Планирование в деятельности педагога
2.1. Планирование в деятельности педагога
Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.
Проектировочную деятельность педагога, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.
Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов, педагог совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.
Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по-новому материалу и связанным с ним разделом; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме.
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку педагога, работающего на системномоделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:
· выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
· четкое планирование материала урока;
· планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы;
· планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока.
Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата и установление структуры урока с проработкой учебной ситуации.
I стадия. При определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности.
II стадия. Планирование урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.
II стадия. Доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации.
Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий или поурочный план. Его форма и объем жестко не регламентируется, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.
В план урока вне зависимости от его оформления должен быть указаны:
· дата проведения, номер по тематическому плану, класс;
· тема, цели и задачи урока;
· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
· содержание учебного материала;
· методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;
· учебное оборудование, учебные и наглядные пособия, место их использования на уроке;
· образцы решения задач.
2.2. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной деятельности педагог имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям, а при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные учителя, испытывают большие затруднения.
Планирование должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания – основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.
Индивидуальные процессы в современном образовании связаны с поисками путей трансформации традиционного обучения в продуктивное, основанное на организации активной творческой, исследовательской деятельности обучающихся по созданию конкретного продукта, результата, имеющего непосредственное практическое значение для производства и для жизни окружающих людей.
Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи Дж. Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учение через делание».
Характерными для разработанной Дж. Дьюи концепции программного обучения (от греч. Pragma — дело, действие) являются методы, обеспечивающие открытия обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.
Ценность проекта определяется его образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения. (Приложение №1).
Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Содержание планов учебно-воспитательной работы, естественно, зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.
К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований. Обобщая имеющиеся подходы (Н.И. Болдырев, Д.М. Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в следующем виде:
· целенаправленность и конкретность образовательных задач;
· разумная детализированность и конкретность плана, его компактность;
· разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
· преемственность, систематичность и последовательность;
· сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
· единство педагогического руководства и активности воспитанников;
· реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
· связь внутриклассной работы с работой вне школы;
· согласованность плана с другими планами школы и детских общественных организаций, гибкость и вариативность планирования.
2.3. Технологии проектирования и научного исследования
Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования. Исследования направленно на решение какой-либо проблемы в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе, взаимодействии педагогов и воспитанников и т.д. Противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (граждан), между взаимодействием школы и среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.
Технологией проектирования педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:
1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;
2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;
3. Определяем объект исследования – область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
4. Определяем предмет исследования — элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;
5. Определяем цель исследования – знание, которое мы должны получить в ходе исследования;
6. Формируем задачи – те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;
7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза – исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)
9. Определение направления и этапа исследовательской работы, сроки.
10. Определяем участников исследования, если его коллектив или группа учителей.
Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности.
Источник
Планирование работы учителя на уроке
В даннной работе описывается один из важных этапов в педагогической деятельности, некий фундамент урока. Поможет начинающим педагогам, как одно из примерных основ разработки урока, т. к. урок это творческий процесс и каждый педагог видет и воссоздает его сугубо со своего взгляда на этот процесс.
Просмотр содержимого документа
«Планирование работы учителя на уроке»
Опытные, творчески работающие учителя составляют план сами, такой план будет внутри учителя. Он и архитектор, и строитель успеха детей.
Планирование работы учителя
План подобно сценарию определяет деятельность учителя и учащихся в любой момент урока.
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
1) календарное : на четверть (5-9 классы); на полугодие (старшие классы).
2) тематическое — планирование конкретной темы (Тургенев «Отцы и дети» — 6 часов. Урок 1.«Жизнь и творчество Тургенева»).
3) календарно-тематическое — перспективный план на полугодие.
4) поурочное — планирование каждого урока: Тема урока. Цели урока: а) образовательные; б) воспитательные; в) развивающие. Методы и приемы. Оборудование. План урока. Ход урока.
В корне организации учебного процесса лежит классно-урочная система, которая сложилась более 300 лет назад благодаря чешскому педагогу – гуманисту, основоположнику научной педагогики Яну Амосу Коменскому.
В этой системе урок является основным звеном, а к вспомогательным звеньям относят дом. работу школьника, внеклассную работу, работу с отстающими школьниками.
Дидактика выделяет следующие структурные элементы урока:
- Актуализация опорных знаний;
- Постановка темы и цели урока;
- Работа по теме урока (объяснение нового материала);
- Физминутка;
- Этап закрепления;
- Итог урока ( Какова была цель урока? Добились ли ее достижения? У кого возникли трудности?);
- Предоставление новой домашней работы + инструктаж по ее выполнению.
Все эти элементы одновременно редко встречаются на уроке, однако, используя их, можно составить любой урок.
В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны:
- дата проведения, номер по тематическому плану, класс;
- тема, цели и задачи урока;
- структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
- содержание учебного материала;
- методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;
- учебное оборудование, наглядные пособия, место их использования на уроке;
- образцы решения задач.
Задачи обучения и воспитания – основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.
Источник
Планирование в деятельности педагога
анна русова
Планирование в деятельности педагога
«Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра»
Профессия педагога одна из тех профессий, в деятельности которой предусматривается огромное количество планирования: календарное, тематическое, планирование непосредственно образовательной и свободной деятельностей и т. д. И не важно, когда Вы приобретали данную профессию — в прошлом веке или в данный момент — планирование остаётся приоритетной деятельностью педагога. Он должен грамотно, компетентно, чётко знать какова будет его деятельность «здесь и сейчас», завтра, через полгода,. А ещё и с учётом ФГОС!
Начать свою статью хочу с математического определения планирования.
Планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Каким точным является данное определение. У нас педагогов год летит за годом и в нашей «деятельности-функции» хочется передать малышам огромный багаж знаний, но времени, как правило, не хватает.
Далее предлагаю рассмотреть четыре «страшных» буквы в аббревиатуре «ФГОС».
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
До 2000 года, применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности. Т. е. если мы рассмотрим так называемый «Паспорт профессии «Педагог», то увидим там те требования, с которым должны будут ознакомить абитуриента в учебном заведении и которые будут предъявлены будущему специалисту-выпускнику в его профессиональной деятельности. Одним из таких требованием и будет являться умение планировать свою деятельность в учебно- воспитательной работе. Т. к. планирование деятельности — это навык Вашей эффективности, Вашей компетентности. Планирование деятельности является одним из секретов успешного человека.
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Планированиев самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
Постановка цели и задач;
Составление программы действий (проектирования);
Вариантное составление программы (вариантное проектирование);
Выявление необходимых ресурсов и их источников;
Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;
Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме, диагностики и т. п.
Возможно, Вы думаете сейчас о том, что планирование деятельности отнимает время, вызывает некоторое напряжение. Конечно, бумажной работы у нас педагогов хватает с лихвой. Но, научившись планировать свою профессиональную деятельность, Вы сможете достичь гораздо более серьезного и весомого результата, чем, если Вы не освоите эту науку. Каждое совершаемое Вами действие будет более осмысленным и эффективным по сравнению с незапланированной работой. Да, Вы должны подойти к планированию с чувством ответственности и дисциплинированности. Научившись планировать, Вы станете хозяином времени и самое главное — будете видеть и будете удовлетворенны результатами своей деятельности. Само по себе планирование помогает более ясно и четко формулировать предстоящую деятельность педагога, направленную на воспитанников, что помогает более быстро реализовать поставленную цель. Умение постоянно планировать свое время дает возможность определять тот вид деятельности, который обладает более значимыми приоритетами. Это также ведет к повышению эффективности проделанной работы. Правильно спланированная работа педагога являются залогом успешного выполнения поставленных цели и задач в учебно-воспитательном процессе с детьми, а так же представляют собой инструмент самоорганизации. Ниже приведены причины, объясняющие, почему планирование – это важный инструмент в вопросе самоорганизации и самосовершенствования.
«Планирование деятельности – это карта вашего дня»
Психологи утверждают: Решив составить эффективный план действий, человек, не привыкший к этому, потратит час и более рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана,а действовать по наитию: «что помню, то и делаю». Но такой подход начисто лишен эффективности. Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое. Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую деятельность, жизнь человека.
Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности, экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность, вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.
Тому, кто привык планировать работу на завтра, не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут Вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности Вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц Вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!
«Планирование деятельности
учит правильно определять приоритеты»
Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать наиболее важные, перспективные и значимые места. Приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.
«Планирование деятельности программирует ум человека»
Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано Ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.
Т. о. для обеспечения нормальной, полноценной, эффективной деятельности «педагог-ребёнок» необходимо постоянно планировать деятельность. Планирование в деятельности педагога — это процесс разработки планов работы с детьми, последующего контроля за ходом реализации планов, развития и функционирования детского коллектива в целом. Объектами планированиябудут служить следующие единицы: наши воспитанники, их динамика в развитии, их достижения и неудачи, наша компетентность и квалифицированность,.
Для того чтобы план был эффективен,необходимо в нем отразить следующее:
1. оценка внешней среды;
2. оценка возможностей с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;
3. определение и формулирование целей;
4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;
5. методы анализа и контроля за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.
Существуют следующие формы организации планирования:
1. «Сверху-вниз» — это планирование, когда руководством определяются основные цели деятельности учебного заведения/ возрастной группы и механизмы их достижения, а затем доводятся до персонала с целью выполнения плана. Недостатком такого планирования является то, что руководство не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.
2. «Снизу-вверх» — здесь каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде, т. е. идёт корректировка плана действий с учётом всех составляющих (уровень развития детей, квалифицированность педагога, потенциал детского и взрослого коллектива в целом и т. д.).
3. «Смешанное планирование» — руководство разрабатывает основные показатели деятельности в учебном периоде и передает их в подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в методический центр, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработки в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается. Каждое подразделение самостоятельно определяет форму планирования, но «смешанный тип» зачастую более успешен, т. к. руководитель определяет те цели, которые необходимо достичь, а подразделения их корректируют в зависимости от возможностей, следовательно, учтены «желания и возможности».
Рассмотрим принципы планирования:
1. Непрерывность — планирование должно распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки.
2. Научность — планирование должно осуществляться на научной основе, т. е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.
3. Гибкость — планы должны корректироваться в соответствии с изменениями в окружающей среде.
5. Приоритетность — это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития учебного заведения.
6. Принцип участия (по И. Ансоффу) — означает, что каждый сотрудник предприятия должен участвовать в построении планов предприятия, кого непосредственно затрагивает данный план.
Методы планирования:
1. программно-целевой — планирование, в основе которого лежит разработка комплексных программ, ориентированных на достижение поставленных целей;
2. балансовый метод — составление различных видов балансов (оснащение);
3. нормативный метод – в образовательном учреждение, как и во многих других, в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;
4. математическое моделирование – предполагает использование в процессе планирования различных математических моделей, которые представляют собой формализованное описание исследуемого процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.
5. метод прогнозирования — совокупность приемов и способов, позволяющих на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта и его внешних связей вывести суждение (прогноз) определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования.
6. интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.
Виды планирования:
1. Оперативное (ОП) — содержит план на смену, неделю, декаду.
Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по возрастам и плановым периодам с учетом нагрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы учреждения.
Календарное планирование — это определение сроков выпуска детей с определённым уровнем знаний, уточнение заданий каждого возрастного периода детства, а при необходимости и корректировка.
Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.
2. Текущее — от месяца до года, с распределением по кварталам и месяцам.
3. Среднесрочное — от года до 5 лет.
4. Долгосрочное — от 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы.
5. Стратегическое — долговременный план, охватывающий период 10-15 и более лет.
В педагогической деятельности имеет место быть каждое из данных видов планирования с одной только разницей — название планирования. Терминология в педагогике немного отличается от общей, но смысл процесса планирования от этого не меняется. Учитесь грамотно и компетентно планировать свою деятельность и деятельность всего Вашего коллектива (педагог-ребёнок, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д., и это облегчит Ваш трудовой день. Конечно, придется попросить помощь в освоении такого тяжёлого труда, но научившись планировать, Вы будете грамотно распределять свои ресурсы, которые в нашей профессии так важны, потому что мы работаем с человеческими душами.
Освоив планирование недели, переходите к следующему этапу — начинайте планировать свои действия на месяц вперед.И здесь также действует правило: «Не приступайте к делам предстоящего месяца, пока вы не запланировали его». После этого вы сможете формировать цели предстоящего дня в соответствии с теми,что вы поставили на более длительный срок: три месяца, полгода и год.
Спасибо за внимание. Удачи всем в педагогической деятельности.
Статья составлена на основе следующих материалов:
1. Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
2. Психология и педагогика. Радугин А. А.
3. Российская педагогическая энциклопедия. Давыдов В. В.
4. Социальная педагогика. Мудрик А. В.
Источник