Как создать общественную организацию по противодействию коррупции

Антикоррупционная политика НКО. Как исполнить требования закона?

Государственные органы выдвигают к НКО требования по разработке мер по предупреждению коррупции внутри собственной организации. Ранее претензии по отсутствию внутренних антикоррупционных процедур предъявляли в основном к коммерческим структурам.

Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. То есть, это обязанность распространяется на все организации, в том числе и на некоммерческие. Отсутствие у НКО антикоррупционного плана может стать поводом для наезда на нее со стороны прокуратуры. Подобнее об этих требованиях закона и о том, как их можно выполнить, читайте в правовой справке (размещена ниже) адвоката Марины Агальцовой.

Новый тренд в претензиях госорганов к НКО — отсутствие документов по борьбе с коррупцией

Недавно НКО столкнулись с требованиями госорганов о разработке внутренних документов, которые содержали бы меры о предупреждении коррупции внутри самой НКО.

Многие НКО, в отличие от коммерческих структур, работают на доверительной основе – небольшой штат и приверженность каждого работника высоким идеалам, без которых в НКО делать нечего. Но закон требует, чтобы во всех организациях были разработаны, утверждены и доведены до сведения всех работников внутренние акты о противодействии коррупции. Разберемся с этим.

Требования закона

Ч. 1 ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В ч. 2 этой же статьи указано, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Центральным аспектом ч. 2 этой статьи является то, что она не обязывает организацию применять все меры. Организация может выбрать, какие меры она считает необходимыми для своей работы.

Важно, что суды поддерживают эту позицию. Так, например, Красноярский областной суд (региона-рекордсмена по количеству дел с требованиями прокуратуры внедрить организациям меры по противодействию коррупции) сказал: «Законодатель предоставил организации, в зависимости от специфики деятельности организации, ее организационно-правовой формы, иных особенностей, возможность выбора мер по предупреждению коррупции» (п. 4 «Обзор апелляционной и кассационной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за 2014 год» (утв. Президиумом Красноярского краевого суда 03.02.2015)

Возникает уточняющий вопрос: на кого распространяется требование о принятии мер по предупреждению коррупции?

Статья 13.3 очень кратка на этот счет. Она говорит про «организации». Ст. 50 ГК РФ называет «организациями» как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица. Отсюда следует вывод, что ст. 13.3 относится и к НКО.

Читайте также:  Рынок идей для бизнеса 2021

Дубинка для НКО?

Анализ правоприменительной практики показал, что, начиная с 2013 года, прокуратуры всех субъектов судятся с организациями (преимущественно коммерческими), обязывая их разрабатывать меры по предупреждению коррупции внутри себя. В качестве примеров можно привести апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2017 по делу N 33а-4718/2017, апелляционное определение Тверского областного суда от 11.07.2017 по делу N 33-2950/2017, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 07.07.2017 по делу N 33а-4998/2017, а также двадцать однотипных определений суда-рекордсмена — Красноярского краевого суда (например, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 12.11.2014 по делу N 33-10751/2014).

Таким образом, ранее требования по внутренним антикоррупционным процедурам предъявлялись в основном к коммерческим структурам. Но в последнее время все чаще статья 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» применяется к НКО.

Хорошая новость состоит в том, что требования ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» удовлетворить несложно. Надо разработать внутренний документ, который бы содержал антикоррупционные меры, утвердить его, ознакомить с ним сотрудников и назначить ответственных лиц. Предлагаем вам образец приказа об утверждении антикоррупционной политики и образец внутреннего документа антикоррупционная политика , который каждая НКО может доработать с учетом своей специфики, а затем внедрить в свою работу.

М.В. Агальцова, адвокат

P.S. После обсуждения с рядом НКО антикоррупционной политики, оказалось, что не все НКО готовы принять такой развернутый документ, как представленный в консультации выше. Для таких НКО нами подготовлен более простой документ, который размещен ниже. Обращаем Ваше внимание на то, что этот документ не соответствует «Методическим рекомендациям по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», которые являются не обязательным документом, а рекомендациями, но на которые государственные органы любят ссылаться при анализе антикоррупционных мер, принимаемых организацией.

Приложение: образец упрощенного документа Антикоррупционная политика light

приказа об утверждении антикоррупционной политики и образец внутреннего документа антикоррупционная политика , который каждая НКО может доработать с учетом своей специфики, а затем внедрить в свою работу.

М.В. Агальцова, адвокат

P.S. После обсуждения с рядом НКО антикоррупционной политики, оказалось, что не все НКО готовы принять такой развернутый документ, как представленный в консультации выше. Для таких НКО нами подготовлен более простой документ, который размещен ниже. Обращаем Ваше внимание на то, что этот документ не соответствует «Методическим рекомендациям по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», которые являются не обязательным документом, а рекомендациями, но на которые государственные органы любят ссылаться при анализе антикоррупционных мер, принимаемых организацией.

Приложение: образец упрощенного документа Антикоррупционная политика light

Источник

Противодействие коррупции в учреждении: 7 советов по организации и оформлению работы

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Читайте также:  Как организовать свой бизнес этапы

Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура. Чтобы избежать возможных претензий проверяющих, мы приготовили для вас несколько советов.

Совет 1. Определите подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.

При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.

Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.

Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.

Совет 2. Составьте план противодействия коррупции.

Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Совет 3. Проведите оценку коррупционных рисков и составьте карту коррупционных рисков.

Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.

Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.

Рекомендуем ознакомиться с:

  • рекомендациями по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации (утв. Минтрудом России, 18 сентября 2019 г.);
  • письмом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 18-0/10/В-8980 «О проведении федеральными государственными органами оценки коррупционных рисков».

Совет 4. Разработайте антикоррупционную политику.

Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях»).

Совет 5. Примите антикоррупционные стандарты, кодексы, положения и т.п.

Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:

  • круг лиц, попадающих под действие положения о конфликте интересов;
  • принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в учреждении;
  • действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;
  • порядок декларирования (раскрытия) конфликта интересов;
  • определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений.
Читайте также:  Идея бизнеса сборные грузы

При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и т.д.).

Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:

  • этики и служебного поведения работников учреждения;
  • обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
  • иной оплачиваемой деятельность и владение ценными бумагами;
  • использования информации ограниченного доступа.

Совет 6. Организуйте обучение и информирование работников по вопросам противодействия коррупции.

Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.

Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.

Совет 7. Проверяйте контрагентов.

Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение (смотрите примерную форму положения об обязательной проверке контрагентов, подготовленную экспертами компании «Гарант»).

Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.

Профессиональный сервис «Экспресс Проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ также позволит решить задачу проверки контрагента.

8. Наладьте взаимодействие между подразделениями (должностными лицами) осуществляющими внутренний контроль в учреждении и подразделениями (должностными лицами) ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.

Источник

Оцените статью