- Корпоративный музей
- Культурная веха в жизни компании. О корпоративных музеях
- История создания корпоративных музеев в России
- Цена вопроса
- ВСЕ О ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЯХ
- Корпоративный музей от А до Я
- Как создать корпоративный музей и где его размесить?
- Как должен выглядеть корпоративный музей сегодня?
- Никогда не останавливаться!
- Свой бизнес: как открыть музей
Корпоративный музей
Культурная веха в жизни компании. О корпоративных музеях
Долгое время идея создания корпоративного музея для компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, казалась неоправданно дорогостоящей и в целом бессмысленной. Но так ли это? Возможно, что цена вопроса не так уж велика, а польза от музея будет такой значительной, что не придется ни секунды жалеть о расходах?
История создания корпоративных музеев в России
Культура создания корпоративных музеев в России появилась не так давно. Но если называть вещи своими именами, то на протяжении всего советского режима в каждом цехе и предприятии, на каждом заводе был небольшой красный уголок, в котором ударники труда размещали памятные вещи, грамоты, врученные партией, и так далее. Сейчас уже не удивить партнеров и клиентов маленькой тумбочкой в углу комнаты с парой безделушек, которые по достоинству сможет оценить лишь человек, близко знакомый с деятельностью компании.
Корпоративные музеи — это не только удел BMW, Ferrari, «Роснефти», ГАЗа и «Газпрома». Например, в Тюмени в ресторане «Чум» был создан музей, в котором разместили экспонаты, связанные с культурой народов Ханты-Мансийского округа. Владелец ресторана в прессе заявил, что местным жителям приятно, а приезжим любопытно, а значит, имидж ресторана улучшился и прибыль возросла.
Для заводов, фабрик и цехов корпоративный музей чуть ли не входит в обязательную программу. Можно вспомнить музей истории ОАО завода имени В. Ильича, музей истории Жемартского фанерного комбината и многие другие. В таких музеях обычно представлены первые изделия, технологии прошлых лет, дипломы и награды, а также схемы и проекты новых, инновационных решений.
Но по сути, корпоративный музей может быть создан в любой компании. Это подтверждается примерами фирм «Гардекс», которая занимается пошивом тюля, или «Редан», проектирующей маломерные суда.
Цена вопроса
В России уже существует несколько организаций, которые занимаются созданием музеев в офисах компаний. Средняя цена за 1 кв. м — 15–20 тыс. руб. За эти деньги специалисты помогут разработать концепцию, собрать коллекцию, закупить оборудование и декорировать помещение, обеспечить спецэффекты и создать видео- и фотопрезентации.
Но чего ради стоит ввязываться в подобную авантюру? В первую очередь корпоративный музей — это своего рода визитная карточка компании, он повествует об истории предприятия, раскрывает концепцию на сегодняшний день и объясняет планы на будущее. Это дает возможность клиенту или партнеру проникнуться духом компании, почувствовать, что это не просто сделки и прибыль.
Если привлечь к созданию музея персонал, дать волю фантазии подчиненных, это поможет сплотить коллектив и заставит их более трепетно относиться к своей работе. К тому же компания может приглашать на экскурсии учеников профильных учебных заведений или потенциальных сотрудников. Помимо этого в музее может быть конференц-зал или помещение для проведения «ликбезов», презентаций и собраний коллектива.
Считается, что корпоративный музей — это отличное решение для компаний, чей годовой оборот превышает 5 млн руб. в год. Но нужно понимать, что музей мало создать, нужно постоянно расширять и обновлять коллекцию, модернизировать площадь для экспозиции, музей должен расти вместе с организацией, которую он представляет.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
ВСЕ О ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЯХ
От плакатов до digital коммуникаций
Корпоративный музей от А до Я
Сегодня многие принимают решение о создании музея предприятия или о тотальной реконструкции старого, сделанного в советское время.
Каждый новый музей для специалистов компании «Альваспецстрой» начинается с пропаганды современных тенденций и прогрессивных технологий в области построения корпоративных экспозиций. На основные вопросы, возникающие в ходе борьбы за музей, мы и постарались ответить.
Почему и зачем нужны корпоративные музеи?
Сегодня все чаще звучит словосочетание «корпоративная культура». Речь идет вовсе не о корпоративных вечеринках, хотя и они, правильно организованные, тоже могут поднять корпоративный дух. Работодатели борются за квалифицированного специалиста. Крупные компании устраивают экскурсии для учащихся профильных учебных заведений и организуют рекламные площади на территории учебных заведений, выпускников которых хотят видеть в своем коллективе.
Сегодня корпоративные музеи создаются не только для привлечения новых покупателей, расширения рынка сбыта, но и с целью пропаганды предприятия среди собственного персонала, для обучения работников и привлечения новых специалистов.
Еще одна причина создания экспозиции на предприятиях — необходимость проведения ликбеза среди широких масс населения. Это касается тех производств и технологических процессов, которые широкой публике представляются опасными для жизни. Подобные экспозиции на доступном языке рассказывают о системах безопасности на производстве, о мерах по защите окружающей среды, демонстрируют прогрессивные технологии, излагают факты и цифры в пользу того или иного производства. Главное — объяснить и доказать важность деятельности этого предприятия для экономики страны в целом и для каждого конкретного жителя в частности. Весьма показателен такой случай: жители города N выступили пикетом против строительства новой электростанции. На транспарантах было написано: «Нам не нужно электричество. Будем смотреть телевизор при свечах».
Как создать корпоративный музей и где его размесить?
Трудно поверить, но проявление корпоративной фантазии позволяет найти для размещения экспозиции место даже в самом небольшом офисе начинающей компании. Конечно, такая экспозиция будет создаваться собственными силами и выглядеть будет скорее мило, чем грандиозно. Но, наверняка, посетители офиса, деловые партнеры, да и собственно сотрудники компании смогут почерпнуть для себя что-нибудь важное и полезное.
Другое дело — создание целого комплекса помещений и служб для демонстрации деятельности крупного участника рынка. Такие комплексы обычно называются информационными центрами или центрами по связям с общественностью. В состав центра, наряду с экспозиционными залами, могут входить помещения для просмотра тематических фильмов, конференц-залы для проведения семинаров и конференций, переговорные комнаты, учебные классы, а также места отдыха посетителей. Здесь же удобно разместить офисы служб, отвечающих за работу по связям с общественностью. Конечно, для подобного комплекса нужно выделить целое здание: реконструировать имеющееся или построить новое. Это под силу крупнейшим отраслевым предприятиям и концернам. Настоящим событием стало открытие информационно-аналитического центра Курской АЭС. Каждый год на его базе организуются конференции и семинары с участием представителей отраслевых структур, отечественных и зарубежных специалистов, а экскурсионные автобусы приезжают даже из соседних областей.
Однако для размещения корпоративной экспозиции можно выделить один или несколько залов в административном здании или корпоративном офисе, холлы и коридоры перед актовым или конференц-залом, переговорной комнатой, чтобы в случае визита важных посетителей, можно было продемонстрировать все достижения.
Как должен выглядеть корпоративный музей сегодня?
В первую очередь, корпоративный музей должен в хорошем смысле удивлять и поражать. Мы привыкли к корпоративному музею советского времени. Эти музеи создавались в заводских цехах исключительно благодаря энтузиазму советского труженика. Но сейчас построенная таким образом экспозиция удивит только сотрудников нашей компании, потому что мы знаем, какой это труд. К сожалению, мы пережили период неуважения к собственной истории, когда многие архивы предприятий были утеряны. Собрать информацию и оригинальные экспонаты для корпоративного музея бывает крайне сложно. В случае нехватки материалов, а также для того, чтобы создать доминанты в экспозиционном пространстве, можно сделать новые экспонаты, основываясь на современных технологиях. Например, продемонстрировать новое оборудование и передовые технологии, если таковые имеются, или программы техперевооружения, если обновление только планируется. При создании новых экспонатов разумно использовать весь спектр возможностей, которые дает нам прогресс — светотехнику, звук, компьютерные технологии. Огромное впечатление производят световые карты, схемы, планы. Подобные вещи изготавливались и раньше, но возможностей сделать экспонат максимально эффектно сейчас больше. Например, можно вписать в конструкцию карты компьютер с сенсорным монитором и осуществлять управление индикацией объектов на карте с помощью программы. Если руководитель предприятия хочет донести до посетителя музея идею, что его компания переживает свой рассвет и имеет все предпосылки для дальнейшего роста, то и музей компании должен производить соответствующее впечатление. Использование самых современных материалов и технологий в экспозиции говорит о том, что и в производственном процессе предприятия все технологии передовые.
Еще один важный аспект — не стоит делать музей похожим на музей другого участника рынка. Не стоит использовать стандартные конструкции, если есть возможность создать оригинальный интерьер. Например, можно спроектировать и изготовить витрины в виде трубопровода, иллюминатора, стапеля, энергоблока… В одном из созданных нашей компанией музеев были изготовлены витрины в виде сундучков с открытой крышкой. Внутри — макеты, демонстрирующие роль предприятия в развитии отрасли. Открытая крышка — это световой короб с полноцветной аннотацией к макету. Сундучок — символ процветания и благополучия. Замечательная идея найдется и для вашего музея.
Никогда не останавливаться!
Начинать создавать музей надо с разработки проекта, который будет включать и дизайн интерьеров, оборудования, и сбор архивных материалов и экспонатов, и детальный тематико-экспозиционный план. Получив грамотно построенный музей на бумаге и на компакт-диске, можно быть уверенным в хорошем результате. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Музей как инструмент рекламы будет эффективным, если грамотно построена повседневная работа. Музей — это только база для проведения информационной политики предприятия. Чтобы экспозиция оставалась интересной долгое время, необходимо работать с музейными фондами, обновлять экспозицию и в части содержания, и в части визуального восприятия. Музей компании должен расти вместе с ней.
Источник
Свой бизнес: как открыть музей
Открытие своего частного музея малому количеству людей кажется перспективным начинанием, всё-таки поход в подобное учреждение немногими воспринимается как интересный вид досуга. Однако спрос всё-таки имеется, и если правильно выбрать тематику своего музея и правильно организовать его, то можно рассчитывать на неплохую прибыль. Причём вариантов развития тут существует огромное множество, предприниматель может работать в разных форматах, предлагать своим посетителям нечто уникальное, а многообразие тем позволяет занять ту нишу, которой ещё никто не занимается. Хороший музей может быть популярен и приносить доход абсолютно везде – и в малых населённых пунктах, и в больших городах, особенно удобно заниматься подобным бизнесом в исторически значимых местах. Учитывая некоторые особенности ведения такого рода бизнеса, можно начать дело, которое будет приносить стабильный и достаточно высокий доход. При этом для многих предпринимателей подобное дело становится интересным начинанием, потому что позволяет заниматься именно тем, чему он посвятил свою жизнь.
Для начала вообще нужно изучить рынок, чтобы определить, что именно интересно населению. При работе в курортных или просто популярных у туристов городах стоит ориентироваться даже не на местное население, а именно на приезжих, тут существует масса возможностей. Определение тематики музея – самый сложный этап, тут предпринимателю приходится заниматься полноценным исследованием, потому что в случае неудачного выбора нельзя будет говорить даже о покрытии расходов, не говоря уже об извлечении прибыли. Что касается конкурентов, то вряд ли они существенно скажутся на ведение своего бизнеса, потому что создавать два музей одной и той же тематики никто не станет, а люди всегда при выборе музея идут именно туда, куда им самим интересно, тут маркетинговая кампания вряд ли как-то скажется на их выборе. Однако есть музеи, которые как раз пытаются привлекать своих посетителей за счёт чего-то нового и необычного, это, конечно, чаще всего музеи в туристских городах, потому что трудно привлекать местное население на выставку какой-то слишком уж необычной коллекции постоянно. А вот туристы с радостью посетят не только исторические достопримечательности, но и весьма необычный музей. В целом, узнав, что интересно людям и убедившись, что будет достаточно людей в качестве посетителей, можно начинать открытие своего музея.
Важный момент – процесс регистрации. По своей сути у предпринимателя один выход – регистрировать юридическое лицо, чтобы зарабатывать прибыль на предоставлении услуг, а его музей будет просто как развлекательное и культурно-досуговое учреждение. Процесс регистрации юридического лица стандартный, каких-то специальных условий тут не предусмотрено. Но если он не ставит своей целью извлечение прибыли, то он может зарегистрировать некоммерческую организацию, которая станет автономным учреждением. Получить статус музея, который позволяет обращаться в Министерство культуры за какими-либо субсидиями и поддержкой, достаточно сложно, обычно частные коммерческие организации ими не становятся. Но в любом случае заявка передаётся как раз в Министерство культуры, и там уже оценивается ценность коллекции и значимость её как культурного достояния, а также оценивается состояние самого музея. В общем, здесь и идёт различие, коммерческие музеи чаще всего собирают такую коллекцию, которая вряд ли имеет значение для Министерства культуры, а более «традиционные» музеи почти всегда являются НКО.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Отдельный разговор в случае, если предприниматель располагает предметами важного культурного и исторического значения, если они действительно находятся в частной коллекции, то Министерство культуры будет заинтересовано в том, чтобы эти экспонаты были выставлены, но арендовать предметы такого рода будет очень трудно. Это на случай, если предприниматель предполагает возможность аренды каких-то ценных вещей в других музеях или иных учреждениях. В целом, с юридической точки зрения ограничений на ведение своей деятельности нет, главное (в случае коммерческой организации) – платить налоги, но в той или иной степени исторический музей в любом случае по многим вопросам вынужден обращаться в Министерство культуры по своему району. Поэтому перед началом работы есть смысл обратиться туда, чтобы узнать о имеющихся в регионе требованиях и каких-то положениях, потому что, к примеру, может быть ограничение на пользование какими-либо предметами, добытыми во время даже частной археологической экспедиции, это может быть, к примеру, в случае, если раскопки проходили на территории ведения боевых действий в прошлом.
Следующий момент – поиск помещения для своей работы. Тут имеется множество вариантов, но они зависят, как раз, от выбранного формата работы. Некоторые частные музеи и вовсе располагаются в домах или квартирах своих основателей, но это скорее мелкие музеи, которые интересны только небольшой группе единомышленников. Для нормального музея нужен хотя бы один выставочный зал размером примерно в 100 м 2 . Правда, есть и более мелкие залы, и значительно более крупные, музеи вообще бывают очень и очень разными. Важным моментом может быть именно местоположение в городе, оптимально, конечно, располагаться в центре, но там и стоимость аренды будет очень высокой. 100 м 2 обходиться будут в 70 тысяч рублей в месяц в среднем, но это очень грубый показатель, в крупных городах этих денег будет недостаточно, в небольшом населённом пункте, наоборот, удастся сэкономить. При работе в меньшем помещении, конечно, и экономия будет более значительной. Вообще музей в этом плане достаточно сложное начинание, потому что в некоторых случаях наблюдается сезонность (например, в туристских городах), да и не каждый месяц поток посетителей равный, а сумма аренды постоянно, и её нужно вносить без задержек.
Вообще лучше иметь резервный фонд денежных средств, чтобы хотя бы на полгода вперёд иметь возможность оплачивать аренду без риска остаться без помещения. При 70 тысяч рублей за аренду такой фонд составит 420 тысяч рублей. За полгода будет хотя бы сделана работа по привлечению посетителей, после чего риски снизятся. А музей, который подвержен сезонности, и вовсе должен на год вперёд планировать свой бюджет. Некоторые предприниматели, кстати, находят временные места для размещения своих экспозиций, благодаря чему могут вообще несколько месяцев не заниматься этой деятельностью, но и не платить за аренду. К примеру, можно договориться с уже работающим музеем об открытии своей выставки только на летние месяцы. Тут уже нужно изучать возможности, чтобы найти оптимальный выход из своей ситуации.
Вообще, если было принято решение об открытии музея, то уже наверняка у организаторов имеются какие-то экспонаты, то есть готова в той или иной степени выставка. В крайнем случае, уже принято решение именно о том, что и где покупать. Тут нужно сказать, что стоимость экспонатов может быть очень разной. Это могут быть и находки студентов-археологов, которые продали их за символическую сумму, это могут быть и вещи, изготовленные предпринимателем самостоятельно (некоторые люди, которые увлекаются каким-либо видом творчества, впоследствии задумываются о том, чтобы открыть музей своих поделок, и некоторым это удаётся), а также это могут быть и настоящие произведения искусства, антиквариат, вещи, имеющие огромную историческую ценность – такие экспозиции могут оцениваться в миллионы долларов. То есть назвать даже приблизительную стоимость закупки экспонатов нельзя, диапазон очень и очень широкий, фактически от «бесплатно» до «астрономические суммы». Всё зависит от того, чем именно заниматься. И, конечно, нужно учитывать, каких размеров будет экспозиция, и вообще, сколько их будет в одном музее.
Также нужно позаботиться о том, чтобы правильно обустроить свои залы. Для этого потребуется закупить соответствующее оборудование. Вообще размещение экспонатов в музеях может требовать приобретение несколько необычного оборудования (к примеру, стоек для доспехов), но мы рассмотрим обычные стеллажи и витрины. Делаются они обычно из простых материалов, но иногда нужна повышенная степень защиты, если дело приходится иметь с ценными экземплярами, то есть когда есть вероятность кражи. Конечно, простой краеведческий музей вряд ли нуждается в сложной и дорогой охранной системе, но вот в некоторых случаях это критически необходимо. Стоимость стеллажа длиной 4-5 метров составляет 30-40 тысяч рублей, небольшие витрины в 1,5-2 раза дешевле, то есть один среднестатистический музейный зал можно оборудовать мебелью за 200-300 тысяч рублей. Конечно, и тут существует множество вариантов, немало зависит от самих экспонатов, иногда и вовсе не приходится приобретать что-то дороже простого стола. Дополнительно устанавливается охранный комплекс, для этого можно обратиться в специализированную частную охранную организацию, которая сможет за сумму примерно в 50 тысяч рублей подключить систему охраны, но в дальнейшем придётся платить за обеспечение охраны. Здесь также многое зависит от сложности системы, от уровня безопасности, рассчитывать нужно на сумму от 5 тысяч рублей. Для охраны больших музеев сумма будет в несколько раз больше. Отдельной статьёй расходов станет создание дизайнерского проекта, если это, конечно, целесообразно при создании музея. Некоторые подобные учреждения действительно обустраиваются в соответствии с какой-либо тематикой, поэтому есть смысл обратиться в специализированную контору, которая выполняет такие работы. Стоимость дизайнерского проекта (его разработки) составляет примерно одну тысячу рублей за квадратный метр помещения (при учёте, что размер составляет 100 м 2 , то есть если это большое помещение, в ином случае – в 1,5-2 раза больше). Таким образом, нужно ещё около 100 тысяч рублей на дизайнерский проект.
Также стоит задуматься о том, кто именно будет работать в музее. Нужно отметить, что малое учреждение вполне в состоянии обслуживать и сам предприниматель, но вот если в музее есть огромное количество экспонатов, а также многие из них являются ценными, то стоит привлекать специальных сотрудников. Хорошо, если у них уже есть опыт работы на подобных должностях, многие музейные работники, проработавшие в государственных учреждениях, почти наверняка заинтересуются более высоким уровнем зарплат, который им может предложить частный музей. Для обслуживания среднего музея будет достаточно штата сотрудников из 4-5 человек, величина заработной платы одного человека тут лежит в пределах 20 тысяч рублей для среднего города. Конечно, в крупных населённых пунктах придётся платить людям несколько больше. По сути, сам предприниматель также может продолжать принимать участие в работе музея, особенно если он формирует коллекцию, которая ему самому интересна. Тут нужен будет человек, ответственный за экспонаты, их учёт и ведение, администратор, а также в некоторых случаях экскурсовод. Иногда дополнительно привлекается дешёвая рабочая сила для организации выставок; это нужно, к примеру, при работе с большими картинами или тяжёлыми скульптурами. Таким образом, фонд заработной платы составляет примерно 100 тысяч рублей в месяц, но эта цифра касается только действительно больших музеев, в которые ходит немало людей. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли, лучше передать на аутсорсинг, сюда можно отнести уже упомянутую охранную деятельность, а также ведение бухгалтерии. Заниматься вопросами урегулирования отношений с Министерством культуры должен либо дополнительный знающий человек, либо сам предприниматель, но даже специалиста со стороны не обязательно брать в штат, а обращаться к нему только в случае необходимости.
Теперь несколько более подробно остановимся на возможных форматах работы. Самый простой пример – обычный исторических или ему подобный музей, который интересен в большинстве своём определённой группе лиц, однако «общекультурные» учреждения нередко принимают целые школьные классы или даже студенческие группы, если их экспонаты состоят из объектов исследования определённой области науки. Тут уже люди ходят в музей ради просветительства (а в случае школьников – нередко просто в добровольно-принудительном порядке). Поэтому при организации музея такого рода стоит начать сотрудничество с учебными учреждениями, предлагая скидку на массовые походы. От этого предприниматель только выигрывает, потому что скидка на билеты не влияет на уровень дохода, ведь приходит одновременно много человек. Однако наиболее интересны школьникам, студентами и их преподавателям именно зарегистрированные музеи, которыми, как уже было замечено, чаще всего становятся некоммерческие предприятия.
Иной формат работы – это музеи необычной тематики, в мире существует огромное количество подобных мелких учреждений, которые собирают непонятные простому обывателю вещи. Самый банальный пример – музей вещей знаменитостей. Тут всё определяется фантазией основателя, однако самый большой риск в этом направлении – не найти аудиторию. С другой стороны, есть примеры музеев такого формата, в которые едут люди со всего мира. Стоимость билета в такие учреждения обычно на порядок дороже, чем билета в простой музей, хотя устанавливать такую цену может лишь известное учреждение. Следующая категория – музеи, рассчитанные на туристов, это как раз учреждения, которые больше всего зависят от сезона, зато могут в особых случаях заработать за пару месяцев в разы больше, чем обычный музей. Обычно эти музеи посвящены истории города, его архитектуре, искусству, каким-то событиям, происходившим в жизни города. Понятно, что успешным будет такой музей только в городе, который изначально интересен туристам. И отдельной категорией есть музеи, которые посвящены какому-то необычному направлению, которым увлекается сам организатор. Отличает такие музеи то, что большинство экспонатов – это продукт творческой мысли самого владельца музеев, такие учреждения как раз и начинаются с выставок в собственной квартире или доме. Это также может быть что угодно, но здесь нужно быть точно уверенным, что будет достаточно единомышленников, чтобы зарабатывать на этом. Дополнительную (а иногда и основную или даже единственную) статью доходов составляет продажа сделанных вещей; продажей экспонатов, в общем-то, может заниматься любой музей.
Таким образом, стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оценке и высчитывается всегда индивидуально) за сумму около одного миллиона рублей с учётом резервных средств на поддержание работы в первые месяцы. Величина ежемесячных расходов составляет 200 тысяч рублей, и нужно отметить, что это очень большой показатель. Чтобы покрывать расходы, нужно содержать хотя бы страницу в интернете о своём музее, а для этого нужно вложить ещё дополнительно хотя бы 50 тысяч. Стоимость билета в музей начинается от 50 рублей (но даже не в такой, какой здесь описан, а гораздо более простой), средняя стоимость – 300 рублей. Таким образом, для покрытия расходов придётся привлекать ежемесячно почти 670 человек, или около 30 человек в сутки (учитывается рабочий месяц с 22 днями).
Для музея, который находится в относительно большом населённом пункте и имеет налаженное сотрудничество со школами и прочими учебными учреждениями, это вполне реально; для музеев другого формата и иного способа привлечения клиентов этот показатель может быть очень большим, невыполнимым. В связи с этим многие коммерческие музеи располагаются на малых площадях и обслуживаются одним человеком. Но популярное место всегда имеет своих посетителей, только нужно понимать, что пройдёт несколько месяцев тяжёлой работы, прежде чем станет много клиентов в открытом музее. Этот бизнес очень сложный, и подходит определённо тем, кто сам увлечён той или иной областью и готов развивать интерес к ней.
Источник