Как создать макет фирмы

Содержание
  1. Макет сайта: как сделать дизайн и передать исходники верстальщику
  2. Зачем приводить всё в порядок
  3. Для чего нужен макет
  4. Правила создания макета
  5. Обычные ошибки дизайнера:
  6. 1. Договоритесь о формате файлов
  7. 2. Следуйте требованиям интерактивного дизайна
  8. 3. Избавляйтесь от дробных расстояний
  9. 4. Наведите порядок в слоях и артбордах
  10. #16 Создание макетов (графический дизайн)
  11. Оформляйте только реальный контент
  12. Идеи для оформления почти всегда приходят в ходе анализа материала
  13. Полюбите свой проект!
  14. Как организовать работу над макетами
  15. Группировка необходимых макетов по типам
  16. Определение приоритетов по срокам
  17. Сортировка подготовленных материалов
  18. Подготовка макетов без детальной проработки графики
  19. Промежуточное утверждение работ
  20. Проработка графических материалов и компиляция подготовленных макетов c проработанной графикой
  21. Предпечатная подготовка, тестирование
  22. Внесение финальных правок, проверка перед производством
  23. Размещение заказа на производстве и авторское сопровождение
  24. Описание процесса в гайдлайнах
  25. Бонус-трек: «Что писать на визитках?»

Макет сайта: как сделать дизайн и передать исходники верстальщику

Удалить скрытые слои, настроить отступы, экспортировать иконки и приложить шрифты: что нужно сделать дизайнеру, чтобы разработчик не запутался в макет

Чтобы стать опытным дизайнером, нужно сделать несколько больших проектов и понять, как всё устроено изнутри. Если времени на проекты нет, то все нюансы передачи макетов разработчикам и правильном общении с ними можно узнать на нашем курсе.

Зачем приводить всё в порядок

Создание сайта — трудоёмкий процесс, потому что надо не только продумать его логику и разработать стиль, но ещё сверстать и запрограммировать страницу.

Иногда дизайнер рисует хороший макет, а после вёрстки качество заметно падает:

  • появились лишние отступы,
  • пропали элементы,
  • текст выходит за рамки контентной области.

Скорее всего, это происходит потому, что дизайнер плохо подготовил макет для вёрстки.

Пишет про дизайн в Skillbox. Рисует макеты и верстает страницы для клиентов.

Для чего нужен макет

Обычно сайт разрабатывают в несколько этапов. Собирают информацию, рисуют дизайн и пишут текст, а затем верстают и программируют. Сначала дизайнер работает с внешним видом, создаёт макет сайта, затем передаёт исходники разработчику.

Макет сайта — это эскиз, на котором изображена будущая страница. От того, насколько качественно проработан макет, зависит общее восприятие информации на сайте.

При работе над макетом в графическом редакторе у дизайнера нет ограничений. Если выбранный шрифт не подходит, его можно поменять в один клик. Если кнопка выглядит неудачно, можно легко изменить её цвет и размеры.

Разработчик получает от дизайнера макет в графическом формате. Затем с помощью HTML и CSS, языка для разметки страниц и таблицы стилей приводит макет в такой вид, который понимают браузеры.

Правила создания макета

Верстальщик постоянно сверяется с исходными файлами, которые получил от дизайнера. Смотрит отступы и расстояния, копирует текст, задаёт нужные стили.

Важно! Часто дизайнер в спешке отправляет макет разработчику и при этом забывает проверить работу на ошибки. А верстальщик тоже может не заметить проблем и опубликовать это всё на сайте.

Обычные ошибки дизайнера:

  • Не удалил скрытый слой, в котором был старый вариант, а разработчик добавил этот элемент на сайт.
  • Не сгруппировал элементы, а разработчик тратит несколько часов на то, чтобы разобраться в макете.
  • Ошибся и задал слишком большой отступ для элемента, а разработчик сверстал макет в таком виде.

Чтобы это происходило реже, необходимо соблюдать основные правила создания макета и взаимодействия с верстальщиком.

1. Договоритесь о формате файлов

Начинающие дизайнеры часто не знают, в какой программе можно сделать макет. Изучают разные графические редакторы, выбирают удобный для себя.

Популярный редактор — Adobe Photoshop. Это универсальный инструмент для работы с любой графикой: фотографы обрабатывают там снимки, иллюстраторы занимаются рисунками, а веб-дизайнеры делают макеты. Файл, в который сохраняется макет в Photoshop, имеет расширение .psd. Его отправляют разработчикам как PSD-макет для сайта.

Photoshop — универсальный редактор, и поэтому его довольно непросто освоить. Чтобы не тратить много времени на изучение функций, можно использовать новое поколение программ, предназначенных специально для веб-дизайна: Adobe XD, Figma, Sketch.

Некоторые дизайнеры рисуют макеты в других редакторах. Кто-то пользуется Adobe Illustrator или Adobe InDesign.

Перед тем как выбрать программу для создания макетов, поговорите с верстальщиком. Удобно ли ему будет пользоваться Photoshop или лучше нарисовать всё в Sketch? Или он пользуется Zeplin, поэтому неважно, в какой программе вы рисуете?

2. Следуйте требованиям интерактивного дизайна

Создавайте макет по правилам. Это упростит работу над внешним видом и облегчит процесс вёрстки.

  • Выберите цветовую модель RGB перед созданием макета. Это стандарт для мониторов и экранов.
  • Пользуйтесь сеткой, чтобы выравнивать контент внутри макета.
  • Не увеличивайте маленькие картинки.
  • Изменяйте размер изображений с зажатой клавишей Shift, чтобы сохранять пропорции.
  • Если нужен наклонный или жирный текст, выбирайте одно из начертаний шрифта. Не пользуйтесь псевдостилями, чтобы изменить внешний вид букв в Photoshop и других редакторах.

3. Избавляйтесь от дробных расстояний

Проверьте все элементы макета и посмотрите на расстояния и отступы. Все размеры должны быть выражены целыми чётными числами. Не используйте нечётные числа и дроби.

4. Наведите порядок в слоях и артбордах

Во время работы над макетом дизайнер располагает слои в хаотичном порядке, не переименовывает их, скрывает неподходящие варианты. С таким макетом сложно работать верстальщику и другим специалистам, в нём нет структуры.

Чтобы создать порядок в слоях:

  • удалите скрытые и пустые,
  • сгруппируйте по смыслу,
  • напишите для каждого название.

Источник

#16 Создание макетов (графический дизайн)

  • создать макеты по списку, в едином стиле;
  • собрать дистрибутивы в базе данных;
  • зафиксировать стандарты оформления в гайдлайнах;
  • проконтролировать производство (авторский контроль, сопровождение).

Оформление — процесс частый и практически непрерывный. К запуску нового товарного знака, как правило, готовятся только основные (базовые) макеты. ( Плюс, разово, макеты для рекламной кампании по запуску нового продукта / услуги / компании. ) В дальнейшем с ростом компании или с ростом ее активности на рынке потребность в новых макетах и продукции будет возрастать. Поэтому здесь мы рассмотрим только основные вехи этого процесса. Все детали работы по каждому из типов макетов (сайты, выставочные стенды или полиграфия) описаны в профессиональной литературе и будут интересны, скорее, непосредственным исполнителям. Углубляться в особенности работы программ мы здесь тоже не будем (хотя меня часто так и подмывает рассказать о том, как много возможностей и удобств дает некий программный творческий пакет одной очень известной фирмы). Но некоторые соображения по поводу таких макетов как «визитная карточка» здесь присутствуют, поскольку именно о визитках любят поспорить больше всего: я не смог удержаться от этого искушения и не добавить свои пять копеек 🙂

Макеты, выполненные в одном стиле, и будут формировать фирменный стиль в глазах клиентов компании, поддерживать общность ее восприятия, узнаваемость. Все макеты следует распределить по типам и специалистам, способным выполнять специфичные работы. В значительной степени между собой отличаются:

  • макеты для печатной рекламы;
  • печатные издания;
  • наружная реклама;
  • медийная реклама (баннеры в интернете);
  • видеоролики, заставки и презентации;
  • оформление сайтов;
  • страницы в социальных сетях;
  • рекламные объявления в разделах типа Classifieds;
  • бесконечный список сувенирной продукции;
  • вывески;
  • оформление офисных интерьеров и магазинов, отдельно — витрин, самостоятельных точек продаж;
  • выставочные стенды;
  • собственные здания (архитектурные проекты).

Некоторые работы могут пересекаться и выполняться одним и тем же специалистом, например — оформление сайта и страниц в социальных сетях. В то же время создание анимированных баннеров зачастую никакого отношения к созданию сайтов не имеет и подразумевает совсем другие навыки. И, наконец, вопросы полиграфии ближе тем, кто с ней чаще сталкивался. Хотя все три перечисленных здесь специалиста, скорее всего, пользуются одними и теми же инструментами (в смысле — программами) и все они, скорее всего, будут пользоваться одними и теми же предоставленными материалами (иллюстрациями и текстами), это не означает, что все они смогут успешно заменить друг друга — слишком много специфики в каждом из перечисленных выше направлений.

Процесс создания макетов координируется арт-директором: на первых этапах, когда стандарты оформления еще не описаны, арт-директор отслеживает преемственность идей оформления и их последовательное применение.

Чаще всего продумывается генеральная концепция, экспрессия, общие (повторяющиеся, воспроизводимые) элементы, которые станут основой стиля, решаются технические вопросы выбора шрифтов и ограничений по языкам. Найденные стилевые решения в первом приближении применяются к нескольким основным носителям — рекламным модулям, анимированным баннерам, визиткам, обложкам буклетов, черновой верстке нескольких страниц информационных текстов. Как правило, перечень этих носителей известен заблаговременно, равно как и ограничения по бюджетам, технические требования и возможности конкретных производств и площадок. Поэтому стилевое решение чаще всего прорабатывается с учетом всех этих данных и ограничений.

Макеты прорабатываются шаг за шагом, от первых (грубых) набросков до проработанных в деталях, готовых к использованию (печати или программированию) макетов. Иногда первые концепции стилевых решений оформления продукции для одного и того же графического комплекта могут существенно различаться.

Оформляя макеты, дизайнерам важно не «соскочить» в специфические особенности одного носителя и не сделать так, что на нем все смотрится симпатично, а на других носителях — совсем не так выигрышно. В основном такие расхождения встречаются при сравнении цифровой среды и физической продукции (проще говоря, сайта и фирменного буклета или даже визитки). При этом нужно стараться выжать из каждого носителя максимум его специфичных возможностей.

Финалом первой волны разработки макетов, кроме непосредственно самих макетов, должны стать гайдлайны — пояснения хода мыслей разработчиков для других дизайнеров, которые этими наработками будут пользоваться. Пояснения также включают в себя набор ограничений по применению элементов оформления. Все это делается для того, чтобы в будущем сохранялась узнаваемость товарного знака независимо от того, кто будет делать тот или иной макет.

Гайдлайны, как я уже говорил ранее, не следует путать с бренд-буками, хотя часто арт-директор решает включить информацию о компании (или бренде) в гайдлайны. Делается это для того, чтобы идея оформления была понята последующими дизайнерами более четко и буквально. Кроме прочего, новым дизайнерам не придется искать информацию о компании в других местах, они получат необходимый объем знаний сразу, вместе с инструкцией по применению фирменного стиля и примерами работ.

Финалом второй волны разработки макетов будет фиксирование окончательно принятых условий производства продукции, то есть опыта, полученного дизайнером в ходе авторского сопровождения всех этапов производства. Нет бумаги заявленного типа или поставщика? Какими могут быть варианты замены? Каковы требования типографии к предоставляемым макетам? Слишком тонкие линии не пропечатаются на специфичном оборудовании? Все это в идеале дизайнер (лучше — менеджер проекта) должен зафиксировать и добавить в гайдлайны. Но, так как над большинством объектов работают разные дизайнеры и подключаются разные производства, то зафиксировать все это в каком-то едином стиле и формате получается крайне редко. Здесь на выручку приходят инструменты типа электронной базы знаний и контроля версий дистрибутивов — достаточно каждый макет, ставший продукцией, снабжать комментарием и набором технических требований, под которые он создавался. Это поможет остальным участникам процесса ориентироваться в условностях тех или иных работ в будущем.

Читайте также:  Найти спонсора для бизнес идей

Оформляйте только реальный контент

Почему я столько внимания уделяю именно текстам и контенту? Я уверен, что большинство дурацких дизайнов появляется оттого, что дизайнеру приходится буквально высасывать из пальца идеи для своих работ (потому что больше неоткуда).

Это происходит потому, что оформлять дизайнеру попросту нечего, нет предмета для оформления — только абстракции в духе «здесь будет текст, а пока что я сюда засуну „рыбу“». Отсюда появляются «шаблонные» сайты, «готовые дизайны». Они одновременно подходят ко всем случаям, и именно поэтому по-­настоящему не подходят никому, как только в такой шаблон начинают подставлять сколь-нибудь реальный текст. Форма должна соответствовать содержанию, равно как и наоборот, и только в этом соответствии они работают лучше всего. Неудобно возить слона на «запорожце» — и так же неудобно в реальной жизни пользоваться «типовым» сайтом.

Невозможно сверстать ненаписанную книгу. Можно только определить стиль оформления (задать отступы, шрифты для заголовков, текста и т. п.), но готовую книгу, журнал, сайт получить таким образом невозможно. И опять же, это можно сделать только при условии, что в книге точно будут тексты (а книгой может быть и альбом фотографий, и комикс). И в зависимости от жанра, стиля, других особенностей оформление будет сильно различаться, в том числе и выбор шрифтов. А если текст будет на нескольких языках? Тогда не все шрифты подойдут. Появятся и другие ограничения.

Исключительно малое число даже хороших дизайнеров могут придумывать тексты для макетов, которые они оформляют. Поэтому заказчику лучше подстраховываться и присылать все тексты заблаговременно. Особенно это касается полиграфии, причем чем больше я об этом думаю, тем больше хочется написать: любой полиграфии. От визиток (у них мелкий формат, а надо уместить много информации) до рекламных объявлений, где акцент будет делаться на отдельных словах и заголовках (без них макет с «рыбой» придется все равно переделывать).

«Рыба» хорошо подходит для определения стилей заголовков, выносов, основного массива текста, цитат, сносок, когда оформляются управляемые тексты (например на сайтах, где объем материала практически неограничен). Логично использовать «рыбу» для подготовки шаблонных макетов, не ограниченных в объеме, — новостей, пресс-релизов и «типовых текстовых страниц» на сайтах. В случае полиграфии эта «рыба» уже не всегда срабатывает, не говоря уже о рекламе.

Для работы над конкретными макетами, разделами и страницами «рыба» противопоказана, если нужно получить конкретный результат. А неконкретный результат — это бессмыслица, его никак нельзя применить в работе.

Именно в этом смысле я спокойно могу заявить, что в большинстве случаев «рыба» — зло.

Всегда нужно стремиться к тому, чтобы оформлять реальный материал. Отсюда и такое повышенное мое внимание к подготовке текстов.

Идеи для оформления почти всегда приходят в ходе анализа материала

Идеи для оформления не появляются из воздуха. Чаще всего они возникают в процессе чтения, написания или анализа (обдумывания) текста. Чтобы идея была удачной, она должна как минимум соответствовать (ситуа­ции, задаче, деятельности компании). И обязательно нужны параметры, по которым можно было бы оценить, подходит эта идея или нет. Описание компании, услуг, любой конкретный текст — зафиксированное мерило совместимости идеи и оформления.

Кстати, все это справедливо не только для книг, визиток, бренд-буков, но и для логотипов, знаков и названий. И в частности это особенно актуально для сайтов — мы часто сталкиваемся со страницами и даже с целыми разделами «в стадии разработки». Существует заблуждение, что «сайты делать проще». Но это не так: если на сайте нечего размещать, он так и будет пустым. Трудно себе представить книгу, в которой оставлено место под главу, которую автор планирует «потом дописать».

Пустые сайты зачем-то публикуют, а книги — нет 🙂

Чтобы появилась идея оформления, нужно максимально погрузиться в тему и понять, с чем предстоит работать. Чтобы люди узнали о компании (ее товарах и услугах), им надо об этом рассказать. Чтобы рассказ был убедительным, у него должен быть интересный сюжет и хорошо организованная подача. Фееричное оформление пустышки введет читателя в заблуждение, но ненадолго: как только дело дойдет до активных переговоров или деталей сделки, оформление уже не будет иметь никакого практического значения, и все недостатки всплывут на поверхность.

Полюбите свой проект!

Дизайнер, специалист по рекламе должны почувствовать, полюбить и понять, продукт, который они оформляют. По-настоящему поверить в него. И тогда оформление придет само собой, у дизайнера появится масса идей, и заказчик будет защищаться от их потока. Прописывание текстов отчасти способствует этому. Как минимум — погружению в проект. В этой книге уже затрагивалась волнующая многих дизайнеров проблема вмешательства заказчика в творческий процесс. И причина этого, на мой взгляд, чаще всего — в отсутствии проактивности именно со стороны дизайнеров (или бестолковой работы с клиентом менеджеров проектов) — и все от нелюбви к проекту, желания побыстрее с ним развязаться. Быстрее же получается как раз тогда, когда проект нравится и дизайнер реально понимает его.

Со мной, к сожалению, это тоже случается не каждый раз, когда ко мне обращается заказчик. Точнее, почти всегда, когда заказчики просят «просто нарисовать какой-нибудь простой логотип, а мы потом определимся с развитием, сейчас же мы ничего не знаем, и поэтому нам надо три варианта». Дизайнер не всегда должен быть «мартышкой с фотошопом» (иногда можно и «мартышкой» поработать, если заказ очень интересный — например, заказчик пришел уже с отличной идеей — бывает и такое!). Порой случается, что сам оформляемый или рекламируемый продукт унылый, работать с ним совсем не хочется (особенно в сравнении с конкурентами). Если заказчик не ставит сверхзадачу — переработать продукт, и есть возможность пожертвовать заказом, то от него можно, конечно, и отказаться. Но очень часто такое впечатление о продукте — ошибочное (просто не совпадает с личными, специфическими вкусами дизайнера), и предвзятое отношение преодолимо как раз погружением в проект, работой с текстом и изучением продукта. Так или иначе, можно хотя бы попробовать влюбиться в проект. Но обманывать себя, конечно, не стоит.

Как организовать работу над макетами

Описанный ниже процесс близок к идеальному (в моем понимании). В реальной жизни многие этапы либо игнорируются, либо не требуются в силу, например, микроскопичности проектов или внутренних систем, принятых в студиях или агентствах, исключающих эти процедуры. Но пусть и в каком-то минимальном объеме каждый проект проходит приведенные ниже этапы (вспомните, эта идея была и в главе про состав рабочей группы).

Группировка необходимых макетов по типам

Для понимания полного состава рабочей группы проекта, координации усилий всех подключенных специалистов и планирования размещения физического производства логично для начала распределить все разрабатываемые материалы по группам. Для простоты можно либо ориентироваться на приведенный в начале этой главы список (если вы — менеджер проекта или еще не знаете, кто из исполнителей будет принимать участие в работе и какие у него навыки), либо довериться в этом вопросе арт-директору или менеджеру проекта со стороны исполнителя. Скорее всего, эта работа могла быть частично выполнена в процессе медиапланирования и определения типов разрабатываемых материалов. Теперь осталось рассмотреть эту задачу с позиции подбора конечных исполнителей, обладающих требуемыми навыками. ( Актуально и при работе с группой фрилансеров, например. )

Определение приоритетов по срокам

Запуск рекламных кампаний и товарных знаков далеко не всегда начинается в один день. Активности могут быть распределены на многие месяцы вперед, поэтому некоторые макеты и продукция могут не требовать глубокой, детальной проработки в момент сдачи первой части проекта заказчику. Кроме того, разные объекты создаются с разной скоростью: быстро — визитка, со средней скоростью (если будет быстро согласована с надзирающими органами) — вывеска, и, наконец, за продолжительное время — сайт и выставочный стенд.

Кроме отложенных запусков, обычно бывают и срочные задачи — промостраницы, медийная и контекстная реклама, буклеты, эффектно поданные образцы продукции, таблички на двери в офисе и тому подобные насущные и оперативно реализуемые задачи.

Разные специалисты одни и те же задачи решают в разные сроки. Именно поэтому роль арт-директора при определении сроков становится очень важной, в том смысле, что именно он подбирает специалистов на проект. И, разумеется, обсуждая конкретику с рабочей группой (зачастую параллельно ее формируя), ее участники в значительной мере могут скорректировать планируемые сроки оформления макетов.

Проанализировав сроки выполнения, приоритетность и техническую специфику задач по подготовке макетов и отгрузке готовой продукции, можно гораздо четче и увереннее планировать как реальный календарный график выполнения работ, так и человеческие ресурсы (в частности, иногда и для пересчета стоимости этих работ).

Сортировка подготовленных материалов

Тексты, фотографии, иллюстрации, наработки по дистрибутивам графических комплектов. Все предыдущие главы (этапы) постепенно подводили нас к созданию основательной базы для оформления. Были и тексты, и описания услуг, и контактные данные, и примеры выполненных работ, и (зачастую в непригодном для сиюминутного, без предварительной подготовки, состоянии) изображения для иллюстрирования проектов, и номенклатура, и графический комплект. Пришла пора все это упорядочить, свериться с версиями исходных файлов (чтобы в одном месте сосредоточить финальные версии всех наработок) и предоставить все вместе с техническими заданиями (требованиями выбранных производств) в работу дизайнерам. Как практикующий дизайнер, я, перечитав этот абзац, подумал, что только ради него стоило бы написать эту книгу 🙂

Читайте также:  Как открыть инстаграм аккаунт для бизнеса

На этом этапе дизайнеры учтут требования к макетам и смогут сгруппировать разработку некоторых из них по критериям, заявленным в требованиях. Например, по-разному будет проходить работа над макетами для шелкографии, для ролевой печати и для веба. Если таких макетов в каждой группе больше двух, да и самих групп — пять — семь, то подобное распределение скажется не только на оптимизации работ, но и на разрабатываемых дистрибутивах графического комплекта — для разных условий воспроизведения (см. таблицу в главе 14 «Проработка дистрибутивов знака и логотипа для разных условий использования»).

Подготовка макетов без детальной проработки графики

Разработка сетки, определение шрифтовых стилей, верстка текста. Собственно говоря, в какой-то момент рабочая группа просто продолжает работать над графикой, только более интенсивно, чем на предыдущих этапах. В общем случае происходит разметка текста, определение отступов, планирование помещений и их оформление, примерка к предложенным форматам, идет поиск стилевых решений для оформления.

Когда черновые макеты готовы, становится очевидным дальнейшее развитие: насыщение иллюстрациями, графиками, фотографиями, декоративными элементами. В этот момент обычно заказываются фотосессии, видеосъемки, рисованная графика. Понятны также и места применения этих материалов, вплоть до конкретных страниц.

Иногда часть графики уже существует и используется в работе с макетами с самого начала. Иногда параллельно с этим этапом идет активная работа по ретушированию фотографий, подготовке чертежей и планов, подбору физических материалов: бумаги, тканей (тех же строительных материалов).

Полезно все макеты разместить на одном-двух стендах (экранах, бордах) и «примерять» идеи оформления на них так, чтобы преемственность стиля прослеживалась на как можно большем количестве носителей одновременно.

Каждый макет (или несколько сразу) нужно помещать в конкурентное окружение и рассматривать в этом контексте: выделяется ли носитель из общего фона, нет ли совпадений, четко ли считывается сообщение, которое хотелось донести, не теряется ли оно в хоре конкурентов.

Так, последовательно уточняя, рассматривая и корректируя общий стиль, готовится первая презентация для заказчика:

  • черновой вид всех носителей;
  • вид носителей стиля в среде;
  • визуальное сравнение с конкурентами;
  • черновые распечатки образцов будущего стиля.

Все это необязательно должно быть проработано в деталях. Иногда это могут быть наброски, эскизы: их будут окончательно доводить для каждого носителя после согласования направления с заказчиком. Главная задача этого этапа — зафиксировать это направление.

Промежуточное утверждение работ

На рабочей встрече дизайнеры, арт-директор и/или менеджер и заказчик рассматривают получившиеся наработки. Иногда эти подачи организовывают на бордах, иногда — на проекторе, некоторые студии готовят видеопрезентации. В отдельных случаях наработки демонстрируют в виде распечаток и образцов — например, готовые визитки, конверты, упаковку, буклет. На первых презентациях в детально проработанном виде все это требуется крайне редко.

Клиент исследует, примеряет на себя и на свои жизненные ситуации предложенные стилевые направления, представляет себе их в работе с клиентами и вполне конкретными людьми.

Дизайнерам будет полезно думать о том, что многие размышляют о фирменных стилях своей компании примерно так же, как о выборе костюма, автомобиля, галстука, сумочки, столе для кабинета (или его полном отсутствии), в общем — о том, как этого человека будут воспринимать, глядя на его компанию. Буквально: как будет смотреться и насколько практично этим будет пользоваться (удобно носить). Отчасти таким подходом к выбору стилевого решения обусловлены споры и обсуждения, возникающие среди сотрудников заказчика во время презентаций. Часто все сводится к тому, что люди примеряют стиль на себя, хотя зачастую и неосознанно (говорят: «что-то мне здесь не нравится» или «Васе это точно понравится»). Не стоит, однако, делать далекоидущих выводов, глядя на то, как люди одеты на встречах (то есть на самом деле). Во-первых, их вид может просто не соответствовать внутренним желаниям или просто возможностям. Во-вторых, они могут хотеть меняться. И в-третьих, они могут хотеть, чтобы их воспринимали иначе.

В любом случае, во время встречи важно наблюдать за реакцией клиента, проявлениями эмоций и четко фиксировать все возникающие у него вопросы, чтобы в будущем проанализировать их, если один из представленных на встрече вариантов будет прорабатываться дальше.

Заказчик редко решается сразу запустить в работу первый предложенный вариант (но такое тоже бывает). Будьте готовы к тому, что на принятие решения о выборе направления или варианта у него может уйти несколько дней.

Чтобы внести четкость в работу, возможность планирования и, в хорошем смысле, дисциплину, преду­смотрите в договоре максимальный срок, отведенный на принятие решений (обычно считают пять рабочих дней), и введите в условия договора понятие промежуточного акта (которым может в том числе служить подписанный борд, с датой и печатью). Срок на раздумья будет отсчитываться с момента предоставления такого промежуточного акта (и его подписания соответственно). Часто заказчики не хотят такие документы подписывать, мотивируя отказ тем, что «работу-то они не приняли еще», но от них и не требуется ее принимать. В таком акте указывается лишь то, что исполнитель в указанный срок предоставил набор работ заказчику на рассмотрение, то есть просто фиксируются факты. За пять дней заказчик может либо принять работу, либо обоснованно мотивировать отказ и отправить на доработку. Все это делается в рамках здравого смысла, но почему-то довольно часто (со слов многих менеджеров) вызывает неприятие со стороны заказчика. Менеджеры боятся подписывать такие акты, мотивируя свой страх чему угодно, чаще всего — «хорошими отношениями с заказчиком». А потом не могут ничего доказать в случае возникновения разногласий. Я считаю, что хорошие отношения как раз должны способствовать бесстрашному подписанию формальных актов, а никак не наоборот. Это стоит постараться донести до заказчика.

Есть мнение, что «дисциплиной» называлась плеть с семью хвостами. И еще у римских воинов она была чем-то вроде божества или набора понятий. Я же имею в виду как раз хороший смысл этого слова, а уж какой он для кого хороший — это решать читателю.

Проработка графических материалов и компиляция подготовленных макетов c проработанной графикой

После выбора и утверждения генерального направления (варианта) появляется смысл в детальной проработке. На этом этапе дизайнеры трудятся над макетами наиболее активно и продуктивно — в плане количества окончательных и выверенных макетов, красивых в прямом смысле этого слова. Происходит компиляция подготовленных к подаче макетов с проработанной, отретушированной и специально созданной графикой, совершенствуются детали макетов и, самое важное, — тщательно прорабатываются нюансы каждого носителя, с учетом всех наработок по фирменному стилю.

На этом этапе могут меняться технические решения, условия печати продукции, например — выбор бумаги (если на первых подачах обсуждались образцы), способ нанесения специфичных элементов оформления на разных видах продукции — для достижения максимального эффекта или более точного следования выбранному направлению.

Предпечатная подготовка, тестирование

Многие работы по оформлению дизайнеры выполняют на компьютере, и это особенно актуально для последних завершающих этапов (в отличие от начальных этапов — эскизов, которые часто рисуются на бумаге и затем сканируются и доводятся на компьютере). Но, как я упоминал раньше, на экране монитора все смотрится не так, как будет выглядеть в реальной жизни (и совсем не так, как будет восприниматься потребителями). Достаточно того, что, работая с макетом на экране, дизайнер может приближать и удалять картинку так, что на огромном экране поместится только одна буква, хотя на физическом отпечатке она будет примерно в два миллиметра высотой, и ее красивые засечки просто не пропечатаются. Разница восприятия колоссальна. Поэтому все, что будет производиться физически, необходимо распечатывать, моделировать (собирать), изучать, вертеть в руках и перечитывать по нескольку раз. Часто в первый момент кажется, что все получилось здорово, но всегда находится то, что можно улучшить, и это обнаруживается только на физических отпечатках.

Обязательно делайте предварительные отпечатки. Это касается как самых простых буклетов и визиток, так и вещей посложнее — упаковки, книг, конвертов: «живой» макет, который вы держите в руках, воспринимается по-особенному, не как картинка на экране. Если издание будет цветным, но у вас под рукой только простой офисный принтер, — не переживайте, даже такая распечатка поможет выявить недочеты.

По мере возможности смотрите в реальном размере все, что можно в нем посмотреть, либо в размере, максимально приближенном к реальному. Это касается и иллюстраций, и текстовых материалов. Если возможности распечатки ограниченны, и на лист не помещается сверстанная полоса или схема — возьмитесь за ножницы и клей. Не стесняйтесь браться за ножницы и в случаях, когда реальный отпечаток будет меньше стандартного листа, вылезающего из принтера: например, когда на нем расположены восемь-десять визиток (тем более, одна). Удивительно, как отличается восприятие вырезанной визитки или страницы от того, как она воспринимается просто распечатанной на листе. Даже в руке она лежит по-другому, мгновенно меняются все пропорции (пропадает величественное окружение белого листа, и она сама по себе становится листом, всем, целиком).

Иногда можно по-другому посмотреть на размеры шрифтов, отступы, стыковку изображений по фальцу, деформации и прочие существенные условия, которые при компьютерной верстке протестировать не получится.

Подобная предпечатная подготовка может занять довольно много времени, но она того стоит. Кроме того, это довольно интересно проведенное время — смена деятельности с компьютерной на почти медитативную (кромсать и клеить тоже иногда интересно). В это время дизайнер крутит макет, смотрит на него свежим взглядом, замечает нюансы, которые ускользнули на экране монитора. Даже черновой вариант, распечатка, овеществляет работу дизайнера, и иногда доставляет удовольствие от проделанной работы. Это своеобразная маленькая промежуточная победа, некий конечный результат.

Внесение финальных правок, проверка перед производством

На предварительных распечатках и макетах обязательно делайте отметки в тех местах, которые нужно исправить. Не стремитесь сразу же устранять каждую замеченную ошибку в электронном макете: сначала проверьте все возможные места, куда могут закрасться ошибки и опечатки, и вносите в цифровой макет сразу по нескольку изменений в один заход. Очень часто одно изменение влечет за собой несколько других, что увеличивает количество потенциальных ошибок. Исправив ошибку в электронном макете, не забывайте ставить отметку об этом и на физическом отпечатке (ошибки я отмечаю красным фломастером, обвожу в кружок, а исправления отмечаю крестиком — зачеркиваю так ошибку, чтобы к ней не возвращаться больше, ручкой другого цвета, что под рукой найдется).

Читайте также:  Как создать свой инвестиционный бизнес

После предварительных распечаток и работы над ошибками в электронный макет могли быть внесены существенные изменения, и замыленный взгляд дизайнера мог пропустить какие-то моменты (где-то мог пропасть кусок текста, съехали изображения и т. д.). Нужно перепроверить эти места и внести изменения еще раз, если потребуется.

Когда кажется, что обновленный макет уже готов, сделайте еще одну распечатку и смоделируйте физический макет еще раз. Если до этого не было возможности сделать это в цвете, то теперь постарайтесь найти для этого время и возможность: так вы сэкономите нервы и сохраните хорошие отношения с заказчиком, не пропустив ошибку в тираж или заметив ее на презентации заказчику.

Настоятельно рекомендую получать подпись клиента на окончательных макетах. Это обостряет его внимание, не позволит ускользнуть мелочам (что очень хорошо) и вселит уверенность в завершении этого этапа. Часто это, скорее, его психологическое завершение. Ну а в будущем дизайнеру будет лестно показывать эти подписанные макеты другим заказчикам.

Во многих типографиях есть возможность сделать цветопробы — рекомендую их не игнорировать, они помогают «подстроиться» под определенное оборудование и повысить качество конечной продукции.

Размещение заказа на производстве и авторское сопровождение

Этот отрезок работы целесообразно здесь описывать и учитывать в работе только с точки зрения планирования времени. С одной стороны, есть рутинные действия по заключению договоров и оплате услуг производств (мы этих вопросов касаться не будем) — об этом следовало позаботиться заблаговременно, когда происходил выбор подрядчиков. С другой стороны, есть и иные аспекты взаимодействия производств с исполнителями — то есть дизайнерами. Нередко в процессе вывода макетов на печать или сборки конструкций на производствах возникают вопросы по их изготовлению и необходимость внесения правок или изменений в макет или конструкцию. Желательно сделать так, чтобы на эти вопросы мог ответить компетентный человек, автор макета, и в случае необходимости принять решение о внесении таких изменений (они не всегда нужны). Так что необходимо зарезервировать какое-то разумное время на авторское сопровождение разработок. В принципе, это нормальная практика, тем более что всего на свете не сможет предусмотреть ни заказчик, ни дизайнер, ни производство.

В зависимости от сопровождаемого объекта речь может идти о сроках от двух до десяти дней для печати фирменной полиграфии и до нескольких месяцев в случаях посложнее, например связанных с постройкой стендов или объектов к выставкам.

В случае с типографиями и производством журнальной продукции может потребоваться присутствие дизайнера непосредственно на производстве, вместе с ответственным менеджером проекта — чтобы оперативно внести последние правки, перед тем как подписывать листы в печать. Не уверен, что это распространено повсеместно, но в моей практике такое встречалось не один раз (все было связано с изданием журналов — там иногда правки до самой последней минуты вносятся). Причем это было требование типографии (которое я на самом деле только поддерживал). Многие типографии работают круглосуточно, поэтому попробуйте согласовать время производства так, чтобы оно не пришлось на ночь. Сделать это получается не всегда (типографиям очень невыгодно простаивать, поэтому некоторые заказы сдвигаются и перемещаются во времени или печатаются по частям), но попробовать стоит: вдруг повезет? Лично мне опыт ночных бдений в типографии не доставил особой радости, в дневное время все происходило бодрее, но, возможно, это легко может оказаться просто моим личным предпочтением. На качестве работы типографии и ее сотрудников время суток никак не сказывается.

Описание процесса в гайдлайнах

Современные гайдлайны стали напоминать глянцевый журнал: красиво, но мало смысла. Красиво — это очень хорошо, но я призываю дизайнеров не лениться и привнести в работу хотя бы каплю смысла. В каждой студии принято по-своему описывать получившиеся макеты, но я бы рекомендовал руководствоваться одним простым соображением: описывая тот или иной макет, думайте о дизайнере, который с этим описанием будет работать впоследствии, и о том, что вы ему ничего сказать не сможете. Поставьте себя на его место: захочется ли вам восстанавливать логотип или знак, вычерчивая круги и замеряя углы и сантиметры, или вы посчитаете, что, живя и работая в эпоху цифровых технологий, проще взять подготовленный дистрибутив? Что важного нужно сообщить другому дизайнеру? Какие вы сами допустили ошибки, неочевидные в момент разработки, но проявившиеся на приемке или при распечатке? Где еще можно взять дистрибутивы, если заказчик забыл вместе гайдлайнами передать диск? Как сэкономить время на работу?

В общем случае, по каждому виду продукции фиксируйте:

  • общий вид получившейся продукции (фотография);
  • исходный макет (где это применимо), если нужно уменьшить его, чтобы поместился на лист, — приведите часть изображения в реальном масштабе;
  • технические характеристики (габариты, размеры листов, название и плотность бумаги и т. д.);
  • производственные особенности: где и какой тираж был отпечатан, на каком оборудовании, где найти технические требования, под которые создавался макет;
  • где находится дистрибутив и в каком формате;
  • для сувенирной продукции, мебели и других материалов указывайте контактные данные хотя бы одного поставщика или производителя;
  • некоторым менеджерам будет интересно фиксировать стоимость производства.

Собирать такую информацию есть резон для каждого произведенного носителя. Иногда их объединяют по группам: полиграфию, интерьеры, экстерьеры, выставочную деятельность, видео, сувенирную продукцию. В случае необходимости размещения срочного заказа это становится бесценной информацией, и пользоваться ей весьма удобно.

Очевидно, что если есть электронная база данных, то информацию логично разместить и там. Получается, что сборник ценных знаний заключен в одном месте: это и дистрибутивы, и инструкции по работе с ними, и контроль версий. Выгодное отличие такого инструмента от изданных гайдлайнов в том, что его можно своевременно пополнять, вести историю изменений, не нужно беспокоиться о количестве копий диска и о том, что какой-то из них потеряется. Изданные гайдлайны тоже имеют свои преимущества: это контрольный отпечаток, масштабная шкала, носитель стиля сам по себе. Скорее всего, уже в обозримом будущем следует ожидать развития обоих инструментов, но в основном, конечно, электронных баз (сейчас мало кто предоставляет заказчикам такой сервис).

К запуску обновленного товарного знака обычно делают определенное количество продукции, оговариваемое в договоре и необходимое для начала работы. От этого и произошли «типовые наборы» для фирменных стилей. Обычно процессы, описанные в этой главе, эпизодически повторяются. Некоторые макеты и носители обновляются, проходя испытание временем и практикой, некоторые остаются неизменными на протяжении длительного времени. Их число со временем пополняется новыми макетами, изготовленными для новых рек­лам­ных кампаний, услуг и событий. Если применять описанную систему и накапливать опыт, то все изменения, обновления и пополнения будут происходить быстро, стиль — естественным образом развиваться, а не меняться. Это как эволюция и революция — и то и другое подразумевает изменения, но достигаются они разными путями.

Бонус-трек: «Что писать на визитках?»

Мне нравится, как американцы называют визитки — business card, то есть буквально «деловая карточка», а не «визитная».

Раньше визитки делали именно для визитов, и поэтому на них редко указывали что-то, кроме имени посетителя. Постепенно визитки входили в обиход, появлялись даже правила, регламентировавшие обращение с ними. Часто визитки вообще делали в одном экземпляре, для одной конкретной встречи.

Сейчас визитки используют совсем иначе. Они стали механизмом обмена информацией, кратким рассказом на тему «чем я занимаюсь и как со мной связаться». Поэтому на них надо писать все, что поможет в работе, — от часов работы до всех номеров мессенджеров и телефонов, расшифровку деятельности компании («Создание товарных знаков, шрифтов, сопровождение, регистрация»), адреса офиса (или нескольких), сайтов, можно легко снабжать их QR-кодом и т. п. К сожалению, я встречал несколько дизайнеров, которые искренне считали, что указывать скайпы, аськи и адреса групп в социальных сервисах — это «дурной тон». Сожалел я потому, что эти комплексы только мешают работать — что с того, что кому-то удобно пользоваться не только электронной почтой? В общем, если дизайнер говорит, что добавить запись на визитке невозможно, это не предусмотрено макетом, то это означает в большинстве случаев, что макет — плохой.

Еще часто воюют на тему формата (размера визитки), особенно если она отличается от привычного — 5 × 9 см. Дело в том, что в разных странах привычные форматы визиток — разные. В основном все это связано с системами измерений и, как следствие, — с форматами бумаги, используемыми в производстве. Но даже если немного поменять пропорции визитки с привычных до немного боґльших по высоте (европейский формат), то они замечательно будут помещаться на привычные листы, так что и вопросы размеров тоже зачастую надуманные. В визитницу помещаются карточки размером побольше и поменьше. В последнее время на визитках стараются уместить столько информации, что либо они получаются уродливыми, либо шрифт — микроскопическим. Не вижу причин не делать визитки крупнее, чтобы все лучше умещалось и смотрелось симпатично.

Наконец, с предубеждением относятся к двусторонним визиткам. Ключевой аргумент против двусторонних визиток сводится к тому, что «будут думать, что мы не можем себе отдельных визиток позволить». Лично я всегда без проблем делал двусторонние визитки (на разных языках или с расшифровкой деятельности компании). Вот что реально раздражает, так это недостаток информации о компании. Смотришь на визитку через три месяца и не понимаешь, чем же эта «Ласточка» занимается и что за Вася (и при каких обстоятельствах) мне ее вручил. И выбрасываешь. А может, что-то важное было. Скажете: «надо записывать». Да ну! Это просто отсутствие предусмотрительности, если чего надо записывать на визитке (дорабатывать ее руками) — плохой дизайн. Присоединюсь к мнению, что не хотел бы я, чтобы на моей визитке кто-то что-то писал и использовал ее вместо блокнотика. И поэтому они у меня на двух языках, и отпечатаны на черной бумаге 🙂

У одной студии наблюдал забавный эпизод: по черной бумаге отпечатан бланк для записей (прямо на визитке). Своеобразная забота о получателе. Справедливости ради отмечу, что визитка — раскладная, то есть места на ней — в два раза больше, чем у стандартных.

Источник

Оцените статью