Как создать кластер предприятий

Промышленные кластеры: алгоритм создания. Методические материалы по созданию промышленных кластеров. Минпромторг России, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ 2017

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Источник

Допустим, у вас есть завод в провинции. Как сделать из него креативный кластер

В Москве творческие кластеры появились около десяти лет назад. В регионах — на шесть лет позже, в 2014 году, но всё равно преждевременно. Тогда рынок креативных индустрий за пределами столицы не мог похвастаться интересными и прибыльными проектами. Сейчас ситуация изменилась, и открывать творческий кластер в регионах имеет смысл. Расскажу, где и как это сделать.

Это вам не Москва

Чтобы избежать провалов, обратите внимание на региональные особенности. Самое главное — изучите местный рынок: кто будет вашим резидентом, кто — аудиторией, а кто — конкурентом? Если вы не можете ответить на первые два вопроса, то лучше и не начинать. И если конкурентов больше одного — тоже. Двух кластеров провинциальному городу хватит. Например, в Туле уже есть «Октава» и «Искра» — на мой взгляд, этого достаточно.

Креативные кластеры в регионах в основном появляются двумя способами. Первый: собственник перестаёт зарабатывать на своей недвижимости. Например, у него был завод и обанкротился, сейчас ничего не производит. Если у собственника есть средства, а в городе — интересные проекты, которые могут стать резидентами, и аудитория, то завод может стать креативным кластером. Именно так появились, например, арт-завод «Доренберг» в Иркутске и Центр креативных индустрий Svoboda2 в Челябинске.

Второй способ: инициатива снизу. Люди насмотрелись на европейские или московские арт-центры и хотят, чтобы подобное появилось в их родном городе. Бывает, что они просто арендуют какой-то цех на свой страх и риск и заселяют проектами. У меня был такой опыт: мы делали креативные кластеры на арендованных площадях (Creative Space в Ростове-на-Дону, «Хохловка» в Москве) просто потому, что очень хотелось. Ещё один пример — «Корпус 8» в Минске.

Читайте также:  Как правильно продвинуть свой бизнес

Сейчас кластерами заинтересовались муниципальные власти, в основном молодые чиновники из провинции — пустующие фабрики надо кому-то переделывать. Например, губернатор Нижегородской области поручил Flacon-X создать Центр творческих индустрий. Область обратилась во Flacon-X, купила у нас компетенцию, и сейчас мы работаем над этим проектом.

Творческий кластер «Октава» в Туле

Как привлечь инвестиции

В России институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды) не вкладываются в креативные кластеры, для них это непонятный бизнес. Создание таких проектов у нас всегда чья-то персональная инициатива. Та же «Новая Голландия» появилась только потому, что собственнику Millhouse понравилась идея. Музей стрит-арта — тоже частная инициатива. Инвесторы — всегда знакомые или знакомые знакомых, которые поверили в большую идею и вдохновились ей.

Если инвестор найден, переходим к следующему этапу — планированию и проектированию. На этапе планирования и проектирования для просчёта расходов мы используем доходный метод. Понимая, сколько денег будет приносить творческий кластер в месяц и в год, считаем, какие вложения станут безопасными, чтобы обеспечить инвестору приемлемую доходность.

В среднем объекты в регионах площадью от 8000 до 12 000 кв. м приносят около 3 млн рублей в месяц, то есть от 30 до 40 млн в год. Безопасные вложения в этом случае — от 50 до 70 млн руб. По нашему опыту, в регионах вложения в объект на этапе ремонта составляют от 5000 до 10 000 рублей на 1 кв. м. Можно вложить и больше, но это невыгодно.

В расчётах надо не забыть про операционные расходы. Если объект приносит 3 млн рублей в месяц, они должны составлять не более 1 млн. В эту цифру входят зарплаты, коммунальные платежи, обслуживание объекта недвижимости, маркетинг, текущий ремонт. Операционная рентабельность должна быть 50–70% — эти деньги в первую очередь направляются на обслуживание и возврат кредитов, возврат инвестору.

Креативный кластер должен быть устойчивым, должен сам себя обеспечивать и работать без дотаций, тогда он будет развиваться.

Источник

Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования

В последние годы в мире резко возрос интерес к кластерам малых фирм ( small enterprises clusters ). В некоторых работах
кластеры называют «индустриальными районами» [1] ( industrial districts ).
Кластер состоит из предприятий, специализированных в определенном секторе производства и локализованных географически.

Кластеры малых предприятий широко распространены в большом количестве стран
и отраслях промышленности. Например, в развитых странах: Германия, США, Япония. В
развивающихся странах: Латинская Америка, Азия, Африка. [2] Начиная с 1993 года, ЮНИДО,
с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch),
разработало набор рекомендаций, чтобы помочь правительству и частному сектору взаимодействовать
в разработке и внедрении программ по развитию кластеров и сетей малых предприятий.
Показываются примеры успешных кластеров и методы их формирования, примеры их технического
сотрудничества в различных развивающихся странах: Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика,
Никарагуа, Гондурас, Ямайка, Боливия, Мадагаскар, Марокко. Многие исследователи видят
единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции в объединении их
в кластеры. [3]

Читайте также:  Как оформить субсидию для открытия своего бизнеса

Основой программ ЮНИДО по развитию кластеров предприятий является понимание
того, что эти предприятия могут играть решающую роль в экономическом развитии развивающихся
странах. Однако, их роль часто не может быть реализована из-за ограничений, связанных
с размером предприятий. Зачастую, малые предприятия не могут удовлетворить потребности
рынка, который нуждается в большем количестве продукции, следовании стандартам и
в регулярных поставках.

Следует различать кластеры и
сети малых предприятий.


  • термин «сеть» относится
    к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей –
    дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной
    эффективности и захватить новые рынки
  • термин «кластер» указывает
    на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают
    ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями.

Идеи о преимуществах сетевой организации бизнеса в промышленности возникли
достаточно давно. Одной из самых ранних работ в этой области была книга Альфреда
Маршала «Принципы Экономики», вышедшая в конце XIX века, где приводились исследования промышленных районов Великобритании.
Хотя в его книге и не фигурируют современные
специальные термины, однако ясно, что в ней фактически рассматривается кластер с
достаточно обширным межфирменным разделением труда. Более ста лет назад Маршал обратил
внимание на синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации
малых предприятий.

Большинство контрактов заключается
региональными фирмами с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это стихийно
формирует некий круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных
цепочках.

Успешное создание кластеров возможно
даже в том случае, если предприниматели никогда ранее не имели деловых контактов
между собой. Ключевым элементом создания сети является наличие достаточного уровня
доверия между ее участниками, при посредстве специально подготовленного внешнего
агента («сетевого брокера»).

Развитие кластеров малых предприятий
может осуществляться спонтанно или организованно. Организованный путь возможен по
инициативе либо фирмы-лидера, располагающей существенным капиталом, либо местных
властей, либо представителей малого бизнеса, которые нанимали специалистов-менеджеров.
Очевидно, что нет готовых общезначимых рецептов, но можно утверждать, что поддержка
со стороны региональных структур могла бы способствовать консолидации местного бизнеса
в сетевую организацию. По мере же повышения
уровня взаимного доверия участников
будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.

В процессе
своего становления сетевая организация проходит, как правило, пять стадий: агитацию
и мотивацию потенциальных участников, разработку общей стратегии, пилотного проекта,
стратегического проекта и стадию саморегулирования.

Результативность функционирования малого предприятия в кластере, также как
и результативность функционирования отраслевого рынка, представляет собой многоаспектное
явление. Малые предприятия, объединенные
в кластер, прежде всего, являются особым субъектом рынка. В данном случае субъектом
рынка выступают не просто малое предприятие, но, прежде всего, их кластер. Следовательно, оценка результативности функционирования
этого субъекта рынка может даваться, как с позиции успешности функционирования кластера,
так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия.

Результативность функционирования кластера
можно оценивать и со стороны последствий для экономики государства. Прежде всего,
успешное функционирования кластера является гарантией сохранения рабочих мест людям,
работающим в малом бизнесе. А это означает, что имеет место сохранение налоговой
базы. Кроме того, это предполагает сокращение
выплат по безработице. Поэтому власти всегда проявляет заботу о малом бизнесе. Именно
поэтому, власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания
кластера предприятий поскольку они справедливо полагают, что «кластеры представляют
собой движущую силу для увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций» [4] .

С точки зрения национальной экономики,
результативность функционирования предприятий малого бизнеса в кластере может оцениваться
количеством созданных рабочих мест. Этот показатель свидетельствует и об увеличении
самого среднего класса, который считается опорой всякой демократии. В этом отношении
нашему государству было бы целесообразно обратить особое внимание на необходимость
расширения кластеризации предприятий. Кроме того, появление новых рабочих мест, означает
отсутствие необходимости выплачивать пособия по безработице, т.е. сокращает сумму
выплат из государственного бюджета.

С точки зрения отраслевого рынка, результативность функционирования малого
бизнеса в кластере может оцениваться показателем доли малого бизнеса в выпуске отраслевой
продукции. По некоторым международным нормам такой долей могла быть 30% в отраслевом
предложении.

С точки зрения субъекта рынка,
результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться показателями самого кластера: прибыльность,
восприимчивость инновациям, финансовые потоки и т.п. Кроме того, стремление войти
в тот или иной кластер конкретной малой фирмы, также можно рассматривать как показатель
популярности кластера.

В качестве показателей результативности функционирования кластера может выступать
наличие или отсутствие в нем третейских судов, общественных объединений, работающих
на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачности
коммерческой информации внутри кластера.

Данные показатели, по нашему мнению, могут составить основу для разработки
критериев оценки результативности функционирования кластеров предприятий

[1] Материал ЮНИДО Cluster development and BDS promotion».

Rabelotti,
Roberta,
“Is There an ‘Industrial District Model’? Footwear Districts in
Italy and Mexico Compared, World Development ,
Vol. 23, № 1 (1995), pp. 29-41.

[2] Более подробно с этими случаями кластеров можно познакомиться
по следующим ссылкам. Principles
for Promoting clusters and networks of SMEs »
(PDF/153KB/39pages) and «Industrial
Clusters and Networks: Case Studies of SME Growth and Innovation » (PDF/490KB/78pages) .

• Marjolein
C.J. Caniels and Henny A. Romijn “SME clusters, acquisition of technological
capabilities and development: concepts, practice and policy lessons”, paper
for the 5 th EUNIP conference, Vienna, Austria, 2001, 21p.


  • John
    Humphrey “Opportunities for SMEs
    in Developing Countries to Upgrade in a Global Economy”, published as a SEED
    Working Paper, 2002, 25p.
  • Gerhard
    Halder “How does globalisation affect local production and knowledge systems?
    The surgical instrument cluster of Tuttlingen, Germany”, INEFReport №57,
    2002, 55p.

[4]Портер Майкл, «Конкуренция», Издательский дом
«Вильямс»,
Санкт-Петербург-Москва-Киев, 2001 стр. 207

Источник

Читайте также:  Расширяет географию своей деятельности
Оцените статью