободу (с одной стороны). И отсутствие контроля, с другой стороны. Потому что уж договориться между собой участники саморегулируемых организаций точно смогут. Иными словами, контролем и надзором по идее должны заниматься именно СРО. В той части, где присутствие государства будет явно избыточным.
Плюс к тому, государство сохраняет свой надзор, но уже не за непосредственной деятельностью компаний, а за результатами их действий. Ну и к тому же, создание СРО позволило снизить расходы бюджета. В современности это одно из ключевых преимуществ, ведь реалии наталкивают на не самые позитивные новости. Денежных средств в бюджете из традиционных источников не так уж и много. В последние годы ситуация заметно ухудшилась. Именно поэтому сегодня все жестче «завинчиваются гайки» в сфере налогообложения. А уж о контроле за транзакциями даже и говорить не стоит.
Фактически, под прикрытием борьбы с терроризмом и преступниками, легализующими доход полученный незаконным способом, в России выстраивают систему исполнения налогового законодательства. Когда все расчёты под контролем, уклониться от уплаты налогов становится очень сложно. Если же исключить наличный оборот (что практически произошло в США), то контролировать участников рынка будет проще. Впрочем, сегодня речь уже идет о том, что нужно значительно снижать бюджетные расходы. Поэтому в теории, популярность СРО может только увеличиться со временем. По идее, институционализация саморегулируемых организаций должна привести к тому, что некоторые виды деятельности просто перестанут лицензироваться.
Регуляция СРО через регламентированную документацию
Да, для СРО действует отдельная база регулирования, которая предполагает наличие большого количества нормативно-правовых актов. Однако, для СРО свойственен еще и собственный регламент. Возможно вы вспомните, что в самом начале публикации мы упоминали о том, что СРО должны разрабатывать собственные правила и стандарты. Вот только этим всё дело не ограничивается. Нередко саморегулируемые организации еще и руководствуются другими документами. Кстати, перечень документации устанавливается отдельным государственным органом. Например, для СРО в сфере строительства, регулирование осуществляется посредством:
- Документов, установленных в списке Ростехнадзора.
- Градостроительного Кодекса.
Естественно, специфика СРО тоже может наложить свой отпечаток на базу документов и регламентации. Все документы в СРО в своей массе могут иметь разное обеспечение. Но есть перечень бумаг, которые никогда не поменяются. В частности, правила и стандарты деятельности для всех членов СРО принимаются правлением. Кроме того, должен быть отдельный список документов, определяющих управляющие органы в саморегулируемой организации. Этот список документов принимается уже на общем собрании всех участников.
Кроме того, в обязательном порядке создается документ, регулирующий вопрос создания компенсационного фонда. Этот компенсационный фонд будет наполняться различными взносами участников в СРО. И как раз за счет этого фонда, потом пострадавшие смогут получить компенсацию. По крайней мере, это в теории. На практике, пострадавшие от участников СРО обычно в большом количестве, поэтому средств из фонда на базе СРО им всем просто не хватает. Это стандартная практика. Так вот, документ о создании общего фонда принимается на собрании всех участников саморегулируемой организации.
Правление организации должно подготовить документ, который регламентирует условия членства в СРО. А заодно обеспечит контроль за тем, как участники объединения следуют стандартам и правилам. Правление же СРО будет заниматься подготовкой документов, регулирующих формы профессионального и квалификационного обучения для всех участников. А заодно и те акты, что устанавливают правила аттестации для каждого из участников саморегулируемой организации.
Еще правление принимает регулирующий акт, который будет устанавливать порядок рассмотрения отчетов и их сбора.
На общем собрании организации принимаются правила рассмотрения претензий и меры воздействия на участников СРО при нарушениях. Кстати, меры эти сугубо дисциплинарные, в этом контексте, СРО не может исполнять роль государства в полной мере.
Ну и конечно, основным документом в любой саморегулируемой организации являются требования. Это требования, регулирующие вопросы размера и уплаты членских взносов, затрагивающие вопрос членства в организации и т.п. Кстати, в саморегулируемой организации могут быть и другие документы, регламентирующие ее работу. Вопрос тут только в том, что все вышеперечисленные документы будут в обязательном порядке.
Кроме того, за деятельностью саморегулируемых организаций тоже осуществляется надзор. В частности, все государственные органы и ведомства, уполномоченные осуществлять надзор за деятельностью саморегулируемых организаций перечислены в Постановлении Правительства Российской Федерации под номером 1202. Это постановление устанавливает регламент надзора и контроля СРО для разных сфер. Если же мы говорим о какой-то конкретной сфере, например строительстве, то здесь обычно осуществляется контроль со стороны Ростехнадзора. Ростехнадзор официальный сайт (https://www.gosnadzor.ru/). Именно эта федеральная служба занимается плановыми проверками всех подведомственных саморегулируемых организаций. Традиционно, они проводят 1 проверку раз в 24 месяца.Однако, при необходимости проверка может быть проведена и по отдельному обращению пострадавшего или просто заинтересованного лица. В этом случае проверка будет проведена без ассоциации с установленным планом. Кстати, есть еще и отдельная ассоциация строителей, которая тоже может осуществлять контроль за строительными саморегулируемыми организациями. В частности, у ассоциации есть возможность контролировать процесс соблюдения всех требований и стандартов строительной деятельности.
Сущность саморегулируемой организации: обязанности, права и базовый функционал
Мы разобрались с тем, что взносы в СРО вносят все участники саморегулируемой организации. Узнали о том, как контролируют само регулируемые организации в строительстве. Теперь пора разобраться с тем, что вообще может СРО. И чем заниматься такие организации по идее не должны. И начнем как раз с того, что для СРО является законодательным табу. Так как саморегулируемая организация это партнерство на некоммерческой основе, то для них устанавливаются следующие ограничения:
- Поручительство.
- Участие в залогах.
- Предпринимательская деятельность.
- Учреждение других организаций.
В первом случае, СРО не может поручиться за третью сторону. Если юридическое лицо не находится в постоянном составе (реестр СРО), то поручиться организация за эту компанию не сможет по определению.
Кстати, саморегулируемые организации не могут передавать собственное имущество в залог. Более того, никакой предпринимательской деятельности для таких организаций вообще быть не должно. Все доходы получаемые объединением, будут распределяться на основные цели и задачи. Ни о какой прибыли (как таковой), речи даже не идет. Ну и конечно, в качестве учредителя организация выступать не сможет. Но тут есть одно исключение. Дело в том, что для открытия собственного филиала СРО может стать учредителем. Но это единственный допустимый вариант. Что до обязанностей, то в первую очередь это допуск СРО. К вопросу о том, как вступают в СРО. Дело в том, что именно в саморегулируемых организациях отлажен аппарат:
- Обучения.
- Аттестации.
- Повышения квалификации.
Более того, некоторые саморегулируемые организации занимаются еще и сертификацией. Далеко не все СРО осуществляют сертификацию, тут надо заметить, что лишь некоторые организации могут заниматься подобной деятельностью. Обычно они сертифицируют различные услуги, иногда еще и продукцию, которая выпускается участниками. Опять-таки, СРО еще и берут обязанность по контролю за деятельностью своих членов. Это и контроль качества работы или товара, в том числе. На практике же, обязанности эти не всегда исполняются. Кроме того, именно в ведении СРО должна находиться разработка всей документации регуляторного характера. Ведь именно для саморегулируемых организаций поставлена задача контроля деятельности своих участников.
Кроме того, у саморегулируемых организаций есть отдельный список прав и возможностей. В частности, если государственный орган или служба, затрагивают интересы участников организации, то у СРО есть инструменты для препятствования. Это оспаривание решений государственных органов. И тут важно подчеркнуть, что у СРО в этом плане набор прав примерно такой же, как и у любых других НКО. Кроме того, у организаций есть возможность участия в разработке некоторых законодательных норм. В частности тех законодательных норм, что прямо затрагивают сферу деятельности СРО. Кроме того, в процессе законотворчества СРО может:
- Запрашивать любые данные в государственных органах.
- Предлагать собственные решения.
Естественно, СРО в этом контексте особой активности не проявляют. И вместе с тем, по нормам действующего законодательства, такая возможность у них всё-таки есть.
Что до функционала организаций, то он очень обширный. С позиции законодательства, СРО является своеобразной прокладкой между физическими лицами и компаниями. Этот посредник нужен для того, чтобы выполнить часть функций по регуляции деятельности участников.
Функционал у саморегулируемых организаций достаточно обширный. Они могут рассматривать жалобы на участников со стороны клиентов и пострадавших. У них есть возможность информирования всех своих участников и их клиентов. Информировать СРО может о деятельности членов организации, естественно в контексте необходимого (по действующему законодательству) объёма. Более того у СРО обычно есть собственный портал, на котором размещается необходимая информация.
Кроме того, занимаются такие объединения и обучением всех своих участников. Это не только те задачи, которые были перечислены нами выше. Т.е. СРО не только проводит аттестации или позволяет повысить квалификацию. Вовсе нет, они еще могут презентовать новые стандарты и технологии. Занимаются организации и другими видами образовательной деятельности.
Кроме того СРО занимается оценкой объема работ, качества отчетности и т.п. Ну и при необходимости, организация может представлять интересы своего участника в государственных органах власти или муниципалитетах.
Нередко в СРО применяются меры воздействия по отношению к участникам-нарушителям. Естественно, меры эти очень ограниченные, и на реальных мошенников они особого влияния не оказывают. Ничего удивительного тут нет, ведь СРО исполняет лишь условную регуляцию, заменяя государственные органы и службы. Как таковой системы полноценной замены государства в СРО вы не заметите. Скорее косвенную регуляцию. Кроме того, при возникновении споров между отдельными участниками, организация может примерить на себя роль арбитра. Но для этого будет создана специальная судебная инстанция (третейская).
Если компания или отдельный индивидуальный предприниматель нарушает правила саморегулируемой организации, будут приняты соответствующие меры. Кроме того, у СРО регулирующих кооперативную деятельность, есть одна очень важная функция. Они за счет взносов формируют так называемый компенсационный фонд. Впрочем, такой фонд существует не только у кооперативных СРО. У строительных организаций фонд может идти на обеспечение тендерных контрактов. Ну и конечно, СРО разрабатывает свой собственный регламент. Они устанавливают критерии, по которым будет отбираться участник.
Что до целей функционирования СРО, то они прописывают отдельной для каждого направления. Например, если мы говорим о строительстве, то это:
- Исключение недостатков в работе участника СРО,
- Повышение качества работы или продукции.
На примере со строительной сферой, можно выдвинуть несколько возможных сценариев. Например, у нас есть среднестатистическая компания-застройщик. Они неплохо справлялись и без СРО на «черном рынке». Но теперь им необходимо брать крупны проект и вступать в саморегулируемую организацию. Так вот в СРО должны будут проследить за тем, чтобы застройщик соответствовал хотя бы внутренним стандартам и регламенту организации.
Это заложено на уровне 55.1 статьи Градостроительного Кодекса России.
На этом пока и приостановимся. Поговорим о кооперативах.
Контроль СРО за кооперативами
Регулировать деятельность кооперативов через СРО начали еще в далеком 2011 году. Именно в те времена государство решило заняться кооперативами, но в облегченной форме. Регулятор к 2011 году успел зарегистрировать 5 саморегулируемых организаций, специально для кредитных кооперативов. После чего было выдвинуто законодательное требование, об обязательности вступления кредитных кооперативов в СРО. Более того, представители Минфина жестко разграничили рынок, исключив любые возможности для манёвра:
- Все кооперативы, желающие продолжить свою деятельность были обязаны вступить в СРО.
- Тех, кто отказывался вступать, просто закрывали.
Закрывали не сразу, сначала замораживали деятельность. Кооператив не вступивший в СРО к определенной дате просто не могу осуществлять выплаты и принимать новых пайщиков. Это нормативное требование было установлено постановлением Правительства РФ. Кроме того, регуляцией рынка кредитной кооперации на тот момент занимались представители ФСФР. Именно они и занимались ликвидацией кооперативов, отказавшихся от СРО.
По состоянию на 2011 год, представители ФСФР были настроены очень жестко. Вот только никто в те времена еще не думал, что организация «зоны СРО» по сути не увеличит контроль. А лишь ослабит его.
Более того, представители некоторых саморегулируемых организаций давали очень оптимистичные комментарии по теме принуждения кооперативов к вступлению в СРО. Вот только на деле, всё оказалось не так радужно. И кредитная кооперация как была «пропастью» для денег, так по сути ею и осталась. С разницей лишь в том, что вывод кооперативов под СРО, поспособствовал усугублению общей ситуации на рынке. Ведь в ситуации, когда никто не регулирует кооператив «жесткой рукой» государства, начинается бардак. Там где это происходит, контроль утрачивается практически безвозвратно.
Иллюзия контроля
Касается это не только кооперативов, но и сферы строительства. Вот только исполнение контроля со стороны саморегулируемых организаций сегодня откровенно хромает. Если не углубляться в тему, то надзора и контроля практически нет. Это всё формальные понятия, которые жестко ограничены правилами и нормами действующего законодательства. Предположим, что у нас есть какое-то регулирующее объединение. Как раз такие объединения и занимаются регуляцией кооперативов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Что может сделать некоммерческое партнерство в ответ на жалобу? Ну практически ничего. Потому что даже по законодательным нормам коридор возможностей жестко ограничен:
- Плановые проверки не чаще 1 раза в 36 месяцев.
- Не чаще 1 раза в 12 месяцев.
И это только что касается плановой проверки. Если мы вспомним о том, что средний «жизненный цикл» мошеннического кооператива составляет всего 1-2 года, то «организация призванная регулировать и контролировать», просто не успеет заметить проблему. Потому что к моменту наступления очередной плановой проверки, кооператив уже будет закрыт. Или в лучшем случае будут возбуждаться уголовные дела, а суды начнут заваливать исковыми заявлениями. Да, в реальности это именно так и работает.
Более того, с внеплановыми проверками ситуация еще хуже. Потому что, во-первых, регламент нужно определять заранее, в момент создания объединения. А во вторых, нужны юридические и очень веские основания для того, чтобы такую проверку можно было вообще инициировать. Тут же складывается еще более простая цепочка. Многим клиентам кооперативов она покажется странной, но можете не сомневаться, это отражение реальной ситуации. Так вот:
- Вы не можете вывести деньги из кооператива.
- Обращаетесь за помощью в саморегулируемую организацию.
- Подаете соответствующую жалобу.
Что происходит дальше?
Ответ: ничего. В лучшем случае вашу жалобу попытаются рассмотреть. И это в лучшем случае, на практике, жалобы на участников обычно «задвигают в дальний ящик». Потому что таких жалоб клиенты и потребители подают десятками, если не сотнями. И проблема даже не в этом. А в том, что у организации есть возможность рассмотрения жалобы лишь в контексте доводов, приведенных в ней. Более того, проверку участника придется проводить тоже в коридоре доводов, приведенных в жалобе.
Многие ли пишут свои жалобы правильно? Ответ наверное очевидный, никто этим заниматься не умеет. Поэтому подавляющее большинство жалоб это макулатура, которую никто всерьез рассматривать даже не будет. А уж о том, чтобы провести проверку, разговора даже не ведется. Да и при удачном стечении обстоятельств, организация может провести проверку лишь в рамках доводов и обоснований, приведенных в тексте жалобы.
Более того, у участников объединений уже давно «отрастают зубы». Дело в том, что судебная практика показывает явную негативную тенденцию в контексте внеплановых проверок со стороны регулирующих организаций. По сути, любое нарушение регламента контроля, сводит на нет все усилия и старания. А это уже несет прямой урон для заявителя.
Более того, регламент плановых проверок тоже не вызывает оптимизма. Особенно если мы говорим о взаимодействии с обычными физическими лицами. И ситуация тут тяжелая. Потому что даже вопрос субсидиарной ответственности за срыв контрактов с государственными органами и муниципалитетами не урегулирован. Потому что на практике, плановой проверки 1 раз в 12 месяцев не хватает даже на этом уровне. А ведь здесь речь идет буквально о том, что участники объединения срывают государственные и муниципальные контракты. И регулирующая организация не может это вовремя заметить. Наверное не стоит говорить о том, что в ситуации с пострадавшими от мошеннических действий представителей КПК, шансов на регулирующее объединение вообще нет.
А теперь кратко о том, как вступают в СРО.
Регламент вступления
Итак, для некоторых компаний есть обязательство вступления по действующему законодательству. Этот список компаний и статусов закреплен на уровне 372 Федерального Закона. В частности, документы разрешительные придётся готовить:
- Застройщикам.
- Компаниям на крупных контрактах.
- Компаниям, работающим по федеральным программам.
- Компаниям, работающим с муниципальной или государственной землей.
- Индивидуальным предпринимателям, сотрудничающим с застройщиками.
Расширим этот список, потому что он на данный момент сильно сокращен. Если у вас компания занимается проектировкой и строительством зданий, вступать придётся. Если вы участвуете в процессе закупок, и суммы сделок превышают 3 млн. рублей, вступать придётся. Если вы занимаетесь капитальным ремонтом многоэтажных домов по федеральной программе, вступать придётся. Если вы хотите получить тендер на проведение инженерных изысканий, вступать придётся. Ну и для всех, кто сотрудничает с застройщиком напрямую вступление тоже будет требованием действующего законодательства.
Кстати, у этого процесса есть несколько преимуществ. Объединение позволяет получить бухгалтерское сопровождение и правовую поддержку. Обмениваться знаниями и опытом с другими членами сообщества будет проще. У этого «обмена» есть и один серьезный недостаток. Когда мы говорим о кредитной кооперации, зачастую «обмен опытом» превращается в своеобразный «сговор». А этого допускать нельзя. Однако, в текущей системе всё остается без изменений. Кроме того, часть ущерба своим потребителям можно будет возмещать из специально созданного фонда.
Ну и конечно, образовательные программы организации позволяют повысить квалификацию сотрудников. Более того, это еще и некая гарантия для клиентов. Для подавляющего большинства клиентов, но не для юридически подкованных. Кроме того, наличие допуска позволяет участвовать в тендерах и государственных закупках. Без допуска принять участи не получится, так как это требование действующего законодательства.
Последовательность действий для вступления
Всё предельно просто. Для начала вам придётся определиться с отраслью, в которой вы будете работать. Исходя из этого, вы уже принимаете решение о выборе кластера. Если вы занимаетесь строительством, рекомендуем воспользоваться возможностями реестра по ссылке (http://sro.gosnadzor.ru/). Именно в этом реестре отсортированы все доступные для вступления регулирующие организации. Каждое объединение имеет карточку со следующим набором данных:
- Регион.
- Дата занесения в реестр.
- Фильтрация по категории.
- Населенный пункт.
Кроме того, в этой же базе данных вы сможете узнать о взносах и других деталях. После того как вы определитесь с организацией, нужно будет заняться подготовкой пакета документов. Это очень обширный список бумаг, разбирать их сегодня мы не будем. Лучше обратитесь за помощью к профессиональному юристу. Учтите, далеко не все объединения принимают документы в электронной форме. А сам процесс рассмотрения заявки занимает достаточно много времени. Поэтому рекомендуем готовить пакет документов очень тщательно.
Ведь все предоставленные документы будут проведены через несколько этапов проверки. После чего будет проведена полноценная правовая экспертиза. И уже по результату будет вынесено решение о принятии, или об отказе. В случае отказа, придётся готовить всё заново. А это достаточно трудозатратный процесс. Если же вас одобрили, то придется сделать несколько взносов. И уже после их уплаты вы получаете на руки готовое решение, вступившее в свою законную силу. Звучит просто, на деле же процесс осложняется массой критериев и нюансов.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.
Источник