Как открыть бизнес госслужащему

Предпринимательская деятельность

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Государственный служащий не лишен права на участие в юридическом лице (на оформление на себя бизнеса), однако в силу ч. 2 ст. 17 названного закона в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Судебная практика подчеркивает, что действующее законодательство не содержит безусловного запрета на владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а предусматривает необходимость передачи их в доверительное управление при наличии объективных доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что такое владение привело бы или могло бы привести к конфликту интересов — ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 по делу N А56-55628/2012, кассационное определение Московского городского суда от 25.06.2014 N 4г/2-5892/14, апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2014 по делу N 33-10143).

Источник

Инвестиции для госслужащих. Недвижимость

Работа на государство – это большие полномочия, но и большая ответственность. Поэтому законодательство в деталях регулирует деятельность и статус государственных служащих, в том числе устанавливает для них многочисленные запреты и ограничения. Многие из таких запретов и ограничений относятся к области финансов и инвестиций. На нашем сайте мы уже об этом писали ( Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности ). Настоящей статьей мы начинаем серию публикаций, где подробно рассмотрим влияние запретов и ограничений, связанных с госслужбой, на инвестиционные возможности государственных служащих.

Запреты и ограничения для госслужащих в области финансов и инвестиций, можно условно разделить на следующие большие группы: (1) запрет на осуществление предпринимательской деятельности; (2) запрет на иностранные счета и финансовые инструменты; и (3) запрет на владение ценными бумагами, которое приводит (или может привести) к конфликту интересов.

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации.

Гражданский Кодекс определяет предпринимательской «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Он же требует, чтобы лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязательно были зарегистрированы в этом качестве (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя, ИП) в установленном порядке. За ведение такой деятельности без госрегистрации предусмотрена административная и налоговая ответственность, а при определенных обстоятельствах — даже и уголовная ответственность.

Несмотря на прямое требование об этом (и соответствующую административную и уголовную ответственность), многие физические лица занимаются деятельностью, подходящей под определение предпринимательской, без регистрации даже в качестве ИП.

Предпринимательская деятельность и инвестиции в недвижимость

Давайте рассмотрим, может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью на примере инвестиций в недвижимость.

Инвестиционная недвижимость

Второй по популярности (после банковских депозитов) инвестиционный инструмент в Российской Федерации – это недвижимость. Можно утверждать, что простая покупка инвестиционной недвижимости в надежде на рост ее стоимости, не является предпринимательской деятельностью. При такой инвестиции пользования имуществом (т.е. извлечения ее полезных свойств) не происходит, т.к. собственник только владеет данным активом. Аналогичным образом, инвестиции в строительство на этапе котлована по договору ДДУ, также не будут признаваться предпринимательской деятельностью.

Следовательно, такой способ инвестиций как приобретение или вложения в недвижимость, при условии соблюдения остальных ограничений и запретов, полностью доступен государственным служащим, поскольку ни покупка недвижимости, ни инвестиции в ее строительство, не являются предпринимательской деятельностью. Единственное что стоит иметь ввиду при рассмотрении возможностей инвестиций в подобные активы – обязанность госслужащих отчитаться о своем имуществе в установленном порядке, а также, для некоторых категорий госслужащих – о своих расходах.

Читайте также:  Кто имеет право создать предприятие

Арендный бизнес

Другим видом инвестиций в недвижимость является приобретение, как правило, готовой недвижимости с целью сдачи ее в аренду. Бизнес раньте собственно и состоит в целенаправленной покупке недвижимости и немедленной сдаче ее в аренду. «Профессиональные» раньте регистрируются в качестве ИП, что позволяет им законно экономить на налогах, поскольку ставка налога для ИП может быть ниже 13%.

Может ли чиновник заниматься арендным бизнесом? Будет ли являться такая деятельность предпринимательской (а, следовательно, и запрещенной)?

Исходя из запрета на предпринимательскую деятельность, государственная служба и статус ИП несовместимы, и регистрация в качестве ИП не доступна для госслужащих. Однако многие арендодатели-физические лица также не регистрируются в качестве ИП.

Признаки предпринимательской деятельности, указанные в Кодексе, носят оценочный характер и не позволяют однозначно ответить, является ли деятельность по сдаче недвижимости в аренду, предпринимательской. Ответ на данный вопрос может дать судебная практика по административным и уголовным делам, где в судебных решениях по конкретным случаям приводятся критерии, признаки предпринимательской деятельности и ее отличия от иной деятельности.

Судебная практика

Из существующей судебной практики, а также доступных разъяснений налоговых органов следует, что наличие лишь одного договора аренды недостаточно для признания арендодателя – гражданина предпринимателем. Для того, чтобы сделать такой вывод, необходимо установить факты систематического получения прибыли от передачи имущества в аренду. Поэтому, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии признаков предпринимательской деятельности, правоохранительные и налоговые органы прежде всего анализируют цели, для которых гражданин приобрел то или иное имущество, а также систематичность совершения им сделок, причем как по приобретению недвижимости, так и по сдаче ее в аренду. Под «систематическим» ведением бизнеса налоговые органы понимают совершение гражданином не менее двух сделок в течение года.

Вывод о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности можно делать только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах такой деятельности. При этом о предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности:

  • Приобретение недвижимости с целью последующего извлечения прибыли
  • Ведение учета операций, связанных с осуществлением сделок (т.е. «бухгалтерии»)
  • Взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенных период времени сделок, и т.д.

Если же указанные признаки отсутствуют, например, при однократном совершении физическим лицом арендной сделки, то деятельность не является предпринимательской и у гражданина не возникает обязанность регистрироваться как ИП. Так, в одном из постановлений, Верховный Суд указал, что не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, которое приобрело для личных нужд либо получило недвижимость по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой сделки получило доход, не подлежит уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сдача недвижимости в аренду возможна (и безопасна) для госслужащих, в следующих ситуациях:

  • Жилая недвижимость была приобретена для личных нужд, но в связи с отсутствием необходимости в использовании (например, получении служебной квартиры) сдается; и
  • Недвижимость (как жилая, так и нежилая) была получена по наследству и в связи с отсутствием необходимости использования сдается.

Представляется, что покупать 2-ую, 3-ю и т.д. квартиру специально для сдачи в аренду, равно как и приобретать нежилое помещение для этих же целей госслужащему не следует, поскольку такие действия с большой долей вероятности могут быть квалифицированы как «деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли».

В этой связи мы рискнем утверждать, что, хотя и отдельные арендные сделки доступны для госслужащих, к сожалению их статус не позволяет им стать полноценными раньте, т.е. осуществить регулярные инвестиции в недвижимость с целью сдачи ее в аренду.

Обращаем внимание, что за нарушение указанного запрета (занятие предпринимательской деятельностью), предусмотрены достаточно жёсткие санкции — гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (см. ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе), а также может подлежать административной и даже уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Другие материалы из цикла Инвестиции для госслужих

Источник

Как правильно инвестировать госслужащему

Государственные служащие, помимо разнообразных преференций, имеют существенные ограничения и запреты, в том числе лимитированы их инвестиционные возможности на фондовом рынке.

Перечень запретов и список лиц, которых они касаются, установлены законами:

  • N 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • N 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008;
  • N 79-ФЗ от 07.05.2013 «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках».
Читайте также:  Появилась бизнес идея как реализовать

Ограничения по инвестированию для госслужащих

Основные категории граждан, у которых возникают вопросы, распространяются ли на них инвестиционные ограничения.

  1. Лица, состоящие на службе в органах власти федерального уровня, субъектов РФ, правоохранительных органах, военнослужащие – им запрещается владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
  2. Сотрудники госкорпораций, предприятий, АО, доля участия государства в которых составляет более 50 %. Служащие этих предприятий не подлежат ограничениям, кроме сотрудников, занимающих высокопоставленные должности и имеющих доступ к информации государственной важности.
  3. Работники бюджетных организаций в области медицины, образования, науки, культуры, получающие заработную плату из государственного бюджета. Они не имеют особого положения, льгот, привилегий. Запретительные меры их не касаются.

Запреты и ограничения связаны со статусом определенных групп госслужащих, принимающих участие в решениях по национальной безопасности, суверенитету страны, имеющих доступ к государственной тайне.

Запрещено использовать счета, делать вклады, сдавать на хранение наличность, ценные вещи в зарубежных банках, владеть ИФИ лицам, занимающим госдолжности в Российской федерации:

  • первого зама и замов генерального прокурора РФ;
  • Совета директоров ЦБ РФ;
  • федеральной госслужбы, на которые назначают по приказу президента РФ;
  • замов руководителей федеральных органов власти в госкорпорациях, фондах, занимаемые по решению президента или правительства;
  • глав ГО, муниципальных районов;
  • ФГС, ГГС, субъектов России, ЦБ РФ, госкорпораций, фондов, созданных для участия в принятии решений, касающихся вопросов госбезопасности и суверенитета страны.

Кроме должностей, перечисленных в законе, каждым министерством и ведомством Российской Федерации утвержден собственный список государственных должностей, на которые распространяются ограничительные рамки.

Из огромного перечня нормативных актов можно выделить общие закономерности:

  • ограничения затрагивают лиц, занимающих руководящие посты в государственных структурах;
  • работа таких лиц связана с доступом к секретным и важным государственным сведениям.

Положения законодательства о запретах распространяются на ближайших родственников государственного служащего: жену (мужа), несовершеннолетних детей. В ежегодной декларации они обязаны указывать свое имущество, счета и недвижимость.

Лица, состоящие на государственной службе, могут владеть российскими ценными бумагами (долями участия в бизнесе, паями в УК), если при этом не возникает конфликта интересов. В противном случае чиновник должен организовать управление ценными бумагами доверенным лицом в рамках российского законодательства.

Конфликт интересов может наступить при наличии у госслужащего личного интереса, влияющего на объективное и беспристрастное выполнение должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью подразумевается возможность получения дохода, выгоды в любом виде.

Перечень запрещенных инструментов для инвестиций

ФЗ № 79-ФЗ от 07.05.2013 раскрывает понятие иностранных финансовых инструментов, владение которыми запрещено госслужащим.

  1. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и зарубежных структур, без создания ЮЛ. Такие бумаги имеют международный идентификационный номер (ISIN), где первые 2 знака шифруют название страны эмитента. Например, код ценной бумаги эмитента Raiffeisen Bank International AG – AT0000606306 – это иностранный финансовый инструмент (ФИ), не предназначенный для покупки госслужащими. Акции отечественных компаний имеют идентификатор с отличительным знаком RU.
  2. Ценные бумаги российских компаний, выпущенные их иностранными филиалами. Запрещены к покупке еврооблигации российских компаний, выпущенные их представительствами в других странах, имеющие иностранную регистрацию.
  3. Нельзя вкладываться в депозитарные расписки (ДР), дающие право на владение ценными бумагами внешнего эмитента. ДР выпускаются на зарубежной территории, имеют код, отличный от российской зоны RU. Акции биржевого фонда ETF, даже если они предлагаются к покупке на отечественных торговых площадках.
  4. Доли участия, паи в УК предприятий, зарегистрированных в других странах, в активах зарубежных структур без создания ЮЛ. Под запретом российские ПИФы, инвестирующие средства в активы за пределами России, доли биржевого фонда ETF от иностранных компаний, даже на российских биржах.
  5. Договоры – следствия финансовых инструментов (фьючерсы), если одной из сторон проходит нерезидент или зарубежная структура без создания ЮЛ.
  6. Доверительное управление (ДУ) активами в соответствии с законами иностранной страны, создателем которого указано лицо из ограничительного списка настоящего закона.
  7. Договоры займа с участием нерезидента или зарубежной структуры без создания ЮЛ.
  8. Кредитные контракты с иностранными банковскими учреждениями в других странах.

Куда можно инвестировать госслужащим?

  1. Государственным служащим можно вкладывать средства в отечественные ценные бумаги и ФИ. Разрешается покупать акции российских предприятий и компаний, государственные облигации, если это не приводит к конфликту интересов.
  2. Приобретение полисов накопительного или инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), даже если инвестиции произведены в зарубежные активы. Отсутствие запрета на покупку полиса ИСЖ с вложением в иностранные активы объясняется тем, что они находятся в собственности страховой компании, а не владельца страхового полиса.
  3. Гражданским работникам, военнослужащим, сотрудникам МВД, ФСБ можно иметь и использовать счета (вклады), в том числе валютные в российских банках. Хранение валюты на счете в банке за пределами России запрещено.
  4. Доверительное управление и ПИФы с инвестированием в ценные бумаги РФ.
  5. Госслужащим предоставлена возможность вложения в строящееся жилье, инвестиционную недвижимость, покупку иностранной недвижимости.
  6. Передача в доверительное управление ценных бумаг. Обычно заключается договор с ЮЛ, которому разрешено торговать на рынке ценных бумаг. Госчиновник в этом случае становится выгодоприобретателем. По договору ДУ запрещено вложение средств в зарубежные ценные бумаги и фонды.
Читайте также:  Как открыть свою радиостанцию бизнес план

Какая информация подается в декларации о доходах?

Для контроля финансового бюджета государственных служащих введена система декларирования их доходов и расходов. Декларация помогает выявлять расходы чиновника на приобретение имущества, транспорта, покупку ценных бумаг, размещение денежных вкладов, не соответствующие размеру официальных доходов.

Полный перечень должностных лиц, обязанных подать декларацию, приведен в приказе Президента РФ от 18.05.2009. Чиновник должен задекларировать не только свои доходы и расходы, но и отчитаться за жену (мужа) и детей до 18 лет.

Данные за годовой период с января по декабрь заносятся в справку о доходах по форме, установленной указом президента РФ. Последний срок сдачи декларации за предыдущий год 30 апреля текущего года.

Справка заполняется на компьютере с помощью программы «Справка БК» и подается в кадровое подразделение работодателя, на которое возложены функции передачи данных в соответствующие структуры.

В части о доходах сообщается информация о полученных доходах в разных областях деятельности чиновника. Здесь присутствуют графы для заполнения цифрами доходов, заработанных по вкладам в банках, от владения ценными бумагами и долями в коммерческих предприятиях.

Раздел «Сведения о расходах» заполняется госчиновниками, если они или их ближайшие родственники приобрели в отчетном периоде недвижимость, автомобили, ценные бумаги или доли в организациях, строительстве.

В разделе «Сведения об имуществе» отражается имущество: недвижимость, транспорт, имеющееся на конец отчетного года.

В отдельном разделе предоставляются данные о ценных бумагах, долевом участии в УК и фондах коммерческого характера, которые находились в собственности декларанта в последний день отчетного года. Если, к примеру, акции были приобретены и через короткий промежуток времени проданы, в этой графе указывать их не нужно. Декларируется лишь доход от сделки. Если же продажа была в минус, тогда доход будет нулевым, а не отрицательным.

В справке о доходах дается информация о недвижимости, предоставленной во временное пользование (договоры аренды и т. п.), об имуществе, отчужденном по договорам дарения в отчетном периоде.

Контроль соблюдения законодательства

Основанием для проверки госслужащего, которому запрещено открывать и иметь счета, хранить наличность и ценные предметы в зарубежных банках за пределами России, пользоваться ИФИ, может служить информация о нарушении запретов, поступившая от:

  • правоохранительных органов;
  • налоговой службы;
  • кредитных учреждений;
  • органов местного самоуправления;
  • подразделений по борьбе с коррупцией;
  • иностранных банков и организаций;
  • средств массовой информации.

Решение о проведении проверки принимает лицо, уполномоченное на это ФЗ «О противодействии коррупции». По решению президента РФ уполномоченные подразделения администрации президента проводят проверки точности и содержания данных о расходах и доходов, имуществе государственных служащих. Перечисленные проверки проводят независимо от контрольных действий, осуществляемых подразделениями, должностными лицами, комиссиями, создаваемыми ведомствами и организациями.

Для контроля соблюдения законодательства в части действий госслужащих по ликвидации конфликтов интересов в структурах по управлению госслужбой создаются комиссии в порядке, определенном президентом РФ.

Порядок проведения проверки и сроки установлены тем же законом.

Контрольные органы имеют право:

  • запросить дополнительную информацию в органах федеральной и региональной исполнительной власти, прокуратуре, банках, зарубежных организациях о наличии у лиц, в отношении которых установлены запреты, счетов, вкладов в иностранных банках за пределами российской территории и владении ИФИ;
  • получать сведения о нарушениях запрета и ограничений от физических лиц.

Субъект, по которому осуществляется контрольная проверка, может быть отстранен от выполнения должностных обязанностей на срок от шестидесяти до девяноста дней, при этом сохраняется его денежное содержание.

Бездействие госслужащего по устранению конфликта интересов считается правонарушением, за которое могут уволить с государственной службы. Работодатель, узнавший о конфликте интересов и личной заинтересованности госслужащего, обязан принять меры, вплоть до снятия с должности лица – участника конфликта.

Несоблюдение государственными служащими их ближайшими родственниками ограничений и запретов, установленных действующим законодательством, влечет применение к ним санкций в виде освобождения от занимаемой должности, лишения полномочий, увольнения с формулировкой: утрата доверия, в порядке, установленном российскими законами.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Оцените статью