- Как рассчитать окупаемость бизнеса?
- Считаем инвестиции и прибыль
- Формула расчета окупаемости бизнеса?
- Бизнес с быстрой и долгой окупаемостью
- Средняя окупаемость бизнеса
- Окупаемость бизнеса по регионам
- Как посчитать окупаемость бизнеса: формула расчета и пример
- Способы расчёта срока окупаемости
- Окупаемость арендного бизнеса
- Расчет покупателей
- Расчет поставщиков
Как рассчитать окупаемость бизнеса?
Окупаемость – величина, определяющая время, в течение которого затраты по созданию бизнеса окупятся. Получаемый результат дает общее представление о целесообразности начала проекта. Давайте рассмотрим более детально, что подразумевается под этим термином, как рассчитать показатель, конкретные примеры расчета окупаемости.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Считаем инвестиции и прибыль
Для расчета окупаемости необходимо определить сумму, которая понадобится для старта проекта (1), и ожидаемая прибыль за каждый месяц или первый год его существования (2).
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Чтобы рассчитать первый показатель, сумму инвестиций, нужно сложить все затраты на бизнес до его запуска:
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
- Покупка или аренда оборудования, мебели, техники.
- Покупка/аренда/ремонт помещения, где будет осуществляться деятельность.
- Получение соответствующих разрешений (лицензия, регистрация ИП и т.п.)
- Покупка товара для начала продаж (в случае, если не будете предоставлять услуги).
- Найм сотрудников и их трудоустройство.
Пример. Вы хотите открыть шаурмичную в Москве. Рассчитаем примерную сумму, которая нужна для запуска бизнеса:
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
- Покупка торгового ларька – 250.000 р.
- Покупка оборудования (гриль, холодильник, кофемашина и т.д.) – 100.000 р.
- Получение необходимых разрешений у администрации рынка или в налоговой службе, провод электричества – 100.000р.
- Покупка ингредиентов для шаурмы, дополнительные товары (вода, чай, кофе) – 30.000р.
Таким образом, для открытия собственной шаурмичной нужно более 500.000р.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Второй показатель – ожидаемая прибыль от проекта. Узнать точную цифру не получится, но ориентируясь на статистику успешности того или иного бизнеса в вашем городе, можно понять, сколько примерно вы будете зарабатывать в месяц.
p, blockquote 6,0,1,0,0 —>
Пример. Вернемся к бизнес–проекту по продаже шаурмичной. В среднем в Москве одна порция стоит 200 рублей, учитывая дополнительные затраты (чай, кофе, вода), покупатель оставляет продавцу 250 рублей. При работе киоска в 12–ти часовую смену среднее количество клиентов за день – 30–35. Рассчитываем среднюю прибыль за месяц:
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
(250*30) * 30 = 225 тысяч рублей ежемесячной прибыли.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Где 250 – средний чек покупателя; 30 – количество клиентов ежедневно; 30 – среднее количество дней в месяце.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Чтобы рассчитать ожидаемую прибыль, нужно быть хорошо осведомленным в специфике вашего бизнеса и понимать, какая примерно доходность ожидает вас в первый год работы.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Формула расчета окупаемости бизнеса?
Для расчета окупаемости бизнес–проекта экономисты используют следующую формулу:
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
INV / R = ТОК,
p, blockquote 12,1,0,0,0 —>
- где INV – начальные затраты, необходимые для запуска бизнеса;
- R – ожидаемая прибыль (в месяц);
- ТОК – итоговый срок окупаемости проекта.
Важно! Стоит отметить, что в течение нескольких месяцев после открытия бизнеса нужно будет оплачивать дополнительные расходы (аренда помещения, оборудования, зарплата сотрудников). Эти траты необходимо учитывать при расчете окупаемости бизнеса.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Ниже мы рассмотрим конкретные примеры окупаемости бизнес–проектов различных направлений.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Бизнес с быстрой и долгой окупаемостью
h2 3,0,0,0,0 —>
С быстрой окупаемостью | С долгой окупаемостью |
Наращивание ногтей. |
Чтобы открыть такой бизнес, нужно потратить около 150.000р.
В расходы входят аренда помещения и покупка оборудования. В дальнейшем на поддержание проекта необходимо тратить до 10.000 р.
Но учитывая, что в среднем доход мастера по наращиванию ногтей составляет 50–70 тысяч руб. ежемесячно, бизнес окупится за 3–4 месяца.
Рассчитываем по формуле: 150 000 / 50 000 = 3 месяца. Учитывая ежемесячные расходы, окупаемость инвестиций займет примерно 4 месяца.
Предположим, что вы покупаете квартиру в Подмосковье, Санкт-Петербурге за 3,5 млн. руб, и в дальнейшем сдаете ее за 40.000 руб/мес.
Вам не нужно тратиться на поддержание этого бизнеса (кроме мелких бытовых затрат), однако его окупаемость будет медленной. Исходя из расчетов (3.500.000 / 40.000 = 87,5 мес), инвестиции окупятся только через 7-8 лет, если квартира будет постоянно сдаваться, что маловероятно.
Итого: срок окупаемости – 10-12 лет с учетом простоя и мелкого ремонта.
Средняя окупаемость бизнеса
Как отмечают эксперты, в среднем бизнес окупается в течение 6-12 месяцев. Это средний срок для рентабельных проектов, к которым относятся:
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
- Продажа продуктов питания и фаст–фуда.
- Предоставление услуг в сфере красоты, косметологии.
- Ремонт одежды и обуви.
- Изготовление ключей.
- Изготовление ручного мыла.
- Организация спортивных тренировок, авторские курсы.
Для более сложных проектов, которые требуют значительных вложений (например, открытие дорогого ресторана или ювелирного магазина), срок окупаемости может составлять несколько лет. Этот показатель индивидуален и зависит от спроса на предоставляемый товар или услугу, месторасположения и проходимости торговой точки.
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Окупаемость бизнеса по регионам
В зависимости от города, в котором вы планируете начинать собственное дело, его специфики и стартового капитала, срок окупаемости может отличаться. Рассмотрим несколько примеров.
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
В первом случае, бизнес – мастерская по ремонту одежды.
p, blockquote 18,0,0,1,0 —>
Москва | Московская область | ||||
На организацию бизнеса уйдут такие затраты:
Таким образом, стартовый капитал для открытия мастерской по ремонту одежды составляет 120.000р. По статистике, средняя прибыль по такому бизнесу составляет 50.000 руб/мес. Считаем по формуле: 120 000 / 50 000 = 2.4 (окупаемость в районе 2–3 месяцев). | В городах Московской области (Подольск, Дмитров, Серпухов) аренда помещения обойдется дешевле – примерно 50.000р. за первые три месяца. На дополнительные расходы придется потратить около 10.000р., на нитки, иголки и другие инструменты для ремонта — 20.000р. Выходит, что для организации швейного бизнеса нужен капитал размером 80.000р. При этом доходы также будут меньше — около 35.000р./мес. Расчет окупаемости по формуле: 80 000 / 35 000 = 2.2 (2-3 месяца). Теперь рассмотрим, насколько быстро окупается бизнес в Санкт–Петербурге и области. Для примера возьмем бизнес по продаже кофе с собой (англ. Coffee To Go) – популярный вариант заработка в мегаполисах. p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
Екатеринбург. Для примера возьмем концепцию мини–кафе площадью 100 квадратов и с 40 посадочными местами. Для Екатеринбурга план затрат будет примерно таким: p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
Итого для открытия небольшого кафе в Екатеринбурге нужно вложить минимум 1 210 000 рублей. p, blockquote 21,0,0,0,0 —> Средний чек для посетителя составляет 800 рублей. При условии, что ежедневно кафе будут посещать 30 человек, выручка будет составлять 24.000 рублей каждый день. Чтобы определить ежемесячный доход, эту сумму умножаем на среднее количество дней в месяце (24000 * 30), получаем 720 000 рублей. p, blockquote 22,0,0,0,0 —> Далее вычитаем с этой суммы неизбежные расходы: p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Ежемесячные расходы составляют 320.000 рублей. Эту сумму отнимает от чистой прибыли (720 000 – 320 000), получаем 400 000 рублей чистого заработка каждый месяц. p, blockquote 24,0,0,0,0 —> p, blockquote 25,0,0,0,1 —> С учетом того, что изначально мы потратили 1 210 000 рублей на запуск проекта, его окупаемость составляет 4–5 месяцев. Источник Как посчитать окупаемость бизнеса: формула расчета и пример Способы расчёта срока окупаемости
Здесь важны два показателя — это абсолютный и относительный. Абсолютный это есть результат, который был получен от инвестиций и измеряется приростом прибыли. Одним из способов расчета срока окупаемости — это не дисконтированный метод расчета. Но это очень простой расчет, здесь виден по какому принципу и порядку нужно рассчитывать.
Нужно учитывать рыночные факторы, какой спрос на товар, на каком этапе могут быть задержки при реализации или производстве товара. Информации сейчас много, и в книгах и различных сайтах. Окупаемость арендного бизнеса Также важно, что здесь не требуется постоянное присутствие и вовлеченность владельца в сам процесс. Если помещение и арендатор выбраны правильно, то сдача его в аренду может приносить постоянный и стабильный доход. При этом такую деятельность можно совмещать и с другим бизнесом. На первый взгляд оценка рентабельности и окупаемости арендного бизнеса не должна быть сложной, нужно сопоставить доход от аренды и стоимость, чтобы получить срок окупаемости, главный показатель арендного бизнеса. При этом, продавцы, покупатели и оценщики могут по-разному рассчитывать срок окупаемости. Здесь разница будет в том, какой показатель будет считаться доходом при расчете окупаемости. Продавец, как правило, берет сумму арендных платежей за год и на эту сумму делит цену продажи. Если продается помещение площадью 220 квадратных метров, которое сдается за 1000 рублей за квадратный метр в месяц за 22 миллиона рублей, то расчет будет следующим. В месяц доход получается 200 тысяч рублей, а в год 2 миллиона 400 тысяч рублей, тогда окупаемость получится 20 млн/2,4 млн8,З года. И при продаже такой недвижимости будет указан именно этот срок. Также бывает, что с арендатором заключен долгосрочный договор аренды, и каждый год происходит индексация 7,5%. В этом случае за каждый год считается сумма аренды, учитывая индексацию, все суммируется. То есть здесь срок окупаемости будет меньше. Расчет покупателей
С помещением площадью 200 квадратных метров, возможно, что все расходы, связанные с содержанием, несет арендатор, а остальные расходы несущественны. Для более крупных объектов арендного бизнеса, например торговый центр, у которого площадь будет порядка 4000 или 20000 квадратных метров, по расчетам покупателя срок окупаемости может быть и выше, достигать и 12 лет. Но основным критерием является именно окупаемость, и если она выше того срока, на который готов покупатель, то этот объект не рассматривается. Расчет поставщиков Оценщики анализируют объявления с сайтов и таким образом определяют рыночную ставку аренды. Здесь важен опыт и профессионализм оценщика, знание важных факторов, которые влияют на арендную ставку, чтобы не ошибиться в оценке. И в объявлениях цена на объект может не соответствовать рыночной, а быть завышенной, и из-за этого не сдаваться уже полгода. Оценщики, исходя из сравнительного подхода к оценке, ориентируется не только на доходный подход, но и на расчет стоимости недвижимости и его квадратного метра. Здесь не учитывается наличие арендатора, арендный доход. И итоговая стоимость определяется как среднее значение между расчетами по арендной доходности и стоимости метра.
Каждый участник сделки формирует оценку исходя из своих целей. Цель продавца — продать объект подороже, и как можно скорее, поэтому на расходы он не обращает внимание. Для покупателя важнее окупить вложенные средства с хорошей доходностью, и покупатель учитывает именно чистый доход. Оценщиков, как правило, не интересует, что будет дальше с объектом, главное сделать отчет об оценке для экспертизы. Источник |