Как продать картины за биткоин

Шедевры за биткоины: Как криптовалюта меняет рынок искусства

Технологии блокчейна и цифровых валют перевернули рынок искусства. За криптовалюту покупают предметы старины, коллекционеры продают картины частями за биткоины, а киностудии постепенно отказываются от краудфандинговых кампаний в пользу ICO для каждого проекта. «Хайтек» разобрался, где меняют картины на криптовалюту, и зачем покупать токены новых российских фильмов.

Блокчейн в цифровом искусстве

Вероятно, самое большое влияние блокчейн оказал именно на цифровое искусство. Художники, создающие рисунки и выкладывающие их в интернет, постоянно сталкиваются с проблемами авторских прав и подлинности произведений. Коллекционеры не хотят покупать копию картины, даже в том случае, если она находится только в интернете. Им необходим оригинал работы.

Систематизировать цифровые работы, сертифицировать их и документировать этот процесс можно с помощью блокчейна. В мае 2014 года на конференции Rhizom Seven On Seven несколько криптоанархистов представили первый стартап Monegraph, работающий в этом направлении. Художники, которые хотят сертифицировать свои картины, просто отправляют на специальную платформу изображение. После проверки на уникальность они получают свой идентификационный смарт-номер — аналог копирайта.

«Конечно, люди продолжат копировать это изображение, и в этом нет ничего страшного. Но покупатель будет точно знать, что именно он владеет оригиналом. И сможет в дальнейшем его перепродавать», — считают создатели Monegraph.

Особенно полезными блокчейн и верификация произведений искусства оказались для создателей мемов. Многие рекламные агентства используют в своих кампаниях различные мемы, не оплачивая гонорары их создателям, не покупая права на использование картинок в коммерческих целях.

«Да, цифровые художники чаще всего работают с рекламными агентствами или брендами, создавая для них контент. Но бывают и случаи, когда компания просто забрала у человека его работу, а он не может никому доказать, что именно он ее создал», — говорил соучредитель галереи цифрового искусства NewHive Зак Вердин.

Процесс покупки цифрового искусства за криптовалюты немного похож на приобретение биткоин-фьючерса. Создатели галереи Cryptoart утверждают, что покупатели их работ могут не только продавать цифровые картины или их части на рынке, но и выходить из активов. Криптовалюта продается по той же цене, по какой проходила сделка — в случае если это было указано в контракте на покупку произведения искусства.

Крипто-краудфандинг в кино

Блокчейн в кино решает сразу несколько задач — сбор необходимых для выхода фильма средств и обеспечение чистоты взаимодействия, расходования средств и распределения лицензионных сборов между filmmakers (создателями фильма — «Хайтек») и пользователями платформы. В России сейчас существует два блокчейн-проекта для сбора средств на съемки новых фильмов — Cinematix Константина Хабенского и Cinemiko Федора Бондарчука. Cinematix — платформа для потокового проведения ICO кинофильмов. Игроки кинорынка получат финансирование в два клика. Cinemiko — платформа для сбора средств на съемки кино. Компания займется взаимодействием между производителями фильмов и инвесторами.

Cinematix предлагает инвестору функцию escrow (эскроу-счет — специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до наступления определенных обстоятельств — «Хайтек»), аналогичную возможностям платформы Kickstarter. С ее помощью средства, собранные на кинопроизводство, хранятся на специальном счету системы и выделяются продюсерскому центру в тот момент, когда он достиг той или иной стадии реализации проекта. Минимизируются риски, потому что деньги выделяются поэтапно. С другой стороны, это помогает обеспечить прозрачность расходования средств.

«Когда запускается любой кинопроект, то решение о выделении денег принимают один-два человека — безусловно опытные продюсеры, но и эти люди могут ошибаться в своем выборе. А в нашей системе решение о фондировании принимают тысячи человек, и они голосуют за проект своими деньгами, своей криптовалютой. Это позволяет нам давать дорогу более революционным произведениям по сравнению с теми, что сейчас выходят в мировой кинопрокат. Если мы сейчас говорим про Голливуд, то там пять заказчиков, пять больших студий, которые могут спонсировать производство фильма с бюджетом, скажем, в $30 млн. Поэтому мы запускаемся на весь мир, мы хотим в идеале стать полноценными участниками этого рынка»

Режиссер, регистрируясь на Cinematix, получает не только возможность проведения ICO для своего проекта, но и юридическое сопровождение выпуска своей цифровой монеты. А также готовую аудиторию платформы, которая нацелена на получение финансовой выгоды и поддержку интересных и независимых проектов. После окончания съемок фильма он выходит на рынок, а полученная от проката прибыль распределяется между владельцами монет с помощью смарт-контактов.

Использование блокчейна для сбора средств на новые фильмы делает этот процесс намного прозрачнее для создателей проекта и инвесторов. «Блокчейн — это прозрачность. Смысл использования этой технологии сводится к одной функции — показать структуру расходования средств и структуру получения прибыли. В кинематографе, как и в любом другом бизнесе с обширной структурой затрат, очень важно видеть прозрачность расходования средств, потому что от них напрямую зависит прибыльность бизнеса», — считает CEO Cinematix Илья Зибарев

Читайте также:  Криптовалюта прогнозы телеграм канал

Криптовалюты и произведения искусства

Традиционные институты, связанные с искусством, менее охотно подключаются к процессу блокчейнизации своей работы. Однако и среди них есть исключения. В 2015 году Венский музей стал первым, кто купил картину за биткоины — он приобрел полотно «Слушатели мероприятия» голландского художника Харма Ван Дель Дорпеля. Цифровую часть сделки зафиксировали на платформе Ascribe.io. По мнению Ван Дель Дорпеля, блокчейн выведет в будущем работу музеев и кураторов на новый уровень благодаря упрощению процесса сделки и подтверждения уникальности работ.

Соучредитель инвестиционной криптовалютной платформы Maecenas Марсело Гарсия Касил создал сервис, который конкурирует с монополистами на рынке продажи произведений искусства. Компания проводит аукционы и продает коллекционерам не только картины целиком, но и их части. Акции легко купить и продать при помощи платформы Ethereum.

«Старые и дико консервативные аукционные дома, такие как Christie’s и Sotheby’s, на протяжении веков контролировали рынок продажи предметов искусства. Мы считаем, что сейчас эту сферу нужно делать демократичной и дать любому желающему инвестировать в произведение искусства», — рассказал куратор сервиса.

Платформа предлагает любому человеку, даже у которого нет $1 млн на покупку целого венецианского зеркала, купить несколько сантиметров от этого объекта, а в дальнейшем заработать на перепродаже этой акции.

Технологии блокчейна постепенно делают художников свободными от роли посредника или агента для продажи своего произведения. Крупнейшим сайтом, специализирующимся на продаже искусства за криптовалюту, является площадка OpenBazaar. На ней молодые художники выкладывают свои работы, подтверждая уникальность произведения технологией блокчейна. При этом используют сервис не только криптоанархисты или поклонники пост-интернета, но и известные современные художники и коллекционеры — ведь им больше не нужны эксперты и искусствоведы, которые подтвердят подлинность и ценность картины. За них все сделал блокчейн

Редакция благодарит Екатерину Миллер за помощь в создании материала.

Источник

Криптовесна в искусстве: как художники из СНГ стали зарабатывать десятки тысяч долларов за счет бума NFT

Раскопать талант

«Маркетплейсы дали мне свободу. Уровень стресса упал до минимума. Ты уже не думаешь о том, что нужно к полуночи завершить проект. Стало легче думать, появилась возможность развиваться как художник», — рассказывает 23-летний моушн-дизайнер (от англ. motion — «движение». Дизайнер, который занимается созданием динамической графики — 2D- и 3D-графики в движении. — Forbes) с Украины Эдуард Михайлов.

Месяц назад Михайлов опубликовал свои работы на Nifty Gateway — маркетплейсе цифровых объектов, который в 2018 году основали 26-летние братья-близнецы Кок Фостеры, Дункан и Гриффин. С 2019 года Nifty Gateway принадлежит компании Genesis Global Capital миллиардеров Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов — они тоже близнецы. На маркетплейсе продают и покупают виртуальные объекты, не имеющие физических носителей, — гифки, мемы, видео и музыкальные треки. Каждый объект привязан к уникальному NFT-токену (Non-fungible token — невзаимозаменяемый токен. — Forbes). Это запись на блокчейн-платформе Ethereum, которая подтверждает подлинность цифрового объекта и факт владения им.

Михайлов заработал на Nifty Gateway $50 000, продав четыре дропа (сделать дроп значит выставить работу на продажу. — Forbes) с изображениями акул, созданных в коллаборации с диджеем и саунд-продюсером из Лос-Анджелеса LEAT’EQ (он придумал музыку для гифок). Работа INVENT из этой серии была продана всего за пять минут и принесла Михайлову $34 000. «Сейчас ее перепродают на вторичном рынке. Ее общий оборот превысил $50 000, и я как автор получаю по 10% от каждой перепродажи», — рассказывает художник.

По словам Михайлова, в отличие от других маркетплейсов на Nifty Gateway не нужно платить комиссию, которую на рынке NFT называют «газ» (от англ. gas fee — плата за транзакцию. — Forbes), — площадка берет ее на себя. На других популярных площадках плата за «газ» может достигать нескольких сотен долларов в пиковые часы. Размер комиссии зависит от загруженности сети Ethereum в момент исполнения транзакции.

С конца февраля Михайлов также выставляет свои работы на площадке Foundation — первую из них он продал за $5 316. Благодаря продажам своих работ на рынке NFT февраль для Михайлова выдался «более прибыльным, чем весь прошлый год». Раньше художник зарабатывал, выполняя проекты на фрилансе для музыкантов (Martin Garrix, Massive Attack) и брендов (Adidas, KFC). Один проект, который мог длиться от недели до месяца, приносил ему $1000–3000. «Конечно, были и более крупные проекты, но редко», — уточняет художник.

Художник-коллекционер

В России одним из первых на NFT-площадки вышел 3D-художник из Москвы R66 (его настоящее имя — Никита Реплянский). В портфолио R66 игры Kinect Adventures! и Borderlands 2, а также коллаборации с Adidas, Третьяковской галереей и рок-группой Bring Me the Horizon. Кроме того, художник создает физические объекты — например, весной 2017-го R66 и российский производитель протезов «Моторика» представили два протеза для взрослых на российской неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

Об NFT Никита узнал в 2020 году от близкого друга, который увлекался торговлей криптовалютами. В мае Реплянский выставил первую работу на площадке SuperRare и продал ее за 3,5 ETH ($1231). Сейчас, помимо SuperRare, Никита выставляется на площадке Async.art: там он выгодно продал работу Crypto Gothic, которая отсылает зрителей к 2030 году, когда, по словам художника, окончательно сотрутся границы между физическим и цифровым мирами. Аукцион проходил с 16 по 20 февраля, работа ушла за 6,1 ETH ($12 900 по курсу на конец февраля).

Читайте также:  Ethereum geth что это

Реплянский утверждает, что у него нет цели стабильно зарабатывать на криптоискусстве. В то же время он рассчитывает ежемесячно увеличивать доход, создавая «прорывные вещи». Хотя до бума NFT художник зарабатывал меньше, по его словам, он и тогда не испытывал финансовых трудностей.

Другая его цель — помочь развитию комьюнити. Выйдя на рынок NFT, художник сам стал покупать и коллекционировать дропы: по его словам, он потратил на это уже несколько тысяч долларов. Реплянский первым сделал ставку на лот российского художника Покраса Лампаса — автора направления «каллиграфутуризм». В марте 2021 года Лампас выпустил свой первый дроп на площадке Foundation. На выставленном фото масштабное полотно с каллиграфией художника проецируется на Чиркейскую ГЭС в Дагестане. 12 марта работу купили за $29 000.

Бэнкси для поколения Z

По словам Никиты Реплянского, когда он только вышел на рынок в 2020 году, тема NFT в России была «андеграундной». Это подтверждает московский художник Brickspacer (Степан Христофоров), который пришел на NFT-площадки в январе 2021 года. Свою первую работу художник продал в январе за 7,49 ETH ($10 000) — на ней изображено противостояние оппозиционера Алексея Навального с президентом России Владимиром Путиным. По словам Brickspacer, из них 15% ушло на комиссию площадки, еще $5200 он перечислил Фонду борьбы с коррупцией (признана иноагентом) и правозащитной организации ОВД-Инфо. Еще одна работа принесла ему 5,1 ETH (более $9000). Обе работы художник продал через площадку SuperRare.

Основатель онлайн-платформы цифрового искусства Snark.art Андрей Алехин рассказывает, что до этого года дропы художников на NFT-маркетплейсах были редким явлением. Хотя впервые о невзаимозаменяемых токенах заговорили еще в 2017 году, когда студия дизайна Larva Labs создала коллекцию из 10 000 цифровых аватаров под названием CryptoPunks. Но тогда свои работы таким образом продавали в основном американские художники, говорит Алехин.

Его галерея еще в 2018 году помогла токенизировать (превратить в коллекцию уникальных токенов. — Forbes) десятиминутное видео 89 Seconds британско-американской художницы Ив Суссман. Работы художницы представлены в Музее американского искусства Уитни и Пушкинском музее. Для NFT Суссман разбила оригинал видео на 2304 кусочка экрана размером 20×20 пикселей и продала разным людям. По задумке художницы, владелец одного кусочка может попросить другие кусочки взаймы у их обладателей — и таким образом посмотреть видео целиком. Один кусочек стоил $100–120, оригинальное видео целиком — $200 000.

Мейнстримом NFT сделал 32-летний житель Чарлстона, крупнейшего города штата Южная Каролина, Майк Винкельманн, больше известный как Beeple, говорит Алехин. После непродолжительной карьеры дизайнера корпоративных сайтов в 2007 году Beeple запустил проект «Каждый день» — начал ежедневно выкладывать свои графические работы в Instagram. К 2019-му на его профиль подписались более 1 млн пользователей. В том же году модный дом Louis Vuitton выпустил коллекцию одежды с его принтами. А в сентябре 2020-го сооснователь Nifty Gateway Джон Крейн пригласил художника выставляться на этой площадке — к тому моменту она существовала около года.

На Nifty Gateway художник продал анимированную гифку с двумя обнаженными кандидатами в президенты США — Джо Байденом и Дональдом Трампом. Изображение должно было измениться в ноябре 2020 года, в зависимости от исхода выборов. Работу тогда купил коллекционер Пабло Родригес-Фрайле за $67 000. В марте 2021 года он продал гифку с поверженным Трампом анонимному покупателю за $6,6 млн.

Также в марте Beeple продал коллаж из 5000 рисунков, которые он выкладывал в свой инстаграм последние 13 лет. Работу за рекордные для рынка $69,3 млн купил анонимный основатель фонда Metapurse, который вкладывается в NFT. Торги проводил знаменитый аукционный дом Christie’s — он впервые принял оплату криптовалютой.

«Beeple одним из первых начал продавать свое искусство с помощью NFT, — объясняет Алехин значение фигуры художника. — У него мощное комьюнити, которое его безумно любит (сейчас на инстаграм художника подписаны 1,9 млн человек. — Forbes). У него интересный иллюстративный стиль. И его работы отражают текущую реальность. Его можно смело назвать «Бэнкси для поколения Z». И момент, когда он решил продавать свои работы с помощью NFT, стал поворотным в истории NFT».

Другой фактор, который привел к буму, — рост криптовалюты, полагает эксперт. Биткоин вырос в шесть раз за 2020 год, сообщество разбогатело и стало тратить лишние деньги на то искусство, которое ему ближе, — криптоарт, отмечает Алехин.

По его словам, еще одним катализатором роста рынка в начале 2021 года стало появление социальной сети и «вечной конференции» — Clubhouse. Во многих комнатах новой соцсети художники и другие участники арт-индустрии обсуждали феномен NFT. «Благодаря Clubhouse информация об NFT стала распространяться с невероятной скоростью», — заключает Алехин.

Читайте также:  Выпуск видеокарт для майнинга

Кризис галерей

В первую очередь токенизация позволила выйти из тени CG-художникам (художникам компьютерной графики. — Forbes), которых арт-сообщество раньше не воспринимало как полноценных художников, говорит Алехин. Также за счет бума NFT выиграли представители видеоарта и других направлений цифрового искусства. «Многие эксперты традиционных digital-художников также считали художниками второго плана, потому что не было понятно, как покупать видеоарт или работу, созданную на IPad, — поясняет Алехин. — Сейчас они могут, наконец, монетизировать свое искусство, продавая его коллекционерам. До появления NFT их работы покупали только музеи».

Это подтверждает российская художница Татьяна Бродач, которая создает анимацию из пластилиновых скульптур. До появления NFT она продавала исключительно скульптуры и распечатанные фотографии. «Я всегда хотела работать с видео. Но когда только начинала, даже не представляла, что такое искусство можно продать, — признается Бродач. — NFT— панацея для художников, которые занимаются видео-».

Бродач создала свой дроп вместе с галереей Snark.art — она познакомилась с исполнительным директором галереи Надеждой Тайгой во время беседы в Clubhouse. Работу выставили на площадке Open Sea в марте 2021 года и продали за 2 ETH (около $3550), что, по словам художницы, сопоставимо с ценами на ее физические объекты. Но она рассчитывает, что стоимость следующих дропов будет выше.

Арт-куратор Кристина Штейнбрехер считает, что на рынок могут выйти и традиционные художники, а блокчейн-транзакции станут стандартом для всех сделок купли-продажи произведений искусства — как цифровых, так и физических. По словам Алехина, основные проблемы в связи с появлением NFT-платформ сейчас возникают у галерей, которые представляют художников и забирают до 60% комиссии от суммы продаж. «Теперь художникам не нужны агенты, так как они могут продавать напрямую и при этом в открытую. Все сделки прозрачны», — отмечает эксперт. Штейнбрехер считает, что традиционные галереи могут перестроиться, просто добавив на свои сайты подобные маркетплейсы.

Тотализатор для художников

В пятницу, 12 марта, художник Олег Вдовенко, известный под ником Chuvabak, заявил в своем инстаграме, что уходит с площадок NFT. «Мне очень нравится криптоарт, но мне реально нравилось создавать эти штуки бесплатно», — написал он в сторис. «Это [торги] не очень приятная штука. Вызывает много стресса. Очень похоже на какой-то тотализатор. — рассказывает Вдовенко в интервью Forbes. — Плюс художник и его работы обесцениваются. Я нарисовал уродскую картинку мышкой ради прикола и выложил. И ее купили, хотя она не имеет никакой ценности. Как-то грустно, возможно, всему этому нужно дать время на развитие».

Вдовенко имеет в виду работу, которую он подписал как I got drunk («Я напился»). Произведение купили за 0,13 ETH ($232). Всего художник заработал на NFT «мало денег» — за девять работ, опубликованных на Foundation, он выручил 13 ETH ($23 000). Теперь Вдовенко планирует, как и ранее в своей карьере, заниматься оформлением видеоигр, а также продолжать выставлять свои работы, но уже бесплатно.

О трудностях другого рода Forbes рассказал художник и графический дизайнер frm46 (Евгений Зубков) из Санкт-Петербурга. Зубков узнал об NFT еще несколько месяцев назад, но вышел на площадку Foundation только в начале марта, после того как стали появляться новости об успешных продажах работ российских художников.

По словам Зубкова, из-за загруженности он никак не мог найти время, чтобы изучить эту тему. К тому же отпугивала необходимость погружаться в непривычную сферу. «Когда только начинаешь изучать эту тему, на тебя сразу сваливается гора новой информации. Особенно если до этого не имел дел с криптовалютой, — рассказывает он. — Поэтому многие художники, привыкшие к стабильной схеме работы, либо долго не решаются выйти из зоны комфорта и потратить время на изучение вопроса, либо вовсе отказываются вникать. Но, как и в любом деле, главное — начать».

Первый дроп Зубкова — изображение «криптогопника» с битой CryptoGop. Он продал его 6 марта, всего за сутки, по цене 0,9 ETH ($1620). В общей сложности за три дропа художник заработал 3 ETH (более $5300). «Это удивительно, хоть сумма и небольшая для крипторынка», — резюмирует Зубков.

Художник Никита Реплянский обращает внимание на тот факт, что художники зарабатывают в эфирах (он же Ethereum, сокращенно ETH), а не долларах, в то время как курс криптовалюты «пляшет как американские горки». Основатель Snark.art Алехин отмечает, что многие инвесторы спекулируют на ценах, пытаясь «взвинтить их до невозможности». «Криптовалютчики делают это, чтобы попасть в новости и привлечь внимание к рынку. А это возможно только за счет очередного рекорда», — говорит эксперт.

По словам Алехина, часть художников тоже пытается нажиться на хайпе. «Но через несколько месяцев наступит «NFT-зима», и цены на многие работ упадут и уже не поднимутся никогда, — прогнозирует эксперт. — Но у настоящих художников, художников с репутацией, которые делают глубокие, интересные работы, все будет в порядке».

Источник

Оцените статью