«Мы должны держаться подальше от государства»: как открыть частный театр и не прогореть
Режиссер Мария Чеснокова, соучредитель театра «Желтый квадрат»: «В идеале театр не должен ни от кого зависеть. В том числе от властей: они тебе могут что-то дать, но потом потребуют назад».
Получив диплом экономиста, Роман Рязанцев устроился на работу в компанию, слоган которой обещает: «Мечты сбываются». Но для Романа мечта сбылась не так: неожиданно он уволился из «Газпрома» и сам воплотил ее — открыл собственный театр.
Надо сказать, что поначалу эта мечта была вовсе и не Ромина, а его жены Маши. Она с детства болела театром, ходила в театральную студию, а после школы поступила в ЕГТИ на направление «Артист театра кукол».
Постепенно мечта стала общей, а затем и родителей тоже. Так два года назад в Екатеринбурге появился частный театр «Желтый квадрат». Супруги Роман Рязанцев и Мария Чеснокова рассказывают, сколько весит кредит на мечту, что позволяет его выплачивать и почему театру лучше сторониться государства.
От праздников к сцене
Как и положено, «Желтый квадрат» начался с вешалки. Но только не с собственной, а с гардеробов «Тихвина» и «Троекурова»: вместе с друзьями Маша проводила детские праздники в дорогих ресторанах и развлекала в костюме принцессы маленьких гостей светских мероприятий.
Параллельно дома мы ставили свой первый спектакль. Начали вывозить его в детские сады и показывать на днях рождения. Это уже был уровень повыше, — рассказывает Маша. — А накануне Олимпиады нас пригласили с этим спектаклем и мастер-классами выступать в Сочи. Мы стали себя ощущать уже не агентством праздников, а театром. Но это был такой театр, «в воздухе». Когда мы вернулись, все спрашивали нас: «Когда вы откроете свой театр?» Можно подумать, что открыть театр — это очень просто. Я-то уж точно знала, что это не так. Но благодаря Роме и смелости его родителей мы все-таки решились и стали искать помещение.
Вариант аренды сразу отсеяли: «Театр — это такая штука: он должен где-то угнездиться и, как плесень, разрастаться», — образно поясняет Рома. В итоге остановились на офисе, который располагался в первых этажах жилой высотки на ул. Степана Разина. Помещение приглянулось тем, что находилось практически в центре и рядом с метро. А еще там было много места — 200 кв. м.
На покупку одного только «бетона» потребовалось 18 млн руб. Большую часть суммы взяли в кредит. «Когда мы купили это помещение, мы просто ели одну гречку», — делятся ребята.
Затем стали делать ремонт — снесли все стены и возвели их заново, обустроили гримерку, зрительный зал, гардероб; поменяли вентиляцию и электричество, чтобы все соответствовало стандартам общественного помещения — на этом не экономили. Но там, где сэкономить было можно — это делали: сами разрабатывали дизайн, мастерили реквизит, всей семьей шили занавес, шторы и костюмы. Все лето Маша и Рома обустраивались, а в сентябре 2015 г. дали первые представления.
Бизнес и планирование
Перед стартом Роман, как дипломированный экономист, составил бизнес-план. По оптимистичному прогнозу, вложения должны были окупиться за пять лет, по пессимистичному — за десять. Прошло два с лишним года года, и он только пожимает плечами: «Понятно одно — до окупаемости еще долго». Бизнес-планированием ему теперь заниматься некогда.
Тем не менее театр практически сразу стал зарабатывать на себя сам: есть возможность и гасить кредит, и выплачивать зарплаты, хватает и на еду, и на путешествия (хотя на последние нет времени). Основной доход складывается из трех направлений: спектакли, праздники и студии, набор в которые начался сразу же после открытия.
Сейчас спектакли идут только по выходным: по одному на субботу и воскресенье. В будни спектаклей нет — позволить себе такое могут только театры с раскрученным брендом, говорят ребята. На первые представления к ним приходило 15-20 человек, но благодаря сарафанному радио зал, рассчитанный на 50 зрителей, быстро заполнился.
И взрослые, и детские билеты стоят одинаково, 350 руб., — Рома изучил цены других городских театров и чуть поднял планку выше рынка. На протяжении двух лет стоимость билета не менялась.
От спектаклей театр получает лишь около 20% дохода — это 100 тыс. руб. Еще столько же ребята зарабатывает на проведении праздников: иногда на выезде, а иногда в самом театре. Выезд стоит от 10 тыс. руб.
Больше всего в копилку «Желтого квадрата» приносят детские студии — вокальная и театральная. Месячный абонемент стоит 8 тыс. руб., а суммарно выходит 250 тыс.
Сам себе режиссер
Мы сделали все, чтобы наш «Желтый квадрат» был самоокупаемым, потому что в идеале театр не должен ни от кого зависеть. В том числе от государства: оно тебе может что-то дать, но потом потребует назад. У нас же есть абсолютная свобода: мы можем ставить, что хотим, — говорят Рома и Маша.
На одну постановку, подсчитывают они, нужно минимум 100 тыс. руб. Это если учесть, что ты сам себе и сценарист, и режиссер, и актер иногда. Но сумма будет расти в зависимости от того, кто автор пьесы, кто в ней участвует, кто ее ставит, какие для нее нужны костюмы и декорации и на какой сцене она будет сыграна.
Всего один раз ребята нанимали стороннего режиссера. Его гонорар составлял 50 тыс. руб., и ставил он спектакль в течение полутора месяцев — это минимальный срок для отработки пьесы. Весь остальной репертуар «Желтого квадрата» Чеснокова поставила сама.
Она вспоминает, что первое время весь театр держался на трех-четырех людях: правда, каждый из них играл сразу множество ролей не только на сцене, но и в принципе. Сейчас в театре работает около тридцати человек: есть три завхоза, которые отвечают за чистоту, есть администраторы, недавно появился собственный художник. Актеров от общего числа сотрудников не больше трети, и Маша с Ромой постоянно находятся в поиске талантов.
«В каком-нибудь большом государственном театре ты можешь где-то подхалтурить, где-то посидеть. Энергия театра там распределяется на множество человек. А тут один ты — это уже треть театра. Поэтому, чтобы состояться в маленьком театре, надо самому чего-то хотеть: быть инициативным, быть в постоянном драйве», — делится Маша.
Театр на вырост
По запросу «театр» система 2ГИС в Екатеринбурге выдает 30 объектов, из них около десятка специализируются на детской аудитории. «Желтый квадрат» не считает себя детским, но сейчас основной репертуар адресован зрителям от 3 до 5 лет.
«Мы бы хотели ставить больше взрослых и молодежных спектаклей, но тут вопрос экономики: взрослую аудиторию трудно привлечь, а детей в театр приведут всегда», — рассуждает Рома.
Свой профессиональный рост ребята видят во «взрослении» репертуара, а предпринимательский — в увеличении количества показов в выходные и завлечении школ и садиков на спектакли по будням.
Мы понимаем, что проще нам самим выезжать со спектаклями, но мы точно не пойдем на этот шаг. Да, например, рестораны могут хорошо заплатить — это здорово. И они нам очень много дали, потому что мы на них и выросли, но когда мы выступаем под молотящую кофемашину, это уже не театр. Мы хотим делать спектакли на профессиональной сцене, а на неприспособленных под это площадках будет все-таки развлечение, а просветительской какой-то миссии (что для нас очень важно) не будет. Мы не сможем сказать то, что хотели, не сможем подарить полные впечатления — они будут куцеватывами, — говорит Маша.
«Миссия» для нее — не пустой звук: она уверена, что театр способен лечить: «Нужен ли театр? Очень нужен. Театральные студии — очень нужны, по себе знаю. Неважно, будешь ты заниматься театром или не будешь, это развивает эмоциональный иммунитет. Все, кто в детстве занимался театром, очень быстро приспосабливаются, быстро соображают, перестраиваются. Человек становится более подвижным, более гибким — это ведь всем нам просто необходимо».
Источник
Ну очень творческий бизнес: как развивать театральную студию в небольшом городе
«Детям часто говорят: «Ты слишком много хочешь, прекрати мечтать…»
IT-инструменты, которые использует Елена Куватова
- ВКонтакте
- YouTube
Елена Куватова из города Гагарин Смоленской области пять лет назад открыла театральную студию «Юнона». Помимо местных педагогов, в ней занимается с детьми действующий актёр из Москвы. Работа и развитие проекта осложняются тем, что Гагарин – небольшой районный центр с населением в 29 тысяч человек. И многие родители считают, что занятия в театральной студии не нужны их детям. О том, как в провинциальном городе находить возможности для развития своего проекта, порталу Biz 360. ru рассказала Елена Куватова.
Елена Куватова, 30 лет, предприниматель из города Гагарин Смоленской области, основатель детской театральной студии «Юнона» . Окончила Смоленский государственный институт искусств. В 2015 году основала студию «Юнона», в которой сегодня занимается 80 детей.
Елена Куватова с детства интересовалась театром и сценой, но связать с ними свою жизнь и бизнес получилось не с первой попытки. В школе она была участницей команды КВН. Логичным шагом стала попытка поступить в театральный институт, но Елена потерпела неудачу.
«Я была вынуждена сразу идти работать. Отучилась на мастера по маникюру и сняла стол в небольшой парикмахерской. Но у меня всегда была мысль, что всё равно вернусь на сцену», — вспоминает Елена.
В 2014 году на маникюр к ней пришла знакомая, которая работала в администрации Гагарина. Она рассказала, что через полтора года будет ликвидирован городской дом культуры. И зная об этом, в это учреждение никто не хотел идти работать. Елена Куватова увидела в этом свой шанс и решила устроиться на должность методиста. Её приняли на работу, тогда же она поступила на заочное отделение в Смоленский институт культуры.
Весной 2015 года в местном ДК проводили «Гагаринские чтения» – мероприятие, приуроченное ко дню рождения Юрия Гагарина. На него пригласили актёра Ярослава Жалнина, сыгравшего главную роль в фильме «Гагарин. Первый в космосе». Елене Куватовой поручили встретить актёра и его супругу, показать им город. У неё с гостями завязались дружеские отношения, и Ярослав пригласил Елену в Москву на празднование своего дня рождения в конце марта.
«Я приехала, посмотрела на тусовку актёров, увидела, как они дурковали. И поняла, что по сути, актёры – те же самые дети, которые есть в нашем Гагарине. После этого у меня появилась идея открыть театральную студию для детей, в которой будут преподавать настоящие актёры», — вспоминает Елена Куватова.
Елена поделилась этой идеей с Ярославом Жалниным. Замысел ему понравился, он попросил составить бизнес-план. Так как опыта в бизнесе у Елены не было, на это ушло примерно полгода. В это время она пыталась предложить «театральную» идею предпринимателям в своём родном городе, но не встретила у них понимания.
«Слава богу, что я никого не заинтересовала своей идеей, и ей никто не воспользовался. Все говорили: «Какая театральная студия в нашем городе? Кому это надо? К тебе никто не придёт», — рассказывает Елена.
В результате она решила развивать проект самостоятельно. Преподавать в новой студии она уговорила Ярослава Жалнина. В сентябре он провёл первый мастер-класс в городском доме культуры Гагарина. Елена Куватова рассчитывала, что занятие соберёт около 30 детей. Но реальность превзошла эти ожидания – пришло около 50 человек.
Театральную студию Елена назвала «Юнона» — по имени своей дочери. Сначала студия арендовала помещение в городском ДК, потом – в районном. Елена совмещала занятия в своём проекте с работой в районном доме культуры. Никакой рекламы у студии не было – новые ученики появлялись исключительно благодаря сарафанному радио.
Осенью 2016 стало понятно, что необходимо нанимать ещё одного педагога. Им стала жительница Гагарина, получавшая в тот момент образование преподавателя-психолога. Студия готовила к постановке первые спектакли. Из-за притока новых учеников выручка проекта увеличилась, но прибыль по-прежнему оставалась очень небольшой.
Проект существовал в таком состоянии до 2018 года. И всё это время он, по сути, не был бизнесом. Только в 2018 году Елена зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и стала более системно подходить к развитию своего дела.
«Наверное, я устала жить без денег. Я купила квартиру в ипотеку и поняла, что у меня нет зарплаты, которая меня обеспечит. К тому же у меня подрастал второй ребёнок. И мне нужно было либо идти на работу с высокой зарплатой, либо делать студию своим источником дохода», — признаётся Елена Куватова.
Основательница «Юноны» понимала, что для ей не хватает знаний о бизнесе. Она стала интересоваться, можно ли где-то получить необходимое образование. И в 2018 году нашла бесплатную программу в Фонде поддержки социальных проектов.
Чтобы стать участником программы, нужно было пройти конкурсный отбор. На защите своего проекта Елена рассказала, что хочет развивать театральную студию за счёт появления новых дисциплин и новых педагогов в штате. Она попала в акселератор, по окончания которого стала одним из трёх победителей программы.
«Благодаря акселератору мы увеличили количество детей в студии до 80 человек. Фонд обещал выделить нам финансирование – не грант, а займ. Правда, пока никакого финансирования мы не получили, хотя после нашей победы прошло уже почти 2 года», — говорит предпринимательница.
Но обучение не прошло даром. После него Елена Куватова задумалась о необходимости собственного помещения для «Юноны». Она уточнила в администрации города Гагарин, какие помещения сдаются в аренду. Ей показали два здания, в одном из которых раньше размещалось ПТУ.
«Помещение было совершенно убитое и напоминало сарай. Но я решила взять его. Муж своими руками сделал в здании ремонт: провёл канализацию, оборудовал туалеты, большой класс для занятий, раздевалки, методический кабинет для педагогов. Сейчас мы занимаемся в новом помещении и очень довольны», — говорит Елена.
Вместо зала в районном доме культуры «Юнона» получила здание площадью 120 квадратных метров. Ремонт удалось завершить за полгода. Для финансирования этих работ Елене пришлось оформлять потребительские кредиты.
В студии «Юнона» работают четыре педагога – по актёрскому мастерству и хореографии. Также преподавание ведут Ярослав Жалнин, приезжающий в Гагарин раз в неделю, и сама Елена Куватова. Дети в возрасте от 3 до 17 лет занимаются хореографией, актёрским мастерством и созданием декораций для постановок.
Летом студия проводит киномастерские и актёрские площадки. Дети вместе с педагогами снимают несколько фильмов, продолжительностью 3-7 минут, занимаются видеоблогингом. Они учатся писать сценарий, снимать видео, выступать в роликах как актёры.
У студии есть несколько социально-значимых проектов, которые не являются дополнительным источником дохода «Юноны». Например, воспитанники студии регулярно устраивают постановки для детей с ограниченными возможностями, педагоги проводят для них бесплатные мастер-классы.
С 2017 года Елена Куватова и её коллеги организовывают фестиваль «Давай удивляй». В нём принимают участие детские студии и коллективы из Смоленской и Московской областей (около 300 человек). В течение дня они не только соревнуются в театральном искусстве, но и знакомятся с профессиональными актёрами. Эти мероприятия «работают» на имя студии и на расширение деловых знакомств.
Месяц занятий в студии «Юнона» по театральному направлению стоит 2500 рублей. Для детей до 8 лет цена несколько ниже – 2200 рублей в месяц. Отдельно оплачиваются занятия хореографией, они стоят 1500 рублей в месяц.
«Наши цены рублей на 200-300 выше, чем в других частных клубах и студиях. Но у нас раз в неделю с детьми занимается действующий актёр – Ярослав Жалнин. Плюс мы постоянно выпускаем спектакли, а не раз в год», — объясняет Елена.
Выручка студии «Юнона», по словам её основательницы, составляет 200 тысяч рублей в месяц. Летом количество воспитанников сокращается, поэтому и доход в летние месяцы меньше. Практически весь доход от занятий уходит на погашение кредитов, взятых на ремонт помещения. Их Елена планирует выплатить в течение ближайших 2-3 лет.
По словам Елены Куватовой, развивать театральную студию в городе с населением в 29 тысяч человек довольно сложно. Многие родители считают, что занятия в ней не важны для их детей и не пригодятся им в дальнейшей жизни.
«Мы живём в глубинке, в провинции. Многие родители ставят своим детям большие ограничения по поводу их будущего. «Если не будешь хорошо учиться – станешь продавцом в «Пятёрочке». Также детям часто говорят: «Ты слишком много хочешь, прекрати мечтать». А я считаю – неважно, где ты родился. Важно, чтобы человек мог саморазвиваться в любом месте», — объясняет Елена.
Некоторые родители запрещают учащимся 9-11 классов ходить в студию «Юнона», даже если они занимались там на протяжении нескольких лет. Причина – выпускные экзамены в школе. Родители делают выбор за детей в пользу усиленной подготовки и в ущерб всестороннему развитию.
«Одна из моих бывших учениц окончила школу с медалью. Из-за этого она пожертвовала занятиями в студии во время выпускного класса. Потом она поступила в университет за границей и как-то сказала мне, что ей больше помогла театральная студия, чем медаль – наши медали там вообще никого не интересуют. На вступительных собеседованиях её спрашивали, как бы она повела себя в той или иной ситуации. И здесь уже нужен был творческий подход, а не заученные знания», — говорит Елена.
Нынешний год выдался для студии непростым. Из-за коронавируса занятия в ней были приостановлены с марта по август. Попытки наладить онлайн-обучение не увенчались успехом. «Заниматься в театральной студии без личного контакта невозможно», — уверена Елена.
Время, когда студия «Юнона» не могла вести работу, было использовано для проведения небольшого ремонта. Им занимался супруг предпринимательницы – Артём. Как считает Елена, теперь их студия – лучшее культурное пространство для детей в городе.
В августе «Юнона» возобновила занятия и объявила набор новых групп. Но учеников было мало. Для проекта август стал первым после начала пандемии месяцем с доходом, пусть и небольшим. Это позволило погасить часть долгов за коммунальные услуги. На время режима самоизоляции студия была освобождена от арендных платежей.
Сейчас студия «Юнона» ведёт набор по двум новым направлениям – журналистика и школа моделей. В помещениях студии соблюдаются все санитарные нормы, педагогам и ученикам измеряют температуру перед началом занятий.
В 2020 году Елена Куватова выиграла со своим проектом региональный этап конкурса «Молодой предприниматель-2020» в номинации «Социальное предпринимательство». Также ей удалось победить в региональном отборе конкурса «Бизнес-успех». К участию в конкурсе её мотивировали знакомые предприниматели, которые выиграли конкурс годом ранее.
Елена рассчитывала до наступления пандемии увеличить количество детей, занимающихся в её студии, до 200 человек в месяц. Этому, в частности, должны были способствовать новые направления в деятельности «Юноны». Но сейчас этот план придётся отложить до более благоприятных времён.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360
Источник