Как создать бизнес по разработке мобильных приложений

Как я открывал IT-студию по разработке мобильных приложений

Илья Михайлов – о том, как работать в сверхконкурентной нише и почему команда важнее инвестиций

IT-инструменты, которые использует Илья Михайлов

  • Xcode
  • API Android
  • Пакет Adobe

Илья Михайлов, совладелец и тимлид IT-компании «Утро» (Челябинск). Основная специализация компании – разработка мобильных приложений и программного обеспечения, внедрение комплексных IT-решений.

«Нужно быть готовым к огромному объему работы»

Еще со второго курса я достаточно плотно погрузился в IT-сферу. Писал программы и работал в компании, которая обслуживала крупных заказчиков в Челябинске. Постепенно накопился не только опыт, но и понимание, какие процессы или проекты могут значительно помочь тому или иному бизнесу, – говорит Илья. – Однако многие из этих идей и инициатив по разным причинам нельзя было воплотить в жизнь на прошлой работе. Захотелось больше свободы в принятии решений и реализации новых проектов.

Прошлым летом я случайно оказался на молодежном форуме в смене «Молодые предприниматели». Решил извлечь из этого мероприятия максимум полезного, поэтому посещал все мастер-классы, лекции и встречи, слушал всех кураторов. Культурную программу так и не застал: когда все возвращались с концертов спать, я еще «одолевал» и без того уставших преподавателей и экспертов, надо отдать должное их терпению. На мой взгляд, 70% ребят приезжали «побалдеть», а идеи для открытия бизнеса были так себе. Я подумал, что уж если люди приедут и откроют фирмы «по пошиву тапок», то я просто обязан начать свое дело в IT!

По приезде встретил товарища, который тоже только вернулся с другого мероприятия. Первое, что он предложил мне – открыть фирму. Значит, так тому и быть. Главное, нужно быть готовым к огромному объему работы, колоссальным эмоциональным вложениям, понимать, что придется идти на риски, ошибаться. Придется этим жить! Гладко ничего не бывает. К тому же в данной сфере достаточно высокая конкуренция. Но многие заказы мы получаем именно из-за «неформального» подхода к делу. Клиенты зачастую не понимают всей технологии, поэтому нет конкретного технического задания. Нередко приходится почти с нуля совместно придумывать мобильный сервис. Это, пожалуй, одна из главных причин, почему мне нравится этим заниматься.

«В рекламу мы особо не вкладывались, так как земля слухами полнится. С каждым новым проектом у нас появляются, как бы банально не звучало, довольные клиенты. Они рекомендуют своим коллегам, друзьям, партнерам и так далее»

Вложений было немного. В основном, регистрация юридического лица, услуги юриста и организационные расходы на стартовые «маркетинговые вещи»: дизайн сайта, фирменный стиль, визитки и прочее. Все окупилось после первого заказа.

В рекламу мы тоже особо не вкладывались, так как земля слухами полнится. Хорошо помогает нетворкинг. В первую очередь рассказал, чем мы занимаемся, всем, кому мог. В соцсетях у меня много друзей из IТ-сферы. Они в свою очередь при первой возможности и упоминании о мобильном приложении ссылаются на меня. Пока этого хватает, с каждым новым проектом у нас появляются, как бы банально не звучало, довольные клиенты. Они рекомендуют своим коллегам, друзьям, партнерам и так далее. Работает сарафанное радио.

Первый коммерческий проект запомнился навсегда. Это было приложение для чемпионата мира по дзюдо. В один прекрасный день раздался звонок из оргкомитета – спросили, реально ли сделать приложение для ЧМ. Я посмотрел на календарь: до мероприятия оставалось недели три. У меня тогда не было ни дизайнера, ни толково собранной команды. Думаю, ко мне обратились потому, что задача была практически нереальная: десять дней и нет бюджета.

«Так мне ещё никогда не везло»

Но я согласился, для меня это был своеобразный «челлендж» (по-английски – вызов). Встретились на следующий день, обговорили основной функционал. Отбросил все прочие задачи, взял несколько выходных на основной работе и начал «пилить». Делал все сам: дизайн на основе фирменного стиля ЧМ, функционал придумывал по ходу разработки, серверную часть и базу данных, договорился с интеграцией билетов в приложение – все один. Для английской версии подключил переводчика. В итоге за десять дней были разработаны два дизайна и несколько раз изменена структура приложения. Спал мало, работал много. Отправил приложение на модерацию, стал ждать.

Не обошлось без проблем: уже после запуска нашли несколько ошибок в расписании мероприятий, которые могли ввести в заблуждение пользователей, а приложение уже активно скачивали в сторах. Пришлось быстро делать обновление и рассылать уведомления об изменениях в расписании. Но, в целом, за исключением некоторых моментов, все прошло гладко, приложение стало доступным для пользователей за три дня до ЧМ. Так мне ещё никогда не везло.

Тогда за полторы недели мы прошли цикл разработки, который сейчас с командой делаем за месяц. Я бы назвал это интенсивным погружением. Было тяжело: в эти дни я, кажется, не воспринимал окружающую реальность, был сконцентрирован только на приложении. После такого бешеного темпа еще неделю приходил в себя и нормальный режим.

«Важен личный контакт с командой»

Наша студия по формату больше напоминает не проверенную бизнес-модель, а стартап, где многое делается на энтузиазме и амбициях команды. И важен именно личный контакт с коллегами – быть на одной волне, чтобы делать крутые и громкие проекты.

Недостаточно быть просто хорошим менеджером, вложить 100 тысяч на регистрацию юридического лица, аренду кабинетика, нанять пару разработчиков и менеджера по продажам. Хотя, кто знает, может, и так можно, но это точно не про нашу идею и не про наш бизнес.

Читайте также:  Российский тягач свое дело

В команде сейчас десять человек. У нас отличный бухгалтер, мы его очень любим. Договоры сами тоже не делаем, для этого есть юрист. Конечно же, можно жадничать и пытаться делать все самому, но это того не стоит, я пробовал. Компания зарегистрирована в Челябинске. Территориально – Челябинск, Москва, Киев. Расстояние не преграда – коммуникации хорошо налажены. Офис, конечно, есть, но, если честно, считаю, что для работы нужен смартфон, ноутбук и наличие Интернета. Мой «офис» всегда со мной: приходится много ездить на встречи с клиентами, на профмероприятия, многие из которых в других городах. Мобильность для нашего бизнеса намного важнее, чем шаблонное сидение в офисе. Рабочего графика в классическом понимании тоже нет, потому что иногда работаем в формате 24/7.

«Главное – не допускать паники»

Самым сложным вначале было состояние неопределенности. Были моменты, когда заказ подходил к концу, а по следующему либо еще не договорились, либо его вообще нет. А платить нужно. Поначалу этот момент одновременно стимулировал и угнетал. Тяжело находиться в состоянии, когда не понимаешь, что будет через пару недель, но потом привыкаешь. Главное – не допускать паники, это деморализует. Спокойная уверенность, как говорится: «Делай, что должен, и будь, что будет». Поэтому просто собираюсь с мыслями, начинаю искать заказы и работаю. Результат не заставляет себя ждать.

Разумеется, не обошлось и без трудностей с клиентами. Очень непростой проект был с зарубежным заказчиком. Все предварительные договоренности достигнуты, соглашения о намерениях подписаны, работа шла полным ходом. В итоге, когда опубликовали первую часть, нам сказали: «Спасибо, дальше работать не будем». Я чувствовал, что что-то пошло не так. Заказчик оперировал очень общими терминами и фразами: «в проекте не виден системный подход», «есть проблемы с безопасностью» и так далее. Я тогда был очень зол, в первую очередь, на себя. Расстраивала и выбивала из колеи не столько упущенная возможность заработать солидную сумму, сколько непонимание, что именно в проекте мы сделали не так. Перечитали кучу литературы, изучили огромное количество методологий разработки, семимильными шагами проводили «работу над ошибками».

«Выводя на рынок продукт, ты сразу же имеешь с десяток конкурентов. И даже если твое приложение уникально и выстреливает, тут же появляется куча подобных. Поэтому постоянно нужно отслеживать конкурентов, следить за их обновлениями, отзывами, рейтингами»

Вообще очень непросто работать с госучреждениями: множество согласований и бумажных процессов накладывает отпечаток на сроки и взаимодействия в проекте. Но это то, от чего ты не застрахован, работая и с коммерческими компаниями, – коллеги по цеху поймут. Бывает, разрабатываешь или реализуешь какой-то сложный функционал за несколько дней, а потом две-три недели ждешь просто согласования. Мы за свободное общение и доверие, идем навстречу и иногда беремся за разработку, когда наши юристы еще дорабатывают документы. Определенный риск есть. Но ведь и клиент доверяет нам свои данные – явки-пароли к сайтам и прочее.

Есть в этом бизнесе еще одна насущная проблема. Должна быть узкая специализация у каждого в команде, тогда работа над проектом – это четкий слаженный механизм. И только тогда гарантирован результат. У нас есть эксперты, которые уже по 15 лет в отрасли, есть «молодые» и амбициозные, но уже зарекомендовавшие себя спецы, которые не одну собаку съели на своем деле. Но на рынке всегда находятся энтузиасты, которые посмотрели уроки в Интернете и думают, что в одиночку способны сделать хороший продукт за очень маленькую стоимость. Они приходят к заказчикам и говорят об этом. Ребята, не может хорошее приложение стоить 30 000 рублей.

А вот в Интернете, в магазинах приложений, идет настоящий баттл за каждого пользователя. Выводя на рынок продукт, ты сразу же имеешь с десяток конкурентов. И даже если твое приложение уникально и выстреливает, тут же появляется куча подобных. Поэтому постоянно нужно отслеживать конкурентов, следить за их обновлениями, отзывами, рейтингами.

«Для успешного бизнес деньги – не главное»


Могу точно сказать, что для успешного бизнеса деньги – не главное, основные вложения – это люди. Очень сложно собрать команду, которая профессионально готова выполнять сложные задачи, имеет определенные видения в этой сфере и способна слаженно работать. Иногда, как и в любом бизнесе, случаются форс-мажоры, приходится экстренно поднимать всех. Классно, что у нас в этом плане со всеми достигнуто взаимопонимание.

Возможно, создается впечатление, что открыть IТ-студию достаточно просто и каждому под силу, однако это только на словах все просто. В реальности мы денно и нощно много работали. За внешней легкостью и простотой процесса много подводных камней. О некоторых уже рассказал. Важно понимать, что придется много вкладывать личного времени и жертвовать другими вещами, приоритетами. Идеальный расклад, когда сразу есть заказ и гарантии следующих. Потому что, нанимая людей, берешь ответственность: их нужно обеспечивать работой и зарплатой, даже если заказов нет. А это невыгодно в студии, поэтому, начиная бизнес, важно сразу наладить регулярный поток заказов.

В настоящее время планируем повышать качество разработки, дальше притираться друг к другу. Также в планах сделать несколько своих крупных проектов и сместить баланс в их сторону, а пока находимся в поисках толковой идеи, в которую мы все поверим.

Источник

Создание мобильного приложения: бизнес-план

В этом материале:

В 1990-е миром правил телевизор, в 2000-е – компьютеры и интернет. Сегодня миром правят смартфоны. По данным отчета Global Digital 2019, более 4 млрд жителей планеты имеет доступ в интернет. Главный фактор роста интернет-аудитории – доступные смартфоны. Люди предпочитают заходить в интернет с мобильных устройств. Смартфоны генерируют 52% всего веб-трафика мира. Это больше, чем все другие устройства, вместе взятые.

Читайте также:  Малый бизнес с нуля с минимальными вложениями идеи для начинающих

Поэтому рынок мобильных приложений растет, а предприниматели на этом зарабатывают. Бизнес-план по разработке мобильных приложений поможет изучить этот рынок и выбрать актуальную нишу для развития бизнеса.

Разработка мобильных приложений: особенности бизнеса

Рынок мобильных приложений растет. Американская аналитическая компания App Annie опубликовала результаты своего исследования за 2018 год:

  • 194 млрд установок мобильных приложений, это на 35% больше, чем в 2017 году;
  • 101 млрд долларов пользователи потратили на покупки, сделанные в интернете через смартфоны;
  • люди, рожденные в начале 2000-х годов, на 30% больше внимания уделяют неигровым приложениям.

Эти цифры однозначно говорят: мобильный сегмент интернета побеждает. Пользователю не нужно включать компьютер, чтобы отправить сообщение или сделать покупку в интернете – все уже есть у него в смартфоне.

Успешные разработчики мобильных приложений зарабатывают сотни тысяч долларов. Существует три типа монетизации мобильных приложений:

  1. Реклама. Самое популярное направление. У каждого приложения есть своя целевая аудитория – люди, которые его используют. Например, софт для бизнеса применяют предприниматели, для учебы – студенты и школьники. Рекламодатели знают, какими приложениями пользуются представители их ЦА. Они заключают контракт с владельцем софта и размещают в его приложении свою рекламу.
  2. Платная подписка. Не все мобильные приложения бесплатны. Есть игры, мессенджеры и музыкальные программы, за пользование которыми готовы платить. Их преимущество – хороший контент и отсутствие рекламы. Подписка бывает ежемесячной или вечной – купил приложение и пользуешься им сколько угодно времени.
  3. Продажа товаров и услуг внутри приложения. Чаще всего используется в онлайн-играх. Например, игрок хочет прокачать своего персонажа – улучшить его выносливость, силу, атаку или броню. Эта услуга платная. Геймеры не жалеют тратить деньги на игры, особенно на те, которые пользуются массовым спросом.

Преимущество бизнеса по разработке мобильных приложений:

  • растущий спрос на услугу;
  • развитие мобильного сегмента рынка;
  • возможность создать дорогое приложение;
  • разработчики хорошо зарабатывают;
  • есть свободные ниши, в которых конкуренция минимальна;
  • быстрая окупаемость при грамотном продвижении.
  • сложно найти команду специалистов;
  • зависимость от рекламы;
  • чтобы создать качественный продукт, нужен большой бюджет;
  • приложение может не выйти на окупаемость.

Перечень приложений, пользующихся популярностью

Чтобы бизнес был прибыльным, нужно выбрать приложения, которые пользуются особой популярностью.

ТОП 7 востребованных направлений для разработчика мобильного софта:

  1. Игры. В онлайн-игры играют люди разного возраста. Одни популярны среди школьников. В другие играют люди постарше. Имеются и такие, в которые играют представители всех возрастов. Создать игру сложнее всего – нужна хорошая команда и приличный бюджет. Зато они хорошо монетизируются и быстро окупаются.
  2. Приложения для социальных сетей. Есть много приложений для Инстаграма, Телеграма и ВКонтакте – это фоторедакторы, софт для постинга, монтажа видео, создания историй, чат-боты.
  3. Образование. Этот сегмент растет. Целевая аудитория – школьники, студенты и все, кто занят своим образованием.
  4. Музыка и видео. Приложения для прослушивания музыки и просмотра фильмов скачивают представители разных целевых групп, поэтому они отлично подходят для массовой рекламы.
  5. Путешествия. Это направление – одно из самых прибыльных. Путешественники – это аудитория с высокой покупательной способностью. Рекламодатели щедро платят за рекламу в таких приложениях. Популярные направления: навигаторы, карты с метками, приложения для обмена туристическими маршрутами, бронирования отелей, хостелов и гостевых домов.
  6. Финансы. Популярность наличных снижается. Через интернет платят за товары и услуги, в магазинах расплачиваются картами или при помощи мобильных расширений. Отдельное направление – приложения с конвертацией валют, а также онлайн-кошельки, работающие с криптовалютой.
  7. Кулинария. Особенность – преимущественно женская ЦА. Женщины чаще мужчин покупают в интернете, поэтому эта аудитория особо ценится рекламодателями.

Сколько стоит создать приложение на Android

Android – самая популярная операционная система в мобильном сегменте рынка. 85,9% мобильных устройств работают на ОС Android от компании Google. Поэтому большинство разработчиков предпочитает создавать программы, заточенные под эту операционную систему.

Точную стоимость создания приложения на Android определить невозможно. Цена зависит от:

  • сложности разработки;
  • команды и ее КПД;
  • руководства;
  • изменчивости трендов на рынке;
  • скорости разработки;
  • длительности тестовых запусков.

По срокам выпуска приложения делят на:

  • простые (делают по шаблонам), время разработки – 80–140 часов;
  • для предприятий (для внутреннего пользования, содержат базы данных), время разработки – до 210 часов;
  • сложные, среднее время создания – 800 часов (полгода).

Компания Superjob подсчитала, сколько стоит создать приложение на Android в России:

  • простое – 120 тыс. рублей;
  • для предприятий (среднее) – 290 тыс. рублей;
  • сложное – от 515 тыс. рублей.

Сколько стоит создать приложение на IOS

На операционной системе iOs работает 14% смартфонов. Это все гаджеты от Apple.

Несмотря на такой невысокий процент, приложения на iOs активно разрабатываются и хорошо монетизируются. Причина этого – высокая покупательная способность владельцев iPhone – они чаще делают заказы в интернете, покупают платные подписки, тратят больше денег на приложения развлекательного сегмента.

Стоимость разработки приложений для iOs в среднем на 30% ниже, чем на Android. Почему так? Потому что разработчик проделывает меньше работы – ему не нужно оптимизировать программу под сотни устройств от разных производителей, он тратит меньше времени на тестирование багов. В итоге разработчик тратит меньше времени, а приложение получается лучше, потому что его проще оптимизировать под небольшое количество смартфонов, работающих на iOs.

Производственный план

Регистрация

Если бизнес не зарегистрирован – это незаконная предпринимательская деятельность. Поэтому легализация бизнеса – это первое, с чего начинается жизнь компании. Для этого нужно обратиться в Федеральную налоговую службу.

  1. Оформление ИП (индивидуального предпринимателя). Подходит малому и среднему бизнесу.
  2. Оформление юридического лица. Для крупных компаний.

Остановимся на первом варианте, потому что он лучше всего подходит для регистрации компании по разработке мобильных приложений.

Читайте также:  Как открыть свой технический бизнес

Что нужно сделать, чтобы оформить ИП:

  1. Определиться со способом регистрации. Есть два варианта: по месту жительства и через интернет. Второе решение избавит предпринимателя от длинных очередей и бумажной волокиты. Регистрация через интернет – самый быстрый и оптимальный вариант.
  2. Выбрать ОКВЭД-коды – индикаторы, которые сообщают налоговой службе важную информацию о регистрируемом бизнесе. В кодах зашифрованы направления предпринимательской деятельности. Закон разрешает выбрать сразу несколько ОКВЭД-кодов – чтобы избавить предпринимателя от необходимости переоформлять документы в будущем, если он расширит спектр оказываемых услуг.
  3. Выбрать систему налогообложения. ИП рекомендуется работать по упрощенной системе (УСН). Это проще, удобнее и выгоднее.
  4. Написать заявление по форме Р21001. Подробная инструкция, пример и шаблон есть на сайте Федеральной налоговой службы. Требования к оформлению заявления находятся в разделе «Регистрация индивидуальных предпринимателей».
  5. Оплатить государственную пошлину.
  6. Отправить документы в ФНС.

ВНИМАНИЕ! Важно, чтобы в заявлении не было ошибок и опечаток. Это может привести к отказу в регистрации.

Документы, которые нужны для регистрации ИП:

  • заявление (форма Р21001);
  • паспорт;
  • ИНН-код;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Помещение

При выборе офиса нужно ориентироваться не только на клиентов, но и на сотрудников. Важно, чтобы всем было комфортно.

Общие рекомендации к выбору помещения:

  • легко добраться (не только на автомобиле, но и на общественном транспорте);
  • есть парковка;
  • есть мебель;
  • удобно организовать рабочие места для сотрудников.

Минимальная необходимая площадь – 100 кв. м.

Оборудование

Офис IT-компании оборудован:

  • современными компьютерами;
  • факсом;
  • принтером;
  • интерактивной доской;
  • телефонами.

Главное – это компьютеры. Они должны быть мощными, надежными и удобными в работе.

Персонал

IT-бизнес невозможно построить без хорошей команды разработчиков. Поэтому особое внимание следует уделить поиску квалифицированных кадров.

  • в интернете;
  • в IT-компаниях;
  • переманить у конкурентов;
  • в вузах, на факультетах IT-специальностей.

ВАЖНО! Прежде чем брать человека в команду, необходимо проверить его компетенцию. Портфолио недостаточно, оно может содержать недостоверные сведения. Лучший вариант – попросить соискателя выполнить тестовое задание – например, написать простую программу, исправить баги в существующей, улучшить один из продуктов.

Еще важный момент: команда должна быть дружной и работать слаженно. В офисе не должно быть конфликтов. От сплоченности коллектива зависит продуктивность его работы.

План маркетинга и реклама приложения

Конкуренция на рынке мобильных приложений растет. Этот бизнес зависим от маркетинга. Даже хороший продукт нуждается в рекламе, бывает, что продвижение стоит дороже разработки – и это нормальная практика для IT-бизнеса.

Цель рекламной кампании – не просто показать продукт, а доказать, что он лучше, чем у конкурентов. Чтобы продемонстрировать преимущества, простой рекламы типа «Скачайте» будет недостаточно. Такие способы продвижения мертвы, они не приносят результата, маркетологи ими не пользуются.

Маркетинговый план состоит из таких пунктов:

  1. Изучение рынка – спроса, предложения, трендов.
  2. Выбор ниши.
  3. Изучение целевой аудитории (ЦА). Разработчик должен знать все о своих целевых группах: какие у них интересы, проблемы, нужды, боли. Задача разработчика – удовлетворить потребности ЦА. Иначе разработка приложения не имеет смысла: если оно не интересно или не приносит пользы, им не будут пользоваться.
  4. Разработка продукта. В процессе учитываются данные анализа рынка и потребности ЦА.
  5. Запуск рекламной кампании на готовый продукт.

ВНИМАНИЕ! Прежде чем выбрать площадки для размещения рекламы, нужно узнать, какие источники трафика лучше подойдут для целевых групп приложения.

Источники трафика для размещения рекламы:

  1. Контекстная реклама. Суть контекста – работа с поисковыми выдачами. Человек пишет запрос, Яндекс его обрабатывает и показывает страницы, из которых первые три – это контекстная реклама. Эффективней всего работает, когда продукт уже известен и пользователь ищет именно его. Но можно настроить рекламную кампанию так, чтобы пользователю показывалась реклама приложения. Главное – правильно настроить ключевые слова поисковой выдачи.
  2. Ютуб. Можно настроить таргетинг по интересам. Реклама будет транслироваться только на тех каналах, которые смотрят целевые группы приложения – его потенциальные пользователи.
  3. Реклама в App Store и Google Play. Цель такой рекламы – вывести приложение в ТОП. Потом продвигать его будет проще – оно уже чаще станет появляться в поисковой выдаче магазина, а также в рекомендациях. Команда разработчиков Myata посчитала, что приложение попадает в ТОП, только если в первые сутки после его появления в магазине его скачивает более 6,5 тыс. человек.
  4. Социальные сети. При помощи инструментов таргетинга можно находить разные целевые группы и рекламировать приложение только им – чтобы не тратить бюджет на показы всем подряд – вряд ли они приведут много пользователей.
  5. Тематические сайты. У каждой целевой группы есть сайты, которые они посещают. С владельцем можно договориться, чтобы он разместил на сайте рекламный баннер или тизер.

Финансовый план: расчёт прибыли, рентабельность проекта

Без готового продукта рассчитать доходность проекта невозможно.

Факторы, которые влияют на прибыль и рентабельность:

  1. Качество. Если продукт сделан небрежно, у него плохой дизайн или есть баги, никакая реклама не поможет – его будут удалять после скачивания.
  2. Востребованность. Даже если приложение сделано классно и выглядит презентабельно, его не будут скачивать только из-за этого. Оно должно быть полезным или интересным.
  3. Маркетинг. Если неправильно распоряжаться рекламным бюджетом и делать плохие промоматериалы, даже хороший продукт может остаться незамеченным. Поэтому особое внимание следует уделять рекламе, много тестировать и постоянно добавлять новые материалы.
  4. Способы монетизации. Доходность зависит от того, как приложение зарабатывает. Важно выбрать наиболее эффективные способы монетизации, но чтобы они не мешали пользоваться приложением. Например, если будет много навязчивой рекламы, будет много деинсталляций – людям не нравится, когда реклама мешает использовать программу.

Мобильный рынок быстро растет. Приложения для смартфонов делают разработчиков богатыми. Доступность интернета и распространение мобильных гаджетов позволяют сделать вывод, что этот рынок продолжит расти. Чтобы получить детальный бизнес-план мобильного приложения, рекомендуется обратиться к специалистам.

Источник

Оцените статью