Кто может стать регулируемой территориальной сетевой организацией?
4 марта 2015 года опубликовано Постановление ПравительстваРФ «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» .№ 184 от 28.02.2015 г . Вступление в силу данного документа с 12 марта 2015 г. означает для многих предприятий невозможность выступить на рынке в качестве электросетевой компании. Далеко не каждая компания сможет утвердить тариф на эти услуги, а значит, не получит (или потеряет) статус сетевой организации.
С подробностями изменений Вы можете ознакомиться сайте «Государственной системы правовой информации» . Суть Постановления заключается в ведении критериев соответствия территориальной сетевой компании. Для предприятий, не соответствующих заданным критериям, по сути устанавливается запрет на получение статуса и функционирования в качестве ТСО.
В дальнейшем Правительство РФ ещё более ужесточило требования путём внесения в указанное выше Постановление изменений Постановлениями от 04.09.2015 № 941, от 30.09.2016 № 989, от 17.10.2016 № 1056.
В итоге, на сегодня Постановление определяет шесть критериев, на соответствие которым будут проверяться кандидаты в ТСО:
1) Наличие трансформаторных и иных подстанций отвечающих следующим требованиям:
- кандидат в ТСО должен владеть подстанциями на праве собственности и (или) на ином законном основании (аренда, субаренда, безвозмездное пользование и т.д.);
- кандидат в ТСО должен иметь право владения подстанциями на срок не менее долгосрочного периода регулирования — 5 лет (3 года при установлении впервые долгосрочных тарифов);
- подстанции должны использоваться для регулируемой деятельности — оказания услуг по передаче электроэнергии;
- подстанции должны находиться в границах одного субъекта РФ;
- в подстанциях должны быть установлены силовые трансформаторы (автотрансформаторы);
- сумманоминальных мощностей трансформаторов (автотрансформаторов), установленных в подстанциях, должна быть не менее 10 МВА.
- кандидат в ТСО должен владеть линями на праве собственности и (или) на ином законном основании (аренда, субаренда, безвозмездное пользование и т.д.);
- кандидат в ТСО должен иметь право владения линиями на срок не менее долгосрочного периода регулирования — 5 лет (3 года при установлении впервые долгосрочных тарифов);
- линии должны использоваться для регулируемой деятельности — оказания услуг по передаче электроэнергии;
- линии должны быть непосредственно соединёнными с подстанциями, указанными выше;
- линии должны находиться в границах одного субъекта РФ — того же самого, что и подстанции, к которым они непосредственно присоединены;
- суммапротяжённостей линий по трассе должна составлять не менее 15 км
- линии должны быть не менее двух и более уровней напряжения;
- два уровня напряжения должны быть из следующих четырёх уровней напряжения: (1) высокое напряжение — 110 кВ и выше; (2) среднее первое напряжение — 35 кВ; (3) среднее второе напряжение — 1 — 20 кВ; (4) низкое напряжение — ниже 1 кВ — трёхфазных участков линий.
- фактов должно быть не менее 3-х штук;
- факты должны свершиться за три предшествующих расчётных периода регулирования (3 года);
- факты должны применяться органом исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования тарифов;
- понижающие коэффициенты должны позволять обеспечить уровни тарифов уровню надёжности и качества услуг;
- корректировки тарифов, установленных на долгосрочный период регулирования (5 лет или 3 года), должны быть из-за предоставления недостоверных или непредоставления отчётных данных, используемых при расчёте показателей надёжности и качества услуг.
4) Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
5) Наличие официального интернет-сайта.
Для подтверждения выполнения указанных выше требований орган исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования тарифов затребует следующие документы:
Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности и (или) иное законное право в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных и используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта РФ:
1. Для организаций, имеющих в собственности имущество:
- свидетельство о регистрации права собственности (выписка из выписка из ЕГРН), удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав;
- договор купли-продажи имущества (с приложением перечня имущества, акта приема-передачи);
- договор строительного подряда (с приложением актов ввода в эксплуатацию)
2. Для организаций, имеющих в аренде (субаренде) имущество:
- договор аренды (субаренды) объектов электросетевого хозяйства с отметкой о государственной регистрации договора в случае ее необходимости (с приложением перечня арендованного имущества, указанием количественных характеристик имущества, расчета арендной платы, актов приема-передачи);
- информация по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества (при наличии таких договоров);
- документы, подтверждающие право владения арендодателя имуществом, передаваемым в аренду
3. Для организаций, владеющих имуществом на основании договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (при наличии таких договоров):
- договор (с приложением перечня имущества, указанием количественных характеристик имущества, актов приема-передачи);
- информация по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров
Схемы соединений электрической сети территориальной сетевой организации с обозначением границ раздела балансовой принадлежности, трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, находящихся во владении территориальной сетевой организации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта РФ, в том числе трехфазных участков линий электропередач напряжением ниже 1 кВ.
Документы, подтверждающие постановку на баланс имущества, используемого для оказания услуг по передаче электрической энергии (акты приема-передачи объектов основных средств (форма N ОС-1), инвентарные карточки учета объектов основных средств (форма N ОС-6), акты приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), акты списания объектов основных средств (форма N ОС-4) (при наличии))
Согласно письма Минэнерго РФ от 09.04.2015 г. № 09-1167 официальным является сайт в сети Интернет, указанный в справке. Справка должна быть представлена в орган исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования тарифов, будучи подписанной руководителем и заверенной печатью предприятия.
В том случае, если предприятие не соответствует хотя бы одному из шести критериев, руководству предприятия будет направлено Уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии. В нем будут указаны критерии, которым владелец сетей не соответствует. Другими словами предприятие получит отказ в утверждении тарифа (получения статуса ТСО) на основании несоответствия заданным критериям.
Ежегодно список компаний-претендентов на звание территориальной сетевой компании с указанием наличия тарифа (то есть те, кто утвердил тариф на передачу), а также отсутствия тарифа (то есть те, кто не получил статус ТСО) будет публиковаться:
- до 31 декабря года, предшествующего расчетному периоду — на сайте Федеральной службой по тарифам (ФСТ);
- до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду — на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов
В списках будут указаны :
- наименование (полное и — при наличии — сокращенное) и ОПФ организации,
- ИНН и КПП предприятия
- адрес сайта компании
- выделенный телефонный номер для обращений потребителей услуг по передаче электроэнергии
Напоминаем, что возможность осуществлять деятельность в форме электросетевой организации — это возможность получать ДОХОД за счет оказания услуг по передаче электроэнергии субабонентам, подключенным к сетям. Компании, потерявшие (не получившие) возможность функционировать в этом качестве, также потеряют (не получат) дополнительный доход.
Для таких компаний, однако, остается альтернативный способ извлечения выгоды из собственных электрических сетей — создание собственнойэнергоСБЫТОВОЙ компании.
Деятельность в форме энергосбытовой компании подразумевает организацию поставки электроэнергии по договорам энергоснабжения потребителям, подключенным к электросетям, то есть предприятиям, которые являются для владельца сетей субабонентами (транзитными потребителями, арендаторами).
Источник
Технологическое присоединение: гарантированная правовая помощь
Правовая помощь в подключении к электросетям / elektro-help.ru
Как получить статус сетевой компании?… Да никак!
3 сентября т.г. пройдет уже 5 месяцев (почти полгода. ) со дня выхода распоряжения Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р, утвердившего Стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации, а сюда на сайт и ко мне на почту всё так и продолжают регулярно поступать вопросы «Как получить статус сетевой компании?», «Как стать электросетевой компанией?» и т.д. и т.п.
Как не хотелось «расстраивать» вопрошающих, но ответ на все подобные вопросы только один: НИКАК.
Забегая несколько вперед, могу отметить, что больше половины спрашивающих имеют в действительности цель получить всего лишь утвержденный тариф на оказание услуг по передаче электроэнергии. Только вот заблуждаясь, приравнивают получение этого утвержденного тарифа к получению их организациями (и даже гражданами) статуса электросетевой компании. Ниже я раскрою причину таких заблуждений. Рассчитываю, что это позволит остальным (кому я еще не успел дать лично свои разъяснения) понять, в чем заключается существо их вопроса.
Возвращаясь же к тем, кто намерен создавать электросетевую компанию в настоящем значении этого термина, можно отметить, что это, как правило, уже существующие юридические лица (или группы физических лиц), приобретшие различными (вполне законными) способами действующие электросетевые объекты, участвующие в электроснабжении потребителей. И очень редко это те, кто еще только начал задумываться об этой «плодотворной» идее. И именно это меньшинство оказывается сейчас в более выигрышном положении.
Выигрывают же они хотя бы потому, что им уже, надеюсь, не придется обращаться ко мне (ну и не только ко мне, конечно) с вопросом «Как уйти от статуса сетевой организации?». А такие вопросы уже начали ко мне поступать.
Возникновение этого вопроса было объективно предопределено, так как ведение профессиональной электросетевой деятельности чрезвычайно ответственный и затратный процесс. Только непосредственно столкнувшись с тем бременем возложенных законом обязательств, руководители и собственники вновь созданных электросетевых компаний (утратив эйфорию) задумались и поняли, как их (обязательства) трудно выполнять и насколько это убыточно.
Следует отметить, что ранее (достаточно давно) мною довольно подробно разъяснялась (всем, кто когда то обращался за разъяснениями) очень утомительная процедура создания электросетевых компаний, а также последующие организационные и экономические проблемы их текущей деятельности. Что, в общем то, и подтвердила практика. Поступающие вопросы как сейчас освободиться от статуса сетевой организации – наглядное тому свидетельство.
Это также освобождает меня и от излишнего (и совсем здесь неуместного) повторного описания всех трудностей создания и дальнейшего функционирования электросетевой компании. Поэтому я вернусь к основному предмету обсуждения – той самой Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, с упоминания о которой начал свою публикацию (будем ее далее называть Стратегия). Причем достаточно только детально проанализировать ее (Стратегии) раздел о территориальных сетевых организациях.
Констатируя современное состояние электросетевого комплекса России, Стратегия подчеркивает, что имеющиеся сейчас более 3000 территориальных сетевых организаций (для сравнения – в Германии их около 800) усиливают риски в отношении работы электрической сети и предопределяют неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием.
Раскрывая далее, как именно отражается негативное влияние множества территориальных сетевых организаций (и особенно малых), Стратегия предусматривает поэтапное применение мер по разрешению описанной проблемы. На первом этапе (2014 – 2017 годы) планируется уменьшение количества территориальных сетевых организаций по результатам введения критериев отнесения организации к территориальной сетевой организации, а также исключения расходов «моносетей» из расчета «котлового» тарифа. Стратегия предполагает, что в результате этих мероприятий около половины существующих сетевых организаций, формирующих менее 10 процентов совокупной выручки отрасли, не будут соответствовать критериям территориальных сетевых организаций и будут вынуждены уйти с рынка.
Второй этап (в течение 2017 – 2030 годов) включает в себя консолидацию территориальных сетевых организаций, использующую экономические стимулы, связанные с внедрением инструментов сравнительного анализа и усиления требований к качеству и надежности при тарифном регулировании. Результатом консолидации к концу 2-го этапа должно стать сокращение числа территориальных сетевых организаций примерно до современного количества таких организаций в Германии (то есть, до 800).
Естественно, что предстоящие процессы будут очень болезненны и поэтому Стратегия предусматривает разработку процедуры передачи территориальных сетевых организаций, не отвечающих установленным критериям, а также ставшим убыточными вследствие отказа в компенсации неэффективных затрат при тарифном регулировании, в управление квалифицированным сетевым организациям (путем заключения договоров о порядке использования, приобретения и (или) аренды сетей).
Конечно, всем для кого освещаемый здесь вопрос актуален, не следует ограничиваться прочтением настоящей статьи. Нужно обязательно самим в полном объеме и тщательно изучить вышеуказанное распоряжение Правительства РФ и утвержденную им Стратегию. Это, несомненно, позволит глубже понять тему и уяснить для себя всю бесперспективность задуманной идеи создать профессиональную электросетевую компанию. В свете предстоящих изменений это становится бессмысленным. Ведь действительно трудно было бы объяснить целесообразность вхождения с большими трудностями в этот рынок для того, чтобы с еще большими трудностями (да еще и с неминуемыми потерями) с него уйти. Тут, как говорится, кто не успел – тот опоздал. Но не всегда это бывает плохо.
Возвращаясь же к той заблуждающейся части спрашивающих, как стать сетевой компанией, отмечу, что причина всеобщего заблуждения заключается в игнорировании понятия территориальной сетевой организации. Никто не придает внимания тому, что указал законодатель в абзаце 29 статьи 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ. Именно в данной правовой норме указывается, что территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных законом «Об электроэнергетике» – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из анализа содержания этой правовой нормы следует однозначный вывод, что статус сетевой организации имеют только лишь те коммерческие (подчеркиваю, коммерческие) организации, у которых основная уставная цель – только оказание услуг по передаче электроэнергии. Те же организации, что вынуждены в силу стечения обстоятельств и наличия у них электросетевых объектов, от которых осуществляется электроснабжение третьих лиц, претендовать на этот статус не могут. Для них данная деятельность является побочной. Разработка и утверждение региональными тарифными органами тарифов на услуги по передаче электроэнергии права на его (статуса) присвоение им не дают.
Источник