Как создать народное предприятие это

Статья 2. Порядок создания народного предприятия

Статья 2. Порядок создания народного предприятия

1. Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала.

Создание народного предприятия иным способом не допускается.

2. Участники коммерческой организации в установленном законодательством Российской Федерации и учредительными документами данной организации порядке принимают решение о преобразовании ее в народное предприятие.

3. Участники коммерческой организации, голосовавшие против преобразования коммерческой организации в народное предприятие, имеют право в течение одного месяца после даты принятия указанного решения предъявить требование о выкупе своих акций (долей, паев) полностью или частично.

4. Работники коммерческой организации, участники которой приняли указанное в пункте 2 настоящей статьи решение не менее чем тремя четвертями голосов от их списочной численности, в установленном законодательством Российской Федерации порядке дают согласие на создание народного предприятия.

В случае, если работники коммерческой организации не дали согласия на создание народного предприятия, решение участников коммерческой организации о ее преобразовании в народное предприятие считается несостоявшимся.

5. Если работники коммерческой организации дали согласие на создание народного предприятия, те из них, кто решил стать акционером народного предприятия, и участники коммерческой организации, подлежащей преобразованию, заключают договор о создании народного предприятия.

В случае, если участники коммерческой организации и ее работники, решившие стать акционерами народного предприятия, не достигли согласия по условиям договора о создании народного предприятия, указанное в пункте 2 настоящей статьи решение считается несостоявшимся.

Источник

Порядок создания народных предприятий могут упростить

Липецкий областной Совет депутатов предлагает внести ряд корректировок в законодательство, регулирующее особенности правового положения АО работников (народных предприятий). Соответствующая законодательная инициатива 1 внесена сегодня на рассмотрение нижней палаты парламента.

Законодательный орган намерен, в частности, упростить и оптимизировать порядок создания и преобразования организаций в народное предприятие для увеличения их количества. С этой целью планируется предусмотреть возможность создания народных предприятий путем учреждения нового АО. Также может быть отменено требование к количеству акций, которым должны обладать работники к моменту принятия решения о создании народного предприятия. Сегодня такое предприятие может быть создано только путем преобразования любой коммерческой организации кроме ГУПов, МУПов и ОАО, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»; далее – закон о народных предприятиях).

Кроме того, законопроектом может быть изменена номинальная стоимость акций народного предприятия, которая должна принадлежать его работникам. Предполагается, что она будет составлять более 51% уставного капитала такого предприятия, тогда как сегодня этот показатель равен 75% (п. 2 ст. 4 закона о народных предприятиях). Липецкий областной Совет депутатов считает данное значение наиболее разумным и эффективным, подчеркивая его соответствие мировому опыту. Так, работники Испании должны обладать 51% акций предприятия для его преобразования его в трудовое акционерное общество.

В каких случаях полномочия директора АО могут быть прекращены? Узнайте в «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Документ также предусматривает корректировку еще двух показателей, – среднесписочной численности работников предприятия и его минимальный уставной капитал, а также отмену требования к максимальному числу акционеров народного предприятия. Первый показатель планируется уменьшить до 25 с 51 человека (п. 1 ст. 9 закона о народных предприятиях). А второе значение может быть представлено в виде конкретной суммы в 100 тыс. руб. Тогда как по действующему законодательству минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия (п. 7 ст. 4 закона о народных предприятиях).

Напомним, что с 1 января 2016 года он закреплен в размере 6204 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что Совет законодателей при Федеральном Собрании РФ уже рассмотрел данный документ и не выразил каких-либо замечаний по его концепции.

Источник

Народное предприятие: характеристика и особенности

Данное явление уже распространено в нашей стране, регулируется специальным законодательным актом. Но, тем не менее, о народном предприятии многие судят весьма обще. Поэтому давайте вместе разберемся, что это такое, в чем особенность данного объединения, чем оно отлично от других.

Что это?

Представим характеристику народных предприятий (НП), данную словарями:

  • Так называется предприятие, которое находится в коллективном владении своих работников. Собственность при этом не разделяется на доли или паи, а полностью принадлежит всему коллективу. Управление ведется привлеченными менеджерами, а также советом управляющих.
  • Закрытое акционерное общество, где число ценных бумаг у конкретного пайщика зависит от объема вкладываемого им труда.
  • Характерное для России АО работников, которое основано по порядку, предписываемому ФЗ №115. Создание — преобразование коммерческой организации, кроме муниципального и государственного унитарного предприятия, а также акционерных обществ, в которых работники владеют менее чем 49 % от уставного капитала.
  • Предприятие, находящееся в коллективной собственности своих работников, чья прибыль и имущество не могут быть разделены на паи или доли.

От АО к НП

Самая распространенная для российской и мировой практики форма существования хозяйствующих объектов — это АО. Но сегодня уже многим достаточно ясно представляются недостатки таким обществ. Самый существенный — корпоративный конфликт между общностями крупных и мелких акционеров. В результате таких споров легко можно сменить собственника на более «удобного» человека. Никто также не отменяет поглощение одного АО другим в результате подобных козней.

Все вышесказанное характерно и для публичных, и для закрытых АО. На их фоне выделяется другой тип предприятия, свободный от изложенных недостатков, — народный. Хоть законодательством РФ такая форма введена еще в 1998 году, долгое время она не была в широкой известности. Оно и логично — в народном предприятии директорской «верхушке» трудно стать фактическим собственником всего объекта.

Но народные предприятия в России и других странах становятся в наши дни все более и более популярными. В мире уже 10 % служащих и рабочих трудятся на объектах подобного типа. Самые высокие показатели в США — 15 %. И, надо сказать, процесс не думает останавливаться, ведь любому здравомыслящему человеку ясно, что образование НП приведет к демократизации собственности, смягчению неравенства в обществе, социальной стабильности.

Читайте также:  Как открыть свое дело женщине идеи

Таким образом, будущее – это соединение капитала и труда, переход рабочего класса к уровню жизни среднего с уже приемлемыми условиями жизни.

Суть НП

Так в чем заключены особенности народных предприятий? Приведем несколько знаковых моментов:

  • Именно здесь у работников есть право безвозмездно получить акции своей компании путем распределения ценных бумаг между всеми членами общества.
  • В НП возможен защищенный законодательством полный контроль рабочих над финансовыми потоками своего предприятия.
  • Прибыль после вычета налогов остается в распоряжении НП. Далее она направляется на экономическое стимулирование работников, развитие производства.
  • В отличие от ПАО, ЗАО, народное предприятие — это ежегодное вознаграждение каждого из работников объемом акций, который пропорционален размеру его з/п. Такой факт стимулирует большую производительность труда и снижает текучесть кадров. Ведь человеку гораздо выгоднее продуктивно и долго работать, чтобы при увольнении получить неплохую сумму от отчуждения акций.
  • Таким образом, приватизация проходит периодически, поэтому акционером на следующий год может стать и вновь принятый работник.
  • Устанавливается ограничение на максимальное владение акциями одним участником. Также нормируется и наибольшая зарплата гендиректора.
  • Сторонние акционеры не могут получить большую долю акций — на все их число распределяется только 5 % от всего уставного капитала.

Ключевые преимущества НП

Несомненными плюсами народного предприятия являются следующие факторы:

  • Контрольный пакет акций объекта всегда остается в руках у работников, что не ставит перед ними препятствий вкладывать средства в развитие собственного предприятия.
  • Одна из немногих форм, которая не дает возможности поглощения одной организацией другой.
  • Предполагает «прозрачность» отчетных документов, что делает НП довольно привлекательным для инвесторов.
  • Мощные стимуляторы развития корпоративной культуры, современного корпоративного управления.

Характеристика НП

Приведем ряд пунктов, которые помогут наиболее полно охарактеризовать народное предприятие:

  • Обязательное условие — 75 % уставного капитала всегда принадлежит работникам НП.
  • Абсолютно все сотрудники каждый год совершенно безвозмездно наделяются ценными бумагами предприятия согласно сумме своей годовой зарплаты.
  • Обязанность трудящегося при увольнении — продать принадлежащие ему акции обратно НП. Последнее обязано их выкупить по актуальной на тот день рыночной стоимости. На это отводится до 30 % чистых активов данного предприятия.
  • Вновь принятых работников пропорционально размеру их з/п НП также обязано наделить акциями — не ранее чем через 3 месяца и не позже чем через 2 года после трудоустройства.
  • Акции НП не могут приобрести следующие лица: гендиректор, его помощники и заместители, члены ревизионного совета и наблюдательной комиссии.
  • Число акционеров — не более 5 тысяч. Среднесписочное число работников — не менее 51 человека.
  • Решения на общем собрании принимаются по закону «один голос = один акционер».
  • Число акционеров-работников не может быть больше 10 % от списочной численности.
  • Ведется эмиссия только обыкновенных акций.
  • З/п гендиректора ограничивается коэффициентом от средней оплаты труда рядового работника за год.
  • У одного трудящегося не может быть число акций, превышающее 5 % от уставного капитала.
  • Во время работы можно продать только 20 % своих акций другим сотрудникам или самому НП.

Что может обратиться в НП?

Согласно действующему законодательству, народным предприятием может стать любая коммерческая форма кроме ФГУП и МУП.

Для ПАО при этом одно условие — работники должны владеть не менее чем 49 % всех акций. Для закрытых АО такое условие не выдвигается.

Создание народного предприятия

Преобразование в НП ведется по следующему алгоритму:

  1. Принятие решения об обращении в народное предприятие на общем собрании акционеров большинством голосов.
  2. Выражение согласия (путем проставления подписей на протоколе) на преобразование ¾ работников от всей списочной численности.
  3. Подписание договора на создание НП теми акционерами, кто владеет 75 % ценных бумаг.
  4. Принятие устава НП большинством голосов.
  5. Регистрация документа о выпуске акций в РО ФКЦБ РФ.
  6. Внеочередное собрание акционеров по избранию органов правления.

Сегодня необходимые документы по обращению в НП возможно получить в РСНП (Российском союзе народных предприятий). Переходим к последнему пункту.

Законодательное регулирование

Такие объединения регулирует ФЗ №115, принятый в 1998 году (последняя правка была проведена в 2002-м), — «Об особенностях правового положения народных предприятий (акционерных обществ работников)».

Законодательный акт довольно распространен и подробен — состоит из 16 статей:

  1. Отношения, которые регулируются данным ФЗ.
  2. О порядке основания народного предприятия (НП).
  3. Устав, договор о создании НП.
  4. Уставной капитал.
  5. Наделение работников акциями предприятия.
  6. Ряд ограничений на владение и отчуждение ценных бумаг НП.
  7. Выкупная цена акций, порядок выплаты дивидендов.
  8. Продажа акции НП, находящихся на его балансе.
  9. Количество работников и акционеров НП.
  10. Об общем акционерном собрании.
  11. Внеочередное общее собрание акционеров.
  12. Наблюдательный совет НП.
  13. Гендиректор народного предприятия.
  14. Контрольная (ревизионная) комиссия НП.
  15. Порядок осуществления контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью НП.
  16. О вступлении в силу настоящего ФЗ.

Народное предприятие сегодня — одна из самых прогрессивных форм хозяйствования. С уверенностью можно считать, что именно за ней — будущее.

Источник

Народные предприятия — будущее России

В качестве примера народного предприятия был взят «Совхоз им.Ленина»

Обсуждение по теме:

Смотреть документальный фильм о предприятии ЗАО «Совхоз им. Ленина», которое находится в Московской области, Ленинском муниципальном районе:

Что такое народное предприятие?

Законом Российской Федерации от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» в гражданское законодательство введена новая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности — акционерное общество работников (народное предприятие). При этом к народному предприятию применяются правила Закона РФ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.

Таким образом, правовое положение народного предприятия регламентируется двумя законами. Причем оба этих закона определяют народное предприятие как акционерное общество. Как известно, акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Каждая из акций определяет совокупность обязательств данного общества перед ее собственником, акционером. Эти обязательства общества находят свое выражение в том, что каждый акционер, даже обладающий одной акцией, имеет совершенно определенные права: принимать участие в работе общего собрания акционеров, быть избранным в органы управления общества, получать дивиденды и т.д.

До вступления в силу Закона о народных предприятиях акционерные общества подразделялись на два типа — открытые и закрытые акционерные общества. Согласно п.3 ст.7 «Открытые и закрытые общества» Закона об акционерных обществах, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом.

Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Правовое положение закрытого акционерного общества, его деятельность всесторонне и подробно регламентируется Законом об акционерных обществах.

С вступлением в силу Закона о народных предприятиях возник еще один тип акционерного общества — акционерное общество работников (народное предприятие).

Что же «иное» внес Закон о народных предприятиях в правовое положение закрытого акционерного общества, определив тем самым особенности правового положения народного предприятия, в чем заключаются эти особенности? Остановимся на основных.

  1. Работникам народного предприятия должно принадлежать более 75 процентов его акций.
  2. Народное предприятие вправе ежегодно увеличивать свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций на сумму не менее суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год. Эти дополнительные акции, а также акции, выкупленные в определенном Законом порядке народным предприятием у своих акционеров, распределяются между всеми, имеющими на то право работниками пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. На вновь поступивших на народное предприятие работников это правило распространяется, если они проработали не менее 3 месяцев в отчетном финансовом году. Уставом народного предприятия может быть установлен иной период работы, по истечении которого вновь поступившие на работу лица, наделяются акциями. Однако он не может быть меньше 3 и более 24 месяцев.
  3. Один работник-акционер не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов его уставного капитала. Эта максимальная доля акций может быть уменьшена уставом народного предприятия. Если же по каким-либо причинам у одного работника-акционера окажется акций больше максимального количества, определенного уставом, народное предприятие обязано выкупить у работника-акционера излишек акций, а работник-акционер обязан продать этот излишек народному предприятию.
  4. Работник-акционер вправе продать свои акции только в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
  5. Народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а последний обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости. При определенных обстоятельствах этот акционер вправе продать свои акции работникам народного предприятия по договорной цене.
  6. Число работников-неакционеров за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов общей численности работников народного предприятия.
  7. При принятии общим собранием акционеров народного предприятия решений, затрагивающих интересы всех работников-акционеров (независимо от количества принадлежащих им акций) применяется принцип голосования «один акционер — один голос».

Как видим, вновь принятый Закон гарантирует, что при любых обстоятельствах, постоянно, подавляющее большинство акций народного предприятия принадлежит его работникам. В руках физических лиц, не являющихся работниками народного предприятия, и (или) юридических лиц может быть сосредоточено лишь менее 25 процентов его акций.

Владея более чем 75 процентами акций народного предприятия, его работники-акционеры получают возможность блокировать принятие любого невыгодного им решения общего собрания акционеров.

Мало того, работники-акционеры получают возможность по своему усмотрению формировать состав наблюдательного совета и ревизионной (контрольной) комиссии народного предприятия, избирать его генерального директора.

Таким образом, Закон полностью отдает приоритет в защите интересов тем акционерам народного предприятия, которые являются его работниками.

Другой особенностью является та, что Закон ориентирует народные предприятия на регулярный выпуск дополнительных акций при реальном увеличении его активов, т.е. тогда, когда активы увеличиваются за счет уже имеющейся чистой прибыли, но не за счет, например, займов, которые надо будет со временем вернуть.

Такой способ увеличения уставного капитала путем выпуска дополнительных акций будет, в принципе, способствовать росту экономического, а значит, и финансового потенциала народного предприятия, обеспечивающего высокий курс его акций. В основном принадлежащих, отметим еще раз это обстоятельство, его работникам-акционерам.

Принципиально важная особенность народного предприятия в том, что дополнительные акции, а также акции, выкупленные народным предприятием у его акционеров, безвозмездно распределяются между его работниками, как акционерами, так и неакционерами в зависимости от величины оплаты их труда в истекшем финансовом году.

Это означает, во-первых, что в зависимости от результатов производственной и хозяйственной деятельности народного предприятия, являющихся итогом их совместного труда, работники-акционеры получают возможность увеличивать свой личный капитал.

Это означает, во-вторых, что возрастает значение заработной платы как экономической категории. Она уже не только источник удовлетворения потребностей работников, но также постоянно растущий в течение ряда лет источник дополнительных, весьма значительных средств, получаемых работником единовременно тогда, когда он реализует, продает свои акции, например, при выходе на пенсию.

Закон открывает для работников-акционеров определенные возможности продать свои акции полностью или частично в период его работы на народном предприятии. Если же работник-акционер по каким-либо причинам увольняется с народного предприятия, то он обязан продать свои акции, а народное предприятие обязано купить эти акции.

В-третьих, наделение безвозмездно акциями всех работников свидетельствует о том, что на народном предприятии созданы условия, обеспечивающие однородность социально-экономического статуса всех работников. Нет оснований для конфликта интересов работников, так и работников-акционеров.

Норма Закона, согласно которой число работников неакционеров не должно превышать 10 процентов от общей численности работников народного предприятия, вынуждает его наблюдательный совет форсировать процесс превращения подавляющего большинства работников в работников-акционеров, приводя тем самым трудовой коллектив в соответствие со статусом предприятия именно как народного.

На закрепление однородности социально-экономического статуса работников направлена норма Закона, ограничивающая количество акций, которыми может владеть один работник-акционер, 5 процентами от общего количества акций народного предприятия. В зависимости от конкретных условий эта доля может быть уменьшена уставом народного предприятия.

Социально-экономическая однородность работников-акционеров может быть обеспечена полностью, если их права будут равными и при принятии общим собранием акционеров решений.

В этой связи еще одна особенность народного предприятия заключается в том, что при принятии общим собранием акционеров решений, затрагивающих интересы всех работников-акционеров, — независимо от количества принадлежащих им акций, — применяется принцип голосования «один акционер — один голос», а не принцип «одна акция — один голос».

Приведенные выше особенности акционерного общества работников и определяют его именно как народное предприятие, поскольку все его работники со временем становятся его акционерами. Находясь в собственности работников, народное предприятие позволяет последовательно реализовать коренные интересы трудящихся по следующим основным причинам:

— долевая форма собственности с равным для всех работников-акционеров участием в управлении народным предприятием в наиболее полной мере реализует принцип «фабрики и заводы тем, кто на них работает»;

— такая форма собственности гарантирует трудящимся право распоряжаться результатами своего труда;

— позволяет обеспечить социальную справедливость — оплату и участие в распределении собственности по труду;

— обеспечивается коллективная заинтересованность в сохранении и умножении собственности, основанная на личной ответственности каждого из собственников народного предприятия за судьбу своей доли имущества, риска ее лишиться;

— позволяет реализовать коллективное мнение, использовать коллективный опыт, избегая негативных последствий некомпетентных решений одного или группы лиц;

— создает возможности для каждого работника-акционера самостоятельно решать свои материальные проблемы после ухода на пенсию за счет средств, полученных от продажи его акций.

К истории вопроса о создании народных предприятий

Известный ученый, общественный деятель и предприниматель Л.О.Келсо (1913—1991 гг.) совместно со своей супругой П.Х.Келсо обосновал и практически внедрил в экономику США альтернативный капиталистическому способ ведения предпринимательской деятельности — акционерные общества, полностью или частично принадлежащие их работникам.

П.Х.Келсо в предисловии к изданию для российских читателей совершенно правильно констатирует, что социалистическая революция была восстанием против западной рыночной экономики начала века.

П.Х.Келсо утверждает, что для стран, пребывающих на разных стадиях доиндустриальной бедности, западные рыночные экономики бесспорно представляют предмет зависти, а между тем ни одной из этих западных экономик не удается полностью удовлетворить экономические потребности большого и растущего числа собственных граждан.

В качестве иллюстрации П.Х.Келсо приводит следующие факты. Так, в США поколением раньше, матери малолетних детей обычно не работали вне дома: заработка единственного кормильца — мужчины хватало на содержание семьи, а при бережном ведении хозяйства — и на скромный отдельный дом. В настоящее время даже бездетной паре не обойтись без двух или нескольких источников дохода.

В 1950 г. семь американцев из десяти могли позволить себе новый дом среднего качества и размера: к 1970 г. собственный дом стал недосягаемой целью для четырех из пяти американцев. На начало девяностых годов миллионы американцев, которых никто не считал, вовсе не имеют дома и ночуют в автомобилях, приютах или на улицах. Среди бездомных — свыше миллиона детей.

Причина тому — массовая безработица. Все большее количество людей не может путем законного участия в рыночной экономике заработать достаточно для поддержания себя и своей семьи. Отсюда — еще один показатель неспособности западной рыночной экономики успешно работать — все большее количество людей учитывается в статистике роста правонарушений и количества отбывающих наказание.

Те, кто лишен возможности зарабатывать на жизнь в рамках легального рынка, создают и участвуют в подпольной экономике, действующей параллельно и переплетающейся с легальной.

Но самое неопровержимое свидетельство неработоспособности традиционной рыночной экономики, по мнению П.Х.Келсо, — разнообразные и нарастающие дефициты: федерального бюджета, торговли, бюджетов городов, графств и штатов, которые делают невозможным функционирование управления на всех уровнях.

Отсюда — растущие долги органов управления. В 1940 г. Конгресс США повышал лимит государственного долга семьдесят три раза. В этих условиях правительство вынуждено было заниматься перераспределением средств с тем, чтобы избежать краха экономики и социального взрыва.

Л.О.Келсо пришел к выводу, что работа посредством личного труда становится все менее достаточной по мере того, как технологические сдвиги преобразуют состав факторов производства (средства труда и рабочая сила) из первоначально трудоемкого во все более капиталоинтенсивный. Отсюда и сокращение доли заработной платы в стоимости продукта, ограничение покупательной способности наемных работников. Это, в свою очередь, дестабилизирует экономику.

Видя первопричины сложившегося положения в том, что вклад капитала становится все более производительным, чем вклад труда, Л.О.Келсо пришел к выводу о необходимости сделать работников собственниками.

Каждый работник должен иметь свою долю капитала предприятия, на котором он работает. Тогда он будет обладать двумя источниками дохода, решив тем самым самостоятельно свои личные материальные проблемы.

Что касается практических трудностей, то работники могут приобрести акции в основном тех компаний, владельцы которых хотят выйти из дела по каким-либо причинам, а работникам приходится принимать меры по повышению конкурентоспособности компании. Другой вариант — владельцы компании готовы увеличить уставный капитал за счет акций траста ЭСОП, но тогда работники становятся лишь ее совладельцами. В этом случае, не располагая контрольным пакетом акций, они остаются в зависимости от ее истинных хозяев. Другая проблема — несовершенство законодательства западных стран в части, касающейся создания собственности работников.

Важно считать, что проблема создания собственности работников очень осложняется прямым противодействием крупного капитала, поскольку наделение работников собственностью противоречит их коренным, классовым интересам. Поэтому лобби крупного капитала оказывает серьезное противодействие применению ЭСОП в законодательных и правительственных органах. Отсюда следует, что какая-то общественная структура должна защищать интересы работников во всех инстанциях, а также по-прежнему, во взаимоотношениях с работодателями. Поскольку, члены ЭСОП, в первую очередь, лица наемного труда, их интересы, естественно, должны представлять и защищать профсоюзы.

В наиболее развитых капиталистических странах возникла и получила развитие новая форма ведения предпринимательской деятельности, при которой предприятия, на которых заняты лица наемного труда, принадлежат им самим, — акционерные общества работников (народные предприятия).

Ведение предпринимательской деятельности народными предприятиями разрешает исконные противоречия между работниками и собственниками капитала, между производством и потреблением. Обществу, в котором предприятия находятся в собственности их работников, не грозит перепроизводство товаров на одном полюсе и их недопотребление — на другом, что является гарантом благосостояния трудящихся и действенным стимулом к бесперебойному развитию экономики.

Закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» является первым законодательным актом, провозгласившим в России право на создание собственности работников в ее наиболее совершенной, по крайней мере в настоящее время, форме. Таким образом открыта первая страница в истории российских народных предприятий; отечественного опыта их создания пока еще нет.

Поэтому при подготовке Закона, — определении организационно-правовой формы народного предприятия, был широко использован зарубежный, в основном американский, опыт. С сожалением отметим, что Закон исключает возможность создания народных предприятий путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном Законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов их уставного капитала.

Для массового создания в России народных предприятий уже созданы необходимые предпосылки. Общество, в первую очередь трудящиеся, к тому психологически готовы. Имеется достаточно обширный опыт успешного функционирования различного рода организаций, полностью или частично находящихся в собственности их работников.

Речь идет о созданных на базе арендных предприятий закрытых акционерных обществах, а также многочисленных иных хозяйственных обществах и товариществах, возникших в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Среди таких организаций можно назвать, например, АО «Мовен», Стерлитамакский нефтехимический завод, АО «Протвинский опытный завод „Прогресс“», ЗАО «Салаватстекло», ТОО «Новорязанская ТЭЦ», ЗАО «Картонно-рубероидный завод» и многие другие. Преобразовавшись в закрытые акционерные общества, они смогли успешно адаптироваться к рыночным условиям, продолжают и ныне успешно работать.

Источник

Читайте также:  Топ 100 идей для бизнеса 2021
Оцените статью