- Шедевры за биткоины: Как криптовалюта меняет рынок искусства
- Блокчейн в цифровом искусстве
- Крипто-краудфандинг в кино
- Криптовалюты и произведения искусства
- Как продать картинку в Интернете за миллион долларов: рассказываем, что такое NFT-токен
- В современном мире любое событие, если это не происшествие или катастрофа, начинает интересовать людей только после того, как обретёт материальную ценность. Итак, вы берёте любую гифку в Интернете или ретушируете фотографию, затем выставляете её на аукцион — и получаете, например, 250 тысяч долларов! Или больше, или меньше — решать вам и тем, кто интересуется цифровым искусством. Все спрашивают, что такое NFT-токен? А мы рассказываем, как с его помощью номинант Grammy Imanbek мог бы стать миллионером.
Шедевры за биткоины: Как криптовалюта меняет рынок искусства
Технологии блокчейна и цифровых валют перевернули рынок искусства. За криптовалюту покупают предметы старины, коллекционеры продают картины частями за биткоины, а киностудии постепенно отказываются от краудфандинговых кампаний в пользу ICO для каждого проекта. «Хайтек» разобрался, где меняют картины на криптовалюту, и зачем покупать токены новых российских фильмов.
Блокчейн в цифровом искусстве
Вероятно, самое большое влияние блокчейн оказал именно на цифровое искусство. Художники, создающие рисунки и выкладывающие их в интернет, постоянно сталкиваются с проблемами авторских прав и подлинности произведений. Коллекционеры не хотят покупать копию картины, даже в том случае, если она находится только в интернете. Им необходим оригинал работы.
Систематизировать цифровые работы, сертифицировать их и документировать этот процесс можно с помощью блокчейна. В мае 2014 года на конференции Rhizom Seven On Seven несколько криптоанархистов представили первый стартап Monegraph, работающий в этом направлении. Художники, которые хотят сертифицировать свои картины, просто отправляют на специальную платформу изображение. После проверки на уникальность они получают свой идентификационный смарт-номер — аналог копирайта.
«Конечно, люди продолжат копировать это изображение, и в этом нет ничего страшного. Но покупатель будет точно знать, что именно он владеет оригиналом. И сможет в дальнейшем его перепродавать», — считают создатели Monegraph.
Особенно полезными блокчейн и верификация произведений искусства оказались для создателей мемов. Многие рекламные агентства используют в своих кампаниях различные мемы, не оплачивая гонорары их создателям, не покупая права на использование картинок в коммерческих целях.
«Да, цифровые художники чаще всего работают с рекламными агентствами или брендами, создавая для них контент. Но бывают и случаи, когда компания просто забрала у человека его работу, а он не может никому доказать, что именно он ее создал», — говорил соучредитель галереи цифрового искусства NewHive Зак Вердин.
Процесс покупки цифрового искусства за криптовалюты немного похож на приобретение биткоин-фьючерса. Создатели галереи Cryptoart утверждают, что покупатели их работ могут не только продавать цифровые картины или их части на рынке, но и выходить из активов. Криптовалюта продается по той же цене, по какой проходила сделка — в случае если это было указано в контракте на покупку произведения искусства.
Крипто-краудфандинг в кино
Блокчейн в кино решает сразу несколько задач — сбор необходимых для выхода фильма средств и обеспечение чистоты взаимодействия, расходования средств и распределения лицензионных сборов между filmmakers (создателями фильма — «Хайтек») и пользователями платформы. В России сейчас существует два блокчейн-проекта для сбора средств на съемки новых фильмов — Cinematix Константина Хабенского и Cinemiko Федора Бондарчука. Cinematix — платформа для потокового проведения ICO кинофильмов. Игроки кинорынка получат финансирование в два клика. Cinemiko — платформа для сбора средств на съемки кино. Компания займется взаимодействием между производителями фильмов и инвесторами.
Cinematix предлагает инвестору функцию escrow (эскроу-счет — специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до наступления определенных обстоятельств — «Хайтек»), аналогичную возможностям платформы Kickstarter. С ее помощью средства, собранные на кинопроизводство, хранятся на специальном счету системы и выделяются продюсерскому центру в тот момент, когда он достиг той или иной стадии реализации проекта. Минимизируются риски, потому что деньги выделяются поэтапно. С другой стороны, это помогает обеспечить прозрачность расходования средств.
«Когда запускается любой кинопроект, то решение о выделении денег принимают один-два человека — безусловно опытные продюсеры, но и эти люди могут ошибаться в своем выборе. А в нашей системе решение о фондировании принимают тысячи человек, и они голосуют за проект своими деньгами, своей криптовалютой. Это позволяет нам давать дорогу более революционным произведениям по сравнению с теми, что сейчас выходят в мировой кинопрокат. Если мы сейчас говорим про Голливуд, то там пять заказчиков, пять больших студий, которые могут спонсировать производство фильма с бюджетом, скажем, в $30 млн. Поэтому мы запускаемся на весь мир, мы хотим в идеале стать полноценными участниками этого рынка»
Режиссер, регистрируясь на Cinematix, получает не только возможность проведения ICO для своего проекта, но и юридическое сопровождение выпуска своей цифровой монеты. А также готовую аудиторию платформы, которая нацелена на получение финансовой выгоды и поддержку интересных и независимых проектов. После окончания съемок фильма он выходит на рынок, а полученная от проката прибыль распределяется между владельцами монет с помощью смарт-контактов.
Использование блокчейна для сбора средств на новые фильмы делает этот процесс намного прозрачнее для создателей проекта и инвесторов. «Блокчейн — это прозрачность. Смысл использования этой технологии сводится к одной функции — показать структуру расходования средств и структуру получения прибыли. В кинематографе, как и в любом другом бизнесе с обширной структурой затрат, очень важно видеть прозрачность расходования средств, потому что от них напрямую зависит прибыльность бизнеса», — считает CEO Cinematix Илья Зибарев
Криптовалюты и произведения искусства
Традиционные институты, связанные с искусством, менее охотно подключаются к процессу блокчейнизации своей работы. Однако и среди них есть исключения. В 2015 году Венский музей стал первым, кто купил картину за биткоины — он приобрел полотно «Слушатели мероприятия» голландского художника Харма Ван Дель Дорпеля. Цифровую часть сделки зафиксировали на платформе Ascribe.io. По мнению Ван Дель Дорпеля, блокчейн выведет в будущем работу музеев и кураторов на новый уровень благодаря упрощению процесса сделки и подтверждения уникальности работ.
Соучредитель инвестиционной криптовалютной платформы Maecenas Марсело Гарсия Касил создал сервис, который конкурирует с монополистами на рынке продажи произведений искусства. Компания проводит аукционы и продает коллекционерам не только картины целиком, но и их части. Акции легко купить и продать при помощи платформы Ethereum.
«Старые и дико консервативные аукционные дома, такие как Christie’s и Sotheby’s, на протяжении веков контролировали рынок продажи предметов искусства. Мы считаем, что сейчас эту сферу нужно делать демократичной и дать любому желающему инвестировать в произведение искусства», — рассказал куратор сервиса.
Платформа предлагает любому человеку, даже у которого нет $1 млн на покупку целого венецианского зеркала, купить несколько сантиметров от этого объекта, а в дальнейшем заработать на перепродаже этой акции.
Технологии блокчейна постепенно делают художников свободными от роли посредника или агента для продажи своего произведения. Крупнейшим сайтом, специализирующимся на продаже искусства за криптовалюту, является площадка OpenBazaar. На ней молодые художники выкладывают свои работы, подтверждая уникальность произведения технологией блокчейна. При этом используют сервис не только криптоанархисты или поклонники пост-интернета, но и известные современные художники и коллекционеры — ведь им больше не нужны эксперты и искусствоведы, которые подтвердят подлинность и ценность картины. За них все сделал блокчейн
Редакция благодарит Екатерину Миллер за помощь в создании материала.
Источник
Как продать картинку в Интернете за миллион долларов: рассказываем, что такое NFT-токен
В современном мире любое событие, если это не происшествие или катастрофа, начинает интересовать людей только после того, как обретёт материальную ценность. Итак, вы берёте любую гифку в Интернете или ретушируете фотографию, затем выставляете её на аукцион — и получаете, например, 250 тысяч долларов! Или больше, или меньше — решать вам и тем, кто интересуется цифровым искусством. Все спрашивают, что такое NFT-токен? А мы рассказываем, как с его помощью номинант Grammy Imanbek мог бы стать миллионером.
Фото © Getty Images
Это котик, который стоит 580 тысяч долларов
Что? Вы с ума сошли? Эта картинка, которую я могу увидеть где и когда угодно, стоит столько, сколько я не заработаю за всю свою жизнь? Если вы думаете так, вы прошли тест на нормальность, вы в порядке. Конечно же, этот котик не стоит ничего, он не стоит ни одного ватта и вольта электричества, которое потрачено на его демонстрацию.
Но в современном цифровом мире у котика, бегущего на миллионах экранов по всему миру, есть владелец, который приобрёл Nyan Cat и получил подтверждение, что именно он, а никто другой в мире, является собственником этой GIF-анимации. Если его попросят доказать, что Nyan Cat принадлежит ему, он продемонстрирует NFT-токен, подтверждающий, что кот его.
Не очень сложно? Объясняем, как это работает. Для начала разберёмся с блокчейн-технологией и с тем, что это такое. Если совсем коротко и совсем просто, блокчейн — уникальный цифровой код, который не может быть подделан. Он появляется благодаря отдельным цифровым блокам, которые генерируются компьютерами по всему миру, и состоит из последовательности (цепочки — chain) уникальных цифровых блоков. Его невозможно подделать, потому что информация о каждом блоке хранится в миллионах компьютеров и подмена хотя бы одного блока немедленно цепочку разрушит, а фальшивомонетчик будет уличён в подделке.
Собственно, на основе блокчейна базируются все криптовалюты мира. И благодаря своей защите от подделок криптовалюта обретает и реальную стоимость, и всё большую популярность.
Идём дальше. Кто страдает от подделок не реже, чем банки и люди, с которыми расплатились купюрами «банка приколов»? Продавцы, покупатели и коллекционеры произведений искусства. А поскольку искусство уже давно не только Айвазовский в музее, не только граффити на стене и не только скульптуры в парке, логично, что у богатеньких и не очень богатеньких людей появилось желание обладать им (искусством) в цифровом мире.
Как создать свой цифровой шедевр и продать его за 1000 долларов?
Итак, вы заинтересовались цифровым искусством и готовы творить для вечности. Для того чтобы вашу картину, музыку, GIF-изображение или текст купили, нужно выставить произведение на цифровой аукцион. По сути, это просто интернет-магазин. Зайдя туда, вы можете выбрать произведение, которое вам интересно, потратить на него криптовалюту (чаще всего это «эфир», реже — биткоины).
Для примера возьмём популярную галерею и биржу криптоискусства Rarible, которую создали, кстати, отечественные разработчики Алексей Фалин и Александр Сальников.
Последовательность действий такая:
— з аводите электронный кошелёк, например mew или любой другой из тех, что поддерживаются на платформе Rarible;
— пополняете счёт кошелька криптовалютой Ethereum;
— регистрируетесь на Rarible;
Собственно, NFT и будет криптовалютным выражением вашего цифрового произведения. В момент конвертации вашей картинки в NFT-токен вы заплатите две комиссии — за выпуск NFT-токена и за размещение вашего произведения на торгах.
Вы можете вообще не продавать то, что создали. Допустим, вы просто любите искусство и хотите выставлять его в Интернете, но защитив свои авторские права, — NFT-токен подходит для этого идеально. Все и всегда будут знать, кто настоящий автор произведения.
Это что же получается, NFT ломает старую систему авторского права?
Пока что, конечно, нет. Аукционные дома и огромные лейблы (издатели музыки) вряд ли будут сдаваться просто так. Да и стриминговые сервисы, которые привыкли продавать музыку по подписке (нередко обманывая музыкантов и размывая их доход), вряд ли будут сдаваться без боя. Однако тот момент, когда вы будете приходить на выставку, а вместо картин перед вами будут размещены QR-коды, всё ближе.
В перспективе же NFT позволит музыкантам делать свои произведения более заметными и доступными всем меломанам. Картины в Интернете, даже сиюминутные мемы, обретут авторство, а их создатели смогут конвертировать их в законную популярность, славу и деньги.
Более того, поскольку мем-искусство довольно мимолётно, именно его монетизация крайне важна для создателей графических интернет-шуток. Вспомните хотя бы Ждуна. NFT-токен с его изображением мог бы принести художнице огромные деньги. А сегодня вы даже не помните, как её зовут. Напоминаем: Ждуна создала нидерландская скульпторша Маргрит ван Бреворт. Если бы у неё был NFT-токен, позволяющий конвертировать искусство в цифры, Ждун принёс бы ей миллионы долларов — уже настоящих.
Или возьмём ещё более близкий пример. Не так давно на весь мир прогремел казахский диджей Иманбек Зейкенов (Imanbek). По подсчётам издания Forbes, если бы Imanbek получил все полагающиеся ему от стримингового сервиса Spotify средства, то мог бы заработать только на одном ремиксе миллионы долларов плюс отчисления от TikTok (в этой социальной сети трек Иманбека звучит чуть ли не в каждом втором ролике) и 150 миллионов просмотров (на данный момент) на YouTube — от них Иманбек тоже не получил ни копейки.
Молодой парень сидел в «Приоре» с друзьями, вёл стрим в «Инстаграме» — и в этот момент узнал, что он обладатель одной из главных музыкальных премий мира. В мире, в котором он мог бы защитить права на своё произведение с помощью NFT-токена, он ожидал бы новостей с Grammy, принимая ванну из шампанского «Кристалл».
Новый мир авторского права уже совсем рядом. Если вы увлечены творчеством, можете попробовать защитить свои права с помощью новой криптовалюты.
Правда, имейте в виду, что, пока этот мир только-только создаётся, зачастую больше всего зарабатывают не создатели новых цифровых произведений искусства, а посредники, которые помогают конвертировать ваше творение в популярный токен.
Лишь бы все признавали, что у кого токен, тот и владелец. В этом смысле он был бы цифровым аналогом бумажного свидетельства о праве собственности. Технически NFT — просто токены, каждый из которых имеет уникальный идентификатор, сохраняющийся при передаче. И основной вопрос, что, как и насколько легально можно к нему привязать. А дальше это просто техническое решение — насколько оно станет популярным, покажет время. Правда, как я понимаю, комиссии за транзакции пока выходят не очень адекватные
Эксперт в области блокчейна и криптовалют, а также один из разработчиков Telegram
Источник