- Как провести анализ рентабельности?
- Для чего вообще нужен финанализ
- Что рассчитывают и оценивают в ходе анализа
- Понятие и общая формула расчета рентабельности
- Какие виды рентабельности существуют
- Как проводят анализ рентабельности
- Итоги
- Зачем рассчитывать рентабельность
- Как рассчитывается рентабельность
- Виды показателей рентабельности
- Порог рентабельности
- Рентабельность активов (ROA)
- Рентабельность продаж (ROS)
- Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
- Рентабельность оборотных активов (RCA)
- Рентабельность капитала (ROE)
Как провести анализ рентабельности?
Анализ рентабельности — кому и для чего он может понадобиться? На этот вопрос мы ответим в данной статье. А заодно расскажем, что собственно есть рентабельность и как она считается.
Для чего вообще нужен финанализ
Анализ финансовой отчетности решает следующие основные задачи:
- оценка имущественного и финансового состояния организации;
- определение эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста компании;
- имущественный и финансовый прогноз.
Анализ рентабельности, о котором пойдет речь в данной статье, относится к 2-й группе задач. В проведении и результатах финанализа заинтересованы:
- руководство предприятия;
- соответствующие службы, в компетенцию которых входит работа с финансовыми показателями (плановые, экономические и даже налоговые);
- собственники компании (учредители, акционеры);
- инвесторы (оценивают финансовое состояние, изучают эффективность использования ресурсов);
- коммерческие банки (проводят оценку кредитоспособности и определяют степень риска выдачи кредита);
- контрагенты, например поставщики, которых интересует риск неоплаты контрактов.
С учетом пользователей финансовой информации и целей анализа его принято делить на внутренний и внешний.
Что рассчитывают и оценивают в ходе анализа
На практике анализ финансовой отчетности подразделяется на 2 блока:
- Оценка и анализ экономического потенциала предприятия, в том числе:
- оценка имущественного положения;
- построение аналитического баланса-нетто;
- вертикальный анализ баланса;
- горизонтальный анализ баланса;
- анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
- оценка финансового состояния;
- оценка ликвидности и финансовой устойчивости.
Как видим, этот блок базируется на основе данных бухгалтерского баланса.
- Оценка и анализ финансовых результатов, в том числе:
- оценка объема продаж;
- анализ структуры доходов организации;
- анализ структуры расходов организации;
- анализ прибыли;
- анализ рентабельности;
- оценка финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности.
Здесь уже пригодятся и баланс, и отчет о финансовых результатах.
Прежде чем говорить об анализе рентабельности, напомним, в чем ее суть и каков порядок расчета.
Понятие и общая формула расчета рентабельности
Мы уже не раз говорили, что рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Она показывает нам, какую сумму прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в бизнес и истраченного в процессе деятельности.
Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:
где: Рх — рентабельность соответствующего вида;
П — прибыль (валовая, операционная или чистая);
Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).
Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.
Какие виды рентабельности существуют
Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:
- Рентабельность продаж, или общая рентабельность. Она дает информацию о том, сколько копеек прибыли заложено в каждый рубль выручки, представляет собой отношение прибыли к объему продаж и считается по формуле:
Рпрод = П / Оп х 100%,
где: Рпрод — рентабельность продаж;
П — прибыль (валовая, операционная, чистая);
Оп — объем продаж (выручка).
Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».
- Рентабельность продукции. Этот показатель говорит об эффективности понесенных предприятием затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, израсходованном на производство продукции. Формула его расчета следующая:
Рпр = П / Сс х 100,
где: Рпр — рентабельность продукции;
С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:
- по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
- по полной себестоимости продукции или только по производственной.
- Рентабельность активов, которая скажет нам, сколько прибыли отдает каждый рубль, вложенный в имущество фирмы. Она представляет собой отношение прибыли к активам и рассчитывается по формуле:
Ракт = П / Ак х 100%,
где: Ракт — рентабельность активов;
Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.
Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.
Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».
- Рентабельность капитала, в том числе:
- рентабельность собственного капитала, которая информирует о том, эффективно ли работают собственные источники фирмы, и рассчитывается по формуле:
Рск = П / СК х 100,
где: Рск — рентабельность собственного капитала;
П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);
СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.
- рентабельность заемного капитала — аналогичный показатель, демонстрирующий доходность заимствований:
Рзк = П / (ДО + КО) х 100,
где: Рзк — рентабельность собственного капитала;
П — чистая прибыль;
ДО — долгосрочные обязательства;
КО — краткосрочные обязательства организации.
Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности.
Как проводят анализ рентабельности
Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.
Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:
- с плановыми показателями самой компании;
- показателями за предыдущие периоды;
- среднеотраслевыми значениями.
После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста.
В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:
Рск = (П / Выр) х (Выр / Акт) х (Акт / СК),
где: Рск — рентабельность собственного капитала;
П — чистая прибыль;
СК — собственный капитал.
С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:
- рентабельность продаж по чистой прибыли;
- оборачиваемость активов;
- финансовый рычаг, т.е. соотношение собственного и заемного капитала.
Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.
Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.
Итоги
Анализ рентабельности — важный компонент оценки имущественного положения и финансового состояния бизнеса. Его результаты интересуют многих пользователей — как внутренних, так и внешних. Методы анализа различны и разнообразны, а их выбор зависит от того, какая цель стоит перед аналитиком.
Источник
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
Чтобы посчитать рентабельность ресурса «Молоко», делим прибыль на стоимость ресурса: 3 / 5 = 0,6 , или 60%.
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Рентабельность ресурса «Молоко» при производстве мороженого: 5 / 5 = 1 , или 100%.
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
- К активам — рентабельность активов (ROA).
- К выручке — рентабельность продаж (ROS).
- К основным средствам — рентабельность основных средств (ROFA).
- К вложенным деньгам — рентабельность инвестиций (ROI).
- К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROE).
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
ROA = П / ЦА × 100%,
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
ROFA = П / Цс × 100%,
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
RCA = П / Цо × 100%,
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Источник