Прекращение полномочий Правительства РФ
Существуют paзличные основания прекращения полномочий Правительства, в том числе:
1) Оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день вступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур;
2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет Председатель Правительства. Инициатива отставки исходит от самого Правительства;
3) Решение об отставке Правительства может принять Президент РФ по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), что означает увольнение Правительства в отставку Президентом РФ. Президент РФ отправляет в отставку премьер-министра, но это означает и увольнение всего Правительства;
4) Оно может быть уволено в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от общего состава).
Президент РФ обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Распускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя;
5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе Председателя Правительства. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства одновременно означает отставку Правительства.
Среди перечисленных оснований использовались два: выборы Президента РФ (в том числе досрочные) и увольнение Правительства в отставку в результате увольнения Президентом РФ Председателя Правительства (использовалось в 1998-1999 гг. несколько раз). Дума выражала недоверие Правительству, но лишь однократно, что не повлекло за собой юридических последствий.
Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до создания нового Правительства.
Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.
Ответственность Правительства РФ
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку.
Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам.
Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).
Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой, но не перед Советом Федерации).
Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут, сохранить состав прежнего Правительства или его определенных членов.
Президент РФ Б.Н. Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.).
Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия. В этих случаях Президент РФ может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу.
Министры также несут ответственность перед Президентом РФ . «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям министров. Председатель Правительства также объявлял публичные замечания отдельным министрам.
Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед, парламентомимеет ограниченный характер.
Во-первых , перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают иногда на заседаниях Совета Федерации, это, как правило, лишь информация (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элементы).
Во-вторых , ответственность Правительства перед Государственной Думой, из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.
Кроме того, акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суде.
Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечивает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности.
Источник
Прекращение полномочий Правительства
Существуют различные основания прекращения полномочий Правительства, в том числе:
1) оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом в день вступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с примене-
нием указанных выше процедур;
2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет его Премьер-министр
Инициатива отставки исходит от самого Правительства;
3) решение об отставке Правительства может принять Президент по своей
инициативе, что означает увольнение Правительства в отставку. Президент
отправляет в отставку премьер-министра, но это означает увольнение всего
4) Правительство может быть уволено Президентом в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования в Ж.К.К.Р.(необходимо большинство голосов от общего состава).Президент обязан объявить об отставке Правительства либо распус тить Жогорку Кенеш с назначением новых выборов. Распускать Жогорку
Кенеш без назначения даты выборов нельзя;
5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе его
Председателя. Он может подать Президенту заявление о невозможности
исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными:
болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве,и др.). Прекращение пол- номочий Премьер-министра означает отставку Правительства.Во всех
случаях прекращения полномочий Правительства оно продолжает действо- вать до формирования нового состава. Вице-премьер-министры и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом. Президент
назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.
7.Формы деятельности Правительства К.Р.
Для осуществления полномочий Правительства ему предоставлено право законодательной инициативы по всем вопросам,включая изменение Консти- туции.Законопроекты, подготовленные от имени Правительства,вносятся в Жогорку Кенеш только по его решению.Лишь Правительство может вносить законопроект о государственном бюджете.В Правительство направ- ляются все законопроекты и поправки к ним,поступающие в Жогорку Кенеш официальные отзывы на рассматриваемые законопроекты и предло- жения о их изменениях.Правительство дает свои заключения на законно- проекты, имеющие финансовый характер. Без его заключений такие законопроекты парламент рассматривать и, следовательно, принимать не может. Это относится к законопроектам о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, ко всем законопроектам,предусматривающим расходы за счет бюджета. Премьер-министр и члены Правительства вправе присутствовать
на любых заседаниях палат, их комитетов и комиссий и имеют право быть
выслушанными.Им предоставляется слово для первоочередного выступ- ления.
В случае постановки депутатами вопросов, касающихся деятельности Правительства, его Председателя, членов, они имеют право получить разъяснения о причинах постановки таких вопросов и должны быть приглашены на обсуждение. Основные вопросы деятельности Правительства могуг быть решены им только коллегиально, на заседаниях. Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о внесении в Жогорку Кенеш законопроектов, в частности, о представлении проекта государственного бюджета и отчета о его исполнении, государственных бюджетов внебюджетных фондов (социального и др.); проектов, связанных с созданием свободных экономических зон, и др. На заседаниях Правительства устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование; определяется объем выпуска (стоимость) государственных ценных бумаг; рассматриваются программы приватизации государственной собственности; вопросы предоставления дотаций, субсидий, иной поддержки за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе или при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций, вопросы заключения международных договоров,подлежащих
ратификации;принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов; образуется президиум Правительства; принимаются проекты положений о некоторых министерствах и других отраслевых органах исполнительной власти (государственных комитетах); устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов, выполняющих полномочия министерств и ведомств на местах; утверждаются регламент Правительства и Положение об Аппарате Правительства.
На заседаниях Правительства, как правило, председательствует Премьер-министр, по его поручению может председательствовать вице-премьер-министр. На заседаниях вправе председательствовать также Президент. Решение на заседаниях Правительства может быть принято путем голосования его членов. Голосование проводится крайне редко, если имеется несколько вариантов решения. В этом случае сначала проводится рейтинговое голосование, а затем осуществляется доработка одного-двух проектов, получивших наибольшее число голосов.
В заседаниях Правительства могут участвовать торага Ж.К., председатель Конституционной палаты, Верховного Суда,Счетной палаты, Генеральный
прокурор, иные лица, но в случае, если это установлено законами, или в
порядке,определенном самим Правительством.Заседания могут иметь откры тый и закрытый характер.Представителям прессы обычно разрешается при- сутствовать только в начале открытого заседания, иначе создаются помехи для работы. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения на
заседании, протоколы относятся к служебной информации,порядок рас- спространения которой (в том числе через средства массовой информации) регулируется законом или самим Правительством. Оперативные вопросы, относящиеся к деятельности Правительства, может решать на своих заседаниях президиум Правительства (если он будет создан).
Как уже говорилось, по проблемам, имеющим межотраслевое (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы. Они обсуждают смежные вопросы, вырабатывают проект решения, представляемый Правительству, или рекомендации для министров, входящих в комиссию (совет). Комиссии (советы) не являются органами исполнительной власти. Их рекомендации приобретают юридическую силу после издания соответствующих постановлений Правительства или приказов министров.
Правительство стремится поддерживать связь с населением. Его заседания открыты для прессы, транслируются по телевидению (в записи). В Доме Правительства есть общественная приемная, существует месячный график прием граждан министрами, обычно по пятницам с 10’часов. Правительство решает, какой министр будет вести прием (предпочтение отдается вопросам жизни общества, требующим безотлагательного решения).
8.Акты Правительства и их реализация.
Решения, принимаемые на заседаниях Правительства , иногда записываются лишь в протокол заседания и являются протокольными решениями,но чаще оформляются как акты Правительства — постановления и распоряжения. Как правило, постановления имеют нормативный характер, распоряжения — ненормативный. И те, и другие — акты подзаконные, они издаются на основе и во исполнение Конституции и законов, не могут противоречить им, а также указам Президента. Порядок подготовки проектов постановлений и распоряжений Правительства урегулирован специальным постановлением Правительства.
Такие проекты могут вноситься в Правительство его членами, руководителями отраслевых и межотраслевых центральных органов исполнительной власти (например, ведомствами).
Специфическими актами являются правительственные (государственные) программы, о которых говорилось выше. Акты министерств и ведомств могут иметь нормативный характер, но если такие акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина (правила пользования транспортом, связью и т.д.), относятся к определенным сторонам правового статуса общественных объединений, имеют межведомственный характер, то
они подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Оно проверяет их на предмет соответствия законам, актам вышестоящих органов. Лишь после этого они подлежат регистрации (о чем указывается в самом акте) и обязательному обнародованию (публикуются, в частности). Такие акты имеют форму приказов, постановлений, инструкций, разъяснений о применении того или иного закона, указа Президента, постановления Правительства (в сфере ведения министерства) и подписываются руководителем министерства (ведомства).
Выполняя свои задачи, Правительство действует в тесном контакте с Президентом, указы которого оно обязано исполнять. Правительство взаи- модействует с Жогорку Кенешом, в котором имеет свое представительство. Основная задача представительства — координировать деятельность исполнительных органов в парламенте. Деятельность Правительства тесно связана с судебными органами. Правительство через соответствующие органы и учреждения (министерства юстиции, внутренних дел, их исправительные учреждения, судебных исполнителей и т.д.) обеспечивает исполнение судебных решений. Реализация актов Правительства, а также его повседневная деятельность осуществляется государственными служащими. Внутреннюю деятельность Правительства, его текущую работу обеспечивает рабочий Аппарат Правительства. В Аппарате Правительства созданы департаменты и отделы, в которых состоят должностные лица, находящиеся государственной службе, и работники вспомогательных служб, не являющиеся чиновниками.
Отраслевые органы осуществляют контроль за выполнением законодательства в соответствующей области. Они вправе отзывать лицензии, их уполномоченные должностные лица, если это устанавливает закон, вправе налагать административные взыскания (штрафы и др.).
Выполнение актов Правительства, министерств и ведомств обеспечивается посредством повседневной деятельности различных управляющих органов и должностных лиц. Число «управленцев» растет (это общемировая тенденция, связанная со многими факторами современного развития, в частности, увеличением производительности труда в сфере экономики). Следует заметить, однако, что различие между «работающими» и «управленцами» весьма условно и все более стирается. Кроме того, далеко не все управленцы действуют в сфере исполнительной власти, многие звенья управления в образовании, медицине, на предприятиях и т.д. не относятся к собственно исполнительной власти, эти служащие хотя и находятся на службе в государственных учреждениях, не являются чиновниками.
Властное управление реализуется государственным аппаратом исполнительной власти, который составляют должностные лица, работающие в органах государства. Это прежде всего государственная служба. В различных органах государственной службы в сфере экономики, социальных отношений, политики, духовной жизни трудится большой отряд государственных служащих. Более тыс. из них находятся на классифицированной государственной службе .
Им присваиваются категории («Б», «В»), квалифицирующие разряды
(государственный советник 1, 2, 3-го класса и др.).Большинство государств-х
служащих служит в территориальных органах министерств и ведомств
(управлениях, отделах министерств и ведомств . Не все министерства и
ведомства имеют территориальные органы,Всего в органах государственной
власти и местного самоуправления насчитывается служащих, т.е. восемь
человек на населения, из них в местном самоуправлении работают более
Одно из главных зол чиновничества — бюрократизм. Мировая практика
свидетельствует, что противостоять ему могут только развитые институты
общества — парламент, суды, независимые средства массовой информации,
партии, профсоюзы, другие общественные объединения, использование форм
непосредственной демократии, участие граждан в управлении
(партиципация), деятельность политической оппозиции. Другое зло —
коррупция. По данным антикоррупционного комитета, вред, который причи-
няет коррупция чиновников в России,оценивается в 20 млн долл. в месяц.
Чиновники несут ответственность перед гражданами и юридическими
лицами за причинение им вреда при нарушении закона.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 773 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник