Создай бизнес-симуляцию за пять дней. методическое пособие
Галина Тартышная
Эта книга не будет теоретическим исследованием, теорию – Вы сможете найти в интернете, это практическое пособие по разработке, которое поможет читателю создать свою собственную симуляцию или использовать на практике те игры, которые в полном объеме будут опубликованы в книге, также в книге я поделюсь примерами игровой механики и математических моделей реальных бизнес-симуляций, разработанных для компаний различных секторов бизнеса.
Оглавление
- Об авторе
- О книге
- Введение
- Глава 1: Проблематика и задачи бизнес-симуляции
- Глава 2: Разработка ролевых игр и ролевых/функциональных моделей для симуляции
- Глава 3: Создание игровой механики: основные ресурсы/критерии/параметры или продвижение по карте
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Создай бизнес-симуляцию за пять дней. методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1: Проблематика и задачи бизнес-симуляции
В основе симуляции всегда лежит конкретная проблема бизнеса, а также несколько задач, которые этот формат решает. Конечный продукт игры содержит в себе несколько уровней и планов:
А также иногда, симуляция включает в себя:
1. проблему, которую решает симуляция;
2. задачи симуляции;
3. ролевую функциональную модель;
4. игровую механику;
5. математическую модель;
7. игровое поле (не всегда);
8. фабулу или сценарий (не всегда).
Эти уровни не выстроены в очередность, они не линейны, они накладываются друг на друга, но не имеют четкой этажности, они проникают друг в друга, а поэтому Вы можете начинать разработку бизнес-симуляции с любого из них. Например, Вы придумали уникальный сюжет, и он настолько вдохновляет Вас, что Вы готовы положить его в основу Вашей симуляции. Или, проанализировав проблему бизнеса у Вас появилась модель механики, а может быть Вы обозначили список стейкхолдеров, вовлеченных в бизнес-процесс и посмотрев на ситуацию глазами каждого из них, Вы готовы описать функционально-ролевую модель. Думаю, что все-таки создание математической модели не может опережать остальные, так как математика выступает в бизнес-симуляции прикладным инструментом. Мы с Вами будем разбирать уровень за уровнем, так подробно, чтобы Вы могли самостоятельно разработать каждый из них и создать шедевр, который удивит всех окружающих. Начнем мы с определения проблематики и задач бизнес-симуляции. Давайте более подробно сосредоточимся на первом и втором шаге разработки бизнес-симуляции и на конкретном примере увидим, как определить неразрешимую проблему и задачи бизнес-симуляции.
Мы сейчас не будем создавать бизнес-симуляцию для этой компании и даже не стоит думать о том, что это может быть за сюжет. Наша задача научиться описывать проблему бизнеса и задачи симуляции по примеру того, как это сделано выше. Наверное, у Вас множество примеров подобных компаний и ситуаций и именно в этом случае, может помочь бизнес-симуляция, потому что другие способы будут менее действенны и не так быстры в своем эффекте. Новая социально-экономическая модель дает нам возможность использовать симуляцию и демонстрировать её эффективность. Когда в компании все хорошо — востребованы тимбилдинги и корпоративы, а когда все плохо — нужны другие инструменты. Если бы компании, находящиеся в пиковом состоянии доходов каждые 2—3 года, заказывали бы бизнес-симуляцию, и проводили перестройку бизнес-модели, и создавали новый продукт, то они могли бы уверенно чувствовать себя в новой реальности. Но когда в бизнесе все хорошо, мало кто задумывается о плохом и начинает перестройку бизнеса, как в пословице говорится: «Пока гром не грянет, мужик не перекреститься».
Давайте подведем итоги первой главы:
— Разработка симуляции начинается с определения ключевой неразрешимой проблемы компании, которая не может быть решена стандартными методами и требуется изменение мышления одного или многих действующих лиц.
— Определяются задачи симуляции, а именно какие изменения в поведении или мышлении действующих лиц должны произойти после симуляции.
— Далее разрабатывается ролевая модель, игровая механика, математическая модель и материалы.
Для того, чтобы нам начать путешествие, и чтобы это было не просто интересное чтение, а разработка Вами реального прототипа бизнес-симуляции, рекомендую выполнить следующие шаги:
— опишите реальную проблему в компании, в которой Вы работаете, работали или наблюдали со стороны, проблема должна быть на таком неразрешимом уровне, что только глобальная перестройка мышления многих или всех участников процесса могла бы помочь;
— опишите основных действующих лиц: это могут быть как сотрудники компании, так и партнеры, акционеры, клиенты, поставщики, далее мы будем называть их стейкхолдеры;
— сформулируйте задачи бизнес-симуляции: что должны осознать, понять стейкхолдеры, какие решения принять, как должны действовать, чтобы проблема была решена, то есть какие изменения в поведении и мышлении должна вызвать симуляция.
Источник
Создай бизнес-симуляцию за пять дней. методическое пособие
Галина Тартышная
Эта книга не будет теоретическим исследованием, теорию – Вы сможете найти в интернете, это практическое пособие по разработке, которое поможет читателю создать свою собственную симуляцию или использовать на практике те игры, которые в полном объеме будут опубликованы в книге, также в книге я поделюсь примерами игровой механики и математических моделей реальных бизнес-симуляций, разработанных для компаний различных секторов бизнеса.
Оглавление
- Об авторе
- О книге
- Введение
- Глава 1: Проблематика и задачи бизнес-симуляции
- Глава 2: Разработка ролевых игр и ролевых/функциональных моделей для симуляции
- Глава 3: Создание игровой механики: основные ресурсы/критерии/параметры или продвижение по карте
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Создай бизнес-симуляцию за пять дней. методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 2: Разработка ролевых игр и ролевых/функциональных моделей для симуляции
После того, как Вы выполнили задание первой главы, мы начинаем с Вами рассматривать один из уровней бизнес-симуляции — создание ролевой модели. У Вас уже готов список стейкхолдеров и мы начинаем работать с ним более подробно. Некоторые проблемы возможно решить если составить список стейкхолдеров, написать задачи и создать модель взаимодействия стейкхолдеров, в которой они могут решить проблему, однако не будем торопиться и подробно разберем, что такое ролевая игра и ролевая модель. Ролевая игра представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом месте и в определённое время. Её участники отыгрывают собственных персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий. Индивидуальные и коллективные действия игроков составляют сюжет игры. Как правило, существуют правила проведения ролевой игры, где описаны рамки действий игроков, их поведения, моделирования игровых ситуаций. Действия игроков представляют из себя вольную импровизацию в рамках выбранных правил, а также определяют суть игры и её результат. В бизнес обучении уже очень давно используется метод Ролевой игры. Когда в 2001 году я начала работать внутренним тренером в крупном ресторанном холдинге, то этот метод обучения новых сотрудников был у нас самым популярным. Ну а как еще можно научить нового официанта взаимодействовать с гостем, так мы называли клиентов? За пять лет работы в этом бизнесе я подготовила около 15 выпусков внутренних тренеров по 15 человек в каждом и все 225 тренеров знали тонкости этой методики и ее использования на практике.
Ролевая игра — единственный метод, позволяющий отработать навыки коммуникации, но этот метод обладает и недостатками — людям свойственно увлекаться и тогда обучение уходит на второй план, а на первый план выходит актерское мастерство. В симуляции мы используем ролевую модель, но она не является основной, чтобы люди не увлекались и не забывали об основной цели. Поэтому в симуляции чаше используется не ролевая, а функциональная модель, когда участники выбирают себе функциональные роли: капитан, переговорщик, казначей. Или, например, участники объединяются в команду топ менеджеров и каждый из них курирует свое направление. Основное отличие функциональной модели от ролевой в том, что участники выполняют определенные задачи свооег функционала, нет риска заиграться. Если Вы хотите разработать симуляцию, Вам необходимо научиться прописывать деловые ролевые игры с распределением функциональных ролей, так как ролевая функциональная модель будет лежать в основе бизнес-симуляции. Давайте мы с Вами возьмем реальную ситуацию и пропишем ролевую игру, которая моделировала бы такую ситуацию. Бывают ситуации, когда ролевая игра уже решение проблемы и бизнес-симуляция не нужна. Ситуация реальная, происходила в одной из компаний, которую я консультировала.
Компания занимается дистрибьюцией сельскохозяйственных удобрений и семян. Планы по продажам выполняются и перевыполняются, продавцы получают бонусы, а вот оборотных средств в компании не хватает, так как за поставленный товар клиенты не всегда рассчитываются вовремя. Для оплаты налогов и зарплаты, деньги приходилось собирать и выпрашивать у клиентов. Владельца эта ситуация не устраивала, и он решил обратиться к нам. Мы пообщались с каждым из стейкхолдеров и выяснили позицию, интересы и степень вовлеченности в решение проблемы. И в ходе ролевой игры решили собрать на совещание всех заинтересованных в данной ситуации лиц, чтобы выработать решения. На совещании будут присутствовать: главный бухгалтер, начальник отдела продаж, старший юрист компании и владелец. Задача для всех: выработать решение ситуации, которое бы устраивало всех. Но функциональные роли в симуляции, будут отличатся от их ролей в компании, то есть бухгалтер станет юристом, а юрист — возглавит отдел продаж. Таким образом, мы их «переобуем в тапочки другого отдела».
Далее расписываем задачи каждого участника:
Для каждого участника делаем отдельные карточки с описанием роли и позиции, определяем время для совещания.
Цель совещания: выработать решения, с которыми будут согласны все. Общее время совещания не должно превышать 40 минут, можно сделать пару раундов по 15—20 минут, в перерыве напомнить участникам о цели совещания.
У нас в тоже время должен быть вариант идеального решения, он не так прост, как кажется на первый взгляд и очень зависит от уровня спиральной динамики, на котором находится корпоративная культура компании (автор теории Грейвз Клер Уильям, рекомендую почитать Фредерика Лалу http://biryuzovie.ru/stati/frederik-lalu-opisyvaya-organizacii-budushhego ). Если принимать решения с точки зрения красного уровня: нужно выбивать деньги из клиентов, можно лишать бонуса продавцов, чьи клиенты не рассчитались, на синем — можно подавать иски в суд и так далее. Принятие решений таким образом в будущем грозит нам: потерей мотивации продавцов, потерей части клиентов и судебными издержками. Поэтому решение должно быть многоуровневое с разделением ответственности между всеми подразделениями компании:
Неудачными будут решения, когда вся ответственность за решение ситуации будет возложена на одно из подразделений, это приведет к излишней нагрузке, накоплению недовольства и взрыву и как следствие к отказу от данной ответственности. Разделение ответственности позволяет распределить ответственность и показать всем, что каждый из нас вовлечен в решение ситуации, каждый заинтересован в том, чтобы получать зарплату вовремя и все мы в одной лодке и только от того, как слажено мы действуем, зависит насколько устойчива, будет наша лодка и как быстро поплывет. Далее проводим совещание, но всех участников меняем местами и даем возможность им прожить роль коллег. Можно провести несколько совещаний, чтобы каждый побывал в роли каждого, а последнее итоговой совещание проводим уже по-настоящему, каждый выступает от своего имени, но учитывая интересы всех сторон. Договоренности фиксируем в простой план (Кто? Что? Когда?). Если команда найдет вариант оранжевого уровня, то есть будет разработана модель KPI’s (ключевых показателей деятельности) для каждого подразделения, которая поможет решить проблему компании — будет лучшим решением, а если они будут внедрять управление по ценностям — решение зеленого уровня, то это превзойдет все наши ожидания.
Приведу Вам еще один пример сложной ситуации, с которой ко мне обращались руководители компании и как мы смогли решить проблему, с помощью создания Ролевой модели, в данном случае нам не нужна была симуляция, мы решили проблему через ролевую игру.
Руководство подозревало нескольких руководителей отделов в создании схемы нелегального заработка внутри компании, под подозрение попадали главный бухгалтер, начальник отдела закупок и один из директоров департамента тарифов. Доказательств не было, были только подозрения, нужно было сделать сдвиг парадигмы, но каким-то очень экологичным и не вызывающим подозрения способом. В компании мы проводили тренинг по личной эффективности и было принято решение зашить в тренинг в качестве одного из упражнений удивительную бизнес-игру. Она была рассчитана на 7 участников и так как в тренинге участвовали группы по 14 человек, то мы проводили ее в двух группах.
Пример разработанной функциональной модели:
Процесс: 7 человек вовлекаются в собрание продолжительностью 40 минут, системных аналитиков чаще всего решают приглашать по одному и Руководитель СБ медленно, но уверено выведывает все части кода, для того чтобы скрыть факт мошенничества. Я использую эту игру 12 лет и всегда все проходит по одному и тому же сценарию, никто не подозревает Руководителя СБ и он достигает своих целей. Если у меня есть ассистент, то я прошу его вне пределов аудитории поставить камеру на штатив и записать после окончания симуляции 30 секундные интервью с каждым участником с ответами на два вопроса:
Какие у Вас были цели?
Удалось ли Вам их достичь?
Анализ и выводы: в общей группе мы просматриваем видео или живые интервью: сначала выступают системные аналитики и рассказывают как они добились карьерного продвижения, затем слушаем бухгалтера и генерального директора, что они думают о своих целях и их достижении, а под завязку приглашаем Руководителя СБ, он рассказывает о своих целях и хвастает их достижением, все в аудитории в шоке, но ведущий просит всех поаплодировать тому, кто лучше всех достиг своих целей и вот здесь на лице взрослого человека Вы увидите действие феномена «горькой конфеты» — целей достиг, а удовольствия нет, порой я иду дальше и спрашиваю: «А почему Вы не сознались в содеянном?» Ну и как Вы понимаете, на роль Руководителя СБ я специально назначала тех самых подозреваемых. Дальнейшее развитие событий в компании было таким: главный бухгалтер пришел к руководству и рассказал о том, как они с коллегами заработали в обход кассы компании и руководство даже не стало менять этих руководителей, у них уже произошел сдвиг парадигмы, и схема уже раскрыта и заблокирована, а придут новые и придумают новую схему. Вот такие непростые и интересные задачи иногда приходиться решать при помощи бизнес-игры.
Также очень популярна переговорная модель симуляции: у двух команд совершенно разные инструкции и они вовлекаются в переговоры, пример такой симуляции знаменитая «Store Wars» ( https://ru.storewars.net ), в которых задействованы несколько команд и они предполагают взаимодействие между командами с целью достижения договоренностей. В интернете Вы найдете массу ситуаций про орехи, грибы или апельсины, когда одной стороне нужна одна скорлупа, а другой ядро, одной нужна мякоть — а другой сок и так далее. Установки участников симуляции на конкуренцию не дают им увидеть друг в друге партнеров, они видят врагов и конкурируют за ресурсы.
Давайте подведем итоги второй главы и второго шага разработки бизнес-симуляции:
— У Вас уже описана реальная неразрешимая проблема реальной компании, которая не решается привычными способами и требует перестройки мышления и сдвига парадигмы стейкхолдеров процесса.
— У Вас уже сформулированы задачи бизнес-симуляции, а именно ожидаемые изменения поведения и мышления стейкхолдеров, а также то, что Вы должны получить в результате проведения симуляции.
— У Вас уже есть список стейкхолдеров.
— В этой главе, Вы познакомились с тем, как описывать ролевую или функциональную модель, прописывать информационные карточки для каждой роли и выстраивать взаимодействие.
на основе прописанной Вами до начала чтения ситуации в компании:
— напишите список стейкхолдеров;
— опишите каждую функциональную роль, посмотрите на ситуацию глазами каждого из героев, в чем его цели, почему он не видит и не слышит оппонентов, какие у него интересы, проведите интервью с каждым стейкхолдером и узнайте, необходимую информацию;
— придумайте модель взаимодействия функциональных ролей и идеальное желаемое решение ситуации;
— подготовьте информационные карточки стейкхолдеров.
Модель взаимодействия стейкхолдеров:_______________________
Источник