- Как создать общественную организацию молодежи
- Как создать молодежную организацию
- Инструкции
- Вывод
- Как создать общественную организацию? Документы для регистрации общественных объединений
- Определение общественного объединения
- Условия создания объединения
- Организационные типы объединений
- Ассоциации и союзы общественных объединений
- Территориальные уровни объединений
- Детские и молодёжные объединения
- Документы для регистрации объединения
- Требования к учредителям объединений
- Устав общественного объединения
- Предпринимательская деятельность объединений
- Создание общественного объединения без регистрации
Как создать общественную организацию молодежи
В общероссийском молодежном журнале «Наша молодежь» № 2(8)2010 было опубликовано интервью с Виталием Ереминым, в котором он делится своим мнением на проблему создания подростковой организации.
Людям, решившим создать подростковую организацию, нужна методика. Им важно знать, что за чем должно следовать.
Многое зависит от того, где вы хотите создать такую организацию . В большом городе или малом? А может на селе.Нужно также четко сознавать, какой требуется результат. В некоторых крупных городах необходимо комплексное оздоровление уличной среды. А можно взять малый город, где испорченность этой среды находится не на таком опасном уровне. Хотя и в малых городах процесс уже пошел. Учащаются случаи, когда подростки отбирают у прохожих сумки и мобильные телефоны, избивают учителей, занимаются рэкетом. А ведь малых городов в России, считающихся последним оплотом патриархальной нравственности, около 2800 и проживает в них 38 миллионов человек.
Возьмем для примера малый город, где мэр решил создать подростковую организацию. С чего ему начать?
С личности руководителя. Подчеркну, это должна быть личность! Можно поискать кандидатуру среди недавно отслуживших в армии или спортсменов. Армейский опыт и спортивные данные необходимы. Но не менее важны организаторские и педагогические способности, сильная воля и боевой настрой. Выдвигать на эту работу человека по каким-то другим соображениям — значит провалить дело. Выбор должен быть безошибочным. Нельзя создавать организацию с двух попыток. При первом же провале ее идея будет полностью дискредитирована.
Первое, о чем может подумать мэр: не поручить ли это дело тем, кто уже работает с детьми и молодежью? Мысль естественная. Но нужно учитывать, что опытные педагоги находятся в плену привычных форм и методов работы. А тут слишком много непривычного и противоположного их представлениям о том, как должно быть организовано воспитание. Существует опасность педагогической эклектики, смешивания предлагаемых (новых) и привычных (старых) методов работы. Едва ли этот гибрид понравится ребятам, особенно уличным.
Предположим, нашли подходящего человека.
Какой следующий шаг?
Нужно предусмотреть в местном бюджете расходы на содержание организации. Включить в смету пошив формы, стоимость материалов для ремонта штаб-квартиры, покупку микроавтобуса, строительство загородного лагеря, приобретение спортивного и культурно-массового инвентаря, мебели и т.д. Необходимо включить в штатное расписание ставку заведующего хозяйством и не пожалеть средств на зарплату руководителя организации: работа у него будет на износ.
Основные расходы — стартовые. Как только организация встанет на ноги, ребята должны во многом обеспечивать ее нужды коллективным трудом.
Организация должна получить приличное помещение со спортивным залом. Не обязательно в готовом виде. Даже хорошо, если потребуются ремонт или небольшая реконструкция. Я уже говорил о значении труда в формировании коллектива. Штаб-квартиру, свой второй дом, ребята должны оборудовать и привести в порядок сами. Что такое «приличное помещение»? В малых городах до сих пор немало особняков с большими дворами. Это как раз то, что требуется. Организации нужна прилегающая к зданию территория. Только не надо ее огораживать высоким забором.
Нужно сразу выбрать место для загородного летнего лагеря, желательно не дальше 5-6 километров от города, чтобы ребятам было нетрудно добираться туда и обратно пешком. Меня вообще удивляет, почему наши малые города не имеют своих стационарных летних лагерей. Если нет лагеря, то нет и серьезного, эффективного летнего воспитания детей. Летом улица особенно сильно затягивает ребят.
Короче говоря, на начальном этапе должны быть решены, прежде всего, организационные и финансовые вопросы. И какой продолжительности должен быть подготовительный период?
Прежде чем родиться, подростковая организация должна быть идеологически и организационно выношена. Это непременное условие. Для этого требуется не меньше полугода. Этот период лучше обозначить с осени до весны. Организация должна открыться примерно в марте. За три месяца можно сделать ремонт штаб-квартиры. Все необходимые материалы должны быть готовы. Май — самая пора заниматься лагерем.
За эти полгода нужно перечитать Макаренко, овладеть его методом. Это фундаментальное требование. Без досконального знания Макаренко работа руководителя организации превратится в нагромождение ошибок.
Нужно придумать также название организации, ее девиз, написать устав, разработать структуру, нарисовать эмблему и эскиз формы. Эту работу не может выполнить один человек. Организация должна стать детищем не одного человека, каким бы талантливым он ни был, а социальным сотворчеством группы поддержки из числа школьников-старшеклассников (будущих лидеров) и группы единомышленников из числа взрослых (будущих инструкторов, тренеров, руководителей кружков и секций). Желательно, чтобы это были люди из местной интеллигенции.
Устав, как свод норм, прав, обязанностей и требований, утверждается самими ребятами на общем сборе. Чем афористичней и веселей устав изложен, тем лучше. В организации должна царить атмосфера делового мажора. Бодрому, веселому настроению в коллективе нужно придавать особое значение, и это очень правильно. Мажор — показатель морального здоровья коллектива.
Какие принципы должны быть изложены в уставе?
В принципе, могу кое-что предложить. Есть пять главных заповедей, которых должны придерживаться все члены организации — как подростки, так и взрослые.
1. Организация живет по принципам братства порядочных людей.
2. Каждый член организации находится под ее защитой.
3. Смысл своей деятельности организация видит в служении местному обществу. Основные формы служения — охрана правопорядка, природы и общественно-позлезный труд.
4. Организация служит стране, готовя своих членов к службе в армии и поступлению в высшие военные училища.
5. Сила организации — в ее демократическом устройстве, строгой дисциплине и любви ребят к своему «второму дому».
Если кто-то и начнет создавать такие организации, то это мэры, действительно болеющие за свой город. Которые поймут, что может такая организация, каковы ее возможности. Повторим, что такая организация должна стать детищем местной интеллигенции и местной власти. Тогда ее успех гарантирован.
Администрации городов видят сегодня основной смысл своей работы в благоустройстве и улучшении быта людей. Но много ли толку от этих забот, если поведение подростков и молодых людей все больше становится бескультурным? Со временем города станут лучше и краше, но кто в них будет жить?
Простой пример: все чаще здания в городах отделывается снаружи сайдингом. Красиво, но эта красота все чаще подвергается вандализму. Сайдинг срывают, на нем рисуют, пишут разные слова. Если ничего не делать, все усилия местной администрации пойдут насмарку.
Или посмотрите, как ведут себя сегодня подростки,потпирая спинки скамеек и забравшись на них с ногами. Бросают, где попало, окурки, бутылки, банки из-под напитков. Ругаются в присутствии взрослых, грубят— когда им делают замечания. Девочки рано теряют представления о девичьей чистоте. Среди удовольствий все больше места занимают алкоголь и наркотики. Ночью, а иногда и среди бела дня сверстники могут отобрать деньги и мобильный телефон.
Спросите у школьных педагогов, какого они мнения о многих родителях сегодняшних детей. То, как ребенок учится и ведет себя в школе, их не интересует, это больше волнует бабушек. А ведь все дети через 5-10 лет сами станут родителями, не так уж трудно представить, мэр не может об этом не задумывать. Но, возможно, ему потребуются дополнительные аргументы подтверддающие, что организация действительно может изменить наших детей, подростков и молодежь, что при создании подростковой организации участвует самая активная часть молодежи.
Речь идет об организации, а не соуружении, клубе или объединении, потому, что правильно созданная организация — это совокупная энергия, совокупная воля и совокупная сила, способные контролировать, требовать и следить за тем, как требования изменяются.
Правоохранительные органы не способны остановить распространение подросткового алкоголизма, наркомании и развязного поведения в общественных местах. Но положение изменится, если к решению этих проблем подключится подростковая организация — как самостоятельно, так и в сотрудничестве с милицией, прокуратурой и наркоконтролем.
Санитарный порядок в малых городах в плачевном состоянии. Коммунальщики с этой проблемой не справляются. Но справятся, если им поможет подростковая организация. Отчасти на энтузиастских началах, отчасти — за плату.
Сегодня подростки соответствуют той роли, которая им отведена — роли шалопаев. Но если передать на их ответственность некоторые стороны нашей жизни и таким образом изменить их социальную роль, они начнут соответствовать этой роли.
Здесь мы переходим к трудовой деятельности организации на благо города. Вовлечение подростков в обслуживающий труд диктуется сегодня демографической ситуацией. Есть много видов простых работ, которые пенсионерам не по силам. Отдавать их, как это уже делается, мигрантам? А может, все-таки внушить подросткам, что предаваться праздности сегодня непатриотично?
В администрациях некоторых малых городов уже существуют центры занятости подростков. Нужно только изменить их работу. Специально назначенный чиновник должен находить ребятам работу и обеспечивать доплаты из местного бюджета за те виды работ, которые оплачиваются какими-то работодателями недостаточно высоко.
Подростки могут работать почтальонами, дворниками, озеленителями, малярами, охранниками, консьержами, курьерами, медбратами, а самые сильные — даже грузчиками. Могут ремонтировать подъезды и скамейки, утеплять окна, сажать деревья, убирать мусор в лесу и на берегах водоемов, собирать металлолом, макулатуру и стеклотару, красить весной деревья и бордюры, производить ямочный ремонт дорог. Могут выполнять несложное сервисное обслуживание (например, мойку) автомашин в автомастерской, которую можно разместить рядом со штаб-квартирой. По соседству с летним лагерем можно поставить теплицы, выращивать там овощи и ягоды и продавать на местном рынке. Можно организовать обучение подростков разным профессиям, привлекая к этому делу пенсионеров. Один старик, первоклассный мастер кладки печей и каминов, жаловался мне, что его профессия исчезает. Он обратился в администрацию малого города, предложил свои услуги в качестве наставника, но ему сказали, что дети у нас танцуют, пляшут, играют, а обучение их кладке печей и каминов программой воспитания не предусмотрено.
Работающих членов организации должно быть видно издалека. Нужна специальная униформа наподобие той, которая существует у работников «Макдоналдса». И совершенно обязательно, чтобы труд хорошо оплачивался.
Знаю в Москве молодежное объединение, взявшееся наводить порядок во дворах. Ребята все делали лучше настоящих дворников, но забыли заключить трудовой договор. Думали: зачем, ведь они имеют дело с органом власти — префектурой? Но префектура обманула, не оплатила работу. Случай, на мой взгляд, вопиющий.
Напрашивается вывод: подростковая организация — это не просто воспитание детей и подростков в определенном духе. Это нечто большее.
Это закладывание основ гражданского общества там, где оно и должно создаваться, — на уровне общего места жительства.
Источник
Как создать молодежную организацию
В последнее молодежь нашей стран пытается очень активно принимать участие в общественной жизни, все больше интересуется спортом. Но, к большому сожалению, мало кто из них знает, как правильно оформить молодежную организацию, в частности футбольную команду. Для её образования необходим инвентарь, мячи и сетка футбольная, а также личная форма для каждого игрока, об этом осведомлены все. А для последующего функционирования необходимо правильно оформить все документы.
Инструкции
Разберем пошагово, что необходимо делать, чтобы правильно создать молодежную организацию:
- Оценить шансы на успех и продумать все подробности деятельности от возникновения организации до её нормальной работы с другими организациями, в частности со спонсорами.
- Поговорить с организаторами уже функционирующих организаций и внимательно слушать и запоминать все, что они скажут, потому что опыт – главное.
- Для того чтобы организация имела популярность, ее лидер обязан быть ответственным. На сегодняшний день конкуренция зашкаливает, и требования к таким организациям все время растут и меняются.
- Молодые люди, которые вступают в такие организации, должны быть настроены на достижение поставленных задач. Также важно делать упор не на количество, а на качество выполненной работы.
- Документы. Это основа будущей деятельности. Стандартными для подачи в администрацию муниципального образования считаются устав, договор учредителей, регистрационное заявление и квитанция оплаты сбора. Необходимо сделать копии всех документов.
- Спонсоры. Необходимо заранее пообщаться с фирмами и компаниями, которые смогут постоянно выделять хотя бы немного денег.
Вывод
Прежде чем начинать деятельность любой молодежной организации, необходимо подготовить «почву» для её полноценной деятельности и разобраться в тонкостях её создания и ведения.
on Суббота, 12 Сентябрь 2015. Posted in Статьи
Источник
Как создать общественную организацию? Документы для регистрации общественных объединений
Свободное объединение для защиты своих законных интересов является одним из прав человека и гражданина, указанных в Основном законе государства. Конечно, не всякое коллективное образование подпадает под действие этой нормы. Только действующая на постоянной основе, созданная и внесённая в государственный реестр группа может быть признана общественным объединением и подпадать под защиту ст. 13 Конституции РФ.
Определение общественного объединения
Указанное право граждан реализуется как в форме непосредственного объединения в коллектив, так и через зарегистрированные организации — общественные объединения. Последний вариант более предпочтителен для тех, кто нацелен на достижение конкретных результатов (общественный контроль, законотворческая инициатива), а не просто выражение своей активной позиции. Зарегистрированное общественное объединение защищено со стороны государства, имеет возможность отстаивать свои права и интересы, участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе), а также защищать интересы свои или своих членов в суде.
Статья 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей.
Условия создания объединения
Перед тем как создать общественную организацию следует убедиться, что формирование отвечает следующим условиям:
- Добровольный характер создания — объединение учреждается по инициативе граждан или юридических лиц, пожелавших стать его основателями. Предварительных разрешений (согласований) для этого процесса не требуется, а учредители должны быть связаны общим интересом.
- Самоуправляемость — инициативное и независимое принятие участниками всех решений по управлению объединением, включая определение структуры, управленческих и финансово-ревизионных органов.
- Некоммерческий характер — объединения не ведут деятельность, связанную с регулярным получением прибыли, которую в последующем и распределяют между участниками.
Это принципиальное отличие, отделяющее такие формирования от коммерческих юридических лиц.
Организационные типы объединений
Формы общественной организации — это установленная в действующем законодательстве совокупность условий и признаков, характерных для определённой категории общественных объединений, состоящая из характеристики целей создания, порядка взаимоотношений между участниками и сторонними лицами, а также порядок управления имуществом и доходами.
Выбор формы создаваемого объединения – это прерогатива его учредителей.
Закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ раскрывает их перечень:
- Общественная организация. Распространённая форма организационно-правового устройства, признаками которой являются обязательное членство (подтверждаемое документально) и совместная деятельность для достижения поставленных целей. Например, общественными организациями являются профессиональные союзы, потребительские общества, товарищества собственников жилья.
- Общественное движение. Для этой формы характерны массовость, с отсутствием зарегистрированного членства и без необходимости поддерживать постоянную связь и деятельность. Она направлена на удовлетворение нематериальных интересов и желаний граждан (благотворительность, культура, образование, экология, защита животных и т. д.). Общественные движения могут объединять большое количество людей разного возраста и положения, что, соответственно, позволяет организовывать многолюдные мероприятия.
- Общественный фонд. Деятельность таких объединений достаточно специфична, так как она состоит в формировании и управлении имуществом, которое в дальнейшем направляется на уставные цели. Источниками благосостояния фондов являются добровольные взносы, пожертвования и иные незапрещённые поступления. При этом передача имущества учредителям недопустима.
- Общественное учреждение. Здесь также отсутствует зарегистрированное членство, но его деятельность ограничена сферой оказания услуг определённого вида, направленных на достижение уставных целей.
- Орган общественной самодеятельности. Такие общественные объединения возникают по месту проживания, работы или учёбы и направлены на разрешение социальных проблем тех, кто входит в само формирование. К органам самодеятельности относятся народные дружины, родительские комитеты, добровольные пожарные команды, библиотечные советы и пр.
- Политическая партия. Эта форма общественного объединения ставит целью вовлечение граждан РФ в политическую жизнь общества в виде формирования их убеждения и позиции, участия в акциях (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), в выборах разного уровня и референдумах, а также для представления интересов.
Помимо организационных форм существует и множество иных критериев для классификаций. Например, в зависимости от того, в чью защиту действует объединение, выделяют детские и молодёжные общественные организации, общества защиты инвалидов, участников ВОВ, общество слепых и прочее.
Ассоциации и союзы общественных объединений
Общественные организации разных форм для достижения лучших результатов в работе могут образовываться в союзы и ассоциации. Члены такого коллективного объединения участвуют в его управлении через своих представителей.
При этом формирующим признаком ассоциаций является однотипность всех участников (единообразие форм объединений), а для союзов — общность целей, ради которых он создаётся. Также возможна ситуация, когда членом союза становится ассоциация, которую можно назвать первичным коллективным общественным объединением.
Союз общественных организаций, как и ассоциация, в своей работе ориентируется главным образом на координацию работы своих членов и повышение уровня ее эффективности. Достигаются эти цели за счёт проведения совместных мероприятий, обмена информацией и привлечения материальных средств.
Для достижения эффективного результата, коллективные объединения регистрируют в качестве юридических лиц. Тогда ассоциация и союз получают возможность не только совещаться и вырабатывать общую стратегию деятельности, но и формировать финансовые и материальные средства для реализации разнообразных проектов, программ и мероприятий.
Создание ассоциации или союза с учётом того, что в качестве учредителей выступают юридические лица, проходит аналогично процедуре регистрации любого общественного объединения. Однако объём учредительного договора значительно выше, так как в его содержании следует подробно описать отношения сторон (членов союза или ассоциации) на неопределённый период, установить права и обязательства, ответственность и порядок взаимодействия.
Имущество коллективного объединения формируется за счёт регулярных поступлений участников. Размер и порядок внесения взносов должен быть определён в учредительном договоре и уставе. Активы ассоциации или союза могут создаваться из следующих источников:
- регулярные или единовременные членские взносы;
- пожертвования (в том числе целевые);
- выручка от продажи продукции, выполнения заказов и оказания услуг;
- дивиденды и прочие доходы (проценты по акциям, ценным бумагам, вкладам);
- доход от собственности (арендная плата и пр.).
Территориальные уровни объединений
Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:
- Общероссийская общественная организация — имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
- Межрегиональная общественная организация — имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
- Региональная общественная организация — осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
- Местная общественная организация — проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.
Детские и молодёжные объединения
Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами — Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.
Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.
Молодёжные общественные организации имеют право включать в уставные документы ограничения по возрасту для участников. Таким образом, возрастная категория членов будет демонстрировать, что общественное формирование принадлежит к молодёжным объединениям.
Документы для регистрации объединения
Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.
Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.
Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:
- Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
- Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
- Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
- Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
- Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
- В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.
Комплект документов подаётся на регистрацию не позднее 3-х месяцев со дня проведения учредительного собрания. Сам процесс внесения объединения в реестр в качестве юридического лица должен длиться не более 17 дней. Это в 3 раза дольше, чем для коммерческих объединений и обусловлено спецификой статуса.
Требования к учредителям объединений
Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.
Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.
Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, — это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.
Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.
Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:
- Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
- Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
- Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
- Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
- Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.
Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.
Устав общественного объединения
Подробности структуры, будущей деятельности, особенностей отношений между участниками и прочие положения описываются в уставе, который является учредительным документом объединения. Содержание этого документа, в общих чертах, состоит из следующего:
- Общие сведения о создаваемом общественном объединении — наименование (полное, сокращённое), адрес, организационная форма и территория, в пределах которой осуществляется деятельность.
- Цели объединения, под которым понимают предполагаемый результат его существования. Следует учитывать, что декларируемые в уставе намерения не могут быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть извлечением прибыли. Общественная организация России должна стремиться к достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, а также целей охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов, мирного разрешения конфликтов, оказания помощи (психологической, юридической, материальной). Перечень благих намерений очень велик и всегда составляется с учётом объединения.
- Подробное описание структуры объединения, управляющих и финансово-ревизионных органов с описанием их полномочий, порядка формирования и работы. Права общественных организаций по определению компетенции, формирования и срока полномочий руководящих органов очень широки. В качестве них могут выступать периодические конференции, общие собрания, правление, совет объединения, попечительский совет (для фондов). В целом, все управленческие структуры делятся на высшие, определяющие направление и принцип работ, и исполнительные, отвечающие за текущее руководство. Ревизионные органы, в свою очередь, осуществляют контроль за финансовой деятельностью общественного объединения, направляя аккумулированное имущество для исполнения уставных целей.
- Положение о сменяемости и переформировании руководящих и контрольно-финансовых органов по завершении срока, определенного учредителями.
- Условия получения и утраты членства, а равно порядок вступления и исключения из объединения.
- Перечень прав и обязанностей членов (участников) общественного объединения. Так как в основе создания формирования лежит добровольность, то устав не должен обязывать их совершать что-либо ради эффективной деятельности организации. В основном, обязанности участников касаются своевременной уплаты взносов, участия в управлении, выполнения решений руководящих и ревизионных органов, недопустимости нанесения ущерба. Перечень прав членов объединений, помимо закреплённых в законе, может включать возможность получения информации о работе организации в целом и его органов в частности, получение помощи, консультаций, участия в проводимых мероприятиях, получение льгот и привилегий.
- Символы общественного объединения имеют огромное значение для его деятельности и потому их описание (в том числе графические изображения) приводится в содержании устава.
Требованиями устава общественного объединения должно руководствоваться и само объединение как юридическое лицо, и его учредители (участники). Другие участники правоотношений с конкретным общественным объединением также должны учитывать положения устава общественного объединения-партнера, поскольку обмен копиями учредительных документов является общепринятой практикой при заключении любого типа договоров.
Предпринимательская деятельность объединений
Учредители нередко задумываются над вопросом, как создать общественную организацию, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность с извлечением прибыли, которая покроет, полностью или частично, расходы объединения. Согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ любые некоммерческие объединения вправе осуществлять приносящую прибыль деятельность, если это предусмотрено их Уставом. Однако норма содержит и ограничение — доход должен быть направлен на достижение целей объединений и не может перераспределяться между его участниками (членами).
Общественные организации могут получать прибыль из следующих источников:
- использование имущества, в том числе сдача его в аренду;
- производство товаров и оказание услуг;
- размещение денежных средств на депозитных счетах;
- приобретение и оборот акций и ценных бумаг;
- участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.
Стоит принять к сведению позицию Высшего Арбитражного Суда, который в Постановлении № 1441/97 от 08 июля 1997 г. не признал доходом проценты, полученные жилищно-строительным кооперативом от размещения средств на депозитном счете в Сбербанке России. Суд указал, что деятельность кооператива не является предпринимательской, поскольку реализуется не самой некоммерческой организацией, а её представителем (банком).
Однако, если прибыль поступает систематически, составляет большую часть его доходов и направляется на нужды самого формирования, такая деятельность общественных организаций уже является предпринимательской.
Создание общественного объединения без регистрации
Информация о процедуре и требованиях к регистрации общественных организаций находится в открытом доступе. Но далеко не все могут понять, как создать общественную организацию без формальной регистрации.
Подобное формирование возникает как обычное объединение граждан, и право на его создание предусмотрено в ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Требования и порядок создания объединения не отличаются от предусмотренных для общественных организаций, выступающих в качестве юридического лица. Однако перечень документов ограничивается уставом и учредительным договором, остающимся на хранении в руководящем органе.
Среди преимуществ неформальных объединений выделяют возможность не вести бухгалтерскую и налоговую документацию, не тратить средства и время на регистрацию и составление отчётности в Министерство юстиции. Но с другой стороны объединение без получения статуса юридического лица не может быть участником гражданского оборота, иметь собственные средства и открывать счета в банках, выступать в качестве представителя интересов, управлять имуществом. Таким образом, оно может использовать только совещательные возможности и обмениваться информацией.
Источник