§ 5.2. Как открыть свое дело
Непростое решение создать собственное дело потребует от предпринимателя серьезных усилий. Попробуем выделить те этапы, через которые любой из предпринимателей будет двигаться к реализации своих идей. Кстати, об идеях: решающим этапом создания собственного дела будет самый первый — обоснование предпринимательских идей, поскольку именно на данном этапе выявляется экономический интерес и мотивы будущей предпринимательской деятельности. При этом желание заработать должно базироваться на простом рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Например, вряд ли кого-нибудь заинтересует ваше желание заняться производством бумажных самолетиков — скорее всего, они не будут востребованы. Нужно придумать что-то более оригинальное: так, например, наряду с предприятиями быстрого питания иностранного образца в России достаточно быстро появились всевозможные пирожковые и блинные.
Вы решили, чем будете заниматься. Что делать дальше? Для тех, кто решил создать коммерческую организацию, необходимо определить состав учредителей и выбрать организационно-правовую форму будущей организации. Учредителями фирмы могут быть как физические, так и юридические лица. Конечно, хорошо, если учредителями становятся единомышленники и энтузиасты своего дела — тогда вероятность успеха возрастает. Вы уже знаете, что существуют правила, предусматривающие состав и количество учредителей. Например, хозяйственное общество может быть создано одним лицом; число акционеров закрытого общества не может превышать 50 человек, а число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Есть и другие ограничения: государственные служащие не могут быть учредителями. С некоторыми возможными организационно-правовыми формами вы уже знакомы. Учредители вправе выбрать любую из них.
Немаловажным делом является разработка наименования коммерческой организации. Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо должно иметь свое наименование, в котором обязательно оказывается его организационно-правовая форма. Например, ООО «Вера». Фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, может отражать характер деятельности, может быть произвольным — фантазия здесь почти безгранична. Чтобы названия не повторялись, существует порядок обязательной предварительной проверки на неповторяемость, оригинальность наименования организации. Особый порядок установлен для применения в названиях коммерческих организаций слов «Россия», «Российская Федерация» — для этого вам потребуется дополнительное разрешение. Как вы думаете, почему это сделано?
Следующий этап — оформление учредительных документов. Если сомневаетесь, лучше посоветоваться со специалистами. Что же касается учредительных документов, то для кооперативов, унитарных предприятий, акционерных обществ таким документом является Устав. Для товариществ потребуется оформить Учредительный договор. Для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью необходимо оформление и Устава, и Учредительного договора. Уточним, что это за документы.
Устав (свод норм и правил) включает такие разделы, как общие положения, цели и предмет деятельности, характеризует материально-техническую базу и средства предприятия, органы управления и контроля, описывает производственную, финансово-хозяйственную деятельность предприятия, предусматривает условия реорганизации и прекращения деятельности создаваемой организации.
Учредительный договор (соглашение двух и более сторон) закрепляет юридический статус создаваемого предприятия, фиксирует уставной капитал и порядок его формирования, устанавливает порядок распределения доходов, обязанности сторон. Являясь многосторонним документом, договор подписывается физическими и юридическими лицами, заключившими его. Примерные образцы необходимых учредительных документов выбранной вами организационно-правовой формы предпринимательства можно найти в юридических справочных изданиях.
Заключительным этапом создания своего дела станет государственная регистрация. Абсолютно все юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе — Федеральной налоговой службе. Данные обо всех созданных юридических лицах поступают в государственный реестр, кстати, в этот же реестр вносятся и данные о реорганизации или ликвидации фирмы. Для регистрации создаваемой организации необходимо предоставить следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по утвержденной форме. В нем среди прочей информации подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и указанные сведения в них достоверны. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;
- решение о создании юридического лица. Это может быть протокол собрания учредителей, учредительный договор или иной документ в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально заверенные копии);
- документ об уплате государственной пошлины.
Индивидуальные предприниматели проходят регистрацию в налоговых службах по месту жительства. Для этого предприниматель лично подает заявление о государственной регистрации в установленной форме; копию основного документа, подтверждающего его личность (паспорт); документ об уплате государственной пошлины.
Процесс государственной регистрации не должен занимать более 5 рабочих дней со дня представления документов. На основании решения о государственной регистрации данные о вновь созданном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе вносятся в соответствующие государственные реестры; после чего заявителю выдается подтверждающий этот факт документ — Свидетельство о регистрации. Могут ли вам отказать в регистрации? Ответ находим в статье 51 Гражданского кодекса РФ, где указано, что отказ в регистрации может быть обоснован только нарушением установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствием учредительных документов закону. Отказать же из-за того, что ваша деятельность «никому не нужна», вам не могут.
Того, что государственная регистрация пройдена, оказывается еще недостаточно. Необходимо изготовить печать, эскиз которой также регистрируется и вносится в соответствующий реестр. Государство ведет учет действующих юридических лиц: все организации обязательно регистрируются в органах статистики, где юридическому лицу присваиваются соответствующие коды. Только после этого можно открыть расчетный счет в банке. Данные в Госкомстат России обязаны предоставлять и индивидуальные предприниматели. Налоговый кодекс РФ требует от всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей своевременной выплаты налогов. Для этого необходимо встать на учет в налоговые службы, о чем вы получите соответствующее Свидетельство о постановке на учет. Также необходимо встать на учет в государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования. Именно через эти фонды будут начисляться пенсии, оплачиваться больничные листы.
Для отдельных видов предпринимательства требуется особый государственный контроль, тогда вам необходим еще один документ — лицензия — специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий. По Закону РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат образовательная, биржевая, страховая и иные виды деятельности.
И вот собраны документы о государственной регистрации, получена, если это необходимо, лицензия — значит, можно начинать спокойно работать. Сложно? Хлопотно? Да! Однако, если вдуматься, столь серьезный контроль за предпринимательской деятельностью со стороны государства должен оберечь потребителей от всякого рода некачественной продукции, недобросовестных услуг и мошенничества. Возможно, действующее законодательство несовершенно. Количество бумаг, необходимых для организации своего дела, кажется просто огромным. И сегодня это одно из препятствий для дальнейшего развития предпринимательства в России. Но давайте вспомним: относительно недавно понятие «бизнес» звучало как что-то непристойное, а предпринимательского права не было вообще. Так что все меняется, и очень быстро.
В голову может прийти коварная мысль: как бы обойтись без государственной регистрации?
Обратимся к действующему законодательству: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением и влечет за собой административную или уголовную ответственность. Правильное же правовое оформление вашей деятельности, знание тонкостей правового регулирования этой сферы не только позволит вам получить соответствующий статус в обществе, но и приведет к повышению эффективности предпринимательской деятельности.
Источник
Урок по обществознании для 11 класса «Предпринимательство»
специалист в области арт-терапии
по теме: «Предпринимательство» 11класс
Учитель: Хангажеева Н.М.,1квалификационная
категория, МОУ Олойская СОШ .
Учебная задача: введение понятий предпринимательство и бизнес
1. Формулирует основные понятия предпринимательства;
2. Выделяет значимость предпринимательства для экономики в целом.
Развитие логического мышления, расширение кругозора, систематизация знаний.
Формирование умения работы с дополнительными источниками информации
Развить навыки общения
Формирование умения работы в парах и группах
Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, логического мышления, осознание собственной значимости в образовательном процессе.
Тип урока : урок изучения нового (проблемно-развивающее обучение)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
По источнику получения знаний:
Словесный (введение ключевых понятий урока);
Наглядный (закрепление введенных определений);
Практический (выполнение упражнений, работа со справочной литературой).
По дидактическим целям:
Метод приобретения знаний.
По характеру учебной деятельности:
Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран (интерактивная доска)
Средства обучения: учебники, справочники и словари экономической направленности, Гражданский кодекс РФ
Структура и ход урока:
1 этап: Организационный момент: 2 мин.
2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап
(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний): 5 мин.
3 этап: Операционно-познавательный этап: 33 мин., из них
3.1. Восприятие нового материала: 27 мин.
3.2. Осмысление нового материала: 6 мин.
4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов): 5 мин.
5 этап: Формулирование домашнего задания: 2 мин.
1 этап: Актуализация полученных знаний.
Учитель : Предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики. Изучая основы предпринимательства, вы должны не только разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться, успешно действовать в этом мире. Успех в области бизнеса зависит от множества факторов. Одним из непременных условий достижения высокой результативности в бизнесе является получение необходимых знаний о формах и методах ведения предпринимательского дела. Поэтому в курсе экономических знаний мы изучаем тему: «История возникновения и сущность предпринимательства».
Эпиграф: «Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете». Итак, тема урока «Бизнес и предпринимательство»
2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап
(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний).
Учитель: 1 . Что такое предпринимательство?
2. Какие пути и средства обогащения предпринимателя являются нелегальными?
3. Вы хотели бы стать предпринимателем?
4. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?
5. Зачем люди занимаются бизнесом?
Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня и в дальнейшем дать ответ.
Учитель : Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 6 — 7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.
3 этап: Операционно-познавательный этап.
3.1. Восприятие нового материала.
Учитель : В обширной зарубежной, да и отечественной литературе существует множество определений, характеризующих предпринимательство и бизнес. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение этим терминам (на доске зафиксированы термины).
Учащиеся : Учащиеся высказывают свое мнения и пытаются сформулировать определение:
Ученик 1 : Предпринимательство – это процесс организации производства товаров и услуг для получения прибыли
Ученик 2 : Бизнес – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью
Ученик 3: Предпринимательство – это процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым результатом.
Ученик 4: Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.
Ученик 5 : Предприниматель – это частное лицо, которое предпринимает действия по поставке на рынок товаров или услуг ради получения прибыли.
Ученик 6: Бизнесмен – это, прежде всего человек, организующий предприятие по производству продукции и оказанию услуг за счет собственных или привлеченных средств с целью получения прибыли .
Учитель : Среди предложенных словарей и справочников попытайтесь найти определения следующим терминам.
Учащиеся: делятся на группы (пары) и пытаются подобрать определения представленным терминам с помощью специализированной литературы.
Учитель: Итак, сформулируйте определения заданным терминам.
Учащиеся: формулируют определения из различных источников (приведем некоторые из них):
Группа 1: Гражданский кодекс РФ: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…»
Группа 2: Словарь В. Даля: « Предприниматель – предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела этого рода человека »
Группа 3: Современный экономический словарь: «Бизнесмен – это человек, который затрачивает необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого».
Группа 4: Учебник : «Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли или других форм доходов»
Группа 5: Экономический словарь : «Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя ».
Учитель : Все определения данных терминов верные, попробуйте найти в них общие черты понятия «предпринимательство».
Учащиеся : Учащиеся выделяют такие черты, как:
Ученик 1: Процесс создания нового, обладающего ценностью;
Ученик 2: Процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
Ученик 3: Процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
Учитель: Таким образом, под предпринимательством мы будем понимать:
Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.
Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли;
Учащиеся записывают определения в тетрадь.
Учитель: Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для того, чтобы предприниматель функционировал успешно. Какие, на ваш взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.
Учащиеся : Учащиеся высказывают мнения:
Ученик1 : предприниматель должен обладать определенными личными качествами;
Ученик 2 : наличие конкуренции;
Ученик 3: наличие начального капитала;
Ученик 4 : условия кредитования;
Ученик 5 : хорошая законодательная база, с предоставлением экономических прав и свобод.
Учитель : Совершенно верно, и все ваши высказывания можно представить в виде схемы
Учащиеся фиксируют схему в тетрадь.
Учитель: Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент? (учитель ответы учащихся фиксирует на доске в виде схемы)
Учащиеся высказывают мнения:
Ученик 1: получение прибыли, с которой платят налоги тем самым пополняя казну государства.
Ученик 2: создание новых рабочих мест;
Ученик 3: самореализация;
Ученик 4: внедрение новых технологий, проявление творчества и др.
Учитель: Совершенно верно.
Учащиеся : записывают схему в тетрадь.
Учитель : В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?
Учащиеся высказывают свои мнения, в ходе обсуждения формулируются причины стать предпринимателями.
3.2. Осмысление нового материала.
Учитель : Используя полученные знания, ответить на тестовые задания
Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы .
Учитель: Поменяйтесь своими решениями и проверьте ответы соседа по парте.
Учащиеся проверяют ответы и выставляют оценку.
4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов).
Учитель : Итак, подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока? Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем? Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью? С какими новыми понятиями Вы познакомились? В каких вопросах расширили знания?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учитель выставляет оценки за самостоятельную работу всем учащимся, а также дополнительную оценку наиболее активным учащимся.
Учащиеся выставляют оценки в дневник и подают на подпись учителю.
5 этап: Формулирование домашнего задания.
Учитель : Перелистав страницы истории, мы возвращаемся в сегодняшнюю действительность. Вопрос: Знаете ли вы фамилии современных российских предпринимателей, чья деятельность способствует улучшению экономики России? (подготовить о них сообщение).
Источник