- Статья: «Порядок создания и регистрации спортивных федераций»
- О создании общественных спортивных организаций (правовое положение физкультурно-спортивных организаций)
- В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурно-спортивная организация — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Статья: «Порядок создания и регистрации спортивных федераций»
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивной федерацией признается общественная организация, созданная на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд.
Поскольку спортивная федерация является общественной организацией, то и порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В соответствии с действующим законодательством, признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта включаются во Всероссийский реестр видов спорта.
Следовательно, в наименованиях общественных организаций, создаваемых как спортивные федерации, должны использоваться указания на конкретные виды спорта, включенные во Всероссийский реестр видов спорта, ведение которого осуществляет Министерство спорта туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Наименование спортивной федерации также должно содержать указание на организационно-правовую форму спортивной федерации (общественная организация) и территориальную сферу ее деятельности (местная, региональная).
Спортивные федерации вправе использовать в своих наименованиях слова «союз» или «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на их организационно-правовую форму.
К полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия- Алания относится принятие решений о государственной регистрации общественных организаций в форме региональных и местных спортивных федераций. Государственная регистрация спортивных федераций осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей предусмотренных Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В настоящее время на территории Республики Северная Осетия-Алания зарегистрировано 71 общественное объединение, являющихся спортивными федерациями. Из них 70 — региональные (Региональная общественная организация «Федерация самбо Республики Северная Осетия — Алания», Региональная общественная организация «Федерация футбола Республики Северная Осетия — Алания», Региональная общественная организация «Федерация художественной гимнастики РСО — Алания», Региональная общественная организация «Федерация спортивных танцев Республики Северная Осетия — Алания»), 1 – местная (Общественная организация «Федерация бильярда Моздокского района»).
Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа.
Региональная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территории субъекта Российской Федерации. Региональная спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если такая федерация является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации.
Высшим руководящим органом спортивной федерации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
При создании спортивной федерации ее учредители автоматически становятся ее членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Устав спортивной федерации должен предусматривать:
— наименование спортивной федерации и ее организационно-правовую форму;
— цели и задачи спортивной федерации;
— виды спорта, развитие которых осуществляется спортивной федерацией;
— условия и порядок приобретения и утраты членства в спортивной федерации, права и обязанности членов спортивной федерации;
— структуру спортивной федерации, ее руководящие и контрольно-ревизионный органы;
— компетенцию и порядок формирования руководящих органов спортивной федерации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа спортивной федерации;
— территорию, в пределах которой спортивная федерация осуществляет свою деятельность;
— порядок внесения изменений и дополнений в устав спортивной федерации;
— порядок утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой спортивной федерацией;
— порядок утверждения периодичности проведения спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий;
— источники формирования денежных средств и иного имущества, права спортивной федерации и ее структурных подразделений на управление имуществом общероссийской спортивной федерации;
— порядок уплаты вступительных и членских взносов;
— порядок реорганизации спортивной федерации, прекращения ее деятельности и ликвидации;
— иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.
Спортивные федерации в установленном законодательством порядке вправе:
— организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей, а также делегировать на срок не более чем три года иным созданным в виде некоммерческих организаций физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований;
— обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики Российской Федерации;
— осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;
— отбирать и представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций;
— разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;
Указанные права, вправе осуществлять только общероссийские спортивные федерации. Иные физкультурно-спортивные организации, созданные в виде некоммерческих организаций, могут осуществлять проведение по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России в случае делегирования общероссийскими спортивными федерациями этим организациям права на проведение данных спортивных соревнований.
Кроме того, спортивные федерации вправе осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях;
— устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования;
— принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
— организовывать и проводить межрегиональные, всероссийские и международные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта;
— вносить предложения о включении спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта;
— вступать в международные спортивные организации, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных спортивных организаций, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации;
— получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;
— осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации спортивной федерации может быть отказано, если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же наименованием и осуществляющее свою деятельность в пределах той же территории.
По одному виду спорта на территории Российской Федерации или одного субъекта Российской Федерации может быть аккредитована в качестве соответственно общероссийской или региональной спортивной федерации только одна общественная организация.
Источник
О создании общественных спортивных организаций (правовое положение физкультурно-спортивных организаций)
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт.
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт — это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, зрелище, коммуникация и т. д.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России.
В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационно-правовых форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.
В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурно-спортивная организация — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Физкультурно-спортивная организация может быть как коммерческой, так и некоммерческой, если только она не занимается образовательной деятельностью. В последнем случае организация может быть создана только в форме, предусмотренной для некоммерческих организаций.
Юридические лица, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.
В подавляющем большинстве случаев физкультурно-спортивные организации — это некоммерческие структуры.
На сегодняшний день в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области зарегистрированы 23 спортивные организации.
Из предусмотренных законодательством РФ организационно-правовых форм физкультурно-спортивные организации без участия государства на практике создаются в одной из следующих форм:
- Общественная организация (объединение), включая спортивные федерации;
- Фонд;
- Некоммерческое партнерство;
- Автономная некоммерческая организация;
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Этапами создания физкультурно-спортивных организаций являются:
- принятие учредителями решения о создании физкультурно-спортивной организации;
- утверждение учредителями учредительных документов физкультурно-спортивной организации;
- государственная регистрация физкультурно-спортивной организации.
УЧРЕДИТЕЛИ
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, тоже могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена в том числе одним лицом, за исключением некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), общественных организаций.
Не может быть учредителем некоммерческой организации:
1. иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2. лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3. общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
4. лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Учредительными документами физкультурно-спортивных организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками), – для общественных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций;
Решение об утверждении учредительных документов принимается протоколом на первом общем собрании учредителей (если учредителей более одного) или решением учредителя (если учредитель единственный).
Устав любой некоммерческой организации должен содержать:
- наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
- место нахождения;
- порядок управления деятельностью (т.е. руководящие и контролирующие органы, их компетентность, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия решений);
- предмет и цели деятельности;
- сведения о филиалах и представительствах;
- права и обязанности членов;
- условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае если НКО имеет членство);
- источники формирования имущества;
- порядок внесения изменений в учредительные документы;
- порядок использования имущества в случае ликвидации;
- порядок реорганизации и ликвидации некоммерческой организации.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Проконсультироваться по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций можно при личном обращении в Управление в установленные часы приема , а также по телефону. (792 -795).
Источник