- Как зарегистрировать общественную организацию: пошаговая инструкция
- Что такое общественная организация
- Кто вправе создать общественную организацию
- Законодательная база
- Где открывать общественную организацию
- Процесс создания
- Шаг 1. Определение направления деятельности, названия, адреса
- Шаг 2. Составление устава
- Шаг 3. Сбор документов
- Шаг 4. Передача данных в Минюст
- Шаг 5. Свидетельство об открытии
- Сроки регистрации
- Почему откажут в регистрации
- Что делать при отказе в регистрации
- Организационные вопросы создания Ресурсного центра
Как зарегистрировать общественную организацию: пошаговая инструкция
Что такое общественная организация
Общественная организация — это добровольное объединение граждан для реализации своих интересов и защиты прав. От прочих юрлиц ее отличают виды деятельности и источники формирования имущества. Им не разрешено вести предпринимательскую деятельность (заниматься ею они вправе только для решения уставных задач), поэтому все они являются некоммерческими организациями, или НКО.
Законодателем определена пошаговая инструкция, как зарегистрировать общественную организацию, которую и рассмотрим.
Кто вправе создать общественную организацию
Учредителями по закону становятся:
- граждане России;
- иностранцы, законно находящиеся на территории РФ;
- лица без гражданства, с легальными документами;
- юридические лица.
Участниками вправе стать:
- дееспособные граждане;
- иностранцы, которые законно пребывают в стране.
Законодательная база
Деятельность общественных организаций регулируется статьями 13 и 30 Конституции РФ , Федеральными законами № 82-ФЗ от 19.05.1995 и № 7-ФЗ от 12.01.1996. В них приводятся, в частности:
- возможные организационно-правовые формы;
- правовая позиция;
- непосредственно правила учреждения, реорганизации и прекращения деятельности;
- принципы формулировки наименования;
- допустимые виды деятельности.
Общий порядок того, как зарегистрировать общественное объединение, изложен в Федеральном законе № 129-ФЗ от 08.08.2001.
Где открывать общественную организацию
Регистрацией некоммерческих объединений занимаются министерство юстиции и его территориальные представительства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 7-ФЗ, открывают их в том регионе, где планируется вести деятельность.
Процесс создания
Перед вами пошаговая инструкция, как зарегистрировать некоммерческую организацию в Министерстве юстиции.
Шаг 1. Определение направления деятельности, названия, адреса
Основатели на общем собрании определяют цель работы общественной организации, род ее деятельности по статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ, дают наименование и подбирают юридический адрес.
Шаг 2. Составление устава
В устав общественной организации включают обязательные пункты:
- полное название;
- цель и род деятельности;
- юридический адрес;
- органы управления;
- территория деятельности;
- членство;
- срок полномочий руководителей;
- порядок изменения устава;
- источники финансирования и способ контроля средств;
- порядок реорганизации и ликвидации.
Шаг 3. Сбор документов
Для регистрации объединения подаются такие документы:
- заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме Р11001 (утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
- устав (три экземпляра);
- сведения об учредителях;
- квитанция оплаты госпошлины (4000 рублей);
- сведения об адресе общественной организации;
- протокол учредительного собрания;
- заявление о включении объединения в реестр некоммерческих организаций (при необходимости).
Шаг 4. Передача данных в Минюст
Регистрацию производит уполномоченный орган государственной власти — Министерство юстиции. Чтобы зарегистрировать устав в Минюсте, учредители обязаны подать документы на регистрацию не позже трех месяцев со дня проведения учредительного собрания. Передают пакет документации лично или через портал госуслуг.
Шаг 5. Свидетельство об открытии
При позитивном исходе заявитель получает Свидетельство о государственной регистрации. В нем указывается:
- название НКО;
- регистрационный номер;
- юридический адрес общественной организации.
Сроки регистрации
Чтобы зарегистрировать общественное объединение, необходимо до 30 рабочих дней. В течение двух недель Минюст принимает решение и направляет документы в ФНС. Налоговой для включения сведений в реестр юридических лиц потребуется пять дней. Потом налоговая возвращает документы в Минюст. Через три дня заявитель получает Свидетельство о регистрации.
Почему откажут в регистрации
Причины отказа приведены в статье 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ:
- документы противоречат законам РФ;
- название оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
- отсутствуют некоторые документы;
- документы поданы не в тот орган;
- учредителем выступает лицо, которое не вправе быть им по закону;
- документы содержат некорректную информацию.
Откажут и в случае, если кто-то другой успел создать общественную НКО с аналогичным названием.
Что делать при отказе в регистрации
Минюст письменно сообщает о причинах отказа. Заявитель вправе устранить недочеты и подать новую заявку на регистрацию. При несогласии остается лишь обжаловать решение через суд.
Источник
Организационные вопросы создания Ресурсного центра
3.1.Варианты размещения. Требования и возможности. Почему мы выбрали муниципальные библиотеки? Для выполнения предъявленных условий партнер проекта создания РЦ должен был соответствовать следующим критериям:
Дополнительные критерии определения эффективности партнера:
а)заинтересованность в новом информационном ресурсе, его получении, сохранении, пополнении и пользовании;
б)способность финансировать приобретение расходных материалов и электронной коммуникации;
в)доброжелательное отношение к работе общественных организаций и понимание их значимости;
г)наличие конкретного работника, непосредственно участвующего в работе одной из общественных организаций.
На подготовительном этапе проекта мы моделировали различные варианты размещения ресурсного центра в гипотетическом населенном пункте:
1.Отдельное, независимое помещение (арендованная частная квартира или муниципальное помещение).
2.Какое-либо общедоступное учреждение, которое содержится за счет средств бюджета (школа, дом культуры, библиотека, здание администрации и т.п.).
Возможности библиотеки для реализации заявленных целей, а также для активного пользования Ресурсным Центром, учитывая приведенные выше условия и критерии, оказались предпочтительными, поскольку в библиотеке имеются:
Библиотеки на сегодняшний день являются наиболее открытыми и доступными институтами. Пользоваться возможностями библиотек могут любые слои населения — от чиновников и бизнесменов до безработных. Библиотеки занимают просветительскую нишу, активно ведут работу по распространению знаний об обществе. Многие позиции работы общественных организаций и библиотек совпадают. Библиотеки также являются некоммерческими организациями и нуждаются в сотрудничестве с общественными организациями, в получении новой информации, нуждаются в общественной поддержке.
Размещение РЦ в библиотеке являлось и стимулом для библиотеки. Открывался новый канал получения информации, появилась возможность привлечения специалистов «третьего сектора» к решению проблем библиотеки, появились условия создания нового имиджа библиотеки, включения библиотеки в сферу интересов общественности.
. «Ахиллесовой пятой» библиотеки как партнера НКО является крайне скудное финансирование, а электронный модуль (электронная почта, выход в Интернет) требует дополнительных расходов (от 20 до 50$ в месяц). Для ресурсных центров, находящихся за пределами Мурманска, требуются средства так же на междугороднюю телефонную связь в связи с работой э/модуля (примерно 100 рублей в месяц).
Поэтому мы рассмотрели неожиданное предложение от Управления Федеральной Службы почтовой связи по Мурманской области о размещении оборудования для электронных коммуникаций в почтовых отделениях. Партнеров-почтовиков привлекала возможность получить в пользование оборудование для развития новой почтовой услуги. Наш выигрыш от этого варианта партнерства состоял бы в следующем:
Недостатки предполагаемого партнерства с ФСПС:
После обсуждения различных вариантов партнерств в наших конкретных условиях мы остановились на муниципальных библиотеках, но в других условиях возможны и иные варианты.
3.2.Оформление договорных отношений с партнерами.
Для успешного функционирования РЦ в структуре библиотеки необходимо оформить отношения партнерства и согласовать его статус с руководителями и учредителями библиотеки (как правило, библиотеки не являются собственниками своих помещений и ресурсов. Обыкновенно собственниками являются отделы культуры местной администрации, иногда — отделы образования.) Все отношения между партнерами (библиотекой и НКО) регулируются Договором о некоммерческом сотрудничестве, где оговариваются все вопросы функционирования Ресурсного Центра, принадлежность фондов РЦ (собственником является общественная организация, а оперативным пользователем – библиотека), права и обязанности каждой из сторон, механизмы работы и отчетности, ответственность за работу РЦ.
В ситуации создания сразу сети ресурсных центров в конкретной области, при подготовке договора мы исходили из соображений, что договор должен гарантировать:
Договор о некоммерческом партнерстве разработан с помощью юристов, состоит из основной части и приложений, которые являются его неотъемлемой составляющей. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
В ходе работы по проекту нами установлена необходимость разработки нескольких документов, регулирующих взаимоотношения передаваемого фонда (и работы с ним) с библиотекой как единым субъектом в целом.
Эти документы разработаны и обсуждены на семинарах в ходе первого этапа проекта. Поскольку успешность работы такого партнерства во многом зависит от отношения к РЦ библиотечных работников, интересными представляются те вопросы, которые возникали в ходе обсуждения. Приводим сокращенный протокол первого семинара. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
3.3.Подготовка персонала. Содержание и задачи работы руководителя РЦ – библиотекаря. Конфликт интересов и ожиданий. Успех любого дела зависит от людей, успех общественной инициативы зависит только от людей, их отношения к делу, преданности идее и отношений между собой.
При создании ресурсных центров на базе публичных библиотек взаимодействуют профессиональные интересы и представления библиотечных работников и интересы организаторов некоммерческих (общественных) организаций.
Для эффективной работы РЦ необходимо:
а)сближение и прояснение интересов, мотивов и представлений всех взаимодействующих сторон;
б)специальная подготовка библиотекарей к работе с проблематикой третьего сектора и обучение компьютерным технологиям.
3.3.1.Прояснение мотивов и сближение представлений о работе РЦ библиотечных работников и общественных организаций.
ПРОБЛЕМА №1. Волонтерами РЦ должны были стать библиотекари, многие из которых не имели:
Работа РЦ рассматривалась библиотекарями с позиции дополнительного финансирования библиотеки как источник пополнения фондов библиотеки, комплектования учебной и познавательной литературой. Цели и задачи работы библиотеки автоматически переносились на цели и задачи РЦ, не воспринималась специфика РЦ как основания для улучшения отношений между некоммерческими организациями.
ПРОБЛЕМА№2.
В одной из библиотек, руководители которой подписали договор о некоммерческом партнерстве и создании РЦ, мы столкнулись с особенностями понимания администрацией условий работы библиотекаря. Руководители считали, что работой в РЦ библиотекарь должен заниматься в личное время, то есть сверх рабочего дня. Потребовались специальные переговоры для уточнения позиций и соглашения о том, что волонтер имеет право и должен работать в Ресурсном центре в обычном режиме, то есть за счет своего рабочего времени. Жизнь доказала, что там, где такие недоразумения не возникали, работа РЦ оказалась эффективной и принесла конкретные результаты — создание новых общественных организаций и консолидацию имеющихся.
Опыт показал, что до открытия ресурсного центра в библиотеке необходимо провести несколько мероприятий, направленных на подготовку персонала. Важнейшим из них является семинар, на котором сотрудники библиотеки и волонтеры из общественных организаций совместно разрабатывают концепцию РЦ, обсуждают свои ожидания и представления по поводу будущей работы. Важнейшими для согласованных действий являются следующие проблемы:
1.Миссия ресурсного центра в общине.
2.Цели и задачи работы РЦ, критерии оценки его деятельности.
3.Кто является «клиентом» нового подразделения (ресурса) библиотеки.
4.На каких условиях и кому предоставляется информация в РЦ.
5.Какова степень участия и ответственности за работу РЦ руководителя общественной организации (местного координатора форума НКО) и уполномоченных сотрудников библиотеки?
В процессе работы может возникать недопонимание межу сторонами или желание усовершенствовать работу. Целесообразно раз в полугодие собираться, чтобы обсудить состояние работы, проблемы и перспективы развития РЦ.
У библиотекарей могут возникать самые неожиданные проблемы в связи с работой РЦ. Это выяснилось на первом семинаре, где разрабатывалась модель РЦ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. По всем вопросам должен достигаться консенсус. Библиотекари, работающие с фондами РЦ, являются также волонтерами, хотя и на своем рабочем месте. Они нуждаются в дополнительной психологической подготовке и внимательном отношении со стороны общественников, так как их профессионализм в работе с информацией, преданность просветительству — неоценимый вклад в развитие «третьего сектора».
3.4.Дополнительное и специальное обучение персонала и волонтеров РЦ. Отбор программ и курсов обучения: необходимое и достаточное.
Сотрудницы библиотек, как правило, ничего не знают о существовании третьего сектора и особенностях его работы. Поэтому необходимо провести специальный семинар или обзорную лекцию по этой проблематике, предоставить соответствующую литературу. (Приложение №5)
Многие библиотеки, особенно в небольших и периферийных городах, не имеют компьютеров, персонал не работает с компьютерными технологиями. В случае оснащения РЦ компьютерными терминалами необходимо провести специальное обучение для сотрудников и волонтеров ресурсного центра, в которое включается «необходимое и достаточное»:
а) начальный пользовательский курс;
б) работа с Windows, Word, Exsel;
в) работа в Интернет, поисковые системы.
(Программы обучения прилагаются. ПРИЛОЖЕНИЕ №6 ).
Успех обучения заключался в непосредственной работе с компьютером, прохождении материала под руководством преподавателя-инструктора, выполнении конкретных заданий, тренинг — навыков. Итог обучения в проекте – все волонтеры могут свободно обращаться с компьютером и оперативно использовать электронную связь.
Источник