Как создать компании с государственным участием

Энциклопедия решений. АО с государственным участием

АО с государственным участием

Акционерами акционерного общества могут быть физические и юридические лица, а также публично-правовые образования: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальные образования (абз. второй п. 5 ст. 66 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

В тех случаях, когда акции, принадлежащие публично-правовым образованиям, принадлежат на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям, учреждениям, переданы в доверительное управление, права акционеров по таким акциям осуществляют соответствующие унитарные предприятия, учреждения, доверительные управляющие с учетом ограничений, установленных законом (абз. третий п. 3 ст. 94 Закона об АО).

Также управление акциями, принадлежащими государству, может в соответствии с федеральными законами осуществляться государственными корпорациями (пп. 14 п. 3 ст. 50 ГК РФ, абз. третий п. 3 ст. 94 Закона об АО, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В остальных случаях права акционера — публично-правового образования осуществляют комитеты по управлению имуществом, фонды имущества либо иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления. Они действуют соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (ст. 125 ГК РФ, абз. третий п. 3 ст. 94 Закона об АО, п. 1 ст. 39 Закона о приватизации).

Внимание

Выступать в качестве акционера от своего имени государственные органы и органы местного самоуправления не вправе, если иное не установлено законом (абз. первый п. 6 ст. 66 ГК РФ, абз. второй п. 1 ст. 10 Закона об АО).

Управление акциями, которые находятся в собственности Российской Федерации, осуществляется с учетом Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»), утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 (далее — Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями), которым:

— определяются уполномоченные органы по осуществлению прав акционера — Российской Федерации. Это Росимущество, Минобороны России, Управление делами Президента РФ в зависимости от того, как Российской Федерацией были получены права на акции (п. 1 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями);

— регулируется порядок волеизъявления и порядок определения позиции акционера — Российской Федерации, в том числе порядок получения предложений от федеральных министерств и ведомств. Устанавливается, что представитель РФ на общем собрании акционеров действует на основании письменных директив и доверенности Росимущества (Минобороны или Управления делами Президента РФ) (п. 2 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями);

— определяется порядок деятельности представителей интересов РФ в совете директоров АО. С данными представителями заключаются договоры на представление интересов РФ в совете директоров (п. 16 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями). Примерная форма договора установлена приказом Росимущества от 05.10.2011 N 313.

Также Росимуществом был разработан ряд приказов, носящих рекомендательный характер для акционерных обществ, акционером которых является Российская Федерация, например:

— Приказ от 29.12.2014 N 524 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием»,

— Приказ от 24.12.2014 N 515 «Об утверждении Типового положения о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием»,

— Приказ от 27.03.2014 N 94 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы корпоративного секретаря в акционерных обществах с государственным участием»,

— Приказ от 06.03.2014. N 71 «Об утверждении Методики индивидуальной оценки членов советов директоров акционерных обществ с государственным участием».

Для АО, акционером которого являются публично-правовые образования, установлен ряд особенностей, в частности:

1. Если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций АО являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены размещения акций в соответствии со ст. 77 Закона об АО осуществляется советом директоров (наблюдательным советом), обязательно уведомление уполномоченного органа (Росимущества) о принятом советом директоров решении об определении цены размещения акций в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия решения (п. 3 ст. 77 Закона об АО, постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 N 4529/01).

Читайте также:  Как создать бизнес план по порядку

2. АО, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, осуществляют закупки товаров, работ, услуг с соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона).

3. На АО с госучастием, которые были созданы при приватизации, может распространяться законодательство о приватизации. Например, при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации АО, предоставляющих более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, установлено требование к сохранению определенной доли публично-правового образования при увеличении уставного капитала АО путем дополнительного выпуска акций (ст. 40.1 Закона о приватизации).

4. В отношении некоторых из таких АО может использоваться специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении акционерными обществами («золотая акция») (п. 5 ст. 1 Закона об АО, ст. 38 Закона о приватизации).

Источник

Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг

Экономика любого государства основывается на развитии различных предприятий, которые за счет своих налоговых отчислений в казну страны формируют в итоге положительный баланс. Наличие денег в державе, в свою очередь, — залог успешной жизни населения, гарантия безопасности, целостности страны, ее стабильного развития. Одним из основных источников доходов во все времена в развитых странах считались государственные компании, список которых мы подробно рассмотрим с вами в этой статье. Данные предприятия играют значительную роль в национальном хозяйстве, а иногда даже занимают лидирующие позиции в своей нише.

Определение государственной компании

Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания – организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по контракту) государственными органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.

Главные положения

Любая государственная компания:

  • Обязана иметь печать, на который будет изображен Государственный герб Российской Федерации. Также на печати должно быть выгравировано полное название организации.
  • Имеет открытые лицевые счета в Федеральном казначействе и право открыть расчётные счета в банковских учреждениях или прочих кредитных организациях для проведения различных финансовых операций.
  • Не имеет каких-либо ограничений по сроку своей деятельности.
  • Обязана публиковать подробные отчеты о своей деятельности, предусмотренные законом.
  • Имеет право функционировать с целью получения доходов от своей деятельности, ради которой она и была создана. После выплаты всех сборов и налогов, предусмотренных действующим законодательством, компания может использовать оставшиеся материальные средства для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом.
  • Не обязана отвечать по обязательствам, взятым Российской Федерацией. В свою очередь, Российская Федерация не отвечает за обязательства компании.

Права

Государственная компания на основании законодательства может:

  • Открывать свои дополнительные представительства и создавать различные филиалы.
  • Быть участником ассоциаций и прочих объединений организаций.
  • Заключать юридические договоры.
  • Иметь свою символику (вымпелы, флаги, эмблемы, прочие символы) и регулировать порядок ее размещения и использования на своих объектах и транспортных средствах.

Основные достоинства для работника

Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:

  • Он гарантированно получит запись в своей трудовой книжке. Также с ним непременно будет заключен трудовой договор.
  • С зарплаты регулярно будут удерживаться все требуемые налоги и обязательные отчисления в государственный бюджет, а это означает, что не будет никаких претензий со стороны налоговой инспекции.
  • Он будет иметь право на обязательный оплачиваемый ежегодный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, больничный.
  • Его не уволят без соблюдения всех предписанных законодательством норм и требований (заблаговременно предупредят, выплатят выходное пособие и прочее).
  • Рабочий день будет нормированный, будет предусмотрена оплата за переработку и работу в выходные дни в соответствии с законодательством.

Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.

Западные тенденции

Во многих капиталистических странах западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни. Кроме того, госкомпании крайне редко выставляют объявления о своих вакансиях на просторах всемирной сети Интернет и чаще всего наиболее плотно сотрудничают с различными биржами труда и муниципальными службами.

Правила создания

Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое – высший орган правления).

Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:

  • Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
  • Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
  • Определять порядок использования прибыли компании.
  • Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.

Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.

Госкомпании в экономике страны

Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, угольная промышленность, легкая и пищевая промышленность).

Всего лишь 9% принадлежит госструктурам в производстве алкогольных товаров. Это стало возможным лишь благодаря «Татспиртпрому» и «Башспирту».

Такой же достаточно невысокий показатель – 9% – характерен для госкомпаний и в строительстве.

Степень проникновения государственного влияния в целлюлозно-бумажную отрасль составляет порядка 12%. Доходы в казну отчисляет лишь одно государственное предприятие – ФГУП «Госзнак». Основные же активы в данной сфере уже много лет принадлежат частным предприятиям и фирмам.

Телекоммуникационная сфера подвержена влиянию государства всего лишь на 14%. Основной государственной организацией здесь является «Ростелеком». 1 апреля 2011 года к нему были присоединены восемь региональных компаний «Связьинвеста» и ряд ФГУПов.

Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов – 15%.

Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.

Добыча нефти. Страна контролирует 23% отрасли. Государственный контроль происходит благодаря активам «Роснефти» и «Газпромнефти».

Электроэнергетика принадлежит государственным структурам на 35%. Основная доля приходится на Московский регион («Мосэнерго», МОЭСК) и структуры федерального значения.

Учитывая, что государство владеет более чем половиной акций «Газпрома», контроль газодобывающей отрасли страной составляет 48%.

57% – именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном заводе, авиационном заводе города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.

Самое сильное влияние крупные государственные компании имеют в транспортной отрасли – 73%. Здесь на первый план выходят железные дороги, нефте- и газопроводы. Железнодорожный транспорт находится в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое полностью принадлежит государству. Нефтепроводы находятся под контролем «Транснефти», а газопроводы – «Газпрома».

Дорожный монополист

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана и действует исключительно с целью выполнения функций заказчика в процессе проектирования, строительства, реконструкции, проведения капитального ремонта и содержания автомобильных дорог. Также компания занимается организацией дорожного движения (в том числе и управлением потоками транспорта), обеспечением необходимого уровня услуг (скорость, комфортабельность, безопасность), взиманием платы за проезд по платным дорогам, осуществляет контроль за обеспечением сохранности дорог, проводит оценку транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. Помимо этого, государственная структура предоставляет консультационные, инжиниринговые и прочие услуги в своей установленной сфере деятельности. К ее обязанностям относится и полиграфическая деятельность, направленная на создание атласа автодорог Российской Федерации. Компания также создаёт, внедряет и применяет инновационные механизмы регулирования транспортными потоками, ведет учет показателей аварийности на трассах. Вместе с этим организация имеет право представлять к государственным наградам своих работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дорожного хозяйства.

Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.

В 2014 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» достигла соглашения с Российским фондом прямых инвестиций по поводу совместного привлечения инвесторов в различные проекты сферы транспортной инфраструктуры. Данный договор позволил повысить объемы постройки новых автодорог в стране под контролем государства. Контракт позволил привлечь от ведущих иностранных инвесторов не менее 25% финансирования проектов.

24 июня 2016 года в Пекине прошли переговоры Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, в которой принимал участие председатель «Автодора» Сергей Кельбах. Результатом заседания было утверждение перечня приоритетных проектов развития автомобильной инфраструктуры. Так, в частности, было уделено особое внимание строительству маршрута «Европа – Западный Китай». Проект является частью опорной сети скоростных автодорог. В данной глобальной стройке российская государственная компания является исполнителем, который должен будет построить порядка 2,3 тысячи километров дорог. Проект включает в себя две очереди. Первая составляет 567 километров скоростного автобана М-11 (Москва – Санкт-Петербург). Вторая очередь – от Центральной кольцевой автомобильной дороги до границы с республикой Казахстан.

Гиганты российских просторов

Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:

  • «Ростехнологии».
  • «Росатом».
  • «РусГидро».
  • Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
  • «Роснефть».
  • «Газпром».
  • «Транснефть».
  • РАО «Энергетические системы Востока».
  • «Аэрофлот».
  • «Объединенная авиастроительная корпорация».
  • «Российские железные дороги».
  • «Алмаз-Антей».
  • «Объединенная судостроительная корпорация».
  • Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
  • «АвтоВаз».
  • Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения».
  • Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева.
  • Акционерная компания «Алроса».
  • «Вега».
  • Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор».
  • Центр технологии судостроения и судоремонта.
  • «Росхимзащита».
  • «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского».
  • Концерн «Океанприбор».
  • «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева.
  • Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром».
  • «Микроген».
  • ФГУП «Космическая связь».
  • ФГУП «Почта России».
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».
  • Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
  • Системный оператор Единой энергетической системы.
  • Международный аэропорт Шереметьево.
  • Аэропорт Кольцово.

Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.

Наибольшее участие государства

Условный рейтинг государственных компаний, на которые приходится наибольшая доля влияния государства, будет иметь следующий вид:

  1. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Государственная компания входит в сектор машиностроения. Государство владеет 93,4% акций. Корпорация появилась на свет в 2006 году. Изначально все 100% акций были во владении госструктур, однако в 2009-м часть акций была распродана частным лицам.
  2. «Алроса» – самый крупный производитель алмазов в стране. Государству принадлежит 90,9% акций.
  3. «Таттелеком». Власть не владеет компанией напрямую, а благодаря холдингу «Связьинвестнефтехим». При этом в управлении государства находится 87,2% акций.
  4. «Роснефть» находится под пристальным вниманием правительства. Государство удерживает 82% акций.
  5. Энергетическая компания «ЕЭС» находится по большей части в ведении Росимущества (79,55%).
  6. «Транснефть». 78,11% имеющегося уставного капитала – собственность государства.
  7. Банк «ВТБ». «Росимущество» выкупило 75,5% акций.
  8. «Кубаньэнерго» Энергетическое предприятие, отвечавшее за обеспечение электроэнергией олимпийских объектов Сочи, принадлежит государству на 70%.
  9. «Русгидро». Доля Росимущества в компании составляет 60,5%.
  10. «Интер РАО». Страна владеет почти 60% акций.
  11. «Аэрофлот» – полноправный член авиационного альянса SkyTeam, 51,17% акций которого принадлежат государству.

В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.

Источник

Читайте также:  Как правильно провести аудит компании своими силами с чего начать
Оцените статью