Как сделать свою фирму по обществознанию

Урок – деловая игра «Регистрация фирмы» в курсе обществознания (экономика) 10–11-й классы

Разделы: Экономика

Классы: 10 , 11

  1. уяснить учащимися процесс создания фирм с определенной правовой формой;
  2. на практике закрепить ранее полученный материал о регистрации фирмы, зарегистрировав свою фирму;
  3. продолжать отрабатывать навыки работы в группе.

Базовые понятия: фирма; виды фирм (индивидуальная, полное товарищество, товарищество с ограниченной ответственность, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество); уставной капитал; акции; инвестиции; прибыль; издержки (постоянные, переменные, предельные); дифференциация товара и услуги; реклама; устав; учредительный договор.

  1. бинарные тесты; таблица “Преимущества и недостатки разных видов фирм”; инструкция “Регистрация фирм”; листы ЛСФ (лицевой счет фирмы); ЛСУ (лицевой счет ученика)
  2. материалы, подготовленные фирмами (группами) – это заявление на регистрацию, устав, учредительный договор, реклама, образец товара или услуги с дифференциацией.

Возможно, понадобится компьютер с проектором, если будут подготовлены видеосюжеты или телевизионные рекламы.

Требуемое время: 2 часа.

В основе лежит деловая игра “Регистрация фирмы, в которой ребята, организовавшись в группы, по предварительному заданию образуют фирму, подготовив соответствующую информацию и документацию необходимую для регистрации фирмы, разрабатывают дифференцированные товар или услугу, рекламируют их. И все это представляют регистрационной комиссии, которая может состоять из учителей-коллег или из учеников старших или параллельных классов.

  1. Фирмы занимают свои места. Учитель приветствует участников. Сообщает цель урока. Представляет регистрационную комиссию.
  2. Регистрационная комиссия предлагает участников перед основной процедурой регистрации выполнить задания на проверку экономической грамотности фирм.
  3. Фирмы в течение 10 мин. Заполняют таблицу “Преимущества и недостатки фирм” и бинарные тесты, которые раздаются по 2 экземпляра на фирму.
  4. Проводится взаимопроверка при помощи учителя.
  5. Проводится подсчет результатов, комиссия заносит их в ЛСФ.
  6. Процесс регистрации фирмы, где фирмы По-очереди представляют о себе подготовленную информацию и документацию по следующему плану:
    – заявление на регистрацию и информацию с названием фирмы, адресом,
    – может быть выполнен логотип;
    – рекламируют свой товар или услугу, знакомят с их дифференциацией;
    – представляют документацию – устав и учредительный договор
    – (комментируют их);

Регистрационная комиссия все этапы регистрации фиксирует в ЛСФ и задает фирмам вопросы.

– Почему вами был выбран данный вид фирмы?
– Каковы источники вашего уставного капитала?
– Каким образом будет распределяться прибыль?
– На какие категории населения будет распространяться ваш товар (услуга)?
– Какую дополнительную дифференциацию товара (услуги) вы могли бы предложить?
– Какими бы видами рекламы вы воспользовались бы? И т.п.

  • Подведение итогов регистрации. Во время подведения итогов участники фирм (групп) заполняют свои ЛСУ и сдают учителю.
  • Обнародование итогов, поздравление фирм с регистрацией с комментарием по “номинациям”.
  • Вопросы комиссии к зарегистрированным фирмам об их последующих действиях (открытие счета в банке на имя фирмы в размере уставного капитала; изготовление фирменной печати; регистрация в налоговой инспекции и в пенсионном фондах).
  • Объявляются оценки за урок учителем на основании ЛСФ и ЛСУ.
  • Прилагается раздаточный материал:

    Вид фирмы Преимущества Недостатки
    Индивидуальная фирма
    Товарищество
    Акционерное общество

    Таблица “Преимущества и недостатки различных видов фирм”.

    Задание: Определите, какие из перечисленных признаков относятся к преимуществам, а какие – к недостаткам той или иной формы предпринимательства. Поставьте номера признаков в соответствующие им по смыслу графы таблицы. Обратите внимание, что некоторые номера могут быть использованы не единожды.

    1. простота организации (учреждения, управления и т.д.);
    2. свобода действия (отсутствует необходимость согласовывать в принятии решения);
    3. сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);
    4. ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);
    5. неограниченная ответственность;
    6. специализация в управлении;
    7. быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;
    8. ограниченная ответственность;
    9. относительная стабильность фирмы;
    10. относительная нестабильность фирмы;
    11. возможное злоупотребление в результате разделения функций собственности и управления;
    12. возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;
    13. владелец – сам себе хозяин;
    14. можно потерять контроль над фирмой, оставаясь ее собственником;
    15. относительная сложность учреждения и регистрации.

    Ответы: подсчет балов идет по правильным ответам :

    21–19 ответ – 3 балла.

    Вид фирмы Преимущества Недостатки
    Индивидуальная фирма 1, 2, 3, 13 4, 5, 10
    Товарищество 1, 6, 12 4, 5, 10
    Акционерное общество 6, 7, 8, 9, 12 11, 14, 15

    Напротив номера ответа поставьте, если согласны “ + ”, если не согласны “ – ”:

    1. Фирма – это организация, приобретающая факторы производства, соединяющая их в процессе производства для создания и продажи благ и услуг с целью получения прибыли
    2. Прибыль равна выручке от реализации товара или услуги.
    3. Общие затраты производства равны себестоимости товара или услуги.
    4. Постоянные издержки производства зависят от объема выпуска.
    5. К переменным издержкам производства можно отнести плату за аренду помещения.
    6. Затраты на сырье и зарплату рабочим относятся к переменным издержкам.
    7. Средние издержки находятся путем деления общих издержек производства на количество выпуска товара.
    8. Общие издержки включают в себя постоянные, переменные и предельные издержки.
    9. Экономический смысл предельных издержек в том, что они показывают выгодно или невыгодно будет увеличении производства на одну единицу.
    10. Цель любой фирмы – это увеличение выручки.

    Ответы: 1 “+”; 2 “-”; 3 “+”; 4 “-”; 5 “-”; 6 “+”; 7 “+”; 8 “-”; 9 “+”; 10 “-”

    Инструкция “Регистрация фирмы”.

    В органы местного самоуправления предоставляются следующие информация и документы:

    1. Заявление на регистрацию (указываются имена учредителей, название и адрес будущей фирмы);

    2. Устав – документ, определяющий отношения между фирмой и обществом:

    – кто является владельцем или совладельцем фирмы;
    – какая правовая форма организации выбрана;
    – какую продукцию будет выпускать фирма, или какие услуги будет оказывать;
    – размеры уставного капитала и доля каждого совладельца.

    3. учредительный договор – документ, определяющий отношения между учредителями :

    – правила управления фирмой, установленные владельцами (совладельцами);
    – правила распределения прибыл;
    – правила в других ситуациях жизни фирмы

    Лицевой счет ученика.

    Фамилия,
    имя
    Учет работы при подготовке
    задания
    Учет работы на
    уроке
    Итог выдвижение
    идей
    создание
    документов
    разработка
    рекламы
    выполне-
    ние заданий
    представле-
    ние фирмы
    ответы
    на
    вопросы

    Критерии оценки: “+” – участие (1 балл); “0” – неучастие (0 баллов); “ – ” – мешал работе (0 баллов).

    Лицевой счет фирмы.

    ФИРМА Учет работы фирмы Общие баллы
    тест таблица реклама Дифференциация
    товара, услуги
    устав Учредит.
    договор
    Ответы
    1.

    Критерии оценки: 3 балла – отлично; 2 балла – хорошо; 1 балл – удовлетворительно.

    Общие балы: если фирма набрала от 15 до 21 баллов, то она успешно прошла регистрацию

    Источник

    Урок по обществознанию Создай фирму

    Тема урока: Фирмы в экономике (2 часа) — 11 класс

    Учитель истории и обществознания

    Перова Ольга Васильевна

    это движущая сила хозяйственной

    — это сила самосохранения его».

    — создать условия для формирования у обучающихся предметных компетенций через формирование осознанного восприятия основных понятий темы;

    — закрепить пройденный материал по теме «Что такое фирма и для чего она создается?»,

    расширить знания учащихся об основных организационных формах бизнеса в России, систематизировать полученные на уроке знания;

    — научить разбираться в том, какие бывают фирмы, давать основные характеристики таких форм организации бизнеса, как индивидуальное предпринимательство, ООО, АО; выделять преимущества и недостатки существующих форм организации бизнеса;

    — формировать культуру экономического мышления, современный взгляд на проблемы создания фирмы, развивать у учащихся предпринимательскую инициативу;

    — способствовать развитию познавательного интереса учащихся к урокам экономики, самостоятельно работать с источниками, расширять кругозор;

    — развивать эмоциональную сферу учащихся, умение слушать товарища, навыки выступления перед аудиторией;

    — создать условия для формирования у обучающихся социальных компетенций через формирование умений анализировать поведение индивидуальных предприятий и фирм в условиях рынка, личностных качеств через участие в команде по презентации бизнес-плана «Моя фирма»;

    — воспитывать исследовательскую культуру, интерес к самостоятельному изучению нового;

    — воспитывать экономически грамотную личность, осуществлять профессиональную ориентацию выпускников;

    — воспитывать ответственность, гражданственность.

    Оборудование и методическое обеспечение урока:

    урок проводится в кабинете истории, компьютер, мультимедийный проектор, презентации, учебник Л.Н.Боголюбов «Обществознание».

    1.По источнику получения знаний:

    — словесный (лекция , беседа, , введение основных понятий урока, блиц-опрос);

    — практический (выполнение бизнес-плана с последующей презентацией, работа в тетрадях по оформлению конспекта, таблиц и схем).

    2. По дидактическим целям:

    — метод приобретения знаний.

    3. По характеру учебной деятельности:

    — урок проектной деятельности

    наблюдения, сравнения, аналогии, синтеза и анализа.

    1 этап. Организационный момент.

    1.1. Приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания.

    1.2. Сообщение темы урока, целеполагание и мотивация. Формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, обеспечение желания учащихся работать на учебном занятии

    2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап.

    2.1. Актуализация прежних знаний.

    Бизнес и предпринимательство — это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами несколько лет тому назад открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. Возможно и кто-то из вас в скором времени станет человеком, который откроет свою фирму в нашем городе или в другом. Думаю, что сейчас самое время задуматься об этом серьезно. А пока мы попробуем подготовиться и в процессе предстоящей деловой игры «Моя фирма» защитить свой бизнес-план.

    В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?

    Учащиеся :высказывают свои мнения, в ходе обсуждения формулируются причины стать предпринимателями.

    Учащиеся записывают название тему урока в тетрадь.

    2.2. Подготовка к восприятию нового материала.

    1. Каковы условия создания успешного бизнеса?

    2. Что такое фирма и каковы её основные характеристики?

    3. Каковы основные характеристики фирмы.

    4. Что необходимо для создания и закрытия фирмы?

    Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня дать ответ. В ходе рассмотрения темы будут представлены основные определения, которые мы изучим и запишем в ходе урока. Записи делать нужно обязательно, так как они вам пригодятся в дальнейшем.

    3 этап: Операционно-познавательный этап.

    3.1. Восприятие нового материала.

    Практикум: работа с учебником.

    1.Что такое фирма. — учебник, стр.42.- записать в тетради.

    2. Каковы её основные характеристики? — записывают в тетради со слов учителя.

    фирма — это организация, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил;

    фирма — это организация, занимающая коммерческой деятельностью. Такие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

    фирма — это юридическое лицо, организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может приобретать и продавать имущество, нести ответственность. Быть истцом и ответчиком в суде.

    3. Каковы основные экономические цели фирмы? -учебник.стр.42-записывают в тетради.

    Учитель: Можно выделить 4 основных вида фирм:

    1) индивидуальные фирмы;

    4) акционерные общества.

    Главное отличие между ними заключается в том, кто владеет фирмой, т.е. кому принадлежит право распоряжаться ею, получать от неё доход (прибыль), передавать её другим лицам (продавать, дарить, завещать). Фирмы почти однотипны во всех странах, но их названия, права и обязанности участников определяются законодательством каждой страны. В России они записаны в Гражданском кодексе РФ (в российском законодательстве фирмы называются «коммерческими организациями»).

    Итак, рассмотрим, что же такое фирма, зачем создаются фирмы:

    Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

    Практикум: работа с учебником.

    Учебник. Стр.56-58 Заполнить таблицу (у каждого учащегося на столе шаблон таблицы, заполненный частично, остальное заполняется с самостоятельно с помощью учебника) — (приложение 1).

    Осмысление нового материала.

    Учитель: Теперь в целях систематизации всего материала нужно внести соответствующую информацию в таблицу. Делают записи в тетради.

    Достоинства и недостатки фирм

    1. Легко создать. 2. Легко контролировать. 3. Обладает свободой действий. 4. Отличается меньшим регулированием со стороны государства

    1. Трудно найти средства для расширения фирмы. 2. Фирма обладает меньшей стабильностью. 3. Владелец должен вести всю работу по управлению фирмой. 4. Владелец несет ответственность всем своим имуществом

    Общество с ограниченной ответственностью

    1. Можно создать одному учредителю. 2. Можно разделить работу по управлению. Управление обществом может осуществлять и не участник общества. 3. Легче собирать более крупные суммы денег для развития фирмы, чем в индивидуальной фирме. 4. Регулирование со стороны государства не особенно жесткое. 5. Учредители вносят вклады в уставный капитал общества и несут риск утраты в сумме своих вкладов

    1. Возможны конфликты между партнерами. 2. Смерть или выход из дела одного из партнеров требуют переоформления документов фирмы. 3. Для очень крупных проектов средства собрать достаточно трудно

    Акционерное общество (корпорация, компания)

    2. Ответственность акционеров минимальна. 3.Стабильность фирмы при смене ее совладельцев максимальна. 4. Есть возможность найма профессиональных менеджеров

    Большое количество акций. 2. Работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т. д.). 3. Владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль)

    4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов)

    4.1. Беседа по теме урока в форме блиц-опроса.

    Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили материал, и проведем блиц-опрос.

    1.Что такое фирма?

    2.Цель создания фирмы.

    3. В чем заключаются преимущества и недостатки различных организационных форм бизнеса в?

    4. В чем основные преимущества акционерного общества?

    5. Вы хотели бы стать предпринимателем?

    6. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?

    5 этап: Формулирование домашнего задания.

    Учитель: Представьте, что вы хотите заняться предпринимательской деятельностью. Какой вид фирмы вы хотели бы основать?

    На следующем уроке вы работая в командах подготовите свои бизнес-планы.по организации своей фирмы. Каждая команда получает структуру и порядок составления бизнес-плана. (Приложение 2).

    Источник

    Читайте также:  Своими делами своими проблемами
    Оцените статью