- Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
- Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
- Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
- В настоящее время региональное инвестирование
- В некоторых регионах
- Целью государственного регулирования
- Государство стремится привлечь частные инвестиции в проекты по созданию комфортной среды в российских городах
Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.
Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.
Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?
Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.
В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:
— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),
— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,
— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)
Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.
Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.
В настоящее время региональное инвестирование
вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).
Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.
Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.
Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.
В некоторых регионах
ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.
Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.
А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.
По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).
Целью государственного регулирования
социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.
Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:
— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),
— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).
В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.
Источник
Государство стремится привлечь частные инвестиции в проекты по созданию комфортной среды в российских городах
В конце лета Дом.РФ совместно с КБ «Стрелка» и мэрией Суздаля обнародовали новую стратегию развития этой жемчужины Золотого кольца. Одна из ключевых задач – сделать так, чтобы приезжающие в город туристы, а таковых ежегодно 1–1,3 млн человек, оставались в нем как минимум на пару дней. И активно тратили деньги не только в музеях, но и в гостиницах, кафе, принося в местную казну средства, необходимые для качественного развития города.
Урбанисты из «Стрелки» полагают, что обновление городской инфраструктуры и благоустройство общественных пространств создадут необходимые условия для социокультурного и экономического подъема. Сейчас, по выражению партнера КБ «Стрелка» Григория Ревзина, главным недостатком города является несоответствие высочайшего уровня музейного кластера городской среде небогатого провинциального райцентра.
Но действительно ли урбанистика в силах помочь экономике? И как скоро окупятся затраты на облагораживание городской среды и создание необходимого для горожан комфорта?
Денис Филиппов, заместитель гендиректора Дом.РФ, генеральный директор Фонда Дом.РФ, убежден, что «стратегии развития городов и агломераций дают стимул к развитию всех сфер жизни. Города сейчас должны становиться комфортными и многофункциональными». Для подобного развития, по его мнению, нужна «синергия государственных и частных инвестиций»: «Недостаточно просто поддержки властей, нужно активное участие бизнеса и самих жителей». Синергия здесь – ключевое слово. Несмотря на то что развитие комфортной среды объявлено одним из приоритетов жилищной политики России, без вклада бизнеса государству не обойтись.
По подсчетам «Стрелки», на реализацию стратегии пространственного развития Суздаля и повышение индекса качества городской среды потребуется 23,3 млрд руб., из которых 16,6 млрд руб. ожидается из бюджета, а 6,7 млрд руб. планируется привлечь со стороны частных компаний. В результате доходы Суздаля от туризма должны достичь примерно 100 млн руб. в год. Именно столько, по словам мэра города Сергея Сахарова, составляют на текущий момент общие ежегодные доходы местного бюджета.
Инвестиции в городскую среду позволяют не только получить качественные пространства, но и вовлечь горожан и бизнес в их активное использование. Мы видим это на примере проектов в Калининграде, Белгороде, Грозном и других городах. Ранее неэффективно используемые территории получают новую жизнь, становятся точками притяжения жителей и туристов.
Качественная жилая среда – согласно описанию Дом.РФ – подразумевает, что каждый российский город должен обладать большим выбором жилья, быть безопасным, экологичным и функционально компактным. Сейчас, по данным Минстроя РФ, доля городов с благоприятной средой в России – не более 30%, к 2024 г. по плану таковых станет вдвое больше. Среднее значение индекса качества городской среды обязано ежегодно повышаться: к концу 2020 г. – на 5% от базового значения, а к концу 2024 г. – уже на 30% (показатели нацпроекта «Жилье и городская среда»).
«Сейчас есть спрос на комфортную городскую среду как на федеральном уровне в виде национальных проектов, так и среди населения, на гражданском уровне. И нам кажется, что мы видим необходимость в выработке национальной политики городского развития», – говорила в эфире «Ведомостей» «Девелопмент без масок» Кристина Ишханова, заместитель генерального директора Фонда Дом.РФ. К сожалению, благие намерения по формированию комфортной среды нередко или остаются на бумаге, или, к примеру, выливаются в проекты по «облагораживанию» придомовых территорий. Но «пара клумбочек во дворе, где природой не пахнет» не заменит зеленый каркас с настоящими природоохранными зонами, где люди могут гулять, заниматься спортом, и т. д., отмечает Тимур Башкаев, руководитель Архитектурного бюро Тимура Башкаева: «Важны не дворы, а природный каркас в пешей доступности от дома. При проектировании города будущего, я уверен, ставка будет делаться именно на это». Николай Переслегин, сооснователь архитектурного бюро Kleinewelt Architekten, добавляет к этому еще «качественную организацию пространства» и в доме, и на улице.
«Российское нормативное регулирование до сих пор не выделяет градостроительное право как отдельный вид права, а пространственное развитие определяется техническими документами без стратегического целеполагания», – говорит Ишханова. В результате ведомствам приходится регулярно пересматривать правила и стандарты развития городских территорий. Недавно, к примеру, Минэкономразвития России (как ранее писали «Ведомости») предложило ввести новый механизм комплексного развития территорий. Он подразумевает, что жилищное строительство в обязательном порядке должно быть полностью обеспечено общественным транспортом, инфраструктурой и социальными объектами. Доля жилья в общей застройке по новым правилам не должна превышать 80%, девелопер обязан позаботиться о том, чтобы это жилье было обеспечено общественными и деловыми пространствами. Разработкой планов застройки будут заниматься регионы, затем эти планы будут проанализированы Минэком и Дом.РФ. После чего концепции пройдут общественные слушания и начнут воплощаться в жизнь. Пилотным полигоном обкатки новых стандартов городского развития станет Краснодар.
Столица Кубани уже была площадкой для прогрессивных программ комплексного развития. В 2008 г., например, активно обсуждалось, как придать «Краснодару – столичный облик» и как превратить «Азов-сити» в «русский Лас-Вегас», одну из крупнейших игорных зон. Согласно программе «Краснодару – столичный облик», к 2018 г. казачья станица должна была стать, по выражению тогдашнего директора местного департамента архитектуры и градостроительства, абсолютно новым современным городом, в основном застроенным высотными домами, а его центр – лишиться стихийного частного сектора. В реальности в 2018 г. – для борьбы с расплодившейся стихийной застройкой, износом коммунальной и недостатком социальной инфраструктуры – началась разработка нового цифрового генерального плана, который призван обеспечить гармоничное развитие городских структур. А в 2020 г. Краснодар выбран площадкой для отработки новых стандартов для российских городов, что, по мнению министра экономического развития Максима Решетникова, позволит наконец городским властям получить действенный механизм редевелопмента центра и возможности привлекать инвесторов.
Практика привлечения бизнеса к созданию общественных пространств пока не является массовой, признают в неофициальных беседах сами чиновники. Примеров успешной синергии – желания властей облагородить город и возможностей бизнеса в это вложиться – немного. Например, в Ростове-на-Дону концессионеры помогли обустроить местный парк культуры и отдыха «Плевен», где были открыты дельфинарий, ледовая арена, разбит фонтан, размещены аттракционы и детские игровые площадки, установлены фонари. Сумма инвестиций по договору концессии, который заключен на 49 лет, составила 498,8 млн руб. Туристско-рекреационная зона на набережной реки Дон была обустроена по аналогичному принципу. Договор заключен на 32 года, а сумма инвестиций на благоустройство составила 330 млн руб. На набережной – от гостиницы «Якорь» до Газетного переулка – появились павильоны для кафе, светомузыкальный фонтан, места отдыха, подсветка, газоны и небольшие скульптуры.
Безусловной удачей профильная пресса называла проект реновации и редевелопмента исторического центра Тулы. В 2015 г. местные бизнесмены на торгах купили за 40 млн руб. заброшенную промзону недалеко от Тульского кремля. Чтобы превратить ее в модный креативный кластер «Искра», потребовалось три года и 150 млн руб., вспоминает Вячеслав Шингалеев, управляющий партнер кластера. Он говорит, что без поддержки местных властей, как «информационной», так и «инфраструктурной», проект вряд ли бы состоялся в нынешнем виде: «Нам помогли с коммуникациями, освободили тупиковый проезд от самостроя расположенной рядом воинской части, связали наш земельный участок с проезжей частью и тротуаром». В 2017 г. по инициативе и за деньги тульской администрации начались и заняли два года работы по редевелопменту Кремлевской (Казанской) набережной и близлежащих территорий – до них от «Искры» пешком можно дойти за несколько минут. В архитектурном бюро Wowhaus, разработавшем концепцию обновления исторического центра, этот проект называют ревитализацией: так заброшенные территории действительно были возвращены к жизни. На торжественном открытии объекта даже старожилы удивлялись, что у них в городе рядом с Кремлем есть река.
«Развивающийся город сам должен выбирать, что для него важнее, что более эффективно», – считает Башкаев. Жители Суздаля, к примеру, категорически не приняли предложение «Стрелки» по установке деревянного амфитеатра на 500 мест на излучине реки Каменки недалеко от торговых рядов. Но у урбанистов есть еще много идей. Запланированное на 2021 г. финансирование федерального проекта «Комфортная городская среда» сохранят практически в полном объеме, несмотря на сокращение бюджета, сообщил в конце сентября на совещании с президентом России Владимиром Путиным глава Минстроя Владимир Якушев.
Источник