Как предать богу дела свои

Как предаться воле Божией. Старец Силуан Афонский

О воле Божией и о свободе

ВЕЛИКОЕ благо — предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу, и чувствует любовь Божию, хотя и страдает телом.

Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога, а раньше наставлялась учителями и Писанием. Но это редко бывает, чтобы Учитель душе был Сам Господь Своею благодатью Святого Духа, и мало кто знает об этом, а только тот, кто живет по воле Божией.

Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою. И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: «Господь смотрит на меня; чего мне бояться?» А раньше я не мог так жить.

Тому, кто предался на волю Божию, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении — он думает: «Так Богу угодно, и мне за грехи мои нужно терпеть».

Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что чрез болезнь смиряется душа. Душа моя пламенно хочет молиться и совершать бдения, но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха; и я много просил Господа исцелить меня, но Господь не послушал меня. Значит мне не на пользу.

А вот другой случай был со мною, и Господь скоро услышал меня и спас. Однажды в Праздник в трапезе дали рыбу; и когда я ел, кость вошла в горло, очень глубоко, в груди. Я призвал Святого Великомученика Пантелеймона, прося исцелить меня, потому что доктор не сможет вынуть кость из груди. И когда я сказал: «исцели», получаю в душе ответ: «Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью». Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и кость большая с кровью выскочила. И понял я, что если Господь не исцеляет мне голову, значит для души моей полезно так болеть.

Драгоценнее всего на свете — знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его.

Познавшая Бога душа — во всем должна предаться на волю Божию, и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом.

О, Господи, силою благодати Святого Духа сподоби нас жить по Твоей святой воле. Когда благодать с нами, тогда мы сильны духом; но когда теряем ее, тогда видим свою немощь; видим, что без Бога мы и помыслить хорошего не можем.

Боже Милосердный, Ты знаешь немощь нашу. Молю Тебя: дай мне смиренного духа, ибо по милосердию Своему смиренной душе Ты даешь силы жить по воле Твоей; Ты открываешь ей все тайны Свои; Ты даешь ей познать Себя, и как бесконечно Ты нас любишь

Как узнать, живешь ли ты по воле Божией?

Вот признак: если ты скорбишь о какой-либо вещи, то значит не вполне предался воле Божией, хотя тебе, быть может, и кажется, что ты живешь по воле Божией.

Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя и вещь предает Богу; и если не получит нужную вещь, то все равно остается покоен как если бы имел ее.

Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится, — она говорит: «так Богу угодно». Если болен, — думает: значит мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее.

И так сохраняется мир в душе и теле

Самое лучшее дело предаваться воле Божией и нести скорби с упованием. Господь, видя наши скорби, лишнего никогда не даст. Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией.

Великий Пимен сказал: «Наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость» [Ср.«Отечник» Еп. Игн. Брянчанинова, стр. 336, § 58. «Авва Пимен сказал: Воля человека есть медная стена между ним и Богом; она камень противобиющий». Слова Ст. Силуана: «и не дает с Ним сблизиться или созерцать Его милость», лишь по смыслу согласны с тем, что сказал Св.Пимен Великий. Подобным образом и в некоторых других случаях цитаты Старца Силуана не точны, и являются скорее интерпретацией.

Всегда надо просить у Господа мира душевного, чтобы удобнее было исполнять заповеди Господни; ибо Господь любит тех, которые стараются исполнять волю Его, и так они обретают великий покой в Боге.

Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден, и быть может, болен и страдает, потому что его веселит благодать Божия. А кто недоволен своею судьбою, ропщет на болезнь или на того, кто обидел, тот пусть знает, что он находится в гордом духе, который отнял у него благодарность к Богу.

Но если и так, то не унывай, а старайся крепко уповать на Господа и проси у Него смиренного духа; и когда придет к тебе смиренный Дух Божий, то ты возлюбишь Его, и будешь в покое, хотя и будут скорби.

Душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога и думает: «Бог создал меня; Он страдал за меня; Он прощает мне грехи и утешает меня; Он питает меня и заботится обо мне. Так что же мне заботиться о себе, или чего мне бояться, хотя бы мне и смерть угрожала».

Всякую душу, которая предалась воле Божией, Господь вразумляет, ибо Он сказал: «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,15).

Всякая душа, смущенная чем-нибудь, должна вопросить Господа и Господь вразумит. Но это главным образом в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смиреннее.

На земле нельзя миновать скорбей, но кто предался на волю Божию, тот легко их переносит. Он видит скорби, но уповает на Господа, и скорби проходят.

Читайте также:  Какую фирму легче открыть

Когда Божия Матерь стояла при кресте, то скорбь Ее была непостижимо велика, потому что Она любила Сына Своего больше, чем кто бы то ни было может вообразить. А мы знаем, что кто больше любит, тот больше и страдает. По естеству человеческому Божия Матерь никак не могла бы перенести Своей скорби, но Она предалась на волю Божию, и Дух Святый укреплял Ее и давал Ей силы перенести эти скорби. А потом, после Вознесения Господня, Она стала всему народу Божьему великим утешением в скорбях.

Господь дал на землю Духа Святого, и в ком Он живет, тот ощущает рай в себе.

Быть может ты скажешь: почему же со мной нет такой благодати? Потому что ты не предался воле Божией, но живешь по своей.

Посмотрите на того, кто любит свою волю. Он никогда не имеет мира в душе и всегда не доволен то не так, это не хорошо. А кто совершенно предался на волю Божию, тот имеет чистую молитву, душа его любит Господа, и все ему приятно и мило.

Так предалась Богу Пресвятая Дева: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему». И если бы мы так же говорили: «Се раб Господа; буди мне по глаголу Твоему», то Евангельские глаголы Господни, Духом Святым написанные, были бы в душах наших, и тогда любовь Божия была бы по всей земле. И хотя Господни глаголы столько веков слышны во всей вселенной, но люди их не понимают и не хотят принять. А кто живет по воле Божией, тот будет прославлен небом и землей.

Предание говорит, что на пути в Египет Святое Семейство встретил разбойник, но не сделал Им зла, а, увидав Младенца, сказал, что если бы Бог воплотился, то не был бы прекраснее этого Младенца; и оставил Их идти в мире. Дивная вещь, разбойник, который как зверь, никого не щадит, это Святое Семейство не обидел и не опечалил. Душа разбойника, при виде Младенца и кроткой Матери Его, умилилась, и благодать Божия коснулась его. Так случалось и с дикими зверями, которые, видя святых мучеников или преподобных мужей, становились кроткими и не причиняли им зла. И даже бесы боятся кроткой и смиренной души, которая послушанием, воздержанием и молитвою побеждает их. И опять удивительная вещь: разбойник пожалел Младенца-Господа, а архиереи и старцы предали Его Пилату на распятие. И это потому, что они не молились и не искали от Господа вразумления, что и как надо сделать.

Так часто начальники и люди ищут добро, но не знают, где оно; не знают, что оно в Боге, и от Бога дается нам.

Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться.

Адам не был мудр, чтобы спросить Господа о плоде, который дала Ева, и потому потерял рай.

Давид не спросил Господа: «Хорошо ли будет, если я возьму себе жену Урия?» и пал в грех убийства и прелюбодеяния.

Так и все святые, которые согрешили, согрешали потому, что не призвали Бога на помощь, чтобы вразумил их. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки».

Но есть и безгрешные ошибки несовершенства; их видим даже у Божией Матери. В Евангелии говорится, что когда шла Она из Иерусалима с Иосифом, то думала, что Сын Ее идет со сродниками или знаемыми. И только после трех дней искания, нашли Его в Иерусалимском храме беседующего со старцами (Лк. 2, 44-46).

Итак только Господь всеведущ, нам же всем, кто бы ни был, надо молиться Богу о вразумлении и спрашивать духовного отца, чтобы не было ошибок.

Дух Божий всех наставляет по-разному: один безмолвствует в одиночестве, в пустыне; другой молится за людей; иной призван пасти словесное стадо Христово;

Если бы мы любили друг друга в простоте сердечной, то Господь Духом Святым показал бы нам многие чудеса и открыл бы нам великие тайны. Бог — ненасытная любовь.

Ум мой остановился в Боге, и прекратилось писание.

Как мне понятно, что Господь управляет нами. Без Него мы не можем даже помыслить благое; поэтому нам нужно смиренно предаться воле Божией, чтобы Господь руководил нами.

Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает в чем свобода, где она.

И я тоже хочу свободы, и день и ночь ищу ее. Я познал, что она у Бога, и от Бога дается смиренным сердцем, которые покаялись и отсекли свою волю пред Ним. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, как любить Бога и ближнего. В этом душа обретает покой и радость.

О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле. Если чего не знаешь, то как будешь говорить о том?

Ты спросишь: «Но как можно знать Бога»? А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о Нем всей земле.

Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.

О, все люди на земле, молитесь и плачьте о грехах своих, чтобы Господь простил их. Где прощение грехов, там свобода совести и любовь хотя бы и малая.

Господь не хочет смерти грешника, и кающемуся дарует благодать Святого Духа. Она дает душе мир и свободу умом и сердцем быть в Боге. Когда Дух Святой прощает нам грехи, тогда получает душа свободу молиться Богу чистым умом; тогда она свободно созерцает Бога и в Нем бывает покойна и радостна. И это есть истинная свобода. А без Бога не может быть свободы, потому что враги колеблют душу плохими помыслами.

Скажу правду пред всем миром: я мерзок пред Богом, и отчаялся бы в своем спасении, если бы Бог не дал мне Свою благодать Святого Духа. И Дух Святой научил меня, и потому я пишу о Боге без труда, ибо Он влечет меня писать.

Читайте также:  У меня свой бизнес перевод англ

Жалею, и плачу, и рыдаю о людях. Многие думают: я много нагрешил: убивал, грабил, насиловал, клеветал, распутничал и многое другое делал; и от стыда не идут на покаяние. Но они забывают, что все грехи их пред Богом, что капля в море.

О, братья мои, вся земля, покайтесь, покамест есть время. Бог милостиво ждет нашего покаяния. И все небо, все святые ждут от нас покаяния. Как Бог есть любовь, так Дух Святой во святых — есть любовь. Проси, и Господь простит. А когда получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость и веселие, и благодать Святого Духа войдет в твою душу, и ты скажешь: «вот истинная свобода; она в Боге и от Бога».

Многие люди не знают пути спасения, зашли во тьму и не видят Света Истины. А Он был, есть и будет, и всех милостиво зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, познайте Меня, и Я дам вам покой и свободу».

Вот истинная свобода — когда мы в Боге. И я раньше не знал этого. До 27 лет я только веровал, что Бог есть, но не знал Его; а когда душа моя познала Его Духом Святым, то стала с жаром рваться к Нему, и теперь горя, ищу Его день и ночь.

Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода — в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это не важно для души. Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно. И кто больше любит Бога на земле, тот в большей славе будет в Царствии. Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу, тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. И я узнал, что любовь бывает разная по силе своей.

Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить — это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов — это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей — это третья любовь, еще большая.

Четвертая, совершенная любовь к Богу — это когда имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных. Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания. Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте. При полноте любви Божией душа не прикасается миру; хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире. И горе наше в том, что по гордости ума своего мы не стоим в этой благодати, и она оставляет душу, и душа ищет ее, плача и рыдая, и говорит: «Скучает душа моя о Господе».

Источник

Православная Жизнь

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, отвечает на вопросы читателей «Православной Жизни» о духовной жизни и отношениях с Богом.

– Отче, сегодня хотелось бы ответить на некоторые письма наших читателей. Все они объединены одной темой «Как не предать Бога». К примеру, наша читательница спрашивает: «Если круг общения составляют в основном светские люди, далекие от Церкви, нужно ли им рассказывать, что каждое воскресенье ходишь в храм? Пару раз ответила на вопрос знакомых о том, как провела выходные, что была в церкви – они хмыкнули в ответ. Нужно ли посвящать нецерковных знакомых в религиозный аспект моей жизни? Следует ли мне свидетельствовать о своей вере? Не будет ли молчание предательством перед Богом?» Прокомментируйте, пожалуйста.

– Сразу обратимся к Евангелию. Господь говорит: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). То есть, если мы видим, что люди, с которыми мы общаемся, совершенно не готовы к разговорам на духовные темы, то лучше их не затевать. Увы, но во все времена таких плотских людей, думающих лишь о теле, и душевных, заботящихся лишь о развитии своего интеллекта, – большинство. Например, совсем недавно весь христианский мир праздновал Рождество Христово, но сколько людей на духовном уровне воспринимало это евангельское событие – сложно сказать.

Под воздействием секулярных СМИ многие сводили празднование лишь к подаркам и гастрономии, иные опускались еще ниже – проводили это время в гаданиях или пьянстве. Духовное восприятие этого величайшего праздника было где-то на десятом месте.

Тем не менее свидетельствовать о Христе нужно всем, но ненавязчиво, без унылых зазываний и нравоучений, а живым примером веры. В светской жизни всем людям много раз приходится кривить своей совестью или самим проявлять жесткость в отношении обманывающих. Чем реже мы, христиане, будем это допускать, тем громче и деятельнее, без лишних слов, станет наша проповедь Евангелия.

Например, преподобный Макарий Великий долгое время подвизался в молитве и посте в раскаленной египетской пустыне. Но однажды, чтобы он не превознесся своими подвигами и не впал в духовную прелесть, Господь повелел ему идти в город и посмотреть на жизнь двух женщин. Оказалось, что эти женщины жили со своими семьями в одном доме, под одной крышей, и никогда между собой не ссорились. Таким образом, Макарий получил от Господа важный духовный урок: все молитвенные и постнические подвиги имеют цену лишь тогда, когда они приводят к результату, которого достигли эти две женщины, живя среди мирской суеты, – кротости, терпения, любви.

– Еще есть такой вопрос: является ли стеснение перекреститься в транспорте или на улице, когда минуешь храм, ложным? Нужно ли так демонстрировать свою веру?

– Крестное знамение, а также ношение крестика на груди есть свидетельство исповедания веры. Никогда нельзя стесняться исповедовать свою веру. Ибо, как говорит апостол, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). То есть, если мы обрели бесценное сокровище веры, то нужно делиться им с другими людьми. Страх и стыд исповедовать свою веру может свидетельствовать о её слабости. Ныне еще дает о себе знать советское воспитание, когда открыто следовать религии было опасно. Правда, случается в этом деле другая крайность: человек носит на груди большой золотой крест, но в его жизни это никак не отражается. Не потому ли имя Божие поносится среди неверующих людей, а почитание креста отвергается сектантами?

Читайте также:  Исследование идей малого бизнеса

– Нужно ли с каждым человеком говорить о Боге, интересуются наши читатели. Сказано, что мы должны исповедовать Бога перед людьми. Как это правильно делать?

– Как уже было сказано, не каждый человек готов воспринимать слова Евангелия, поэтому говорить о Боге нужно в первую очередь с теми людьми, которые готовы нас слушать. Как губка, например, впитывают слова веры дети примерно до 7 класса общеобразовательной школы. А затем, под воздействием живущей в душе и теле греховности в переходном возрасте начинается жесткая переоценка всего ранее услышанного, ниспровергаются все авторитеты. Поэтому разговаривать о вере со старшими детьми, с юношами и девушками бывает непросто. Как правило, они наши слова слабо или совсем не воспринимают. Нужен особый подход, а родители и даже мы, священники, не всегда можем найти правильные слова, чтобы убедить подростков в необходимости регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Знаю, что в некоторых приходах в Закарпатье священники всех мальчиков зовут в алтарь, а регенты приглашают девушек петь в церковном хоре. Когда юноши и девушки задействованы, тогда им легче стоять на службе и они чувствуют себя востребованными в храме. Со студентами и современной интеллигенцией говорить о Боге еще сложнее. Тем более что сейчас вопросы духовной жизни средства массовой информации сводят к политике. Требуется особый подвиг веры, чтобы кого-то в чем-то убедить или переубедить. В любом случае, прежде чем разговаривать с другими людьми о Боге, важно усердно помолиться, чтобы Господь нам в этом помог и наши слова, как зерно, падали на добрую почву и приносили обильный плод.

– Может ли считаться православным верующий, если он не знает разницы между православием, католицизмом, протестантизмом и плохо ориентируется в Библии? Это достаточно часто задаваемый вопрос.

– Разобраться в догматических и канонических тонкостях и различиях вер непросто. Даже студенты семинарии на такие вопросы отвечают не всегда удовлетворительно. Обычно большинство людей придерживаются той или иной религиозной традиции. Многие рассуждают так: «Если я русский, или украинец, или грузин, или грек, или болгарин, или серб, то должен быть православным». Те, кто живет в Западной Украине, в большинстве исповедуют грекокатолическую веру. Среди европейцев примерно половина римокатоликов и половина протестантов. В общем, логика рассуждения людей правильная, но постижение истинной веры – это не только приверженность к той или иной традиции, а подвиг. Как правило, традиция и подлинная вера между собой вступают в конфликт. Вспомним Евангелие: именно из-за того, что иудейская элита считала, что Христос разрушает их традиции, нарушает Закон, она начала на Него гонение, а затем подвергла распятию. Следовать традиции проще, чем жить по вере.

Ныне благодаря быстрому развитию СМИ люди, вне зависимости от того, к какой традиции они принадлежат по рождению, имеют возможность знакомиться с разными верами и находить Истину. Перед нами, как никогда, стоит непростая задача научиться рассказывать о своей вере просто, доступно и увлекательно и стараться не давать повода тем, кто желает упрекнуть нас в нехристианском образе жизни.

– Сказано: «Вeра без дeл мертва» (Иак. 2:26). А какие Богу нужны дела?

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос.

– Одна вера может вдохновлять нас на труд, но если этот труд не будет во славу Божию, если он совершается с гневом, наглостью, злобой, насилием, обманом, то не может нас спасать и приносить пользу другим людям. Дела веры – это смирение, кротость, рассудительность, милосердие, терпение, воздержание, любовь. Мы живем во время так называемой секуляризации общества. А это значит, что большинству людей очень непросто веру соотносить со своей жизнью. Пример сочетания веры и жизни в первую очередь призваны подавать пастыри Церкви Христовой. Голос доброго пастыря, как сказано в Евангелии, овцы всегда слышат и идут за ним (см. Ин. 10:4).

– Не вытесняют ли знания веру, спрашивают читатели. Порой кажется, что чем больше знаешь, познаешь, тем меньше веры в тебе остается. Не противоречат ли эти понятия друг другу?

– Формально вера и знания друг другу противоречат. Об этом пишет такой великий духовный писатель и аскет, как преподобный Исаак Сирин. Он объясняет, что вера имеет дело с вещами духовного мира, а знания – мира видимого, материального. Не случайно со второй половины XIX и первой половины XX века стали процветать рационализм и материализм, которые начали вытеснять веру из сознания людей. Одно время считалось, что вера – это достояние маргинальной отсталой части общества. Этот конфликт свидетельствовал о том, что люди, обольщенные мнимым всесилием науки, на самом деле обладают поверхностным знанием и поддались массированной идеологической обработке, которая в то время проводилась на государственном уровне. Но большинство великих ученых с мировым именем были людьми верующими. Получается, что чем больше человек познает, тем больше он убеждается, что этим прекрасным и гармонично устроенным миром правит не слепой случай, а Всемогущий и Премудрый Бог.

– И последний читательский вопрос на эту тему: как правильно верить в Бога? Нужно верить, понимая, во что веришь и зачем. Так ведь?

– Да, осознанная вера лучше, чем слепая, ибо последняя приводит людей к суевериям и самообольщениям. Каждый православный христианин обязан знать Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли…» Все приступающие к Таинству Крещения обязаны эту молитву выучить наизусть. Если крестят младенцев, то за них Символ веры читают крестные. Здесь святыми отцами Церкви на Первом (325 г.) и Втором (381 г.) Вселенских Соборах ясно сформулировано, в Кого мы веруем, зачем мы веруем. Открою один секрет: те, кто во все воскресные и праздничные дни ходят на Божественную литургию, Символ веры, как правило, знают, потому что каждый раз за богослужением всем храмом его дружно поют. Все христиане ныне имеют возможность восполнить свои пробелы в знаниях о вере в воскресных школах и на курсах, которые действуют почти в каждом приходе. Кроме того, есть множество православных интернет-сайтов, на которых имеется вся необходимая информация о правильной духовной жизни. Остается лишь посвятить свое время изучению этой важной науки из наук.

Источник

Оцените статью