Как открыть свою деятельность по раннему развитию детей

Детские центры без лицензии

Если скучно разбираться с теорией, мотайте в конец статьи. Там откровение владельца детского центра: он знает законы, но у него нет лицензии и делать ее он не будет. Публикуем на условиях анонимности.

Когда лицензия не нужна

Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

  • работают сами, не нанимают педагогов в штат — лицензия не нужна;
  • открывают детские клубы и нанимают педагогов в штат — нужна лицензия. А руководителям придется получать корочку «Менеджмент в образовании», достаточно трехмесячных дистанционных курсов профессиональной переподготовки.

Чтобы открыть детский клуб без лицензии, предприниматель должен работать сам, без наемных педагогов. Для этого ему придется получать профильное образование. Например, для курсов по рисованию подойдет диплом высшего образования «Учитель изобразительного искусства» или среднее образование по специальности «Живопись». Если по образованию он экономист, достаточно пройти курсы переподготовки, например по программе «Педагог ИЗО в организациях дополнительного образования».

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

Если ИП работает сам, из ОКВЭДов подойдет код 85.41 — «Образование дополнительное детей и взрослых».

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:

Таким клубам нужно выбирать код ОКВЭД 88.91 — «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», он относится к социальным услугам. С таким ОКВЭДом надо заниматься социальными услугами. Если начать готовить к школе, это может обнаружить проверка. В лучшем случае обойдется требованием получить лицензию или предупреждением, в худшем — штрафом или даже приостановлением деятельности клуба.

Детский клуб «Радужка» занимался присмотром и уходом за детьми. В клуб пришла прокуратура, потому что два раза в неделю с детьми проводили уроки по подготовке к школе. Прокуратура нашла признаки, что клуб занимался образовательной деятельностью:

  • учебники, прописи, рабочие тетради;
  • договор оферты со стоимостью занятий группы «Знай-ка», в котором упомянута дошкольная программа для детей 5—6 лет;
  • методические материалы и пособия в комнате для занятий.

Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Читайте также:  Открыть свое дело чтобы была прибыль

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

Из ОКВЭДов подойдет 90.04.3 — «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Прокуратура проверила центр раннего развития «Супердетки» и посчитала, что компания ведет образовательную деятельность без лицензии. В центре учили английскому. Предприниматель настаивала, что у нее кружок, специальных программ нет, и это не образование.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Прокуратура и Министерство образования проверили детский клуб «Веселые горошины». Проверяющие опросили собственника, проверили сайт и документы и вот что нашли:

  • программу дошкольного образования «Детство»;
  • расписание занятий для детей разного возраста;
  • договоры с родителями на обучение по образовательной программе;
  • трудовые договоры с педагогами — воспитателем и логопедом;
  • должностную инструкцию воспитателя с описанием его обязанностей как педагога;
  • медицинские книжки педагогов.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:

Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

Читайте также:  Битрикс реквизиты своей организации

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Часто предприниматели говорят: «Буду работать, как работал. Что мне грозит, если придут? Заплачу штраф». Но помимо штрафа, проверяющие напишут список требований, которые нужно исправить. Если требования проигнорировать, будет суд и, возможно, приостановка деятельности клуба. Иными словами, собственник или выполняет требования проверяющих, или закрывается.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Источник

Как открыть детскую школу-студию?

С чего начать

Каждый без исключения родитель считает своего ребёнка уникальным и единственным в своём роде. И это не заблуждение, это действительно так! Любой человек с рождения обладает только ему присущими особенностями и талантами, которые делают его исключительным и неповторимым.

Японцы воспитывают детей, взяв за основу постулат, что все дети гениальны. Самое сложное — понять, в чём же именно заключается талант малыша, найти сферу, в которой стоит развивать ребёнка. Как сделать правильный выбор? Предоставьте это решение самому маленькому гению! Прислушайтесь к нему, ведь никто не сможет определить нужный маршрут вернее путешественника, которому предстоит увлекательная дорога в будущее.

А поможет с выбором пути детская школа-студия, представляющая из себя целый организм, в котором сосуществуют и взаимодействуют разнообразные направления творческого развития личности. Здесь ребёнок получает всесторонние знания и навыки, расширяет кругозор, пробует себя в разных сферах искусства, а значит, имеет возможность определиться с тем, что его по-настоящему интересует.

С чего начать?

Задумывая открытие нового дела, любой предприниматель полон не только воодушевления, но и опасений. Чтобы не бросаться с головой в пучину неизведанного бизнеса, необходимо изучить ситуацию на рынке. Для поверхностного анализа предложения достаточно ознакомиться с информацией в сети, не прибегая к услугам маркетологов.

Ещё более достоверные и детальные сведения получит начинающий предприниматель, который лично посетит конкурентов, представившись заинтересованным родителем. Стоит также обсудить с целевой аудиторией уже существующие детские центры. Ну, а проще всего оценить ситуацию тем, кто самостоятельно столкнулся с поиском досугового учреждения для ребёнка.

Личный опыт

Решение открыть школу-студию для развития творческих способностей пришло абсолютно естественно. Я сама столкнулась с проблемой, когда, несмотря на изобилие подобных заведений в Москве, найти подходящее место для своего ребёнка не смогла.

У меня был абсолютно нормальный запрос работающей мамы: не было времени водить ребёнка с кружка на кружок, но хотелось дать всестороннее развитие, при этом не лишая детства.

Основная масса давно существующих или недавно появившихся государственных и частных учреждений, предлагающих обучить или развлечь малышей в свободное время, — это образовательные и досуговые организации сравнительно узкой специализации вроде привычных всем художественных или музыкальных школ. Те же центры, которые обещают всесторонне развивать своих воспитанников, на поверку нередко оказываются «конвейерами» для производства маленьких звёзд шоу-бизнеса, где ради достижения поставленной цели, удовлетворяющей самолюбие родителей, готовы принести в жертву истинные желания и способности ребёнка.

Читайте также:  Бизнес идеи для взрослых

Итак, когда рынок изучен, понимание потребностей современных детей и родителей само по себе приведёт к верному выбору формата и стратегии функционирования будущей школы-студии, но нужно быть готовым к тому, что в дальнейшем неизбежны изменения. Выбрать дисциплины, которые будут представлены в будущей школе-студии, может помочь рациональный подход: для начала есть смысл остановиться на наименее затратных в смысле необходимости расходных материалов и оборудования предметах, чтобы сократить первые вложения. Например, рисование и лепка достаточно доступны и распространены, но в то же время затратны в расходной части, а вот актёрское мастерство, вокал и хореография не требуют постоянных закупок материалов. Приступив к работе, Вы также увидите, какое время посещения наиболее популярно, какие дисциплины более востребованы, какова возрастная структура воспитанников, — всё это позволит скорректировать предложение так, чтобы оно максимально соответствовало желаниям целевой аудитории.

Немаловажно, что такая гибкость формата изначально заложена в идее творческой школы-студии, ведь в отличие от привычных и широко распространённых досуговых центров, она предполагает такую форму организации занятий, которая даст ребёнку возможность не только увлекательно проводить свободное время, учиться и развиваться творчески, но и предоставит уникальный шанс выбрать, к чему у маленького творца действительно лежит душа.

Выбирая возрастную группу, на которую будет ориентироваться школа, важно учесть свою предрасположенность к общению с детьми того или иного возраста. Подобный бизнес требует вложения немалых душевных и человеческих усилий, поэтому стоит понять, детям какого возраста вы готовы и можете что-то дать, чьи запросы вам понятны и близки. Скорее всего, со временем, возрастной диапазон воспитанников расширится: обычно в таких школах посещать занятия могут ребята в возрасте от 2 до 16 лет, и к каждому из них будет найден индивидуальный подход, благодаря которому появится возможность «рассмотреть» и бережно взрастить то креативное начало, которое с рождения заложено в каждом из нас.

Любящие родители готовы потратить на детей все свои деньги, — это можно учитывать при начальном ценообразовании, но нельзя основываться лишь на этом факторе. Рассчитав риски, бюджеты, сумму окупаемости, получим стоимость занятий и количество детей, которые должны обучаться в школе. Стоит обратить внимание на прайс-лист конкурентов и, если получится, сделать своё предложение более выгодным. Лето для такого бизнеса чаще всего — мёртвый сезон, и важно не забыть об этой особенности, занимаясь предварительным вычислением стоимости обучения. Дать более конкретные рекомендации относительно цены невозможно, поскольку во многом на неё влияет место расположения будущей школы: это и регион страны, и город, и даже район города, где планируется её открытие.

Объем инвестиций

К первоочередным расходам, без которых не обойтись, затевая открытие школы-студии, относятся арендная плата, ремонт помещения, закупка оборудования и расходных материалов, зарплаты педагогам и административному составу, и, конечно, реклама, на которую нужно отвести как минимум 20% бюджета. В зависимости от того, где будет находиться школа, сколько дисциплин в ней будут преподавать, насколько велик состав педагогов и количество воспитанников, сумма начальных инвестиций может составлять как несколько сотен тысяч рублей, так и десятки миллионов, — здесь играет роль желание и возможности предпринимателя, его видение формата школы-судии, место, где планируется открытие.

Определиться с тем, какая сумма понадобится для открытия, недостаточно: нужно найти источник средств. Идеальный вариант — вложение собственных денег, но они есть не всегда, а возникшая бизнес-идея не терпит отлагательств. В таком случае можно взять кредит в банке или обратиться за помощью к государству, чтобы получить субсидию или грант в рамках программы поддержки малого предпринимательства или в сфере детского дополнительного образования. Безусловно, у всех способов есть как положительные, так и отрицательные стороны. Взяв кредит, придётся возвращать заёмные средства и проценты, а, используя деньги государства, рискуешь ограничить себя достаточно определённым форматом, не предполагающим полной свободы предпринимательского творчества.

Личный опыт

Мне было отказано в трёх кредитах, а потом я просто продала машину, взяла деньги в долг и открыла школу. Да, самым простым решением было взять кредит и пойти по пути, разрекламированном для помощи малому бизнесу, но, к сожалению, мне отказали, и в итоге я рада, что так случилось: когда ты рискуешь своими деньгами, у тебя немного другое восприятие ситуации, немного другая зона ответственности.

Дабы избежать всех сторонних организаций, инвесторов и партнёров, я просто решила идти до конца, осознавая риски, осознавая степень ответственности, и у меня была чёткая уверенность, что я всё делаю правильно.

Источник

Оцените статью