Как открыть бизнес по прокату электросамокатов

Диванная аналитика №205. Как устроен бизнес проката электросамокатов

После того, как рассказал о своих впечатлениях от сервиса проката электросамокатов Lime, самое время разобраться в том, как устроен этот бизнес.

Часто приходится слышать, что прокат самокатов – это аналог Uber, на сходство намекает одинаковый подход. Приложение, работа сервиса для конечного пользователя очень сходны, отсюда это ошибочное мнение. С точки зрения бизнеса прокат велосипедов и самокатов кардинально отличается от того же Uber, более того, сам Uber впоследствии столкнется с теми же проблемами, что и такие компании, как Lime, Bird и другие, что занимаются прокатом. И знаете, в чем проблема? В Uber работают водители на своих машинах, а собственный автопарк достаточно незначителен. В прокате велосипедов или самокатов нет чужих транспортных средств, а только свои. То есть стоимость вхождения в бизнес значительно выше, чем для агрегаторов, таких как Uber. И в этом ключевое отличие, которое все переворачивает с ног на голову. Давайте в деталях рассмотрим бизнес сервисов по прокату самокатов, для простоты начну с ключевых вопросов, что оказывают влияние на всю модель бизнеса.

Как устроены сервисы проката самокатов – детали и проблемы

Любой сервис ориентируется на конкретный город, а это значит, что могут отличаться дороги, наличие велосипедных дорожек, юридические запреты или разрешения. Теоретически для разных регионов мира нужно создавать разные самокаты, на практике это излишняя трата средств. Чем более унифицированным будет парк ваших самокатов, тем лучше и проще. Требования, что накладываются на модель, разнообразны, но есть несколько общих черт:

  • Долговечность и надежность;
  • Повышенная проходимость;
  • Емкая батарея;
  • Платформа, рассчитанная на людей с обычным и чрезмерным весом.

Первоначально многие сервисы использовали обычные, пользовательские самокаты. Их надежность при эксплуатации оставляла желать лучшего, так как они просто не были рассчитаны на небрежную и чрезмерную эксплуатацию. Одно дело, когда самокат куплен вами за свои деньги, совсем другое, если вы арендовали его на время и гоняете где придется, без оглядки на то, что с ним случится после вашей поездки. Даже если следующий ездок получит сломанный самокат, для большинства людей это ничто не значит. Это создает повышенную нагрузку на самокаты, срок их службы резко сокращается. Так как все сервисы проката находятся в стадии роста и привлекают инвестиции, они предпочитают обходить вопрос срока службы отдельного устройства, он является одним из самых болезненных в этой бизнес-модели.

Но приятный момент в том, что мы можем с определенной достоверностью сравнивать данные для разных стран, городов различного размера. В Луисвилле, что находится в американском штате Кентукки, довольно прогрессивное законодательство, город принял политику прозрачных цифровых данных. И вы можете посмотреть все данные о поездках самокатов, узнать все, что связано с ними, кладезь информации располагается вот здесь.

В данный момент в Луисвилле работают четыре оператора – Bird, Lime, Bolt, Spin, а общее число самокатов составляет до 800 штук. Интересно посмотреть, как выходил на рынок первый оператор Bird, это было ровно год назад, в августе 2018-го.

Первоначально Bird вышел со 129 самокатами. Важно понимать, что от числа самокатов напрямую зависит то, насколько плотно вы сможете покрыть город, какой будет площадь, на которой они доступны. Чем больше самокатов, тем больше поездок. При этом существует определенный алгоритм минимального числа самокатов и числа наполненности, после которого рост числа самокатов неинтересен для сервиса. Ровно то же самое происходило с прокатом велосипедов, которые можно было оставлять в любой точке города.

Посмотрите на покрытие велосипедами британских городов, это очень показательный график. За год произошло падение числа доступных велосипедов, и площадь, соответственно, сократилась, об этом мы поговорим чуть позже.

Читайте также:  Вновь создаваемая фирма может открыть

В издании Quartz проанализировали данные из Луисвилля по ID самокатов и сделали несколько выводов, их оригинальный текст можно найти вот тут.

А нам интересно посмотреть на данные, что были получены:

  • Среднее время жизни самоката составило 28.8 дня;
  • Медиана срока жизни – 26 дней;
  • В среднем за срок жизни самокат проезжал 163.2 мили, среднее число поездок – 92;
  • Пять самокатов из первоначальных 129 не совершили ни одной поездки;
  • Самокат-долгожитель находился на дорогах 112 дней;
  • Только семь из 129 самокатов жили более 60 дней.

В разных источниках приводится различная стоимость для самокатов, но она начинается от 500 долларов и для некоторых моделей достигает 800 долларов. Если отталкиваться от стоимости самоката в 500 долларов, при стоимости поездки в Луисвилле срок окупаемости составил бы почти полгода без учета каких-либо дополнительных затрат (обслуживание, зарядка и так далее). Но мы живем в реальном мире, где есть дополнительные расходы. Например, в Луисвилле это:

  • Временная лицензия на полгода работы 2 000 долларов;
  • Обычная лицензия – 1 000 долларов;
  • Город взимает 50 долларов за каждый самокат в год;
  • Один доллар ежедневно нужно платить за самокаты, что остаются на улицах, то есть это весь парк самокатов;
  • Стоимость выделенных зон парковки составляет сто долларов за зону.

И это только платежи в адрес города, мы не учитываем другие моменты. Чтобы не повторяться, скажу, что в разных источниках приходят к одним и тем же выводам, стоимость самоката не просто не оправдывается, компания теряет на нем деньги. Это зависит от первоначальной стоимости, но в Луисвилле потери составляют минимум 300 долларов от стоимости самоката, если не считать дополнительные расходы, а просто посчитать экономику исходя из цены поездки (нет лицензий и так далее). Эта цифра написана вилами по воде, но это лучшее, что есть у нас. Экономики в сервисе проката пока нет, так как это инвестиционные проекты наподобие Uber, и они пытаются привлечь аудиторию, раздуть свою значимость для последующих инвестиционных раундов. И то, что существует несколько таких сервисов, они воюют между собой, создает видимость интересной экономической модели в будущем. Но пока такой модели не существует, она просто отсутствует.

В идеальном мире компании не сталкивались бы со многими изъянами, например, с вандализмом. Но в реальном мире это очередной изъян в модели бизнеса – самокаты сжигают, закапывают, разламывают, выкидывают в реки и озера. В Окланде, Калифорния, в озере нашли последнее пристанище около 60 самокатов.

Компании не приводят никаких данных о том, насколько это массовое явление. Но судя по косвенным признакам, это вовсе не капля в море, а вполне устойчивая тенденция. Она же наблюдалась для велосипедов, тут нет никаких отличий. Но выкинуть велосипед несколько сложнее, он банально больше и тяжелее.

Интересно исследование, что провела компания ARK Invest относительно экономики самокатов, вы можете найти его вот тут.

Давайте посмотрим на стоимость поездки.

В будущем предполагается, что стоимость поездки должна снизиться, и для этого есть предпосылки. Но это автоматически будет означать рост срока окупаемости, на который не готовы компании, так как срок жизни самоката слишком мал.

Вот какие размышления стоят за расчетом новой стоимости.

Но посмотрите вот на эти графики, из них видно, что расширение числа велосипедов в городе дало увеличение абсолютного числа поездок, но не увеличило среднее число поездок на один велосипед. Это изъян в общей модели, экстенсивный рост невозможен в принципе. Надо менять привычки людей, а это сделать сложнее всего. То есть все подобные сервисы очень быстро упираются в недостаток аудитории, которая потенциально заинтересована в их услугах.

И тут также есть большие отличия от того же Uber. Ведь Uber выступает заменой обычного сервиса такси, в то время как прокат самокатов не имеет прямых аналогов. И это совершенно другая модель, их просто невозможно сравнивать, хотя определенное мнимое сходство наблюдается, плюс есть ряд одинаковых проблем, например, невозможность договориться с городами.

Читайте также:  Как дать свое определение предпринимательской деятельности

В Лондоне нет проката самокатов, так как город запретил эти сервисы. Это случилось после войны велосипедных прокатов, что пытались завоевать столицу Британии, в первую очередь борьба шла между китайскими сервисами. Заливание города деньгами и велосипедами привело к тому, что сервисы просто стали испытывать недостаток в пользователях, их экономика сильно ухудшилась. И это прямая аналогия для сервиса самокатов.

Интересный и подробный материал об этом можно прочитать вот тут.

Для городов самокаты – это возможность как заработать, так и решить проблему транспорта, частично разгрузить городской транспорт. Но только в теории. На практике стоимость таких поездок остается запредельно высокой для пользователя, это скорее развлечение для туристов, нежели ежедневное средство передвижения. Отсутствие абонементов говорит о том, что компании пока не смогли создать работающую экономическую модель для этого.

Также надо понимать, что стоимость обслуживания, зарядки всех самокатов, что разбросаны по городу в произвольном порядке, достаточно велика. В Lime сделали для этого специальную программу.

Вы можете подключиться к программе, выполнять задания и получать за это деньги. Обычно нужно собирать самокаты, далее заряжать их и расставлять в обозначенных точках. И это интересно только для тех, кто может взять на себя расходы по массовому обслуживанию самокатов, например, имеет грузовичок и гараж. Для остальных мнимый заработок, который не оправдывает затрат на усилия. И тут можно отметить то, что тот же Lime переложил сервис на других людей, что умно и экономит их деньги. Создание собственной службы для зарядки, логистики самокатов будет обходиться намного дороже. А это еще больше тянет экономику вниз.

Возможно, что я излишне пессимистичен, но ни одна модель бизнеса не показывает возможность для проката самокатов выйти даже в операционный плюс. Это изначально инвестиционная модель, рассчитанная на освоение денег инвесторов. И в этом есть определенное сходство с Uber. Но если Uber имеет в будущем автономные машины, что теоретически сократят стоимость поездки, так как не будет водителя, то в самокатах этого нет. А все расходы и необходимость закупки самокатов уже сейчас присутствуют. Перспективы Uber не менее туманны, но, скорее всего, прокат самокатов начнет сужаться, исчезать намного быстрее. В данный момент в этом соревновании прожигают деньги инвесторов, гонка идет для выхода на IPO, получения дополнительных раундов инвестиций. Это пузырь, который старательно раздувают. И рано или поздно он лопнет, вам так не кажется?

Источник

Документы, чтобы открыть прокат самокатов

Как должны работать точки проката, написано в госте о бытовых услугах. Какие документы нужны, чтобы открыть прокат самокатов, зависит от места, где находится точка. Но сначала надо получить свидетельство о регистрации бизнеса, мы об этом уже писали: Как открыть ООО и Как зарегистрировать ИП за час.

Потом найти место, где поставить точку проката, заключить соглашение о субаренде и сделать пользовательское соглашение.

Еще о документах:

Найти место для точки проката

Поставить точку с прокатом самокатов можно в торговом центре, в выносной палатке на площади, в парке или снять офисное помещение на первом этаже, где можно выдавать самокаты и хранить их, как на складе. Если прокат сезонный, обязательно должен быть склад, где хранить транспорт вне сезона.

Сначала надо понять, где будет находиться точка. Если в торговом центре или на территории, которая принадлежит частному владельцу или арендатору, тогда нужно заключать договор аренды или субаренды и договариваться об оплате. Чаще всего это процент от ежемесячного дохода или фиксированная сумма в месяц.

Читайте также:  Бизнес идеи по производству с вложениями до миллиона

С муниципалитетом история непредсказуемая и долгая — дадут ли землю в аренду, зависит от администрации города. Лучше договориться, например, с владельцем кафе и поставить точку на его территории.

Договор на вывоз мусора, утилизацию люминесцентных ламп и разрешение на вывеску надо получать, если точка работает на территории, которая принадлежит городу. Во всех других случаях, эти договоры и разрешение получает владелец торгового центра или площади.

Заключить пользовательское соглашение

Пользовательское соглашение — это договор между прокатчиком и клиентом, где прописывают, на каких условиях одни выдают самокат, а другие берут в аренду.

Соглашение может быть в любой форме: бумажной, электронной, в приложении для аренды самокатов. В мобильном приложении достаточно поставить галочку и пользоваться прокатом. Можно повесить соглашение на сайте, и это тоже будет соблюдением закона.

В соглашении прописывают, кто несет ответственность, если самокат сломался; кто виноват, если человек упал на арендованном транспорте и поранился. Чтобы не было претензий в случае падения, перед тем как отдавать транспорт, надо провести инструктаж и рекомендовать пользоваться наколенниками, налокотниками и шлемом во время катания.

Технику безопасности можно прописать в журнале и положить на точке. Когда инструктор объяснит правила безопасности, клиент расписывается в журнале, и уже сам несет ответственность за травмы, которые могут случиться во время катания.

Прокатчик несет ответственность за травмы, если изначально самокат был неисправный. Одно дело, если клиент поехал с горки, не соблюдал правила техники безопасности и упал — здесь прокатчик не виноват. А если клиент ехал, соблюдал правила, а у самоката отвалился руль или отказали тормоза, тогда уже виноват прокатчик, который выдал некачественный транспорт.

Алексей Ковалев

Мы работаем на упрощенке и платим 6% от доходов с проката. Мы подключили эквайринг на все наши точки, посадили туда операторов, которые работают по договору, потому что это сезонная работа.

У нас есть разные точки, на которых мы работаем по договору субаренды. Одна из них рядом с Макдональдсом. У входа в кафе стоит стойка с самокатами, кафе дает нам электричество, а мы их пиарим — делаем наклейки на самокат. А еще наша стойка — это дополнительный сервис. Гости приходят в Макдональдс и могут еще покататься на электросамокатах. Еще мы поставили точку у небольшой кондитерской.

Мы не ставим отдельные палатки, потому что получить аренду у муниципальных служб очень сложно, много согласований, а в итоге могут отказать. Поэтому мы пошли по своему пути: находим коммерческие площади, которые принадлежат владельцам заведений, и с ними договариваемся либо на процент с проката, либо на фиксированную сумму в месяц. Это самый простой способ избежать бюрократии. Процент зависит от места: если место крутое и проходное, тогда, чтобы их заинтересовать работать с нами, даем от 20-25% ежемесячной выручки.

Бывает, договариваемся работать на партнерских отношениях — клеим рекламу на самокаты. Если арендодатель хочет получать за аренду фиксированную плату, платим 8-10 тысяч рублей в месяц. Самокатный бизнес приносит и неудобства: самокаты стоят у входа в заведение и мешают некоторым клиентам. Поэтому 8-10 тысяч рублей редко кто берет, чаще это процент с аренды самокатов.

Еще у нас есть точка в торговом центре: мы поставили стойку с самокатами на улице, а оператор сидит в самом центре. За эту точку мы платим девять тысяч рублей в месяц.

У нас нет склада для хранения самокатов, но есть мастерская, где мы их ремонтируем, и какая-то часть самокатов лежит там. В основном мы их храним в том же месте, где выдаем в прокат: если на улице, тогда ставим железный бокс и на ночь убираем туда самокаты. Если в ТЦ или в кафе, храним там, где разрешат. За хранение еще никогда нигде не платили.

Источник

Оцените статью