Как оценить риск налоговой проверки: 12 критериев
Разбираем 12 критериев риска налоговых проверок. Показываем, как провести анализ критериев в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны следить за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Формой такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика, право на проведение которой закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Основным документом для проведения выездных налоговых проверок служит Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
При планировании выездных проверок налоговики руководствуются значениями общедоступных критериев, которые автоматически отображаются у них в программе. Всего критериев 12. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям риска, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Чтобы не привлекать к своей компании повышенное внимание налоговых органов, бухгалтеру или руководителю целесообразно самостоятельно контролировать данные критерии.
Не хотите читать? Смотрите видео на 15 минут.
На вебинаре Ольга Славнина, ведущий специалист линии консультаций, рассказала, как самостоятельно оценить риск налоговой проверки по 12 критериям.
12 критериев оценки налоговых рисков
Критерий № 1 . Налоговая нагрузка у налогоплательщика является более низкой, чем средний уровень налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в выбранной отрасли (в выбранном виде экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности, изложен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Налоговая нагрузка вычисляется как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) и оборота (выручки) организаций (по данным Росстата).
Критерий № 2 . В течение 2-х и более лет организация в своей бухгалтерской и налоговой отчетности отражает убыток.
Критерий № 3. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость превышает или равна 89% за период 12 месяцев. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН).
В целом для Российской Федерации на конец 2019 года обновленные показатели на текущую дату представлены в таблице:
Рис. 1 (нажмите, чтобы увеличить)
Актуальные данные для Свердловской области:
Рис. 2 (нажмите, чтобы увеличить)
Критерий № 4. Рост расходов опережает рост доходов. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН) .
Критерий №5. Заработная плата работника выбранной организации ниже, чем ее средний уровень по аналогичному виду деятельности в регионе.
Критерий № 6. Неоднократное (более 1 раза) приближение к крайнему значению таких показателей, как выручка, численность сотрудников, остаточная стоимость ОС, которые дают право применять специальный режим (УСН). Во внимание берется приближение на 5 % и менее.
Критерий № 7. Предприниматель за год в книге учета доходов и расходов отражает суммы расходов, максимально приближенные к сумме доходов.
Критерий №8. Построение бизнеса на базе заключения хозяйственных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Критерий №9. Игнорирование требований налоговых органов: непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и/или непредставление налоговому органу запрашиваемых документов и т. д.
Критерий №10. Многократное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в других налоговых органах налогоплательщиком в связи с изменением места нахождения (частое перемещение между налоговыми органами).
Критерий №11. Уровень рентабельности продаж и активов (по данным бухгалтерской отчетности) отличается более чем на 10 % от уровня рентабельности продаж и активов аналогичных предприятий той же сферы деятельности (по данным статистики).
Критерий №12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с повышенным налоговым риском.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с взаимоотношениями с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
отсутствие прямых личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства компании (уполномоченных должностных лиц);
отсутствие информации о фактическом адресе нахождения контрагента, а также о нахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
отсутствие информации о контрагенте в открытых источниках (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.);
отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Наличие данных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного или «однодневки», а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Оценка рисков в программе 1С
В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 вы можете самостоятельно проанализировать и оценить вероятность налоговой проверки. Программа берет усредненные данные по 12 показателям в вашей отрасли (например, средняя з/п) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей компаниями.
Для этих целей предназначен отчет «Оценка риска налоговой проверки», который расположен на закладке «Отчеты». С помощью отчета проводится анализ по двенадцати критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным, которые содержатся в базе и по данным созданной ранее регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Найти отчет можно в меню Отчеты — Анализ учета — Оценка риска налоговой проверки.
Рис. 3 (нажмите, чтобы увеличить)
Выберем период для оценки риска проверки, организацию (если в информационной базе ведется учет по нескольким организациям) и нажмем кнопку «Выполнить проверку».
Для получения подробной информации по каждому пункту, раскроем его по знаку «плюс».
Отчет можно распечатать по кнопке «Печать».
Рис. 4 (нажмите, чтобы увеличить)
Проблемные критерии помечены красными восклицательными знаками. Например, для нашей организации это третий критерий – есть значительные вычеты по НДС:
Рис. 5 (нажмите, чтобы увеличить)
Развернув пункт, мы видим, что превышена безопасная доля вычета НДС (89%), значит, есть основание для дополнительной проверки. Также в данном примере возникли вопросы по критерию №11 – рентабельность ниже предельной по отрасли:
Рис. 6 (нажмите, чтобы увеличить)
А вот с зарплатой (критерий №5) все в порядке:
Рис. 7 (нажмите, чтобы увеличить)
Часть критериев проанализировать по данным программы бывает невозможно – в таком случае они помечены оранжевыми кружками с вопросительными знаками и содержат пояснение.
Рис. 8 (нажмите, чтобы увеличить)
Если вы еще не работали с этим отчетом, рекомендуем с ним познакомиться и проанализировать показатели вашей организации. Данные для анализа будут учитываться по итогам ранее созданной отчетности. Обращаем внимание, что данная оценка является приблизительной и не является гарантом исключения проверок.
|
Данная таблица позволяет проанализировать любую информацию и наглядно убедиться в ее качестве. Номера 1-10 вверху таблицы обозначают качество информации: чем информация качественней, тем выше ее присваивается номер. Итогом анализа может служить итоговое значение качества информации, которое находится как среднеарифметическое значение.
Источники и методы получения информации:
- документированная информация — наиболее ценный вид получения информации;
- пресса и печатные издания — традиционно наиболее емкий и широко используемый метод получения информации;
- данные операторов партнеров;
- использование косвенных признаков (метод сопроцессов). Ни один процесс не протекает в вакууме, в отрыве от окружения. Это приводит к тому, что всегда его будут сопровождать некоторые самостоятельные процессы, проявления которых можно обнаружить;
- агентурные методы — платное систематическое выполнение человеком заданий в ваших интересах.
При оценке финансово-хозяйственной деятельности предлагается произвести фиксацию рисков, то есть ограничить количество существующих рисков, используя принцип “разумной достаточности”. Этот принцип основывается на привлечении наиболее значимых и наиболее распространенных рисков для оценки финансово-хозяйственной деятельности оператора. Рекомендуется использовать следующие виды рисков: региональный, природно-естественный, политический, законодательный, транспортный, имущественный, организационный, личностный, маркетинговый, производственный, расчетный, инвестиционный, валютный, кредитный, финансовый.
Составление алгоритма принимаемого решения
Данный этап в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности предназначен для поэтапного разделения планируемого решения на определенное количество более мелких и простых решений. Такое действие называется составлением алгоритма решения.
Качественная оценка рисков
Качественная оценка рисков подразумевает: выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения.
Для осуществления данной процедуры предлагается использовать таблицу качественного анализа. В данной таблице по вертикали составляется алгоритм действий при принятии решения, а по горизонтали — фиксированные ранее риски. Так, при решении на размещение новых базовых станций на одном из предприятий связи, количественная оценка рисков может выглядеть следующим образом (см. табл. 2.).
Таблица 2. Качественная оценка рисков.
Минимальный |
Вероятность наступления отрицательных последствий достаточно мала (незначительна), отсутствуют факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. (Информация высокого качества). Решение принимается. |
Вероятность наступления отрицательных последствий незначительна, проявляются факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. (Информация хорошего качества). Решение принимается. |
Принятие решения состоит из трех этапов:
этап — предварительное принятие решения.
Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения.
На этом этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают критическую величину (в настоящей работе данная величина равна 0.8). Необходимость данного действия состоит в выявлении и выделении тех составляющих, вероятность риска для которых очень велика, что может привести к потере всех вложенных средств и банкротству предприятия.
В качестве примера принятия решения на 1 и 2 этапе предлагается часть таблицы, которая составлена на основании планируемого решения предприятия связи на размещение нового оборудования в одном из районов г. Хабаровска (см. табл. 5.).
Таблица 5. Оценка рисков при принятии решения.
| |
| |
| |
- этап — принятие окончательного решения.
Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений.
Как уже говорилось ранее, при принятии решения в условиях неопределенности отдельное внимание должно отводиться качеству информации. В связи с этим предлагается использовать риско-информационную таблицу принятия решения (табл.6). Данная таблица составлена на основании итоговых результатов, полученных при апробации предлагаемого метода на одном из предприятий связи. С целью обеспечения конфиденциальности точное название предприятия не указывается.
Таблица 3.13. Риско-информационная таблица принятия решения.
Выводы по оценке риска решения руководства ОАО “Связь” на размещение и использование нового оборудования для предоставления услуг связи в одном из районов г. Хабаровска:
- Наиболее высокая оценка риска у транспортного (0.5) и финансового (0.83) рисков.
- Наиболее рискоопасной по качественному составу рисков является операция по привлечению оборотных средств для реализации проекта.
- Самая высокая степень риска потери (порчи) активов ОАО возникает при осуществлении операции по транспортировке (0.5).
- Самая низкая степень риска при осуществлении операции по организации сделки и покупки оборудования (0.39).
- При анализе риско-информационной таблицы видно, что большая часть рисков располагается в одной области, что говорит о тщательном планировании и проработке принимаемого решения. В то же время хочется обратить внимание на недостаток информации при рассмотрении регионального, производственного, кредитного и инвестиционного рисков. При использовании более качественной информации данные виды рисков могли из области с высоким риском перейти в область со средним риском
- Общая оценка риска решения составляет 0.44, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “высокий”. Реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Значительная вероятность наступления отрицательных последствий может быть устранена после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов, либо с применением других методов по управлению рисками.
- Общая оценка качества информации при принятии решения составляет 0.73, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “средний”. При оценке риска используется информация хорошего качества, что говорит об ответственном подходе руководства ОАО “Связь” к принятию решений.
- Исходя из пунктов 6 и 7, предлагается сделать вывод, что общий риск по решению будет определяться как “высокий / средний”.
Литература
- Лапуста М. Риски в предпринимательской деятельности. –М.: ИНФРА-М, 1998.
- Гарантуров В. Экономический риск. –М.: Дело и Сервис, 1999.
- Р- система: Введение в экономический шпионаж. Кн. 1,2. –М.: “ХАМТЕК ПАБЛИШЕР”, 1997.
Источник