Мой бизнес – экспресс-почта: стартовый капитал, конкуренция. Сюжет – 1
Объем рынка внутрироссийской экспресс-доставки составляет порядка 55 млрд руб. в год, хотя по сравнению с общими объемами логистического рынка эта цифра не столь значительная. Контур.Журнал запускает серию материалов от лица предпринимателя, который развивает направление экспресс-доставки в Екатеринбурге. В первой колонке он оценивает перспективы и преимущества такого бизнеса.
Экспресс-доставка — не первый мой бизнес. В статусе предпринимателя я пребываю уже более 10 лет. Начинал предпринимательскую деятельность в такой «экзотической» области, как тиражирование компакт-дисков. С годами производственная линия модернизировалась и расширялась, к тиражированию дисков прибавилась полиграфия и широкоформатная печать. Параллельно был бизнес по продаже кофе из специально оборудованного автомобиля. Этот период пришелся как раз на кофейный бум в Екатеринбурге, который так много обсуждали. О деятельности моего кофемобиля выходила серия публикаций в Контур.Журнале:
Приятно, что публикации получили большой отклик среди начинающих предпринимателей, которые присылали мне свои вопросы. Надеюсь, все, кто спрашивал, получили от меня исчерпывающие ответы.
По ряду причин я принял решение продать сначала мобильную кофейню, а затем и основной бизнес — компанию CD-Service. Соответственно, передо мной встал выбор, как и где продолжать свою профессиональную деятельность дальше. Около трех месяцев я изучал различные варианты, работу по найму, запуск нового бизнес-проекта, в том числе и бизнеса по франшизе. В итоге выбрал франшизу, и не простую, а логистическую франшизу POSTBURO.
Начало работы в этом, совершенно новым для меня, направлении, я подтвердил для себя следующими аргументами.
Перспективы российского рынка экспресс-доставки
Сегодня экспресс-доставка пользуется растущим спросом, так как сочетает в себе сразу несколько моментов, которые так важны для клиентов — это минимальные сроки перевозки, доступная цена и возможность отслеживать движение посылки. По данным экспертов, основным драйвером роста рынка сейчас выступает B2C-сегмент — активно развивается электронная коммерция, при этом сохраняются объемы сегмента B2B. Причем в формате B2C-отправлений особенно заметно направление международной торговли.
По мнению главы АКИТ Алексея Федорова, сегодня 40% товаров из российских интернет-магазинов доставляют службы экспресс-доставки, 60% приходится на «Почту России». Это соотношение, как ожидается, будет меняться. Вопрос только — в какую сторону? Пока показатель по доставке товаров из отечественных интернет-магазинов через «Почту России» падает: исследования GfK и «Яндекс.Маркета» демонстрируют снижение показателя на четверть к уровню 2016 года.
M.A.Research приводит данные, согласно которым объем рынка внутрироссийской экспресс-доставки составляет порядка 55 млрд руб. в год, хотя по сравнению с общими объемами российского логистического рынка эта цифра незначительная. В год по России делается с помощью экспресс-доставки 70 млн отправлений. В этом сегменте достаточно большая доля иностранных логистических компаний, но они не доминируют — пока рынок деконсолидирован, и лидер именно на рынке экспресс-доставки отсутствует. Наиболее заметные игроки: DHL Express, «DPD», Pony Express, «Курьер сервис экспресс» и, конечно, «Почта Росси».
Конкуренция в Екатеринбурге
Жителям Екатеринбурга, как жителям любого города-миллионника, услуга экспресс-доставки хорошо знакома. Здесь есть представительства всех наиболее крупных российских операторов и большинства международных игроков. Многие пользовались либо почтовыми услугами, либо услугами таких компаний, как DHL, Pony Express и СДЭК. Таким образом, рынок весьма конкурентный, но на нем можно работать. На сегодняшний день я в процессе анализа рынка изнутри и с удовольствием поделюсь опытом по мере его накопления.
Франшиза и стартовый капитал
Старт бизнеса по франшизе POSTBURO обошелся около одного миллиона рублей. Взамен я получил набор инструментов для ведения бизнеса и уже через неделю после подписания договора совершил первую отправку. В логистике, в частности в экспресс-доставке, очень важно наличие хорошего CRM-продукта, а у Postburo такой продукт есть, как внутренний, так и для клиента. Кроме того, компания имеет опыт — она работает в ряде российских городов уже более пяти лет.
Еще один фактор, повлиявший на мой выбор франчайзи, — это бизнес-модель. POSTBURO выступает как агрегатор заявок для нескольких операторов экспресс-доставки. Доставку своими курьерами мы осуществляем только внутри города, остальные отправления выполняются с помощью подрядчиков. В каждом отдельном случае оператор выбирается в зависимости от требований клиента. Например, мне приносят письмо, которое нужно быстро отправить в Москву. Я уже знаю, каким операторам это сделать быстрее и надежнее. Либо мне ставится другая задача: сроки не важны, главное — чтобы отправка стоила дешево. Тогда я выбираю оператора, который лучше всего подходит под параметр цены. Важно отметить, что мы работаем по ценам операторов, без какой-либо переплаты для клиента.
Прежде чем открыть офис в Екатеринбурге, я прошел сначала удаленное, а затем очное обучение, в том числе и по работе c CRM-системой. Франчайзер предоставил визуализацию екатеринбургского офиса, по которой мы подготовили помещение. И, конечно, меня обеспечили бренд-буком и всеми рекламными материалами. Также постоянно оказывается помощь в маркетинге и в привлечении клиентов: размещается контекстная реклама по Екатеринбургу, некоторые клиенты Москвы переводятся на наш офис.
Первые результаты
Моим первым клиентом стал «гаражный стартап» — Rubia Morena Tangodress, который шьет платья для танцовщиц танго. Этот клиент перешел ко мне с предыдущего бизнеса: когда я занимался типографией, они заказывали у меня фирменные пакеты. Экспресс-доставка понадобилась для отправки партии платьев в Хиросиму.
С момента открытия мы уже успели отправить несколько десятков посылок. В основном пока заказы по России — в Москву, Тюмень, Челябинск, Воронеж. Из международных отправок, кроме Японии, были посылки в Испанию, Германию и США, что примечательно, посылка в Америку доставляется в те же сроки, что и в Европу.
В следующем сюжете я расскажу про документы, необходимые для открытия бизнеса, и о трудностях, к которым необходимо готовиться.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Как открыть курьерскую службу?
С чего начать
Вы слышали о компаниях FedEx, DHL, UPS? Если так, то, наверняка, Вы или Ваши знакомые пользовались их услугами. А хотели бы Вы открыть собственную курьерскую службу?
Если да, то эта статья будет полезна для Вас и расскажет о том, как это сделать.
Специально для подготовки статьи мы взяли интервью у трёх экспертов и выяснили, как открыть курьерскую службу доставки. Знакомьтесь с нашими гостями:
- Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост. Специализация компании- курьерская доставка товаров из интернет-магазинов.
- Сергей Невзоров, основатель сервиса Департамент Логистики.
- Журабек Турдиев, директор курьерской службыBTS Express. Специализация компании — экспресс-доставка документов, корреспонденции, посылок до 3 кг внутри Узбекистана.
Статья написана совместно с нашими экспертами и при их активном участии. Это позволило получить развёрнутую, более полную информацию из первых рук об открытии курьерской службы.
Как подготовиться к открытию?
Как и при открытии любого бизнеса необходимо провести предварительный анализ рынка. Получаемые сведения должны касаться:
- Целевой аудитории, спроса с её стороны. Кто ваш потенциальный клиент, какие именно услуги ему нужны, что он будет ожидать от вас.
- Сведения о конкурентах и об их деятельности.
- Текущие условия на рынке. Какие ниши ещё относительно свободны и другая информация.
Это первое. Второе — выбор ниши и оказываемых услуг. После изучения рынка в0ам, возможно, захочется развивать курьерскую службу в какой-то узкой конкретной нише. Или вы предпочтёте специализацию на доставке определенных посылок, например, товаров из интернет-магазинов, еды из ресторанов.
Объем инвестиций
Всё зависит от выбранной ниши и услуг, которые Вы собираетесь оказывать. Алексей Прыгин, заместитель гендиректора МаксиПост:
«Затраты (стартовые и ежемесячные) складываются из следующих расходов:
- рекрутинг персонала;
- закупка и брендирование униформы (если необходимо);
- автоматизация процессов;
- закупка кассовых аппаратов (и их дальнейшее обслуживание);
- покупка или аренда автотранспорта (если необходимо);
- связь (мобильная, городская, интернет);
- хозяйственные и канцелярские товары;
- банковские расходы (в основном, инкассация);
- топливо (если необходимо);
- зарплаты и налоги.
Основная расходная часть в „курьерке“ — это зарплаты и налоги.
Конкурентная борьба на рынке курьерских услуг сейчас зашкаливает и дальше будет только нарастать, открывать новый бизнес в этой сфере стоит, если у вас есть хорошие стартовые инвестиции, „подушка“ на будущее и опыт в этой сфере.»
У МаксиПост следующий формат — доставка товаров из интернет-магазинов. Если не закупать транспортные средства, то вложения потребуются относительно малые. Но! Нужно быть готовым к последующим финансовым вливаниям, чтобы удержаться на рынке и продолжать расти.
А вот BTS Express потребовались значительные инвестиции для запуска и развития своей курьерской службы.
директор BTS Express
Для запуска курьерской службы нашего формата потребуется минимум 150 000$ (порядка 10 000 000 млн. рублей). Основная статья расходов — это закупка автотранспорта (до 70% расходов). В нашем случае это 4 машины Lada Largus для междугородних перевозок и 4 автомобиля Damas для перевозок по Ташкенту и области. В остальных 11 городах мы нанимаем курьеров с собственными машинами.
Оставшаяся сумма приходится на:
- аренду, ремонт помещений, их оснащение, компьютерную технику, специальную программу учёта и контроля,
- зарплаты и налоги,
- рекламу и маркетинг,
- услуги авиаперевозок,
- и прочие мелкие расходы,
Если выбрать узкие ниши, к примеру, доставка еды или доставка счёт-фактур компаний внутри города, то вложений потребуется на порядок меньше.
Как видно из двух примеров, объёмы инвестиций могут отличаться в несколько раз. Многое зависит от ниши и оказываемых услуг. Но оба наших гостя сходятся во мнении, что для дальнейшего существования и роста компании потребуется регулярное финансирование.
Пошаговая инструкция
Как и говорилось выше, открытие курьерской службы начинается с определения портрета клиента, его потребностей, ожиданий. Опираясь на эти данные, необходимо определиться с нишей и конкретным перечнем услуг, которые будет оказывать ваша компания.
После выяснения этих ключевых моментов можно думать о том, на что пойдут инвестиции, как дальше выстраивать бизнес, какая география обслуживания у вас будет.
Персонал. Найм, обучение, мотивация, отношения
О работе с персоналом рассказывает наш гость Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:
Штат курьеров — это один из самых первых шагов при организации курьерской службы. Чтобы его сформировать, нужно:
• Набрать курьеров, предварительно рассчитав их количество и загрузку исходя из планируемого объема продаж и графика распродаж;
• Обучить курьеров, разработав заранее систему обучения, включая умение коммуницировать, работать с кассовой техникой, соблюдать правила кассовой дисциплины и т.д.;
• Разработать систему мотивации и контроля курьеров: как вы им будете платить — фиксировано или сдельно? Как рассчитывать премиальную часть — исходя из количества выкупленных или доставленных посылок? Как будете контролировать их работу и сводить на нет риски недобросовестных исполнителей, что особенно важно с учётом того, что курьер — лицо материально ответственное?
Систему мотивации курьеров нужно строить исходя из бизнес-целей компании. Например, в нашей компании на первом месте не количество, а качество доставки, процент выкупа доставленных посылок. А значит все заточено исключительно на этот KP
директор BTS Express:
При работе с персоналом основное внимание и усилия нужно направить на курьеров, потому что, курьер:
- Лицо компании, и он по большей части общается с клиентами и получателями посылок.
- От него в значительной степени зависит, как и в каком состоянии будет доставлена посылка.
- Курьер — лицо материально ответственное.
При подборе курьеров мы смотрим на следующие моменты:
- Заполнение анкеты. До конца ли она заполняется. Если да, то это говорит о серьёзном отношении к делу кандидата и о том, что он хочет трудиться в нашей компании.
- Умение общаться. Легко ли человек входит в контакт, не агрессивен и не груб ли.
- Возраст и наличие водительских прав. В нашей компании курьерами работают только молодые люди.
Месяц у нас длится испытательный срок. В течение этого периода мы обращаем внимание на другие показатели курьеров:
- Как ведёт документы курьер? Всё ли и вовремя ли заполняется? Своевременно ли сдаются отчёты?
- Соблюдение поставленных графиков.
- Умение общаться с клиентами и получателями посылок.
- Обратная связь от клиентов и сотрудников. Если курьер грубит, нарушает правила, на него жалуются клиенты и сотрудники, то такой человек у нас не задерживается.
Система обучения и адаптации у нас тоже есть. Она позволяет новичку быстро влиться в дело и успешно выполнять свои задачи.
Отдельный разговор — это мотивация. Нам нужны целеустремленные люди, и их мы продвигаем на более высокие должности, если, конечно, есть стремление у сотрудника.
Основной принцип выстраивания отношений с курьерами, да и со всеми сотрудниками компании — это дать им понять, что они ценны и что их труд важен не только для компании, но и для клиентов и общества. И самое главное — не просто дать понять, а день за днём доказывать это на деле.
Как выстраивать рекламу и маркетинг?
На начальном этапе лучше сконцентрироваться на привлечении и высококачественном обслуживании N-ного количества первых клиентов. Я бы рекомендовал начать с 200 клиентов. Такой подход позволит:
- выявить слабые места в вашем бизнесе и ликвидировать их,
- понять ожидания и потребности своих клиентов,
- на основе полученной обратной связи выстраивать дальше свою маркетинговую стратегию.
Каналы продвижения могут быть разными. Нужно учитывать специфику своей ниши и ориентироваться на клиентов.
Говорит Журабек Турдиев, директор BTS Express:
В нашем случае хорошо работает SEO, рассылка коммерческих предложений по организациям, сарафанное радио. Социальные сети мы в основном используем для сбора обратной связи.
В деле выбора канала продвижения нужно исходить из особенностей клиентов. А именно знать:
- Через какие каналы коммуникации до них можно достучаться.
- Через какие каналы уже ищут информацию о Вас потенциальные клиенты.
Место
Ниша и оказываемые услуги вашей курьерской службы играют основную роль при принятии решения о выборе места для размещения офиса и склада.
Например, доставка еды из ресторанов не требует наличия склада, т.к. посылка доставляется прямиком с кухни до получателя. Аналогичная ситуация при доставке посылок внутри города, т.к. доставка осуществляется в течение нескольких часов.
А вот в случае с междугородней доставкой наличие склада обязательно.
Источник