Как проанализировать свою педагогическую деятельность
М.: Педагогическое общество России, 2000
К акой хороший учитель!” – “А у нас плохой”. Как часто аналогичные трюизмы приходится слышать от детей, их родителей, да и преподавателей. И как редко мы, абстрагируясь от собственных обид и переживаний, объективно представляем себе, чем Марья Ивановна плоха и чем Анна Васильевна ее лучше. Подобная ошибка особенно недопустима для самих педагогов. Но как ее избежать? Как раз этой цели посвящено пособие Г.Б.Скока “Как проанализировать собственную педагогическую деятельность”.
В пособии не рассматривается научная деятельность преподавателя в целом. Речь идет только о той ее части, объектами которой являются учебный процесс, преподаватель, учащийся (студент), учебное заведение. Основная проблема, поднимаемая в данной брошюре, выведена в заголовок пособия. Многие учителя хорошо знают свой предмет, а также владеют методикой передачи знаний. Однако низкий уровень рефлексии не позволяет, как правило, этим преподавателям достичь высшего профессионального мастерства.
Понятие “профессиональное мастерство”, по Г.Б.Скоку, включает в себя три основных компонента: общекультурный, психолого-педагогический и предметно-технологический. Только при достижении весомых результатов на каждом из этих фронтов творческо-педагогической деятельности, только при наличии умения гармонично соединить эти достижения воедино можно говорить о педагоге как о мастере своего дела.
В пособии методично и последовательно выстраивается парадигма решения обозначенных задач. Текст брошюры насыщен всевозможными таблицами и схемами (как в контексте основного содержания, так и в приложениях к нему), которые снабжены пояснительными комментариями. Сначала следуют достаточно универсальные таблицы, помогающие раскрыть сущность современной образовательной модели, тенденций развития образовательного учреждения, понятие “гуманизация образования”, ценностные ориентации людей.
Значительно интереснее конкретные наблюдения автора брошюры. В работе приведены методики выявления индивидуальных особенностей и возможностей на основе психолого-поведенческой деятельности учащихся. Такая информация особенно полезна для выбора способов подачи учебного материала различным категориям учеников. В пособии предложен вариант разработки индивидуальной программы на базе единого государственного образовательного стандарта. Подробно описаны приемы деятельности преподавателя по представлению информации и созданию ориентировочной основы на занятиях, организации познавательной работы учащихся, осуществления контроля успеваемости, создания положительного эмоционального настроя в учебном процессе и регулирования поведения на занятиях. Именно на основе выполнения этих задач достигается высокое качество знаний.
Через ряд промежуточных этапов Г.Б.Скок подходит к ответу на главный вопрос, поставленный в пособии: как оценить свою педагогическую деятельность? Такая оценка включает в себя множество факторов: качество занятия, уровень методического обеспечения урока (лекции, семинара), самооценка преподавателя, мнение учащихся о работе педагога, точка зрения родителей, бывших учеников, мнение администрации, конечный результат.
Автор учебного пособия не упрощает положение дел и приводит к мысли о том, что комплексная оценка деятельности учителя не может быть интегральной, выводиться как среднеарифметическая. Невооруженным глазом видна неравнозначность различных источников информации о работе педагога. Ясно, что мнения детей, их родителей, а также администрации по вполне понятным причинам далеко не всегда адекватно отражают качество труда преподавателя. Что же касается конечного результата педагогической деятельности, то его весьма затруднительно измерить, ибо такой результат носит пролонгированный и интегрированный характер (принадлежит не одному преподавателю).
Поэтому не случайно, что Г.Б.Скок главное внимание уделяет наиболее важным и объективным компонентам педагогической деятельности – качеству занятий, а значит, и качеству закладываемых знаний, что не в последнюю очередь достигается грамотным методическим обеспечением уроков. Причем нетрудно догадаться, что данное пособие направлено не только на достижение педагогом адекватной самооценки, но и на коренную модернизацию, индивидуализацию всего учебного процесса, при которых и педагогическая самооценка учителя, естественно, будет предельно высокой.
Следует отметить: учебная брошюра Г.Б.Скока написана как научная монография, со ссылками на многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов. Простое разовое прочтение пособия вряд ли продуктивно. Эффективнее постоянная работа с ним как с одним из опорных конспектов в процессе организации своей педагогической деятельности. Настоящая брошюра адресована как школьным учителям, так и преподавателям вузов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
Источник
Анализ профессиональной деятельности педагога
Татьяна Михайлова
Анализ профессиональной деятельности педагога
Анализ профессиональной деятельности
Образование средне – специальное.
Общий трудовой стаж 30 лет, стаж педагогической работы 30лет, по специальности 11 лет, в данном учреждении 5 лет.
Уметь чувствовать, как дети, радоваться с ними, помогать им, принимать таким, какой он есть. Для меня первым условием работы с детьми является улыбка ребенка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в проблемах маленького человека. Я хочу, чтобы каждому ребенку было уютно и комфортно в группе со мной.
Опираясь на принципы ФГОС ДО, строю свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал свою уникальность. В организованной образовательной деятельности я иду от интересов возможностей, способностей детей. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности к самовыражению. Во время общения у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Каждый малыш должен знать, что он важен и нужен.
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
Осуществляю воспитательно-образовательный процесс, опираясь на требования примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой, парциальной программы «Цветные Ладошки» И. А. Лыковой, программы «Родной край»
Использую современные образовательные технологии и методики:
Игровая образовательная технология,
Технология проектной деятельности
Технология сенсорного воспитания
Нетрадиционные техники рисования, метод мнемотехники по обучению детей связной речи.
Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья детей я использую здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, которые включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития).
Широко использую информационно – коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
В ходе режимных моментов включаю: речевые, словесные, проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения.
В речи детей существуют множество проблем.Поэтому особое внимание уделяю формированию речи детей: звуковой культуре речи (мелкой моторике пальцев рук, развитие подвижности артикуляционного аппарата)
Стараюсь детям привить любовь к живому слову, большое внимание уделяю знакомству с детской художественной литературой.
В группе создана предметно – пространственная среда, она стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность. В группе созданы центр физического развития, центр познания, центр творчества и книги, много внимания обращаю на экспериментально — исследовательскую деятельность детей, для этого в группе создан центр экспериментирования, центр сюжетно-ролевой игры. Игровой центр занимает большую площадь, чем другие центры, потому что игровая деятельность – это ведущая деятельность детей.
Все центры развития взаимосвязаны и объединены задачами, поставленными в образовательной программе ДОУ, каждый ребенок может выбрать занятие по душе.
Весь образовательный процесс строю по принципу интеграции образовательных областей. В работе с детьми использую метод проектирования. При организации образовательной деятельности использую много наглядного дидактического материала, активизирую творческое воображение детей, использую упражнения для развития памяти, внимания, связной речи. Прослеживается позитивная динамика освоения детьми общеобразовательной программы.
Большое внимание уделяю вопросам самообразования.
Одним из основных показателей развития ребёнка является его речь. Проблема изучения развития речи детей остается актуальной.
Два года я работала с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Роль игры в развитии речи дошкольника»». Мною был составлен перспективный план работы и картотека словесных игр по развитию словообразовательных навыков.
На данный момент работаю по теме самообразования «Активизация словаря детей 3-4 лет».
Создала в социальной сети работников образования Маам свой персональный сайт.
Также использую интернет-ресурсы в своей работе:
Международный педагогический портал «Солнечный свет»
Принимаю активное участие в праздничных мероприятиях для детей, проводимых внутри детского сада.
Веду активное взаимодействие с родителями воспитанников. Регулярно провожу индивидуальные консультации. Ежемесячно обновляю материал в уголке для родителей. Родители моих воспитанников принимают активное участие в жизни детского сада.
Родители ежедневно интересуются успехами своих детей, предлагают и оказывают помощь в пополнении развивающей среды. В течение всего времени посещения воспитанниками учреждения оказывали помощь в пополнении игротеки развивающими играми математического и познавательного содержания, атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
«Неделя психологии» в школе. Анализ заботы педагога-психолога Анализ педагога-психолога Мбоу СОШ с. Сырское Набиевой О. М. по проведенной неделе психологии «Неделя психологии» в школе – комплексное.
Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год ПРОДОЛЖАЮ СЕРИЮ ПУБЛИКАЦИЙ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ И ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОТЧЁТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ, КОТОРЫЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА ИТОГОВОМ.
Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2018–2019 учебный год (отчёт второй) Данной публикацией я завершаю цикл статей по наставничеству. Надеюсь, что опыт работы будет полезен.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.
Источник
Самооанализ профессиональной деятельности учителя
Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к формированию содержания курсовых занятий на основе образовательных запросов.
Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы муниципальной и школьной методических служб, которые в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.
Повышение роли методической работы на школьном и муниципальном уровнях по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.
Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.
Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе методической работы.
Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработки потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К.Селевко, составляет потребность, направленность, Я –концепция (9). Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.
В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами (3).
Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С.Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом.(8)
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.
Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.
Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия.
Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования.
С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.
Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.
Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно: диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи.
Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. В ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.
Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведения консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.
Процессуальность самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.
Согласно характеристикам и критериям оценки исследователями выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий(чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости.
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
Компоненты самоанализа
Уровни и показатели
Высокий
явлений
проблему и причины их возникновения
По показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:
спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств;
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе методической работы обеспечивает появление у учителя новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста.
Самоанализ профессиональной деятельности учителя
Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.
Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному “описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог.
После разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”, который содержит в себе по крайней мере три параметра:
Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем
Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил за истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть – по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод. объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).
Опыт решаемых на сегодняшний день проблем
Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения.
Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности
Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время ( и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию “работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения.
Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа
“Тема”, над которой работал педагог (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период)
Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагога
ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
(Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога)
методические разработки, рефераты, пособия;
подготовка учащихся к участию в конкурсах,фестивалях;
кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя);
работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.;
практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом;
учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме);
другие события за истекшие три года
(Как шла работа над “темой”, где произошли “подвижки”, в чем сегодня видится проблема, какова перспектива решения)
Программа самоанализа затруднений деятельности учителя
Источник