Как составить анализ доходности

Как провести анализ рентабельности?

Анализ рентабельности — кому и для чего он может понадобиться? На этот вопрос мы ответим в данной статье. А заодно расскажем, что собственно есть рентабельность и как она считается.

Для чего вообще нужен финанализ

Анализ финансовой отчетности решает следующие основные задачи:

  1. оценка имущественного и финансового состояния организации;
  2. определение эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста компании;
  3. имущественный и финансовый прогноз.

Анализ рентабельности, о котором пойдет речь в данной статье, относится к 2-й группе задач. В проведении и результатах финанализа заинтересованы:

  • руководство предприятия;
  • соответствующие службы, в компетенцию которых входит работа с финансовыми показателями (плановые, экономические и даже налоговые);
  • собственники компании (учредители, акционеры);
  • инвесторы (оценивают финансовое состояние, изучают эффективность использования ресурсов);
  • коммерческие банки (проводят оценку кредитоспособности и определяют степень риска выдачи кредита);
  • контрагенты, например поставщики, которых интересует риск неоплаты контрактов.

С учетом пользователей финансовой информации и целей анализа его принято делить на внутренний и внешний.

Что рассчитывают и оценивают в ходе анализа

На практике анализ финансовой отчетности подразделяется на 2 блока:

  1. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия, в том числе:
  • оценка имущественного положения;
  • построение аналитического баланса-нетто;
  • вертикальный анализ баланса;
  • горизонтальный анализ баланса;
  • анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
  • оценка финансового состояния;
  • оценка ликвидности и финансовой устойчивости.

Как видим, этот блок базируется на основе данных бухгалтерского баланса.

  1. Оценка и анализ финансовых результатов, в том числе:
  • оценка объема продаж;
  • анализ структуры доходов организации;
  • анализ структуры расходов организации;
  • анализ прибыли;
  • анализ рентабельности;
  • оценка финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности.

Здесь уже пригодятся и баланс, и отчет о финансовых результатах.

Прежде чем говорить об анализе рентабельности, напомним, в чем ее суть и каков порядок расчета.

Понятие и общая формула расчета рентабельности

Мы уже не раз говорили, что рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Она показывает нам, какую сумму прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в бизнес и истраченного в процессе деятельности.

Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:

где: Рх — рентабельность соответствующего вида;

П — прибыль (валовая, операционная или чистая);

Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).

Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.

Какие виды рентабельности существуют

Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:

  1. Рентабельность продаж, или общая рентабельность. Она дает информацию о том, сколько копеек прибыли заложено в каждый рубль выручки, представляет собой отношение прибыли к объему продаж и считается по формуле:
Читайте также:  Атака 51 процент криптовалюта

Рпрод = П / Оп х 100%,

где: Рпрод — рентабельность продаж;

П — прибыль (валовая, операционная, чистая);

Оп — объем продаж (выручка).

Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».

  1. Рентабельность продукции. Этот показатель говорит об эффективности понесенных предприятием затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, израсходованном на производство продукции. Формула его расчета следующая:

Рпр = П / Сс х 100,

где: Рпр — рентабельность продукции;

С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:

  • по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
  • по полной себестоимости продукции или только по производственной.
  1. Рентабельность активов, которая скажет нам, сколько прибыли отдает каждый рубль, вложенный в имущество фирмы. Она представляет собой отношение прибыли к активам и рассчитывается по формуле:

Ракт = П / Ак х 100%,

где: Ракт — рентабельность активов;

Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.

Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.

Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».

  1. Рентабельность капитала, в том числе:
  • рентабельность собственного капитала, которая информирует о том, эффективно ли работают собственные источники фирмы, и рассчитывается по формуле:

Рск = П / СК х 100,

где: Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);

СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.

  • рентабельность заемного капитала — аналогичный показатель, демонстрирующий доходность заимствований:

Рзк = П / (ДО + КО) х 100,

где: Рзк — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль;

ДО — долгосрочные обязательства;

КО — краткосрочные обязательства организации.

Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности.

Как проводят анализ рентабельности

Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.

Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:

  • с плановыми показателями самой компании;
  • показателями за предыдущие периоды;
  • среднеотраслевыми значениями.

После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста.

В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:

Рск = (П / Выр) х (Выр / Акт) х (Акт / СК),

где: Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль;

СК — собственный капитал.

С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:

  • рентабельность продаж по чистой прибыли;
  • оборачиваемость активов;
  • финансовый рычаг, т.е. соотношение собственного и заемного капитала.

Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.

Читайте также:  Работа с брокером втб инвестиции

Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.

Итоги

Анализ рентабельности — важный компонент оценки имущественного положения и финансового состояния бизнеса. Его результаты интересуют многих пользователей — как внутренних, так и внешних. Методы анализа различны и разнообразны, а их выбор зависит от того, какая цель стоит перед аналитиком.

Источник

Зачем рассчитывать рентабельность

Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.

Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.

Как рассчитывается рентабельность

Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.

Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).

Чтобы посчитать рентабельность ресурса «Молоко», делим прибыль на стоимость ресурса: 3 / 5 = 0,6 , или 60%.

А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).

Рентабельность ресурса «Молоко» при производстве мороженого: 5 / 5 = 1 , или 100%.

Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.

Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.

Виды показателей рентабельности

Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:

  1. К активам — рентабельность активов (ROA).
  2. К выручке — рентабельность продаж (ROS).
  3. К основным средствам — рентабельность основных средств (ROFA).
  4. К вложенным деньгам — рентабельность инвестиций (ROI).
  5. К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROE).

Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.

Читайте также:  Рассчитать доходность погашению купонной облигации

Порог рентабельности

Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».

Рентабельность активов (ROA)

Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.

Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.

ROA = П / ЦА × 100%,

П — прибыль за период работы;

ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.

Рентабельность продаж (ROS)

Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.

Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)

Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.

Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.

ROFA = П / Цс × 100%,

П — чистая прибыль организации за нужный период;

Цс — стоимость основных средств компании.

Рентабельность оборотных активов (RCA)

Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.

Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.

RCA = П / Цо × 100%,

П — чистая прибыль за определенный период;

Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.

Рентабельность капитала (ROE)

ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.

Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.

Источник

Оцените статью