Cоздание унитарных предприятий
Бородина Р. И., эксперт по бюджетному учету
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию унитарных предприятий. Поговорим о порядке их образования и нюансах функционирования, а также остановимся на вопросах отражения в учете операций по их созданию.
Как создать унитарное предприятие
Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:
— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.
Унитарное предприятие и его виды
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему:
— на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);
— на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Кроме того, имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Отражение ситуации в учете
Создание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».
Проводки выглядят так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале»
Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»
Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»
Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Уменьшение стоимости основных средств»
Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Уменьшение стоимости нематериальных активов»
Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Уменьшение стоимости непроизведенные активов»
Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Уменьшение стоимости материальных запасов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы)
«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
«Доходы от переоценки активов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью(в части отрицательной разницы)
«Доходы от реализации активов»
«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале)
«Доходы от реализации активов»
«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
Юридические аспекты деятельности предприятий
Создавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.
Ограничения на распоряжение имуществом
Унитарное предприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):
— сдавать в аренду;
— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
— распоряжаться иным способом.
Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.
Обратите внимание: уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.
Имущественная ответственность по обязательствам
В отношении муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В таких случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Имейте в виду, на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Формирование уставного фонда
Для муниципальных предприятий размер уставного фонда должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, уставный фонд такого предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.
Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.
А вот в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Распределение прибыли
Собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Оно должно ежегодно перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Причем в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органом мест-ного самоуправления.
А вот порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органом местного самоуправления.
Отчетность предприятия
Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль деятельности унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.
Ликвидация унитарного предприятия
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в бюджет (после завершения расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество передается собственнику — органу местного самоуправления).
Источник
Этапы создания МУП
Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:
1. Принятие решения о создании.
Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.
2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.
Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.
В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:
— цель и предмет деятельности;
— права и обязанности;
— реорганизация и ликвидация
Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.
Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.
МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.
Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.
Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.
3. Назначение руководителя МУП.
Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).
Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.
Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.
4. Формирование уставного фонда.
Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.
5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.
6. Оформление заявления на регистрацию.
Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.
7. Представление документов на государственную регистрацию.
Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:
— решение о создании;
— акт передачи имущества.
8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.
9. Получение идентификационных или статистических кодов.
Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.
10. Постановка на налоговый учет
Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН
11. Открытие расчетного счета в банке
Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.
12. Изготовление печати и углового штампа.
13. Получение лицензии
Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.
Источник