Как создать международную спортивную организацию
Международные организации на сегодняшний день являются важнейшими акторами мировой политики. Как известно, наиболее распространенный критерий их классификации – характер членства. По нему выделяют международные межправительственные организации (ММПО), создаваемые государствами на основе договоров, и неправительственные (МНПО), т.е. негосударственные участники международных отношений. Хотелось бы остановиться именно на неправительственных организациях.
Международные неправительственные организации различаются по структуре, направленности, задачам и масштабам деятельности. Хотя принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств обязательной юридической силы, им зачастую удается добиваться выполнения поставленных задач не только в профессиональной, но и в политической области. К числу таких организаций можно отнести и спортивные международные организации [7].
В связи с этим цель данной работы – определить роль и место международных спортивных организаций в современных мирополитических процессах. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
— охарактеризовать значимость спорта в международных отношениях;
— раскрыть понятие «спортивной дипломатии»;
— разобрать самые известные международные спортивные организации;
— выявить политический характер в деятельности международных спортивных организациях.
Последнее время все чаще можно увидеть или услышать в СМИ споры о взаимосвязи спорта и большой политики, а также об укреплении роли международных спортивных организаций в мирополитических процессах. Для начала стоит сказать, что спорт – всеобъемлющее явление, затрагивающее интересы различных групп. Спорт также является важнейшим компонентом международного имиджа и авторитета страны. Победы на международных соревнованиях, успехи в организации спортивных мероприятий повышают авторитет государства, пропагандируют его достижения, а значит, улучшают имидж страны в глазах мировой общественности. Неудивительно, что сегодня многие передовые страны соревнуются за проведение крупных международных соревнований на своей территории [3].
Как проведение спортивного соревнования может повлиять на имидж государства, можно проследить через концепцию странового брендинга, предложенную С. Анхольтом. Он выявил шесть элементов, необходимых для укрепления авторитета государства: туризм, люди, экспортные бренды, культура и наследие, инвестиции, а также внутренняя и внешняя политика. На мой взгляд, практически все эти элементы можно реализовать с помощью проведения крупного международного мероприятия в спорте, например Олимпиады. Когда страна принимает у себя такое грандиозное, всемирное событие, то она развивает туризм, привлекает инвестиции и специалистов, имеет возможность продемонстрировать свою культуру традиции, а также успешность экономической и политической систем [1].
В современном мире спорт стал неотъемлемой частью международных отношений. Об этом свидетельствует ряд важнейших международных документов, в которых он упоминается: План действий ЮНЕСКО по укреплению правопорядка в спорте и обеспечению его общедоступности; Резолюция СПЧ ООН «Поощрение прав человека через спорт и идеалы Олимпийского движения»; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с упоминанием о важнейшей роли спорта в формировании безопасности [2].
С вовлечением спорта в сферу международных отношений связывают феномен спортивной дипломатии, которая активно развивается в последнее время как вид дипломатической деятельности, также ее считают неотъемлемой частью публичной дипломатии. Стоит отметить, что спортивная дипломатия действительно может иметь важнейшее значение в решении международных вопросов и проблем. Ярким тому примером служит налаживание отношений между КНР и США с 1971 г. посредством такого вида спорта, как пинг-понг [5].
Разумеется, важнейшими акторами сегодняшней спортивной дипломатии можно считать международные спортивные организации. Существует достаточно много спортивных организаций, но остановимся на самых известных: Международный олимпийский комитет (МОК); Международная федерация футбола (ФИФА); Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).
Международный олимпийский комитет – самая известная и авторитетная спортивная международная организация, созданная основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном еще в 1894 г. Разумеется, эта организация является основной в продвижении спорта в массы. Но стоит отметить, что сегодня МОК также активно проявляет себя в других сферах международных отношений. Например, совместно с ООН разрабатывает программы в области образования, здравоохранения, борьбы с загрязнением окружающей среды, роли женщин в спорте и обществе. Также ООН и МОК совместно осуществляют поставки продовольствия детям в страны Африки. Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН совместно с МОК провели кампанию «Кто жертвует – тот выигрывает», направленную на сбор спортивной одежды для распределения среди беженцев. Само собой разумеется, такие гуманитарные действия не противоречат важнейшему принципу МОК, разграничивающему спорт и политику [7].
Однако в последние годы, которые ознаменовались масштабными спортивно-политическими скандалами, мы можем наблюдать, что спорт действительно становится площадкой для отстаивания государствами своих именно политических интересов. МОК обвиняется в том, что не способен противодействовать данным тенденциям и теряет свою силу и влияние. Считается, что на международную арену выходят другие влиятельные спортивные организации, которые используют спорт как инструмент геополитического давления на то или иное государство, участвуют также в коррупционных скандалах.
К таким организациям некоторые специалисты относят ФИФА, созданную в 1904 г. Как известно, футбол является самым популярным видом спорта в мире, а Чемпионат мира по футболу – одно из самых грандиозных событий каждого четырехлетия. Основываясь на концепции странового брендинга, можно утверждать, что успешное проведение страной такого мероприятия может положительно сказаться на имидже страны. Соответственно можно сделать вывод, что ФИФА имеет некое воздействие на имидж государства, разрешая или не разрешая ему проводить соревнование.
Как известно в 2010 г. РФ получила право на проведение Чемпионата мира в 2018 г., на тот момент практически никакие организации и страны не высказывались против. Однако после успешной Олимпиады-2014, присоединения Крыма к РФ, вступления России в конфронтационные отношения с Западом сразу же возникли вопросы по поводу того, имеет ли Россия право принимать этот Чемпионат у себя. ФИФА в 2015 г. была обвинена в массовой коррупции, и было высказано предположение, что РФ купила у ФИФА право проводить Мундиаль. Удивительно, что это произошло именно в период конфронтации с Западом. Но еще более странно, что активно расследованием деятельности ФИФА занялись органы США: министерство юстиции, ФБР и даже налоговая служба, сославшись на то, что деньги для ФИФА переходили через американские банки. Вашингтон до сих пор пытается бороться за отмену проведения Чемпионата мира по футболу в России. Сложно в данном случае говорить об отсутствии негативной политической подоплеки в спорте [6].
Еще более спорной организацией в плане политизации деятельности является ВАДА. Агентство было создано в 1999 г. по предложению конференции в Лозанне после скандала во время многодневной велогонки «Тур де Франс-1998». Главной целью ВАДА является борьба с допингом в спорте. Однако почему эта организация вызывает так много вопросов в последнее время? В чем политический подтекст? Ведутся споры о ее реформировании или даже ликвидации. Особую остроту спор принял после того, как в 2015 г. ВАДА включили препарат мельдоний в список запрещенных, хотя его аналоги в этот список внесены не были, к тому же именно мельдоний массово употреблялся в российском спорте.
Но в данном случае скандал имеет и коррупционную подоплеку. Журналистам удалось получить информацию о том, что запрещение ВАДА мельдония является средством создания недобросовестной конкуренции. Крупные фармацевтические компании предоставили финансовые средства руководству ВАДА и МОК для наложения запрета на использование спортсменами конкурентной продукции компании АО «Гриндекс» на основе действующего вещества мельдония. Причиной такого решения стало снижение уровня продаж на мировом рынке лекарств аналогичных препаратов таких как: изофосфен, неотон и L-карнитин. Необходимо сказать, что журналисты подвергались слежкам и угрозам, об этом говорится в письме представителя Комитета по защите журналистов к президенту ВАДА. Совсем неудивительно, если политические и экономические факторы связаны между собой [5].
Однако этот скандал не был предан значительной огласке. А вот выход доклада Ричарда Макларена, главы независимой комиссии ВАДА, произвел настоящий фурор. Были обнародованы результаты расследования, которые касались нарушения антидопинговых правил в России. По итогам расследования ВАДА рекомендовало МОК отстранить сборную РФ от Игр в Рио-де-Жанейро. Макларен также говорил об участие ФСБ в подмене допинг-проб в лабораториях Сочи и разработке Россией государственной программы по применению допинга. Однако так и не было предоставлено ни одного конкретного доказательства, подтверждающего данные обвинения. Макларен уверенно заявил, что просто не считает нужным предоставлять доказательства главе Международного олимпийского комитета Томасу Баху, поскольку не очень ему доверяет. Выглядит абсурдным, что МОК не имеет практически никакого весомого слова и то, что одна антидопинговая комиссия бездоказательно может фактически лишить государство права участия в крупных международных соревнованиях, а оспорить это решение фактически невозможно.
В итоге 120 российских легкоатлетов были лишены права участия в Олимпиаде-2016, многие из них даже ни разу не были уличены в допинговом скандале. Спустя некоторое время опять же без фактических аргументов от участия в Паралимпийских играх была отстранена вся сборная России. Также необходимо еще упомянуть, что за несколько дней до официального оглашения доклада, Американское антидопинговое агентство (ЮСАДА) поспешило заявить, что всю сборную РФ необходимо отстранить от участия в Олимпиаде. Появляется ощущение, что ЮСАДА знало содержание еще не оглашенного доклада или же принимало участие в его разработке.
Можно сделать вывод, что вновь национальная структура одной страны диктует свою волю всему спортивному мировому сообществу, пытаясь оказать давление на другое государство. ЮСАДА не раз требовали от ВАДА более жесткого расследования. Возникает вопрос, почему же США в лице ЮСАДА имеют такое большое влияние? На мой взгляд, ответ прост, он заключается в финансировании. ВАДА финансируется на половину из МОК, наполовину правительствами стран. Так вот, в период с 2004 г. по 2015 гг. США вложили в эту организацию 25 млн. долларов, когда все остальные вместе взятые внесли (около 80 стран) 150 млн. долларов. По всей видимости, в спорте также действует принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» [4].
Скандал, связанный с ВАДА, приобрел новую силу после того, как база данных ВАДА подверглась взлому, и группа хакеров, называющая себя Fancy Bear, опубликовала данные, доказывающие, что это агентство разрешило многим спортсменам использовать запрещенные препараты в медицинских целях. В число таких спортсменов вошли в основном представители США (23 %), в т.ч. известные теннисистки сестры Уильямс и гимнастка Симона Байлз; Великобритании (22 %), стоит отметить, что именно британец Крейг Риди возглавляет ВАДА; Канады (11 %) и Германии (9 %). Также наибольшее количество спортсменов, принимающих допинг с разрешения ВАДА, представлены в таких видах спорта как: плавание, теннис, велоспорт. Именно в них американцы, англичане и немцы с канадцами занимали наивысшие места на Олимпиаде 2016 г. Даже если чемпионы действительно больны и им необходимы запрещенные препараты, то возникает вопрос: почему это делается тайно?
Последней на данный момент стадией абсурдности этого конфликта стало признание ВАДА бездоказательности обвинений в докладах Макларена. Но стоит напомнить еще раз, что после первой части доклада многих наших олимпийцев и всех паралимпийцев отстранили от главного события четырехлетия, а после второй части доклада Россия лишилась права принять у себя Чемпионат мира по бобслею и скелетону. Доказательств так и не нашли, однако авторитет и имидж российского спорта и государства в целом на международной арене был подорван [4].
В заключение хочется сказать, что в современной нестабильной международной ситуации спорт действительно стал частью большой политики. Однако международные спортивные организации все же не являются весомыми акторами на международной арене. За их действиями скорее стоят сильные внешнеполитические игроки в лице государств, которые финансируют эти организации, оказывая на них давление и решая внешнеполитические вопросы посредством спорта. Разумеется, международные спортивные организации не стоит ликвидировать, но их необходимо реформировать и отделить от политики. Единственные политические функции, которые они могут выполнять, должны быть связаны с гуманитарными аспектами.
Источник
Правовой статус международных спортивных федераций
Международные спортивные связи являются органической частью межгосударственных отношений в целом. Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей правового статуса международных спортивных организаций, подчеркнем, что международная спортивная организация – это, прежде всего, международная организация, и на их деятельность оказывают влияние нормы международного права, а именно права международных организаций.
Как известно, международные организации по характеру членства разделяются на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Международные неправительственные организации определяются как объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.
Международные физкультурно-спортивные объединения относятся к категории неправительственных, общественных организаций. Членами международных спортивных объединений являются национальные спортивные организации, в ряде случаев – международные объединения, имеющие отношение к деятельности в области физического воспитания, спорта, а также отдельные лица. Основанием для отнесения спортивных объединений к неправительственным организациям является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (XIV) от 23 мая 1968 г., которая гласит: «международной неправительственной организацией признается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». При этом основными признаками международной неправительственной организации являются:
— отсутствие целей извлечения прибыли;
— признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
— получение денежных средств более чем из одной страны;
— осуществление деятельности, по меньшей мере, в двух государствах;
— создание на основе учредительного акта.
Международные организации в общем, а спортивные в частности, складывались в ходе длительного процесса развития международных отношений. Первоначально международные спортивные отношения выражались в основном в двусторонних контактах национальных спортивных организаций, осуществлявшихся большей частью в форме соревнований. Спортивные связи стран осуществлялись посредством договорных отношений в рамках соглашений о культурном и научном сотрудничестве, которые подписывались правительствами. Протоколы о спортивном обмене в таких межправительственных соглашениях являлись составной частью соглашения.
Постепенно локальные связи стали приобретать характер многосторонних контактов с национальными спортивными организациями нескольких стран. Возникла необходимость в создании международных организаций, которые способствовали бы более организованному осуществлению международных спортивных связей и регламентации правил проведения спортивных соревнований. Постепенно совершенствовались формы общения, которые были присущи уже не отдельным национальным спортивным организациям, а международным органам, выражавшим в той или иной форме общие интересы в развитии определенного вида спорта.
Именоваться международная спортивная организация может по-разному: лига, федерация, союз, ассоциация, группа, блок, объединение и пр.
Как правило, международные организации (спортивные федерации не исключение) создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией.
В целом появление международных спортивных федераций относится к концу XIX столетия. Особенно быстрое их развитие отмечается в начале ХХ века.
Так, основы Международной федерации гимнастики (ныне ФИЖ) закладывались еще в 1881 году, когда был создан Европейский союз гимнастики, и лишь в 1897 г. образовано существующее международное объединение. Международный союз велосипедистов (УСИ) создан в 1900 году. В 1910 г. на конгрессе по лыжному спорту была образована Международная комиссия, на базе которой в 1924 г. учреждается Международная федерация (ФИС). Попытки организовать международную федерацию борьбы была предпринята в 1913 г., однако первая мировая война помешала ее созданию, и только в 1921 г. Международная федерация борьбы окончательно оформилась. При этом отметим, что международная любительская федерация борьбы (ФИЛА) была образована в 1912 г. Международная организация по современному пятиборью (УИПБМ) была создана в 1948 г., в то время как соревнования по данному виду спорта входили в программу олимпийских игр с 1912 г. Международный союз стрелкового спорта (УИТ) образовался в 1921 г на основе Международного союза национальных стрелковых федераций и клубов, который возник в 1905 г. и прекратил свою деятельность в 1915 г. в связи с первой мировой войной. Международная федерация бокса создана в 1920 г. Однако ее руководители дискредитировали себя активным сотрудничеством с фашистскими организациями, поэтому вместо нее в 1946 г. была образована действующая теперь Международная ассоциация любительского спорта (АИБА).
Безусловно, ассоциаций и федераций очень много, и перечислять все их не представляется возможным. Отметим, что процесс образования международной спортивной ассоциации – это процесс длительный, который порой занимает много лет. Это процесс продолжается и сегодня, о чем свидетельствует появление «молодых» ассоциаций — и этот процесс не всегда связан с появлением новых видов спорта, напротив, как видно ассоциации и союзы образуют любители достаточно «старых» видов спорта. В качестве примера назовем Международный союз триатлона (ИТУ, образован в 1989 г.), Международный союз биатлонистов (ИБУ, 1993 г.), Всемирная конфедерация бильярдного спорта (1992 г.), Международная федерация ушу (1990) и др.
Официальные наименования международным спортивным федерациям даются обычно на французском или английском языке; заглавные буквы наименований составляют сокращенное название федераций.
Структура большинства международных спортивных объединений в общих чертах идентична и воспроизводит в более или менее модифицированном виде структуру других, в том числе неспортивных объединений. Главным представительным органом большого числа международных спортивных объединений является общее собрание (конгресс, ассамблея и др.). Руководящие органы объединений либо избираются на определенный срок на конгрессе, либо создаются по принципу представительства от национальных или региональных организаций.
Международные федерации организуют свою работу на основании уставов, регламентирующих деятельность руководящего определенным видом спорта международного органа и соответствующих национальных спортивных организаций. В уставах много общего, а различия в основном связаны со спецификой вида спорта. В уставе сформулированы цели и задачи деятельности федерации; структура и компетенция руководящих органов; правила приема и исключения; порядок вынесения решений; финансовые вопросы; издательская деятельность; регламент проведения заседаний и конгрессов и другие вопросы, связанные с регламентацией деятельности федерации.
Первая часть устава международной спортивной федерации является определяющей частью, в которой даются наиболее общие положения о деятельности федерации (название, состав, штаб-квартира).
Устав Международной Федерации Футбола (ФИФА) в первой статье также дает определение Федерации:
«ФИФА состоит из национальных федераций (НФ), которые входят в нее и признаются ею как контролирующие футбол в соответствующих странах.
В каждой стране признается только одна НФ.
Каждая из четырех Британских ассоциаций признается как отдельный член ФИФА.
НФ в регионе, который еще не приобрел независимость, может с разрешения национальной федерации той страны, от которой она зависит, тоже просить о вступлении в ФИФА».
Основной целью деятельности международной спортивной федерации является пропаганда и широкое развитие своего вида спорта, особенно в тех странах, где он еще недостаточно или совсем не культивируется. ФИФА определяет свою цель и задачи в ст. 2 Устава следующим образом:
Целью Федерации является:
1. Пропагандировать и развивать игру в футбол любыми средствами, которые она считает целесообразными;
2. Укреплять дружественные отношения между НФ, конфедерациями, а также их официальными лицами и игроками путем организации футбольных матчей на всех уровнях и оказания поддержки футболу всеми иными средствами, которые она считает приемлемыми;
3. Контролировать любую разновидность футбола, предпринимая необходимые и целесообразные шаги, направленные на предотвращение нарушений Устава, регламентов или Правил игры, установленных Процедурный регламент деятельности международного советапо футболу(ИФАБ), предотвращать введение порочных и иных методов или практики в игру и защищать ее от злоупотреблений;
3.1. Дискриминация против страны или отдельной личности по расовым, религиозным или политическим мотивам не допускается;
3.2. НФ, которая допускает, разрешает или организует соревнования, в которых практикуется дискриминация, или которая существует в стране, где дискриминация в спорте разрешена законом, не допускается в ФИФА или должна быть исключена из ее рядов, если уже является ее членом. НФ при подаче заявки на участие в соревновании или на его организацию должна дать заверения Федерации в том, что ее условия будут уважаться;
4. Обеспечивать посредством Устава и Регламента принципы урегулирования любых разногласий, которые могут возникнуть между двумя или более НФ.
Международные спортивные федерации являются самостоятельными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением Международного Олимпийского Комитета, которые определяет правила проведения и программу олимпийских игр. Но и здесь Федерации полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.
В целом, международные спортивные организации относятся к числу важнейших институтов международного права, основывают свою деятельность на общепризнанных нормах международного права, отвечают интересам сохранения мира и развития международного сотрудничества.
Отметим, как правило, присоединиться к МФС может любая национальная спортивная федерация, отвечающая уставным требованиям МФС. При этом не допускается дискриминация членов по признакам расы, религии, политической принадлежности (один из олимпийских принципов).
Важный момент, на который необходимо обратить внимание. Международные спортивные федерации (МСФ) создаются и действуют не только в целях развития профессионального спорта (спорта высоких достижений), но и т.н. «спорта для всех», «массового спорта» (в прямом смысле массовой физической культуры). В уставах содержатся соответствующие строки: Международной Федерации Футбола (ФИФА) – «способствовать развитию игры в футбол любым путем, который признан подходящим ФИФА или ее исполнительным комитетом»; Международной федерации баскетбольных ассоциаций (ФИБА) – «распространение любительского баскетбола во всем мире»; Международной федерации волейбола (ФИВБ) – «содействие развитию волейбола в разных странах» и т.д. Среди целей, записанных в уставеМеждународной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ), имеется такая запись: «установление дружеских отношений между всеми членами для развития легкой атлетики в мире». То есть, запись в уставе о развитии того или иного вида спорта в разных странах мира обязательно присутствовала, однако, как отмечают исследователи, носила, скорее формальный характер – эдакая дежурная фраза о необходимости развития спорта среди широких масс населения. На практике исполнение задачи развития «спорта для всех» затруднялось по нескольким причинам, основной из которых является нехватка финансирования. Как правило, финансы МСФ складываются из годовых членских взносов национальных федераций, и расходуются они, прежде всего, на нужды «спорта высоких достижений». Поддержка развития спорта для всех – это прерогатива местных органов власти и местных (национальных) спортивных организаций.
Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 1179 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник