Как прекращает свою деятельность правительство

Прекращение полномочий Правительства РФ

Существуют paзличные основания прекращения полномочий Правительства, в том числе:

1) Оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день вступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур;

2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет Председатель Правительства. Инициатива отставки исходит от самого Прави­тельства;

3) Решение об отставке Правительства может принять Президент РФ по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), что означает увольнение Правительства в отставку Президентом РФ. Президент РФ отправляет в отставку премьер-министра, но это означает и увольнение всего Правительства;

4) Оно может быть уволено в результате двойного вотума недове­рия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосо­вания в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от общего состава).

Президент РФ обязан объявить об отставке Прави­тельства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Распускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя;

5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициа­тиве Председателя Правительства. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Пра­вительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Прави­тельства одновременно означает отставку Правительства.

Среди перечисленных оснований использовались два: выборы Президента РФ (в том числе досрочные) и увольнение Правительства в отставку в результате увольнения Президентом РФ Председателя Правительства (использовалось в 1998-1999 гг. несколько раз). Дума выражала недоверие Правительству, но лишь однократно, что не по­влекло за собой юридических последствий.

Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до создания но­вого Правительства.

Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

Ответственность Правительства РФ

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в уволь­нении Правительства в отставку.

Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам.

Возмож­на уголовная ответственность министров за совершение ими преступ­лений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).

Полити­ческую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой, но не перед Со­ветом Федерации).

Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный харак­тер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указан­ными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-мини­стра). Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут, сохранить состав прежнего Правительства или его определенных членов.

Прези­дент РФ Б.Н. Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Фе­деральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.).

Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему не­доверия. В этих случаях Президент РФ может принять альтернатив­ное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Госу­дарственную Думу.

Министры также несут ответственность перед Президентом РФ . «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятель­ностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительст­во в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям мини­стров. Председатель Правительства также объявлял публичные заме­чания отдельным министрам.

Читайте также:  Как открыть компанию по тендерам

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в опреде­ленных формах применяется, но ответственность Правительства перед, парламентомимеет ограниченный характер.

Во-первых , перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают иногда на заседаниях Совета Федерации, это, как правило, лишь ин­формация (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содер­жит некоторые контрольные элементы).

Во-вторых , ответственность Правительства перед Государственной Думой, из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.

Кроме того, акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суде.

Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечи­вает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности.

Источник

Прекращение полномочий Правительства

Существуют различные основания прекращения полномочий Правительства, в том числе:

1) оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом в день вступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с примене-

нием указанных выше процедур;

2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет его Премьер-министр

Инициатива отставки исходит от самого Правительства;

3) решение об отставке Правительства может принять Президент по своей

инициативе, что означает увольнение Правительства в отставку. Президент

отправляет в отставку премьер-министра, но это означает увольнение всего

4) Правительство может быть уволено Президентом в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования в Ж.К.К.Р.(необходимо большинство голосов от общего состава).Президент обязан объявить об отставке Правительства либо распус тить Жогорку Кенеш с назначением новых выборов. Распускать Жогорку

Кенеш без назначения даты выборов нельзя;

5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе его

Председателя. Он может подать Президенту заявление о невозможности

исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными:

болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве,и др.). Прекращение пол- номочий Премьер-министра означает отставку Правительства.Во всех

случаях прекращения полномочий Правительства оно продолжает действо- вать до формирования нового состава. Вице-премьер-министры и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом. Президент

назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

7.Формы деятельности Правительства К.Р.

Для осуществления полномочий Правительства ему предоставлено право законодательной инициативы по всем вопросам,включая изменение Консти- туции.Законопроекты, подготовленные от имени Правительства,вносятся в Жогорку Кенеш только по его решению.Лишь Правительство может вносить законопроект о государственном бюджете.В Правительство направ- ляются все законопроекты и поправки к ним,поступающие в Жогорку Кенеш официальные отзывы на рассматриваемые законопроекты и предло- жения о их изменениях.Правительство дает свои заключения на законно- проекты, имеющие финансовый характер. Без его заключений такие законопроекты парламент рассматривать и, следовательно, принимать не может. Это относится к законопроектам о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, ко всем законопроектам,предусматривающим расходы за счет бюджета. Премьер-министр и члены Правительства вправе присутствовать

Читайте также:  Бизнес идеи когда есть деньги

на любых заседаниях палат, их комитетов и комиссий и имеют право быть

выслушанными.Им предоставляется слово для первоочередного выступ- ления.

В случае постановки депутатами вопросов, касающихся деятельности Правительства, его Председателя, членов, они имеют право получить разъяснения о причинах постановки таких вопросов и должны быть приглашены на обсуждение. Основные вопросы деятельности Правительства могуг быть решены им только коллегиально, на заседаниях. Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о внесении в Жогорку Кенеш законопроектов, в частности, о представлении проекта государственного бюджета и отчета о его исполнении, государственных бюджетов внебюджетных фондов (социального и др.); проектов, связанных с созданием свободных экономических зон, и др. На заседаниях Правительства устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование; определяется объем выпуска (стоимость) государственных ценных бумаг; рассматриваются программы приватизации государственной собственности; вопросы предоставления дотаций, субсидий, иной поддержки за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе или при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций, вопросы заключения международных договоров,подлежащих

ратификации;принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов; образуется президиум Правительства; принимаются проекты положений о некоторых министерствах и других отраслевых органах исполнительной власти (государственных комитетах); устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов, выполняющих полномочия министерств и ведомств на местах; утверждаются регламент Правительства и Положение об Аппарате Правительства.

На заседаниях Правительства, как правило, председательствует Премьер-министр, по его поручению может председательствовать вице-премьер-министр. На заседаниях вправе председательствовать также Президент. Решение на заседаниях Правительства может быть принято путем голосования его членов. Голосование проводится крайне редко, если имеется несколько вариантов решения. В этом случае сначала проводится рейтинговое голосование, а затем осуществляется доработка одного-двух проектов, получивших наибольшее число голосов.

В заседаниях Правительства могут участвовать торага Ж.К., председатель Конституционной палаты, Верховного Суда,Счетной палаты, Генеральный

прокурор, иные лица, но в случае, если это установлено законами, или в

порядке,определенном самим Правительством.Заседания могут иметь откры тый и закрытый характер.Представителям прессы обычно разрешается при- сутствовать только в начале открытого заседания, иначе создаются помехи для работы. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения на

заседании, протоколы относятся к служебной информации,порядок рас- спространения которой (в том числе через средства массовой информации) регулируется законом или самим Правительством. Оперативные вопросы, относящиеся к деятельности Правительства, может решать на своих заседаниях президиум Правительства (если он будет создан).

Как уже говорилось, по проблемам, имеющим межотраслевое (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы. Они обсуждают смежные вопросы, вырабатывают проект решения, представляемый Правительству, или рекомендации для министров, входящих в комиссию (совет). Комиссии (советы) не являются органами исполнительной власти. Их рекомендации приобретают юридическую силу после издания соответствующих постановлений Правительства или приказов министров.

Правительство стремится поддерживать связь с населением. Его заседания открыты для прессы, транслируются по телевидению (в записи). В Доме Правительства есть общественная приемная, существует месячный график прием граждан министрами, обычно по пятницам с 10’часов. Правительство решает, какой министр будет вести прием (предпочтение отдается вопросам жизни общества, требующим безотлагательного решения).

8.Акты Правительства и их реализация.

Решения, принимаемые на заседаниях Правительства , иногда записываются лишь в протокол заседания и являются протокольными решениями,но чаще оформляются как акты Правительства — постановления и распоряжения. Как правило, постановления имеют нормативный характер, распоряжения — ненормативный. И те, и другие — акты подзаконные, они издаются на основе и во исполнение Конституции и законов, не могут противоречить им, а также указам Президента. Порядок подготовки проектов постановлений и распоряжений Правительства урегулирован специальным постановлением Правительства.

Такие проекты могут вноситься в Правительство его членами, руководителями отраслевых и межотраслевых центральных органов исполнительной власти (например, ведомствами).

Читайте также:  Как выбрать бизнес для своего города

Специфическими актами являются правительственные (государственные) программы, о которых говорилось выше. Акты министерств и ведомств могут иметь нормативный характер, но если такие акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина (правила пользования транспортом, связью и т.д.), относятся к определенным сторонам правового статуса общественных объединений, имеют межведомственный характер, то

они подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Оно проверяет их на предмет соответствия законам, актам вышестоящих органов. Лишь после этого они подлежат регистрации (о чем указывается в самом акте) и обязательному обнародованию (публикуются, в частности). Такие акты имеют форму приказов, постановлений, инструкций, разъяснений о применении того или иного закона, указа Президента, постановления Правительства (в сфере ведения министерства) и подписываются руководителем министерства (ведомства).

Выполняя свои задачи, Правительство действует в тесном контакте с Президентом, указы которого оно обязано исполнять. Правительство взаи- модействует с Жогорку Кенешом, в котором имеет свое представительство. Основная задача представительства — координировать деятельность исполнительных органов в парламенте. Деятельность Правительства тесно связана с судебными органами. Правительство через соответствующие органы и учреждения (министерства юстиции, внутренних дел, их исправительные учреждения, судебных исполнителей и т.д.) обеспечивает исполнение судебных решений. Реализация актов Правительства, а также его повседневная деятельность осуществляется государственными служащими. Внутреннюю деятельность Правительства, его текущую работу обеспечивает рабочий Аппарат Правительства. В Аппарате Правительства созданы департаменты и отделы, в которых состоят должностные лица, находящиеся государственной службе, и работники вспомогательных служб, не являющиеся чиновниками.

Отраслевые органы осуществляют контроль за выполнением законодательства в соответствующей области. Они вправе отзывать лицензии, их уполномоченные должностные лица, если это устанавливает закон, вправе налагать административные взыскания (штрафы и др.).

Выполнение актов Правительства, министерств и ведомств обеспечивается посредством повседневной деятельности различных управляющих органов и должностных лиц. Число «управленцев» растет (это общемировая тенденция, связанная со многими факторами современного развития, в частности, увеличением производительности труда в сфере экономики). Следует заметить, однако, что различие между «работающими» и «управленцами» весьма условно и все более стирается. Кроме того, далеко не все управленцы действуют в сфере исполнительной власти, многие звенья управления в образовании, медицине, на предприятиях и т.д. не относятся к собственно исполнительной власти, эти служащие хотя и находятся на службе в государственных учреждениях, не являются чиновниками.

Властное управление реализуется государственным аппаратом исполнительной власти, который составляют должностные лица, работающие в органах государства. Это прежде всего государственная служба. В различных органах государственной службы в сфере экономики, социальных отношений, политики, духовной жизни трудится большой отряд государственных служащих. Более тыс. из них находятся на классифицированной государственной службе .

Им присваиваются категории («Б», «В»), квалифицирующие разряды

(государственный советник 1, 2, 3-го класса и др.).Большинство государств-х

служащих служит в территориальных органах министерств и ведомств

(управлениях, отделах министерств и ведомств . Не все министерства и

ведомства имеют территориальные органы,Всего в органах государственной

власти и местного самоуправления насчитывается служащих, т.е. восемь

человек на населения, из них в местном самоуправлении работают более

Одно из главных зол чиновничества — бюрократизм. Мировая практика

свидетельствует, что противостоять ему могут только развитые институты

общества — парламент, суды, независимые средства массовой информации,

партии, профсоюзы, другие общественные объединения, использование форм

непосредственной демократии, участие граждан в управлении

(партиципация), деятельность политической оппозиции. Другое зло —

коррупция. По данным антикоррупционного комитета, вред, который причи-

няет коррупция чиновников в России,оценивается в 20 млн долл. в месяц.

Чиновники несут ответственность перед гражданами и юридическими

лицами за причинение им вреда при нарушении закона.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 773 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью